Интеграция на уроках математики как средство самореализации обучающихся
методическая разработка

Спицына Татьяна Дмитриевна

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов. Материал таких уроков показывает единство процессов.  Происходящих  в  окружающем  нас  мире,  позволяет  учащимся  видеть взаимозависимость различных наук.  Такие уроки так же позволяют наглядно показать  связь  предметов,  учат  применять  на  практике  теоретические  знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция на уроках математики как средство самореализации учащихся

Одно из важнейших условий модернизации современного образования состоит в том,  чтобы  раскрыть  способности  каждого  ученика,  воспринимающего  красоту  окружающего  мира,  понимающего  процессы,  проистекающие  в  природе  и  обществе.

Различные способы освоения мира - наука, дающая возможность многомерного видения, именно  поэтому  на  современном  этапе  определяющей  тенденцией  познавательного процесса является интеграция

. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики ведет к ослаблению интереса учащихся к изучаемому материалу. Необходимы задачи,  возникающие в реальных жизненных ситуациях, вызывающие неподдельный интерес и желание  их  решать,  так  как  результат  имеет  выход  в жизнь.

Поддержать интерес обучающихся  к математике можно, используя интеграцию на уроках.

Интеграция  вошла  в  педагогику  вначале  1980-х  гг.  Принятие  педагогами  этого термина  было  подготовлено  развитием  интегративных  процессов  в  образовании  на протяжении  предшествующих десятилетий,  которые  привели  к  глубокому взаимопроникновению наук друг в друга. Особенно, проникновением математики, физики и информатики в другие отрасли знания, что было обусловлено научно - техническим прогрессом, развитием компьютерной техники.

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Результат  интеграции - новая  реальность ,  в  которой  каждый  из  компонентов сохраняет свои сущностные качества. Интеграция исключает уничтожение, подчинение, растворение одного в другом.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на  развитие  образного  мышления.  Интегрированные  уроки  также  предполагают обязательное  развитие  творческой  активности  учащихся.  Это  позволяет  использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Потребность в возникновении интегрированных уроков  объясняется целым рядом причин.

Во-первых, мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений  этого  единства,  не  дают  представления  о  целом  явлении,  дробя его  на  разрозненные фрагменты.

Во-вторых,  интегрированные  уроки  развивают  потенциал  самих  учащихся, побуждают  к  активному  познанию  окружающей  действительности,  к  осмыслению  и нахождению  причинно-следственных  связей.  К  развитию  логики,  мышления, коммуникативных способностей.

В-третьих,  форма  проведения  интегрированных  уроков  нестандартна,  интересна. Использование  различных  видов  работы  в  течение  урока  поддерживает  внимание

учеников  на  высоком  уровне,  что  позволяет  говорить  о  достаточной  эффективности

уроков Интегрированные  уроки  раскрывают  значительные  педагогические  возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные  виды  деятельности,  резко  повышают  познавательный  интерес,  служат

развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

В-четвёртых,  интеграция  в  современном  обществе  объясняет  необходимость интеграции  в  образовании.  Современному  обществу  необходимы  высококлассные,  хорошо подготовленные специалисты.

В-пятых,  интеграция  даёт  возможность  для  самореализации,  самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

 способствуют  повышению  мотивации  учения,  формированию  познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

 в  большей  степени,  чем обычные  уроки,  способствуют  развитию  речи, формированию  умения  учащихся  сравнивать,  обобщать,  делать  выводы, интенсификации  учебно-воспитательного  процесса,  снимают  перенапряжение перегрузку;

 не  только  углубляют  представление  о  предмете,  расширяют  кругозор,  но  и способствуют  формированию  разносторонне  развитой,  гармонически  и интеллектуально развитой личности

интеграция  является  источником  нахождения  новых  связей  между  фактами, которые  подтверждают  или  углубляют  определённые  выводы  наблюдения учащихся в различных предметах.

Интегрированные  уроки  являются  важнейшей  частью  системы  меж  предметных связей. Каждый из этих уроков ведут два учителя - предметника, например, в нашем случае учитель математики, учитель биологии и учитель географии.

Материал таких уроков показывает единство процессов.  Происходящих  в  окружающем  нас  мире,  позволяет  учащимся  видеть взаимозависимость различных наук.

