Образовательные технологии, обеспечивающие достижение образовательных результатов в условиях реализации ФГОС ООО и СОО
статья
Использование технологий проектного обучения, проблемно-диалогической технологии, групповых форм работы, информационно-коммуникационных технологий, технологии контрольно-оценочной деятельности в условиях классно-урочной системы наиболее легко вписываются в учебный процесс, предоставляет учителю возможность реализовывать системно-деятельностный подход и достигать результатов в освоении основных образовательных программ, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательные технологии ФГОС | 36.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Ларина Г.В., учитель русского языка и литературы МОУ СО№2 с.Екатеринославка Амурской области
Образовательные технологии, обеспечивающие достижение образовательных результатов в условиях реализации ФГОС среднего образования
Самым главным условием изменения профессионализма учительских кадров для получения новых образовательных результатов учащихся (компетентностей) является изменение педагогических технологий
В понимании образовательной технологии существуют большие разночтения.
- Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
- Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
- Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
- Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний и учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Базовыми технологиями стандартов второго поколения являются:
- Информационные и коммуникативные технологии
- Технология, основанная на создании учебной ситуации
- Технология, основанная на реализации проектной деятельности
- Технология, основанная на реализации исследовательской деятельности
- Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Одной из технологий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов, является проблемно-диалогическая технология. Так, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через постановку проблемы. Творческое начало урока, активизация обучающихся к формулированию проблемы, организация работы по совместному поиску её решения – всё это способствуют актуализации знаний. В соответствии с требованиями Стандарта диалог (в данном случае, проблемный диалог) выступает не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.
Ведение проблемного диалога возможно не только на этапе постановки проблемы, но и этапе формирования нового знания. Поиск решения, организованный в форме проблемного диалога, дает возможность творчески переосмысливать имеющиеся у обучающихся знания, применять их в незнакомой ситуации. Определение школьниками своей позиции; умение аргументировать точку зрения, задавать вопросы, оппонировать, перерабатывать информацию для изложения знания, - все эти действия способствуют достижению личностных и метапредметных результатов, позволяют формировать регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия.
Благодаря проблемному диалогу, на уроке не может быть пассивных детей: все думают и выражают свои мысли. Такой подход к построению урока, когда во главу угла ставится не «информация, транслируемая ученику, а диалог, складывающийся между педагогом и учеником, между учениками», делает процесс обучения более демократичным, ориентированным на обучающихся с разными интересами и способностями.
Стандартами предусмотрено формирование коммуникативных учебных действий. Для решения этой задачи при проектировании урока большие возможности открывает групповая организация деятельности обучающихся. Психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет учащимся используемая учителем на уроке групповая работа.
При работе в парах или группах у обучающихся появляется возможность проговаривать свои выводы, учить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение от одноклассника. При подобной организации деятельности у обучающихся формируется и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий (регулятивные и познавательные учебные действия). Кроме того, решение одной и той же задачи разными группами обучающихся позволяет сопоставить и критически оценить работу, рождает к ней взаимный интерес.
Работа в парах или группах на этапе закрепления предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной технологии, «смысл которой заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов». Такие действия обучающихся как работа с источниками информации, словарями, справочниками; отбор и переработка информации способствует освоению познавательных результатов. Навыки работы в группе, умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, аргументирование точки зрении способствуют формированию коммуникативных учебных действий. Личностные результаты достигаются обучающимися в процессе выбора тематики проекта. Регулятивные учебные действия в процессе работы над проектом формируются на этапе составления плана действий, плана ответа и т.д.
На выполнение проектных задач можно выделять целый урок. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным. Выполнение учебных проектов можно организовать и в рамках внеурочной деятельности. В этом случае работа над проектами дополнит классно-урочную деятельность и позволит расширить временные рамки работы над проектом.
Одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Учитель, реализующий требования Стандарта, сегодня психологически и технически готов использовать в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии. Использование обозначенной технологии позволяет повысить качество усвоения учебного материала, усилить образовательные эффекты. Кроме того, развитие умений учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией и т.д. способствует освоению обучающимися познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий.
