Развитие информационных компетенций с использованием ИКТ и интерактивного оборудования на уроках математики для творческой самореализации обучающихся.
статья

Мохова Валентина Ивановна

Из опыта работы. 

Информация о том, как в   процессе творческой самореализации  самого учителя может самореализоваться ученик, как творческий учитель помогает ученику достичь цели, как создать условия для развития  творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, как учить  их самостоятельно мыслить,  полнее реализовать свои  потребности, как повышать мотивацию у детей к изучению предметов, как развивать  их индивидуальные склонности и дарования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Плавский район

«Центр образования №3»

        Доклад

Тема: «Развитие информационных компетенций с использованием ИКТ и интерактивного оборудования на уроках математики для творческой самореализации обучающихся»

        

                                 Подготовила

                                                                               учитель математики высшей

                                                                               квалификационной категории

                                                                               Мохова В.И.

Плавск

2019 г.

Наш  «ЦО №3» небольшое образовательное учреждение, в котором работают 13 педагогических работников, обучаются в школе 38 учеников с 1 по 11 классы. Наполняемость классов очень маленькая. Это позволяет индивидуально подходить к обучению и развитию ученика, учитывая личностные качества и интересы каждого. Педагоги школы работают в тесном сотрудничестве.

Сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, способного к саморазвитию и самосовершенствованию. Школа обязана создать условия для самореализации ребёнка, подготовить его к жизни в новом времени, в новом постоянно меняющемся обществе.

 Успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное поведение, эффективное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

(Из образовательных стандартов второго поколения)

Самореализация — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности.

Применение  новых технологий, форм и методов обучения даёт   каждому ученику нашей образовательной организации  возможность для полноценного развития и  самореализации. Новые образовательные технологии способствуют формированию у обучающихся определённых компетенций, т.е. способностей основанных на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретаются  благодаря обучению. 

         Использование   компетентностного подхода в школьном образовании   решает проблему,  когда ученики, владея  набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или разрешения проблемных ситуаций.

К центральному ядру обучения относят ключевые компетенции, которые являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. 
   Выделяются следующие ключевые образовательные компетенции:

- ценностно-смысловая компетенция,                                                                    

 -общекультурная компетенция,                                                                             

 -учебно-познавательная компетенция,                                                                

  -информационная компетенция,                                                                            

 -коммуникативная компетенция,                                                                          

 -социально-трудовая компетенция,                                                                        

- компетенция личностного самосовершенствования .

К ключевым относится информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Сформировать информационную компетентность у обучающихся нам помогает  использование ИКТ, интерактивного оборудования  в творческой деятельности обучающихся. ИКТ расширяет возможности педагога, помогает ему увидеть в ребенке самое лучшее, а ученику дает импульс к самосовершенствованию, раскрытию способностей, самореализации. Современные ИКТ позволяют создать ситуации, направляющие ученика к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в суждениях и ответственности за свои действия и поступки.

В нашем образовательном учреждении имеются компьютеры с  интерактивным оборудованием  и   программным  обеспечением, выходом в ИНТЕРНЕТ,   другое учебное оборудование и средства обучения.

Современный урок нельзя представить без применения компьютера, интерактивной доски, мультимедийного оборудования.

     ИКТ и интерактивное оборудование применяются нами  системно. В зависимости от учебных целей и задач конкретного урока мы используем  их  на разных этапах: при проверке домашнего задания, объяснении нового материала, рефлексии, повторении и  закреплении  ранее изученного и т. д. Интерактивная доска, безусловно, более привлекательный для нового поколения школьников способ восприятия информации: у детей, выросших на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Просто словом или картинкой их не увлечёшь, не мотивируешь на восприятие информации и соответственно не пробудишь в ребёнке активность. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.

На уроках математики мы используем презентации, что позволяет:

- продемонстрировать обучающимся аккуратные, четкие образцы оформления решений;

- продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;

- достичь оптимального темпа работы обучающихся;

- повысить уровень наглядности в ходе обучения;

- изучить большее количество материала;

- показать обучающимся красоту геометрических чертежей;

- повысить познавательный интерес;

- внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

- достичь эффекта быстрой обратной связи.

Интенсивность умственной нагрузки на уроках математики позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету на протяжении всего урока.

Презентации мы используем также  во внеклассной и внеурочной работе, в том числе, осуществляя межпредметные связи математики и смежных дисциплин.

В своей работе мы используем  электронные учебники  и электронные приложения к учебникам .

Для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям, во внеурочной деятельности, при подготовке к ГИА используем электронные образовательные ресурсы. Например, видеофрагменты для объяснения материала с сайтов,  демонстрации  с помощью  интерактивной доски и программного обеспечения SMART Neutboоk, презентации для устного счета и первичного закрепления. Применяем при этом  здоровьесберегающие технологии. 

Обучающиеся так же, как и учитель  владеют  компьютером и интерактивной доской.

Интерактивная доска даёт нам возможность заранее создать, подготовить необходимый для урока материал и комбинировать кадры из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны линованной бумаги, подложки, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т.д.).

Педагоги нашей школы  прошли дистанционно обучение по программе ОУС («Образцовый учитель СМАРТ») по работе с программным обеспечением «SMART Notebook».  Благодаря этому, мы знаем  возможности интерактивной доски и используем их в своей работе. Это   изготовление интерактивных пособий для урока, обучающих игр, презентаций, использование интерактивной доски для записей (безмельная технология), использование электронных чертёжных инструментов, поисковой строки для интернета, галереи.

Применение  ИКТ и интерактивного оборудования  позволяет нам творчески подходить к любому делу на уроке и во внеурочное время, вовлекать учащихся в самостоятельную работу.

Формы творческой самостоятельной работы обучающихся с использованием ИКТ, которые мы применяем:

- создание проектов,

- исследовательская деятельность,

- игры,

- творческие самостоятельные и домашние работы,

  - конкурсы  и др.

          Через проектную и исследовательскую работу обучающиеся получают возможность самореализации, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, приобретают умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность - это путь самореализации учащегося.

         Творческие самостоятельные и домашние задания предусматривают проявление творчества и фантазии обучающихся. Они должны также проявить и применить приобретенные знания и умения в новой ситуации. В качестве домашнего задания, например, можно  предложить  учащимся подготовить доклад на тему,  используя дополнительную литературу, электронные энциклопедии, материалы Интернета и т.д.

Вовлекаем  обучающихся в различные конкурсы, олимпиады, соревнования.

Все это позволяет им самореализоваться, проявить себя в том или ином виде деятельности.

Только в   процессе творческой самореализации  самого учителя может самореализоваться ученик. Именно творческий учитель помогает ученику сформулировать цель и достичь её. Сегодня перед учителем стоит  не совсем простая задача – создать условия для развития  творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить  их самостоятельно мыслить,  полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы они научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя и в процессе изучения материала, и в их повседневной жизни. Отличительными чертами современного педагога, педагога-мастера являются постоянное самосовершенствование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интерактивное оборудование на уроках русского языка как средство создания современной обучающей среды ».

Деятельность учителя русского языка на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуника...

Формирование информационной компетентности учащихся в процессе использования возможностей интерактивной доски на уроках математики

Материалы краевого педагогического фестиваля «Инновационный поиск -2013».  Выступление по теме: «Формирование информационной компетентности учащихся в процессе использования возможностей интеракт...

Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики

Использование методов технологии "Проблемного диалога" Е.Л. Мельниковой позволяет организовать учебный диалог на уроке и реализовать системно-деятельностный подход...

использование интерактивного оборудования на уроках физики

В моем кабинете уже три года назад установили часть оборудования технопарка.Это 8 моноблоков и набор датчиков для проведения исследований.С помощью этих датчиков мои ученики выполняют лабораторные и и...

Интеграция на уроках математики как средство самореализации обучающихся

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов. Материал таких уроков показывает единство процессов....

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие коммуникативных способностей через творческую самореализацию обучающихся на уроках английского языка».

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы. В ней автор анализирует мотивации учеников к изучению иностранных языков и формир...