Такие уроки так же позволяют наглядно показать  связь  предметов,  учат  применять  на  практике  теоретические  знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний. Каждый ученик работает активно, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес. При создании интегрированного урока первое, что было сделано

-это согласованы учебные  программы  по  предметам:  математика  и географии,  обсуждены  и сформулированы общие понятия, согласовано время их изучения, проведены взаимные консультации учителей. Затем были рассмотрены подходы к изучению одних и тех же процессов. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

 

Вашему вниманию мы предлагаем интегрированный урок по математике,  географии и экологии «Решение экологических проблем Муйского района. Действия с отрицательными и положительными числами». Приглашаем вас пройти в соседний кабинет, где будет проходить урок.

                                                                                                             .

Класс разбит на 2 команды по 10 человек. Форма проведения – игра.  Применяемые технологии – ИКТ –технология, здоровьесберегающая, метод проектов.

Ход урока

Девизом  урока  взяты слова И.С.Тургенева: «Человек связан с природой тысячью неразрывных нитей, он сын её».

Математик: — Сегодня мы проводим необычный  урок в рамках изучения предметов географии, математики и экологии ...

Географ: - Наша точка соприкосновения — планета «Земля». География изучает её живые организмы.

 Математик: это не только наука цифр, формул и вычислений, но и наука, которая непосредственно участвует в сохранении, размножении и стабильной динамики различных видов живой природы. Позволяет рассчитать процентное содержание выбросов различных газов в атмосферу, количество редких и исчезающих видов растений и животных. Ведь отрицательные числа показывают изменение и уменьшение видов, а положительные увеличение видов занесенных в Красную книгу. Поэтому география и математика непосредственно взаимосвязаны друг с другом.

Биолог: — А биология — её среду обитания. Всем известно, что наука, изучающая взаимосвязь организма со средой обитания, называется экологией.

Математик: — Поэтому наш урок мы назвали «Экологическими капельками».

Географ: Добрый день, дорогие друзья, учителя и гости! Если вы желаете побыть в дружеской атмосфере, приятном окружении, в кругу умных, эрудированных, находчивых учеников 6 класса нашей школы, то присоединяйтесь к нам и смотрите проект « Экология в цифрах»

Математик: - На нашем экологическом уроке присутствуют две команды – «Земля» и «Вода».

Приветствуем этих смельчаков! ( Звучит музыка)

Биолог: В игре участвуют две команды. Каждая команда выполнит ряд заданий. За каждое правильное   правильный ответ на вопрос команда получит экологическую капельку. На решение отводится от 1 до 3 минут в зависимости от трудности вопроса.  Вопросы выбираются по очереди каждой команде. В конце занятия в честь команды, набравшей наибольшее количество капелек, будет зажжен салют. ( Слайд4)

Географ: Команд ждёт много испытаний. Наши смельчаки должны продержатся дольше в  проекте, пока из 2-х команд не победит одна.

Математик:- И тогда Госпожа Экология определит, кто заслуживает наивысшею оценку « Лучший эколог»

Биолог: Задание 1: каждой команде требуется выбрать капитана и придумать  девиз на экологическую тему…

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ + ДЕВИЗ+ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАПИТАНА

Географ: Итак, команды представлены. И мы начинаем игру!

Первое задание:   « Сложи пословицу». У каждой команды на столе лежит конверт с  номером 1. Пока звучит музыка вам нужно за 1 минуту записать   из этих слов  пословицу на листе,  капитаны команд вывесят пословицу  на доску.

(команда №1 – «Нет плохой земли, есть плохие хозяева.», команда №2 – «Береги землю родимую, как мать любимую.»)

За правильный ответ команда_______ получает капельку.

Второе задание: Вам за 1 минуту надо решить задачу: В России под отходы занято 250 тыс. га земельных угодий, что составляет 0,5% всей площади. Какова площадь земельных угодий в России? Своё решение запишите на листах, и капитаны команд вывесят их на доску.

Решение: 250:0,005=50000(га) - вся площадь земельных угодий.

За правильный ответ команда_______ получает зкапельку.

Перемена «Нужно знать». Один ученик рассказывает об отходах (виды отходов, способах очистки.). Второй ученик делает отчет об уборке отходов в нашем поселке Таксимо с фотографиями.

Биолог: Ребята, назовите основные причины, влияющие на экологическую обстановку нашего Муйского района и поселка Таксимо.

Ответы детей: выбросы автомобилей, вырубка леса, перевозка опасных грузов по железной дороге, мусор в лесной полосе и территории поселка и др..

Третье задание – конкурс капитанов: Учащиеся одной школы проводили экологические исследования. За 15 минут по участку дороги длиной 100м рядом с нашей школой проехало 116 автомобилей. Известно, что на пути в 1 км одна машина выделяет 160л углекислого газа, 0,6 л угарного газа, 0,1 л углеводородов  0,04 диоксида азота. Рассчитайте суммарное количество вредных газообразных  выбросов на выбранном участке. Ответьте на вопрос «Все ли выбросы являются одинаково вредными?»

За правильный ответ команда_______ получает капельку.

В это время - Перемена «Нужно знать». Ученик рассказывает о вырубке леса на территории Бурятии  и Муйского района.

Четвертое задание: Один квадратный километр  леса поглощает в день 25 тысяч кг углекислого газа. За год площадь Земли сократилось на 13 млн га. На сколько тонн меньше углекислого газа будет поглощено из атмосферы?

За правильный ответ команда_______ получает капельку.

Пятое задание: Каждую минуту в мире вырубается около 20 гектаров леса. Ежегодно уничтожается площадь тропического леса равная площади Великобритании.  В Красную книгу занесено много различных цветов и трав, которым грозит уничтожение. Сейчас мы узнаем название только одного из них, решив примеры и с помощью ключа расшифровав  название.

-4

1

104,5

-8,37

0,25

2,5

19,39

-154,5

7,5

1,2

-104,5

4,8

п.

г

о

к

и

ж

н

с

н

д

е

у

-0,8 * 5= - 4                    (п)          

-1,045 *(- 100) = 104,5   (о)          

6: 5 = 1,2                   (д)          

-129,5 +(- 25) =-154,5        (с)          

75: 10 = 7,5               (н)            

1,045:(- 0,01) = -104,5   (е)            

7,5: 3 = 2,5               (ж)            

20+(-10,39) = 19,39    (н)          

25: 100 = 0,25           (и)          

-7 – 1,37 = -8,37           (к)            

 Подснежник . 

За правильный ответ команда_______ получает капельку.

Шестое  задание: Птицы – наши друзья и помощники. Одна синичка уничтожает до 600 гусениц в час, мухоловка – около 5 тысяч в день.

1. Хотите узнать, на какой высоте нужно прибивать скворечник? Для этого

1) Из первой строки выберите наименьшее число(-1,15),

2) Из второй строки выберите наибольшее число (-2,45),

3) Сложите их (-1,15+(-2,45)=-3,6),  

4) Полученный результат умножьте на число из третьей строки, которое не является ни наибольшим, ни наименьшим(3,6*(-2,5)=9) Музыка.

      Итак, наш ответ -  необходимая высота в метрах.

7,32

-1,15

1,945

-2,45

2,255

1,9999

5,8

0,39

-2,5

Если сложить числа на отмеченной диагонали, то мы узнаем, сколько сосен можно сохранить, собрав всего 1 тонну макулатуры. (10 сосен). ( Слайд 15)

За правильный ответ команда_______ получает капельку.

Седьмое задание : Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом»

Берёза – 63.2

Сосна –82.8

Тополь – 75.6

Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример  15.2*8 –(48.6+9.8)  

За правильный ответ команда_______ получает капельку.

Биолог: В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. На каждого жителя планеты приходится в среднем около 1-1,5 т мусора в год. Если весь накопившийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус. Что делать с мусором - это «вечная тема».

Географ: Хочу вам привести примеры из истории:

  • 200 тыс. лет до н.э.- первые мусорные кучи из костей животных и обломков каменных орудий;
  • 400 лет до н.э. - первая в истории организованная свалка в Афинах;
  • 200 г. в Риме возникла городская служба по уборке мусора;
  • 1775 г. в Лондоне первые мусорные баки;
  • 1800 г. свиньи на улицах Нью-Йорка для борьбы с мусором;
  • 1810 г. в Англии изобретена жестяная консервная банка;
  • 1869 г. началось производство целлулоида – первого из многих видов пластмассы;
  • 1874 г. началось организованное сжигание мусора в Англии;
  • 1897 г. в Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора;
  • 1912 г. изобретен целлофан;
  • 1948 г. в Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире;
  • 1932 г. в США изобретены машины, прессующие мусор;
  • 1965 г. конгресс США принимает акт об утилизации твердых отходов;
  • 1992 г. международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем Земли;
  • 2000 г. страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.

Факты говорят, что:

  • 1-1,5 тонна мусора на каждого жителя планеты в год;
  • Весь не переработанный за год мусор-гора высотой с Эльбрус (5642 м);
  • 300 кг мусора на каждого жителя России, Франции, Германии;
  • 600 кг мусора на каждого жителя США;

Математик: Зная эту проблему, мы попробуем с вами выяснить некоторые вопросы, о которых вы должны знать. Поэтому сейчас предлагаем игру «Гонка за лидером»

Восьмое задание – «Гонка за лидером»: (команды поднимают номер ответа – 1,2,3)

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

а) пластмасса, б) стекло, в) металл.

2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

а) рассортировать, б) собрать в одном месте, в) раскрошить.

3. Первоочередная забота при выборе места свалки:

а) защита поверхности земли и грунтовых вод, б) ограждение места свалки, в) укомплектование соответствующей техникой.

4. Самая страшная добавка к воде:

а) бытовой мусор, б) пестициды, в) минеральные удобрения.

5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

а) компостировать, б) сжечь при специальных условиях, в) переплавить.

6. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?

а) производство упаковочных материалов, б) переработка мусора, в) производство автомобилей.

7. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

а) их захоронение, б) разработка правовых механизмов регулирование процесса, в) рециркуляция (повторное использование отходов).

8. Вредные выбросы оказывают влияние:

а) только на те регионы, где появилось загрязнение, б) на близлежащие регионы, в) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет”.

9. Способом уменьшить влияние на природу является:

а) рост численности населения, б) освоение новых территорий, в) создание безотходных технологий.

10. Как называется сфера разумной деятельности человека:  

а) биосфера, б) ноосфера, в) атмосфера.

11. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

а) теплоэнергетика, б) нефте-и газопереработка, в) автотранспорт.

12.  Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

а) 10 лет, б) 50 лет, в) 100 лет и более.

13. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки-микробы за:

а) 1-2 года, б) 5-8 лет, в) 20 и более лет.

15. Конституция России предусматривает: а) обязанность предприятий выделять денежные средства на содержание заповедников, б) обязанность государства создавать экологически чистые зоны, в) обязанность граждан беречь и защищать природу.

Девятое задание- мини-проект «Берегите Землю, берегите!»: Каждая команда готовит мини – проект (плакат, буклет, метальная карта). Заготовки есть у каждой команды.

Итог урока: каждая команда подсчитывает количество полученных «капелек» и капитаны называют их число, выявляется команда – победитель, по мнению ребят, гостей выбирается «Лучший эколог».

РЕФЛЕКСИЯ.

Перед вами трафареты красных и жёлтых яблок, если вам понравился урок, то на «ДЕРЕВО», на доске, прикрепите КРАСНОЕ ЯБЛОКО, нет - ЖЁЛТОЕ ЯБЛОКО. И пусть все  деревья на нашей планете Земля растут только красивые деревья. И позвольте нам закончить наш урок такими словами

Люблю тебя, мой отчий край родной,

Березок перелески не густые, 

Речушку, что бежит там под горой,

И журавлей, летящих вновь в Россию!

 

Люблю я все: и  реки, и поля,

И травы эти, и леса густые!

Ведь это ты, моя, моя Земля!

Кусочек дорогой моей России!

 Спасибо за урок! Все всего доброго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов экономики на уроках математики, как средство развития жизненных компетенций обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью.

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно ...

Школа вожатых как средство самореализации обучающихся средней и старшей школы.

Самореализация человека является одним из важным критерием для его успешной карьеры и жизни в целом...

Развитие информационных компетенций с использованием ИКТ и интерактивного оборудования на уроках математики для творческой самореализации обучающихся.

Из опыта работы. Информация о том, как в   процессе творческой самореализации  самого учителя может самореализоваться ученик, как творческий учитель помогает ученику достичь цели, ...

"Использование компетентностного подхода для организации творческой деятельности обучающихся на уроках литературы как средства самореализации личности"

Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и с...