Качество усвоения знаний обучающихся во многом определяется многообразием и характером универсальных учебных действий. Уже в начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности: умение определять, принимать, сохранять на протяжении урока учебные цели и реализовывать их, умение планировать свою деятельность, контролировать и оценивать процесс формирования учебных действий и их результат. На развитие контрольно-оценочной деятельности направлена технология оценивания образовательных достижений учеников. Формирование регулятивных универсальных учебных действий таких как умение анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса), логически обосновывать точку зрения, находить и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей – способствует избавлению учеников от страха перед контролем. Правильно организованный учителем этап рефлексии, в процессе которого у обучающихся появляется возможность соотнесения цели урока и его результата, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания - способствует личностному развитию ученика.
Таким образом, использование технологий проектного обучения, проблемно-диалогической технологии, групповых форм работы, информационно-коммуникационных технологий, технологии контрольно-оценочной деятельности в условиях классно-урочной системы наиболее легко вписываются в учебный процесс, предоставляет учителю возможность реализовывать системно-деятельностный подход и достигать результатов в освоении основных образовательных программ, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом.
Лет 10 назад я познакомилась с авторской технологией обучения русскому языку Юлии Александровны Поташкиной, доцента Воронежского ГПУ. Основной целью автора концепции является интеллектуальное и речевое развитие учащихся средствами русского языка как учебного предмета.
Технологические принципы
Ю.А. Поташкиной
1. Опора на речевой опыт ребенка.
2. Опора на многоаспектную суть языковых единиц и категорий (форма, значение, функция) с особым вниманием к значению.
3. Работа в режиме непрерывного интеллектуального, речевого, правописного тренинга.
4. Капельный способ отработки теоретического и практического материала.
5. Запрет на бездумное письмо.
6. Дозирование и жесткое ограничение механического запоминания изучаемого материала.
7. Постоянная работа над смысловым типом речи «Рассуждение (рассуждение – доказательство, рассуждение – объяснение, рассуждение – размышление) в научно-учебном стиле речи».
Отличительными особенностями данной технологии являются:
1) признание приоритетной задачей учебного предмета «русский язык» формирование словесно-логического мышления учащихся, опирающегося на осознание форм и структур родного языка;
2) целостное представление всей системы родного языка в основных её чертах учащимся до 10-11 лет, то есть в возрасте, когда закладываются базовые возможности главнейших психических функций;
3) смысловой подход к фактам языка (метод «активной грамматики»), способный обеспечить учащихся сущностными знаниями о языке, а с ними понимание изучаемого материала:
4) в теоретической части: использование оригинальных логико-структурных схем, что обеспечивает развитие логических и речевых способностей учащихся;
5) в практической части: работа с алгоритмами и алгоритмизированными таблицами;
6) по правописанию, программирующих решение орфографических или пунктуационных задач, и являющихся тренажерами для выработки навыков правописания;
7) по грамматике, программирующих поиск дифференциальных признаков грамматических явлений, помогая формированию навыков владения лингвистическими разборами;
8) система непрерывного правописного тренинга;
9) письмо со «следами размышлений» по самому его ходу в работах любого типа, что развивает орфографическую зоркость, не позволяет упускать из внимания аспект правописания при письме;
10) система обязательного речевого тренинга, способствующая формированию устной монологической речи учащихся.
Для формирования языковой компетентности учащихся используются следующие технологические приёмы, разработанные Ю.А. Поташкиной:
в теме «Орфография»:
• «запрет на бездумное письмо» – осмысленная правописная деятельность с «графической защитой»,
• «свёртка», алгоритмизация правил русской орфографии, их блочная подача,
• решение орфографических задач как составляющая часть урока любого типа: включение в разминку урока от 7 до 10 орфограмм;
в теме «Пунктуация»:
• синтаксический разбор с расстановкой знаков препинания (в домашнем задании и ежеурочно – составляющая часть разминки, объяснение постановки пунктуационного знака);
в теме «Культура речи»:
• скандирование («пропевание») лексического минимума с обязательным «проговариванием» орфоэпической нормы, толкованием значения слова.
Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект «Освоение технологии обеспечивающей достижения новых образовательных результатов обучающихся»
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:-разбудить активность детей;-вооружить их оптимальными спосо...
Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
Создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к усло...
Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...
Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС на уроках химии
Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы...
Опыт применения современных образовательных технологий на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образова...
Практическое применение современных образовательных технологий для формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
Примеры применения современных образовательных технологий на уроках математики и физики в коррекционной школе....
Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
О методах достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС...