ВПК "Пересвет", МАОУ СОШ № 216
рабочая программа (8, 9 класс)

 Sergeev Artem Sergeevich

Данная дополнительная общеобразовательная программа «Основы военной подготовки» является частью образовательного процесса МАОУ СОШ № 216.  Программа реализуется в с 2019 года.

В современных условиях, когда в центре внимания стала проблема патриотического вос­питания, значительно возрастает роль и значение специфического компонен­та содержания военно-патриотического воспитания. Составным компонентом военно-патриотического воспитания являются духовно-нравственные ценности:

  • гражданственность, надкорпоративность;
  • общенациональность в государственном масштабе;
  • приоритет общественно-государственных интересов над личными;
  • лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
  • патриотизм, преданность своему Отечеству;
  • преемственность, сохранение и развитие лучших традиций воспита­ния;
  • самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
  • гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
  • социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx75.66 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ № 216

Утверждаю

МАОУ СОШ № 216.  _________________/                     /

«__» ________ 20___ года

«Основы военной подготовки»

Дополнительная общеобразовательная программа

ВПК «Пересвет»

Составитель:

Сергеев Артём Сергеевич

Возраст учащихся –

Срок реализации программы –

Новосибирск, 2019


Информационная справка о программе

1

Направленность программы

социально-педагогическая

2

Тип программы

модифицированная

3

Форма организации содержания

интегрированная

4

Уровень подготовки

начальный

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы военной подготовки»:

  • разработана в 2019 году;


СОДЕРЖАНИЕ

1.        Пояснительная записка        4

1.1.        Введение        4

1.2.        Цель и задачи программы        8

1.3. Организационно-педагогические основы деятельности        9

1.4. Результативность программы        11

2.        Учебно-тематический план        14

3. Содержание программы        15

4. Методическое обеспечение программы        17

5.        Условия реализации программы        21

6.        Список используемой литературы        23

Приложения        25



  1. Пояснительная записка

  1. Введение

Данная дополнительная общеобразовательная программа «Основы военной подготовки» является частью образовательного процесса МАОУ СОШ № 216.  Программа реализуется в с 2019 года.

В современных условиях, когда в центре внимания стала проблема патриотического воспитания, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Составным компонентом военно-патриотического воспитания являются духовно-нравственные ценности:

  • гражданственность, надкорпоративность;
  • общенациональность в государственном масштабе;
  • приоритет общественно-государственных интересов над личными;
  • лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
  • патриотизм, преданность своему Отечеству;
  • преемственность, сохранение и развитие лучших традиций воспитания;
  • самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
  • гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
  • социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Система этих и других ценностей является важным фактором для воспитания личности, характеризующейся высоким морально-политическим состоянием, боевой выучкой, мобильностью, готовностью к выполнению сложных и ответственных задач по защите Отечества в условиях реформирования российского общества и может быть условно разделена на три сферы: общественно-государственную, патриотическую и военно-профессиональную.

Актуальной задачей образования и сегодня остается формирование готовности детей и молодежи к служению Отечеству, особенно, связанное с обеспечением его защиты. Поэтому приоритетным из направлений деятельности является социально-нравственное становление и патриотическое воспитание несовершеннолетних через систему организации профильных клубов, направленных на поддержание статуса защитника Отечества. Воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, повышение их роли в патриотическом и гражданском воспитании учащихся – неотъемлемая часть воспитательной деятельности образовательных учреждений.

Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех возрастных этапах становления личности. Формирование у учащихся понимания сущности и значения государственных символов Российской Федерации, воспитание уважения к ним складывается на всех занятиях, факультативных занятиях, внеклассной работе, а также в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России. Их исполнение включается в проведение торжественных мероприятий с участием родителей, общественности, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, а также в местные и общешкольные мероприятия, такие, как традиционные праздники начала и окончания учебного года, парады и смотры строя и песни, несение Вахты памяти у вечного огня Монумента Славы и др.

Военная история России является ярким свидетельством того, что во все времена героизм, мужество защитников Отечества, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства, гарантией целостности и независимости родной земли.

История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это – коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Организовывая воспитательную работу по программе, педагог дополнительного образования учитывает, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность мудрой, гордой за нашу Родину, за наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства.

Программа «Основы военной подготовки» предполагает изучение истории Вооруженных Сил и государственной символики, начальных положений, основ воинской службы и статей воинских уставов, которые должны дать представление о службе во всех родах войск Российской Армии, расширить кругозор учащихся, дисциплинировать их, привить уважение к военной профессии.

В то же время с целью расширения кругозора учащихся в области военной профессии, необходимо изучение быта военнослужащих, организуемого в полевых условиях, в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Отсюда включение в программу отдельного блока, посвященного чрезвычайным ситуациям и способам предотвращения и выживания в чрезвычайной ситуации.

Таким образом, комплексный подход в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы в учреждениях дополнительного образования призван восполнить недостаток в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Актуальность программы

Патриотом может считать себя тот, кто в действительности сопричастен важнейшим проблемам страны, кто разделяет бремя ответственности за историческую судьбу Отечества, чтит и хранит память о прошлом.

Предмет «Основы военной подготовки» актуален для юношей, так как исторический опыт воспитательной работы в армии и на флоте свидетельствует о том, что успех в воспитании защитников Отечества не мыслим без знания истории России и ее Вооруженных сил, без опоры на героические традиции предшествующих поколений россиян. Полученные знания направляют ребят, ориентируют на поступление в военные училища и повышают престиж военной профессии.  

Педагогическая целесообразность

Курс предназначен дать начальные знания по основам обороны государства; познакомить со структурой Вооруженных Сил России, государственной символикой и историей, назначением видов и родов войск, их вооружением и боевыми возможностями; дать представление о требованиях, предъявляемых к будущему военнослужащему, о порядке призыва и прохождения военной службы; научить выполнять обязанности солдата (матроса), дневального, часового, командира отделения и др.

Подрастающее поколение должно знать правовые основы воинской службы, порядок прохождения военной службы, основные требования военной присяги, дисциплины, значение общевоинских уставов в жизни и деятельности частей и подразделений, воинские звания и знаки различия, правила воинской вежливости, поведения и отдания воинского приветствия, обязанности перед построением и в строю, а также уметь ориентироваться в чрезвычайной ситуации, предпринимая меры по предотвращению подобных ситуаций и организации выживания как собственного, так и окружающих.

Базовая основа

В основу целевых установок и принципов отбора учебного материала взяты основные положения ФЗ №273 «Об образовании в РФ», Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»  и Конвенции о правах ребенка.

Организация деятельности объединения осуществляется с учетом положений следующих нормативно-правовых актов и инструктивно-методических документов:

– Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

– Приказа Министра Обороны Российской Федерации и Министра Образования Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 96 /134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы;

– Федерального закона от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»;

– Распоряжения Правительства Новосибирской области от 19.07.2010 № 85-рп «О мерах по повышению роли общественных объединений в формировании социальной активности граждан»;

– Долгосрочной целевой программы Новосибирской области «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2016-2020 годы»: Утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 20.12.2010 № 256-п;

Основой содержания программного материала послужили учебные пособия таких авторов, как: Бобылев П.Н, Дыгало В.С., Дынин И., Изотова М.А., Царёва Т.Б., Калашников И., Боков А.М., Гусак П.А., Рогачёв А.М., Исаев И.А., Кулаков В.Ф., Охлябин С.Н. и др.

Новизна программы и отличительные особенности от других дополнительных общеобразовательных программ

Новизна данной программы заключается в том, что она одной из первых в городе соединила в себе вопросы допризывной подготовки детей и молодежи, школьного предмета «Основы обеспечения жизнедеятельности»  и граждановедения. Программа «Основы военной подготовки» перекликается информационным содержанием с отдельными темами школьного курса «ОБЖ», но не дублирует их, а расширяет и углубляет.

В отличие от школьного обучения данная программа предусматривает больше практики в освоении специальных военно-прикладных компетенций. Особое внимание в реализации программы уделяется общекультурному и морально-нравственному развитию учащихся посредством изучения культуры, истории формирования родов войск и воинских традиций Российского государства и Российской армии, происхождения и значимости государственной символики, вовлечение детей и подростков в организацию и участие в различного рода патриотических мероприятиях.

  1. Цель и задачи программы

Цель: формирование у учащихся социально значимого отношения к воинским и трудовым традициям; развитие гражданственности и патриотизма в процессе обучения основам военной подготовки.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомство с понятиями и определениями из курса истории государства и Российской армии;
  • освоение основных обязанностей и прав военнослужащих, положений общевоинских Уставов, текста военной присяги;
  • формирование универсальных учебных действий по предмету и обобщенных способов организации и регуляции любой деятельности учащихся;
  • формирование представлений о взаимоотношениях военнослужащих, о требованиях, предъявляемых к будущему военнослужащему;
  • формирование навыков и умений выполнять обязанности военнослужащего в период прохождения военных сборов;
  • выработка навыков в использовании уставных знаний при выполнении служебных обязанностей;
  • формирование специальных компетенций, служащих основой выполнения в будущем обязанностей военнослужащего.

Развивающие:

  • развитие кругозора, интеллектуальных способностей учащихся;
  • социализация личности;
  • создание условий для сохранения индивидуальности личности при выполнении уставных требований;
  • создание условий для мотивации юношей к несению действительной службы в Вооруженных Силах России.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к истории государства и Вооруженных Сил России;
  • воспитание таких черт характера, как ответственность, самостоятельность, чувство долга, целеустремленность, дисциплинированность;
  • воспитание чувства коллективной ответственности, социально значимого отношения к воинским и трудовым традициям;
  • формирование духовно-нравственных ценностей и гражданского мировоззрения учащихся, государственности и патриотизма;
  • воспитание толерантности.

1.3. Организационно-педагогические основы деятельности

Программа «Основы военной подготовки» рассчитана на 1 год обучения, деятельность по программе может осуществляться на базе МАОУ СОШ № 216. Наполняемость групп в соответствии с локальными актами МАОУ СОШ № 216. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятия включает: образовательная деятельность – 45 минут, 15 минут – подготовка дидактического материала, организация уборки и проветривания помещения.

Набор свободный на основании согласия родителей и наличия медицинского допуска к занятиям (медицинской справки о состоянии здоровья) для каждого учащегося.

Психологические и возрастные особенности учащихся

Учет возрастных особенностей подростков обеспечивает соблюдение принципа индивидуальности и гармоничности в развитии личности ребенка.

Особенности среднего школьного возраста и их учет

в деятельности педагога

Психолого-педагогические особенности

Формы проявления особенности

Тактика педагога

Бурный рост и развитие всего организма

  • усиленный рост тела в длину;
  • окостенение скелета;
  • возрастание мышечной силы;
  • неравномерное развитие внутренних органов (учащенное сердцебиение и дыхание).

На занятиях практикуются: смена видов деятельности, подвижные игры, соизмерение нагрузки и физических возможностей детей, изучение физиологии и гигиены данного возраста.

Половое созревание организма

  • нарушение внутреннего равновесия;
  • развитие эмоциональной сферы.

Эмоциональный настрой на занятиях позитивный, такт и спокойствие педагога.

Развитие нервной системы

  • улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями;
  • процесс возбуждения все еще преобладает над процессом торможения;
  • определяющее значение имеет отношение к наблюдаемому объекту;
  • неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом.

Учебно-воспитательный процесс построен так, чтобы у детей не было ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

Интересные занятия, интересные дела и определенный темп со сменой видов деятельности - залог успеха педагога.

Изменения мыслительной деятельности

  • специфическая избирательность внимания, непроизвольное переключение внимания;
  • мышление более систематизировано, последовательно;
  • мышление становится более абстрактным и критичным;
  • речь становится образной и выразительной.

В программе предусмотрены упражнения на сравнения, выделение главного, выделение причинно-следственной связи, работа над понятийным аппаратом.

Нравственное и социальное развитие личности

  • неустойчивость мировоззрения и нравственных идеалов;
  • усиление импульсивных чувств;
  • несогласованность убеждений с реальным поведением;
  • ошибочное ориентирование на «плохое» (асоциальное поведение, ложное товарищество, безразличие, инфантилизм).

Бережное отношение к духовному миру и проявлению чувств подростков.

Подчеркивание и опора на  положительно-ориентированные качества личности.

1.4. Результативность программы

По окончании программы учащиеся должны:

Знать:

  • назначение, историю создания и структуру Вооруженных Сил России;
  • назначение видов и родов войск;
  • назначение, историю создания и основные положения общевоинских уставов Вооруженных Сил России;
  • правила несения внутренней и караульной службы, обязанности дневального и дежурного по роте;
  • жизнь и быт военнослужащих, военную форму и знаки различия;
  • основные виды огнестрельного оружия, боеприпасов и средств бронезащиты, находящихся на вооружении в Вооруженных Силах России;
  • технологию выживания в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
  • основные потребности человека;
  • основные типы укрытий;
  • как организовать ночлег и укрытие;
  • меры безопасности при посещении массовых мест отдыха;
  • понятийный аппарат предмета РХБЗ;
  • структуру МЧС и его задачи.

Уметь:

  • подавать команды дневального;
  • осуществлять смену караула;
  • выполнять команды «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться» и др.;
  • перестраиваться на месте и в движении;
  • осуществлять повороты на месте и в движении;
  • двигаться походным и строевым шагом;
  • отдавать воинское приветствие на месте и в движении;
  • выходить и вставать в строй;
  • подходить с докладом к начальнику;
  • ориентироваться по компасу и топографической карте;
  • пользоваться курвиметром;
  • добывать и готовить пищу в различных условиях и в разное время года;
  • сооружать временное укрытие;
  • разводить костры;
  • добывать огонь без спичек;
  • работать с предметами РХБЗ;
  • определять стороны света при отсутствии компаса.

Результативность освоения программы определяется по следующим диагностическим параметрам:

Основная диагностика

Направление диагностики

Метод

1.

Обученность по программе (предметные и метапредметные результаты)

Шкалирование как основной метод технологии оценки степени обученности, предложенный
В.П. Симоновым (Приложение 2)

2.

Воспитанность качеств личности

Включенное педагогическое наблюдение, ранжирование. Оценивается по баллам:

0 – никогда не проявляется;

2 – проявляется иногда;

1 – проявляется крайне редко;

3 – проявляется всегда.

Дополнительная диагностика (на выбор)

3.

Мотивация выбора объединения

Анкетирование

4.

Удовлетворенность качеством образовательных услуг детей и родителей

5.

Групповая сплочённость коллектива

Определение индекса групповой сплочённости по К. Сишора

Тестирование

6.

Результативность деятельности объединения,

методическая деятельность педагога

Сбор количественных и качественных показателей

7.

Итоговая аттестация выпускников

8.

Процент реализации образовательной программы

Диагностика проводится в соответствие с перспективным планом, приведенным в приложении 3.

Форма итогового контроля: зачеты (теория и практика, май).



  1. Учебно-тематический план

№ п\п

Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

2

2

-

2

Основы военной службы и военного дела

2

2

-

3

Общевоинские уставы

6

2

4

4

Строевая подготовка

6

1

5

5

История Вооруженных Сил России

4

4

-

6

Особенности выживания в различных климатических условиях

4

2

2

7

Ориентирование на местности

2

1

1

8

Радиационная, химическая, биологическая защита и гражданская оборона

2

1

1

9

Средства индивидуальной защиты органов дыхания, кожи

1

1

-

10

Отработка нормативов по надеванию ОЗК

2

-

2

11

Психологическая подготовка. Стрессоустойчивость

1

1

-

12

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО:

34

19

17


3.Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.

Теория: Организационное занятие объединения. Рассказ о деятельности объединения в учебном году. Инструктаж по технике безопасности. Вводная диагностика.

Раздел 2. Основы военной службы и военного дела – 2 часа.

Теория: Российские Вооруженные Силы на современном этапе, назначение, состав, виды Вооруженных Сил. Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач. Огонь и его назначение в бою. Характеристика современных средств поражения, последствия их применения и основные принципы и способы защиты.

Раздел 3. Общевоинские уставы – 6 часов.

Теория: Воинские уставы, история их создания. Значение воинских уставов в жизни и деятельности военнослужащих. Права, общие обязанности военнослужащих. Обязанности солдата. Воинские звания и знаки различия. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Чему обязывает и чем достигается крепкая воинская дисциплина. Порядок отдачи и выполнения приказаний. Воинское приветствие. Обращение к начальнику и старшему.

Практика: Военная присяга и порядок ее принятия. Боевое знамя воинской части. Сбережение Боевого знамени.

Раздел 4. Строевая подготовка – 6 часов.

Теория: Строи, их элементы.  Предварительная и исполнительная команды. Обязанности солдат перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте.

Практика: Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы снять», «Головные уборы надеть». Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Строевой шаг. Повороты в движении направо и налево. Повороты кругом в движении. Строевой шаг. Повороты на месте и в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй.

Раздел 5. История Вооруженных Сил России – 4 часа.

Теория: Государственные символы РФ. Флаг, герб и гимн РФ. Русская слава Русских дружин и ополчений. Дни воинской славы.

Раздел 6. Особенности выживания в различных климатических условиях – 4 часа.

Теория: Выживание в условиях Заполярья и Антарктиды, тундры, тайги, степи, пустыни, тропического леса (джунглей). Выживание в условиях Мирового океана.

Практика: Добыча, приготовление и обеззараживание воды и пищи в различных условиях, в разное время года, при различной погоде. Сооружение временных укрытий. Основные способы переправ. Переправы через различные препятствия (водные, проволочные, лесного типа, городского типа). Разведение костров. Добывание огня без спичек. Изготовление и рациональное применение одежды и обуви. Материал для изготовления одежды и обуви. Значение одежды при сохранении тепла.

Раздел 7. Ориентирование на местности – 2 часа.

Теория: Местность. Основные способы изучения местности. Понятия о топографической карте.

Практика: Ориентирование карты, определение точки стояния. Определение сторон света и времени при отсутствии компаса и часов. Определение расстояния глазомерным способом, по шагам, времени движения и др.

Раздел 8. Радиационная, химическая, биологическая защита и гражданская оборона – 2 часа.

Теория: МЧС и его задачи. Чрезвычайные ситуации (ЧС). Сигналы оповещения при ЧС. Действия населения при сигналах оповещения. Обеспечение безопасности при стихийных бедствиях.

Практика: Проведение спасательных операций. Поиск пострадавших при различных ЧС. Работа с предметами РХБЗ.

Раздел 9. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, кожи – 1 час.

Теория: Средства индивидуальной защиты, их использование.

Раздел 10. Отработка нормативов по надеванию ОЗК – 2 часа.

Практика: Отработка нормативов по надеванию ОЗК.

Раздел 11. Психологическая подготовка. Стрессоустойчивость – 1 час.

Теория: Особенности психики в условиях обстрелов и гибели людей. Локализация последствий, подавление паники и вывод из оцепенения.

Раздел 12. Итоговое занятие – 2 часа.

Теория: Основные требования к проведению диагностики.

Практика: Итоговая диагностика.


4. Методическое обеспечение программы

Основные дидактические принципы обучения

Программа «Основы военной подготовки» соблюдает основные принципы дидактики: последовательность, постепенность, доступность в изложении материала, наглядность, учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, связь обучения с практикой и повседневной жизнью воспитанников и другие.

Так, принцип последовательности и постепенности выражается в логике построения содержания учебного материала.

Принцип доступности и прочности освоения материала реализуется через вариативную подачу информации, многократное повторение отдельных процедур и через эффективную организацию учебного занятия.

Учёт индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся  выражается в разном темпе освоения материала, в подборе методического и дидактического сопровождения и в формах контроля полученных знаний и умений.

Принцип связи теории с практикой непосредственно реализуется в рамках участия в многочисленных военно-патриотических мероприятиях ВСШ «Союз», Центра дополнительного образования «Алые паруса», а также в регулярных военных сборах на базах войсковых частей.

Методическое обеспечение образовательного процесса

При реализации программы педагог использует разные типы занятий: теоретические занятия, практические занятия, повторительно-обобщающие и диагностические.

Теоретические занятия проводятся в форме лекции, рассказов с выделением главного материала, дискуссии. Учащимся предоставляется возможность не только отвечать на поставленные педагогом вопросы, но и самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы-задания и делать выводы.

Практические занятия предполагают закрепление теоретического материала, когда приобретаются и совершенствуются навыки и умения, просмотр видеоматериала по темам курса, самостоятельную работу над рефератами и докладами по итогам различных блоков программы.

Практические навыки по курсу учащиеся также приобретают на военных сборах и профильных сменах, на практике выполняя обязанности суточного наряда в подразделении, а также выезжая на экскурсии и конференции.

Повторительно-обобщающие занятия проводятся регулярно по окончанию изучения крупных тем программы, они являются средством закрепления материала и формой промежуточного контроля.

Диагностические занятия проводятся в конце учебного года и позволяют определить степень обученности, сформированности запрограммированных ууд учащихся. Контрольные занятия проводятся в виде проверочных работ, тестов, как в ходе изучения крупных блоков программы, так и во время проведения военных сборов. В конце учебного года проводится зачет.

Уровень освоения программы – общекультурный. Данная дополнительная общеобразовательная программа предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в области основ военной подготовки, обогащение опыта общения в совместной образовательной деятельности.

Методы обучения

В основу методики курса «Основы военной подготовки» положены следующие методы:

словесный метод, реализующийся педагогом и учащимися через объяснение, разъяснение, рассказ, беседу, инструктаж, лекцию, дискуссию, диспут;

работа с книгой, реализующийся через чтение, изучение по книге, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, схемы, тезиса, конспектирование;

наглядный метод, предусматривающий, как средство реализации – иллюстрации, демонстрацию приема, наблюдение учащихся;

практический метод, как самый эффективный метод обучения, осуществляется посредством учебно-тренировочной деятельности, упражнения и личного опыта несения определенных воинских обязанностей, что и происходит в период военных сборов.

Такой метод обучения, как игровой метод, занимает малую часть методического инструментария педагога по курсу «Основы военной подготовки», т.к. основное содержание программы основано на положениях уставов, отступать от которых или обыгрывать нереально. Основное предпочтение отдается военизированной игре и ролевым играм.

Напротив, видео-метод в последнее время, приобретает всё большее распространение в практике преподавания. Этому способствует широкое использование интернет-ресурсов и выхода на экраны художественных и документальных фильмов об армии и флоте.

Методы воспитания

В патриотическом воспитании курсантов военно-спортивной школы «Союз» используются методы убеждения, примера, упражнения, поощрения. Широко применяются элементы военизированной игры. Через игру можно содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями, воспитывать у курсантов различные морально-волевые и физические качества, прививать воспитанникам организаторские навыки. Безусловно, в игре главное место отводится спортивному азарту и рыцарству бескорыстного поединка, стремлению к объединению усилий во имя достижения общей цели и овладению военно-прикладными навыками, необходимыми для выполнения долга служения России.

Воспитание гражданственности и патриотизма учащихся творческих объединений ВСШ «Союз» осуществляется в следующих формах:

  • военизированная игра (по своему содержанию является сюжетно-ролевой игрой с элементами «военизации», участвуя в них учащиеся могут приобрести качества, знания, навыки и умения, необходимые при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях, для несения военной службы);
  • торжественные линейки, строевые смотры, несение почетного караула у памятных мест, чествование Дней воинской славы России, посвящения в курсанты (проводятся в  течение учебного года в специально отведенное внеурочное время, такие мероприятия направлены на воспитание необходимых черт характера будущих защитников Отечества);
  • конкурсы и викторины (включены в план воспитательной работы Военно-спортивной школы «Союз» для развития интеллектуальных способностей и расширения кругозора в области истории Отечества у учащихся).

Система организации образовательного процесса

По целевому обеспечению программа познавательная, она расширяет кругозор средних школьников, развивает мотивацию к гражданской деятельности.

В результате освоения материала учащимися объединений ВСШ «Союз» формируются знания, умения и навыки служения обществу, такие черты характера, как готовность к выполнению воинского долга, осознанность общественных поступков, адаптивность, последовательность в нахождении выхода при решении сложных задач и достижении конечных результатов.

Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Основы военной подготовки» ориентировано на:

  • развитие мотивации личности к познанию и освоению социального опыта;
  • приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
  • развитие универсальных учебных действий в рамках дополнительного образования;
  • создание целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности курсанта;
  • обеспечение психологического и волевого взросления подростков;
  • проведение профилактики асоциального поведения;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Содержание программы соответствует целям общественного развития, определенному уровню среднего и общего образования, нормам возрастной психологии; обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности подростка, соответствует образовательным и познавательным интересам подростков.

Виды инструктажей по технике безопасности (ТБ)

Обязательным вопросом в содержании является изучение правил и норм техники безопасности.

В творческом объединении при реализации программы педагог проводит следующие виды инструктажей:

  • входящий инструктаж (правила поведения на занятии, требования к внешнему виду учащихся и обеспечению занятий);
  • текущий инструктаж (меры противопожарной безопасности, ПДД, правила поведения и техника безопасности при проведении выездных мероприятий и т.д.);
  • специальный инструктаж (правила безопасности при проведении соревнований, правила поведения в общественных местах и местах массового скопления людей, правила безопасности при прохождении военных сборов и боевых стрельб).

Инструктажи проводятся педагогом дополнительного образования с фиксацией темы, даты и подписей инструктируемых и инструктирующего.


  1. Условия реализации программы

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41;
  • Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Новосибирска «Центр дополнительного образования «Алые паруса»: утв. Начальником Главного управления образования мэрии города Новосибирска. – Новосибирск, 2015.

Программно-методическое обеспечение:

Основой содержания программного материала послужили учебные пособия таких авторов, как: Бобылев П.Н, Дыгало В.С. , Дынин И., Изотова М.А., Царёва Т.Б., Калашников И., Боков А.М., Гусак П.А., Рогачёв А.М., Исаев И.А., Кулаков В.Ф., Охлябин С.Н. и др. (см. список литературы).


  1. Список используемой литературы

Литература для учащихся

  1. Андреев И., Захаров А. Боевые самолёты. – Москва, 1992.
  2. Бобылев П.Н. Великая Отечественная война. – Москва, 1995.
  3. Дыгало В.С. Откуда и что на флоте пошло. – Москва: Издательская группа «Прогресс», 1993.
  4. Дынин И. Творцы советского оружия. – Москва, 1989.
  5. Изотова М.А., Царёва Т.Б. Все награды России и СССР. Ордена, медали и   наградные знаки. – Ростов н/Д: Владис;  Москва: РИПОЛ классик, 2008.
  6. Калашников И. Выдающиеся военные учёные и конструкторы России. –  Москва: Ориентир, 1999.
  7. Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак: исследователь, адмирал, Верховный правитель России. – Москва, 2002.

Литература для родителей

  1. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание.– Волгоград, 2006.
  2. Мухина В.С.  Возрастная психология. – Москва, 1992.

Специальная литература педагога

  1. Боков А.М.  Начальная военная подготовка. – М.: Воениздат 1993.
  2. Военно-исторический справочник. – Москва, 1993.
  3. Военный энциклопедический словарь. – Москва: Военное издательство, 1984.
  4. Веремеев Ю.Г. Анатомия армии. – Москва, 1994.
  5. Гусак П.А., Рогачёв А.М. Начальная военная подготовка. – Москва: Просвещение, 1987.
  6. История военного искусства. – Москва: Воениздат, 1984.
  7. Исаев И.А. История государства и права России. – Москва: Юрист, 1996.
  8. Крупченко И. Е. Военная история. – Москва: Воениздат, 1971.
  9. Кулаков В.Ф.  Российское государство, армия и воинское воспитание.  – Москва, 1999.
  10. Липский И.А.  Воспитательная работа в Вооруженных Силах РФ. – М.: Воениздат, 1984.
  11. Мухина В.С.  Возрастная психология. – Москва, 1992.
  12. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – Москва: Военное издательство, 1994.
  13. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – Москва: Воениздат, 2008.
  14. Охлябин С.Н. Честь мундира. Чины, традиции, лица. – Москва, 1994.
  15. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание.– Волгоград, 2006.
  16. Плотников С.Е., Савченко И.Ф. Оружие победы. – Москва, 1986.
  17. Программные и методические материалы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – Москва: Издательство «Русский журнал», 2002; Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
  18. Подготовка подразделений к защите от ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия противника. – М.: Воениздат, 1989.
  19. Руководство по эксплуатации средств индивидуальной защиты. Часть II. – М.: Воениздат, 1988.
  20. Самсонов А.М. Вторая мировая война. – Москва: Воениздат, 1971.
  21. Справочник сержанта. – Новосибирск: Сибирский военный округ, 2005.
  22. Хренов М.М. Военная одежда русской армии. – Москва: Военное издательство, 1994.
  23. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена. – Ленинград: Наука, 1991.
  24. Шелест О.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях. – Москва, 2004.
  25. Бызов Б.Е., Коваленко А.Н. Военная топография. – Москва: Воениздат, 1990.


Приложения

Приложение 1

Инструкция по технике безопасности во время учебных занятий

Общая техника безопасности

  1. К работе на занятиях допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к этой работе, прошедшие инструктаж по охране труда.
  2. Учащиеся в течение занятия должны соблюдать правила по охране зрения, поведения, режим труда и отдыха.

Техника безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы проверяется освещенность.

2. Дети сидят и выполняют упражнения в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Техника безопасности во время работы

  1. Учащиеся могут приступить к работе только после проведения вводного инструктажа по охране труда и подробного объяснения педагогом безопасных приемов работы.
  2. Учащиеся не должны приступать к выполнению упражнений без разрешения педагога.
  3. Во время тренировки запрещается щелкать семечки, жевать жевательные резинки, есть конфеты и т.п.
  4. При утомлении или ухудшении самочувствия учащийся должен сообщить об этом педагогу.
  5. Соблюдение правильного режима отдыха и труда.

Техника безопасности по окончании работы

  1. По окончании работы, учащиеся должны убрать все используемые инструменты и приспособления.
  2. Уборка учебного помещения по окончании тренировки производится в соответствии с санитарными нормами учреждения.

Приложение 2

Шкала В.П. Симонова, адаптированная для курса «Общая военная подготовка и основы выживания»

Десятибалльная шкала оценивания степени обученности учащихся

10-бал. шкала

Теоретические параметры оценивания

Практические параметры оценивания

1 балл

Очень слабо

Присутствовал на занятиях, слушал, смотрел.

Присутствовал на занятиях, слушал, смотрел.

2 балла

Слабо

Отличает какое-либо явление,  действие или объект от их аналогов в ситуации, при визуальном предъявлении, но не может объяснить отличительные признаки.

Появился интерес к занятиям. Затрудняется повторить  отрабатываемое учебное действие за педагогом.

3 балла

Посред-ственно

Запоминает большую часть учебной информации, но не может повторить последовательность.

Выполняет действия, допускает ошибки, но не замечает их.

4 балла

удовле-твори-тельно

Знает изученный материал, применяет его на практике, но затрудняется что-либо объяснить с помощью изученных понятий.

Выполняет учебные задания, действия не в полном объёме. Действует механически, без глубокого понимания.

5 баллов

недост.

хорошо

Развёрнуто объясняет, комментирует отдельные положения усвоенной теории или её раздела, аспекта.

Чётко выполняет учебные задания, действия, но слабо структурирует свою деятельность, организует свои действия.

6 баллов

хорошо

Без особых затруднений отвечает на большинство вопросов по содержанию теоретических знаний, демонстрируя осознанность усвоенных понятий, признаков, стремится к самостоятельным выводам, обобщениям.   

Знает назначение видов и родов войск.

Знает теорию выживания в экстремальных условиях, его значение и необходимость.

Знает технологию взаимного анализа.

Выполняет задания, действия по установленному алгоритму, проявляет навыки целенаправленно-организованной деятельности, проявляет самостоятельность. Демонстрирует навыки строевой подготовки.

Умеет работать с приборами РХБЗ.

Умеет определять стороны света при отсутствии компаса.

Умеет планировать своё время сиюминутно и на ближайшую перспективу.

Толерантное отношение к чужому мнению.

7 баллов

очень хорошо

Четко и логично излагает теоретический материал, хорошо видит связь теоретических знаний с практикой.

Знает военную форму различных родов войск и знаки различия.

Знает виды оружия, боеприпасы и военную технику Вооруженных сил Российской Федерации.

Знает опыт выживания различных сообществ, основные потребности человека, что такое сопротивление стрессам, что такое экстремальная ситуация.

Последовательно выполняет почти все учебные задания, действия. В простейших случаях применяет знания на практике, отрабатывает умения в практической деятельности.

Умеет выполнять команды строевой подготовки, обладает навыками строевой подготовки.

Умеет вязать и применять различные узлы, разводить костёр, добывать огонь без спичек, разводить костры.

Умеет производить правильный самоанализ своих действий.

Умеет анализировать действия команды по предложенной схеме.

Проявляется дисциплинированность и личная ответственность.

Умеет обоснованно доказывать свою точку зрения.

8 баллов

отлично

Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и основных её составляющих, применяет её на практике легко, без затруднений.

Знает военную форму различных родов войск и знаки различия.

Знает виды оружия, боеприпасы и военную технику Вооруженных сил Российской Федерации.

Представляет специфику жизни и быта военнослужащих.

Знает основные типы укрытий, как организовать ночлег и укрытие, основные способы изучения местности.

Выполняет разнообразные практические задания, иногда допуская несущественные ошибки, которые сам способен исправить при незначительной (без развёрнутых объяснений) поддержке педагога.

Умеет подавать и выполнять строевые команды, отдавать воинское приветствие.

Умеет сооружать временное укрытие, добывать и приготавливать пищу в различных условиях и в разное время года, транспортировать раненого различными способами.

Умеет производить правильный самоанализ своих действий и корректировать их.

Умеет обоснованно доказывать свою точку зрения.

Умеет обобщать и систематизировать разрозненную информацию.

Ведёт здоровый образ жизни.

9 баллов

велико-лепно

Легко выполняет разнообразные творческие задания на основе приобретенных умений и навыков.

Знает правила несения внутренней и внешней караульной службы.

Знает основные положения общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации.

Знает действия населения при сигналах оповещения. МЧС и его задачи. Знает, что такое сопротивление стрессам, способы преодоления препятствий.

С оптимизмом встречает затруднения в учебной деятельности, стремится найти, различные варианты преодоления затруднений, минимально прибегая к помощи педагога.

Наизусть воспроизводит правила техники безопасности при проведении полевого выхода. Есть опыт выживания в природных условиях на практике.

В совершенстве владеет техникой строевой подготовки.

Работает с предметами РХБЗ на время.

Чувствует сопричастность к коллективу и достижению общего результата.

В совершенстве владеет техникой строевой подготовки.

10 баллов

прекрасно

Способен к инициативному поведению в проблемных творческих ситуациях, выходящих за пределы требований учебной деятельности.

В совершенстве освоен понятийный аппарат курса.

Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков.

Есть опыт участия в военно-полевых сборах и профильных сменах.

Умеет контролировать свои эмоции и поведение.

Сформирован устойчивый интерес к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению военно-прикладных предметов и использованию полученных навыков.

При использовании полностью положительной десятибалльной шкалы показатель фактического качества обучения (ФКО) за определенный период и по конкретному виду деятельности рассчитывается по формуле: ФКО = (средний балл)2.

Для расчета динамики обученности группы учебный год делится на триместры.

Последовательность обработки информации

Баллы выставляются в журнал в течение триместра.

Баллы обрабатываются в электронном виде в указанные сроки в онлайн-сервисе vmestezaruku.ru.

Общие выводы используются для заполнения анализа работы педагога за год

Диагностика обученности по программе

Название объединения

Учебный год

Группа №

Период триместра

Количество отметок за период

Максимальный балл

Фамилия, имя

Сумма баллов

Качество

 

 

 

 

Используя математически-обоснованную технологию оценивания степени обученности, вычисляется процентный показатель, характеризующий уровни обучения группы в каждый триместр учебного года. Вычисления оформляются в виде диаграммы, формулируются констатирующие и прогностические выводы.


Приложение 3

Диагностика воспитанности качеств личности

Определяются качества личности, которые воспитываются на занятиях в рамках данной программы:

  • ответственное отношение к окружающей среде;
  • самокритичное отношение к себе;
  • выдержка, настойчивость, самостоятельность, трудолюбие, коллективизм, ответственность за свою жизнь и здоровье;
  • самодисциплина, самоорганизация, сила воли, мужество, стойкость;
  • проявление патриотизма.

На основе включенного педагогического наблюдения показатели развития личностных качеств детей оцениваются с помощью баллов:

0 – никогда не проявляется;

1 – проявляется крайне редко;

2 – проявляется иногда;

3 – проявляется всегда.

Последовательность обработки информации

Баллы обрабатываются в электронном виде в указанные сроки в онлайн-сервисе vmestezaruku.ru.

Общие выводы используются для заполнения анализа работы за год.


Приложение 4

Мотивация выбора объединения

Дети заполняют анкету, выбирая один вариант из предложенных.

Дорогой друг, ответь на вопрос:

«Почему ты выбрал именно это объединение?»

Выбери ТОЛЬКО ОДИН вариант из предложенных и обведи кружочком цифру.

Хочу занять своё свободное время.

Хочу подготовиться к выбору профессии.

Хочу общаться.

Хочу найти новых друзей.

Хочу узнать новое и интересное.

Считаю, что знания пригодятся в жизни.

Нравится, как педагог ведёт занятия.

Хочу заниматься любимым делом.

Обработка анкет  «Почему ты выбрал именно это объединение?»

(заполняется педагогом)

Вопрос

Количество выборов

1

Хочу занять своё свободное время.

2

Хочу подготовиться к выбору профессии.

3

Хочу общаться.

4

Хочу найти новых друзей.

5

Хочу узнать новое и интересное.

6

Считаю, что знания пригодятся в жизни.

7

Нравится, как педагог ведёт занятия.

8

Хочу заниматься любимым делом.

Последовательность обработки информации

Количество выборов обрабатывается в электронном виде в указанные сроки в онлайн-сервисе vmestezaruku.ru.



Приложение 5

Групповая сплоченность

Определение индекса групповой сплочённости по К. Сишора

Групповую сплоченность – параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям.  Максимальная сумма 19 баллов, минимальная –  5.

Уровни групповой сплоченности

15,1 баллов и выше – высокая;

11,6 – 15 балла – выше средней;

7 – 11,5 – средняя;

5 – 6,9 – ниже средней;

Ниже 5– низкая.

Вопросы:

Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

Участвую в большинстве видов деятельности (4).

Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

Живу и существую отдельно от нее (1).

Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

Да, очень хотел бы перейти (1).

Скорее перешел бы, чем остался (2).

Не вижу никакой разницы (3).

Скорее всего, остался бы в своей группе (4).

Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

Не знаю, трудно сказать (1).

Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

Не знаю, трудно сказать (1).

Каковы у вас взаимоотношения с педагогом?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

Не знаю. (1)

Каково отношение к делу (занятиям) в вашем коллективе?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

Не знаю (1).

Последовательность обработки информации

По каждому ребёнку подсчитывается сумма баллов.

Сумма баллов по каждому ребёнку обрабатывается в электронном виде в указанные сроки в онлайн-сервисе vmestezaruku.ru.

Общие выводы используются для заполнения анализа работы педагога за год.


Приложение 6

Результативность деятельности объединения

В результативности отмечаются количественные показатели: участие в соревнованиях разного уровня, грамот и дипломов и т.д.

Заполняется в разделе «Результативность деятельности объединения».

Достижения учащихся за __________ учебный год (Международный уровень)

Дата

Название фестиваля, конкурса, выставки

Результат

Фамилия, имя участника

Год обучения

Достижения учащихся за ________ учебный год (Городской уровень)

Дата

Название фестиваля, конкурса, выставки

Результат

Фамилия, имя участника

Год обучения

Количество грамот и дипломов

Ранг

Районный

Городской

Региональный

Всероссийский

Международный

Год обуч.

1

2

3…

1

2

3…

1

2

3…

1

2

3…

1

2

3…

Дипломы

Лауреаты

Процент

Протокол итоговой аттестации выпускников

Дата проведения_________________________________________

№ п/п

Фамилия, имя

Год обучения

Форма аттестации

Оценка
работы

По результатам итоговой аттестации _____________ учащихся закончили курс обучения по программе _____________________________


Приложение 7

Радиационная, химическая и биологическая защита

Н-ЗОМП-1а. Надевание противогаза

Отделение выполняет боевую задачу. Противогазы в походном положении. Неожиданно подается команда «Газы». Учащиеся надевают противогазы.

Время отсчитывается от момента подачи команды до возобновления дыхания после надевания противогаза.

5 баллов – 7 с, 4 балла – 8 с, 3 балла – 10 с.

Ошибки, снижающие оценку на один балл:

Если при надевании противогаза проверяемый не закрыл глаза и не задержал дыхание или после надевания не сделал полный выдох.

Если шлем-маска надета с перекосом или перекручена соединительная трубка.

Ошибки, определяющие оценку «0 баллов»:

Если допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух может проникнуть под шлем-маску, не полностью навинчена (ввернута) фильтрующе-поглощающая коробка.

Н-ЗОМП-1б Надевание респиратора (Р-2)

Респираторы в походном положении. Неожиданно подается команда «Респиратор надеть». Учащиеся надевают респираторы.

Время отсчитывается от момента подачи команды до возобновления дыхания после надевания респиратора.

Ошибки, снижающие оценку на один балл:

При надевании респиратора учащийся не задержал дыхание или после надевания не сделал полный выдох.

Н-ЗОМП-4 Надевание общевойскового защитного комплекта

Учащиеся в составе подразделения находятся на незараженной местности. Средства защиты при учащихся.

а) По команде «Плащ в рукава. Газы» учащиеся надевают чулки, противогазы, перчатки, плащи в рукава:

5 баллов – 3 мин, 4 балла – 3 мин 20 с, 3 балла – 4 мин.

б) По команде «Защитный костюм надеть. Газы» учащиеся надевают чулки, плащи в виде комбинезона, противогазы, перчатки:

5 баллов – 4 мин 35 с, 4 балла – 5 мин, 3 балла – 6 мин.

в) По команде «Химическая тревога» учащиеся надевают противогазы и плащи в виде накидки.

5 баллов – 35 с, 4 балла – 40 с, 5 баллов – 50 с.

Время на выполнение норматива отсчитывается от момента подачи команды до полного одевания общевойскового защитного комплекта.

Ошибки, снижающие оценку на один балл:

Надевание защитных чулок проводилось с застегнутыми хлястиками.

Неправильно застегнуты борта плаща или не полностью надеты чулки.

Не закреплены заклепками держатели шпеньков или не застегнуты два шпенька.

При надевании плаща в виде комбинезона снаряжение и сумка для противогаза не надеты поверх защиты.

Допущены ошибки снижающие оценку на один балл при надевании противогаза.

Ошибки, определяющие оценку «0 баллов»:

Не застегнуто более двух шпеньков.

При надевании повреждены средства защиты.

Оставлены незащищенными отдельные части тела, обмундирования и обуви при надевании плаща в виде накидки.

Допущены ошибки, определяющие оценку «0 баллов», при надевании противогаза.

Н-ЗОМП-6  Действия по вспышке ядерного взрыва

Отделение выполняет боевую задачу в пешем порядке. Подается команда «Вспышка слева (справа)» и т.д. По команде отделение залегает на местности.

Время отсчитывается от момента подачи команды до принятия учащимися соответствующего положения.

5 баллов – 2 с, 4 балла – 3 с, 3 балла – 4 с.

Ошибки, снижающие оценку на один балл:

Не спрятаны под себя кисти рук, не поднят воротник зимней куртки.

Ошибки, определяющие оценку «0 баллов»:

Учащийся не лег головой в сторону противоположную взрыву.


Военная топография

Н-Топ-1 Определение направления (азимута) на местности

Дан азимут направления (ориентир). Указать направление, соответствующее заданному азимуту на местности, или определить азимут на указанный ориентир.

Время на выполнение норматива отсчитывается от постановки задачи до доклада о направлении (значении азимута).

5 баллов – 40 с, 4 балла – 45 с, 3 балла – 55 с.

Выполнение норматива оценивается «0 баллов», если ошибка в определении направления (азимута) превышает 3 градуса (0-50).

Н-Топ-2 Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля

Измерить расстояние до указанного местного предмета (ориентира, цели) или угол между двумя ориентирами.

Время на выполнение норматива отсчитывается от постановки задачи до доклада о направлении (значении азимута).

5 баллов – 45 с, 4 балла – 50 с, 3 балла – 1 мин.

Выполнение норматива оценивается «0 баллов», если ошибка в измерении превышает 10%, а угла 0-10.


Первая доврачебная помощь

Н-ВМП-1 Наложение первичной повязки

«Раненый» и проверяемый учащийся лежат. Время, затраченное на обнажение раны, не учитывается (допускается бинтование поверх обмундирования). Перевязочный материал находится в руках учащегося или рядом с ним.

Оценка:

а) Повязка на глаз: 5 баллов – 1 мин 25 с, 4 балла – 1 мин 35 с, 3 балла – 1 мин 55 с;

б) Повязка на ухо: 5 баллов – 1 мин 10 с, 4 балла – 1 мин 15 с, 3 балла – 1 мин 30 с;

в) Повязка на локоть (колено): 5 баллов – 1 мин 10 с, 4 балла – 1 мин 15 с, 3 балла – 1 мин 30 с;

г) Повязка на плечевой сустав: 5 баллов – 1 мин 15 с, 4 балла – 1 мин 20 с, 3 балла – 1 мин 35 с;

д) Повязка на грудь («восьмиобразная»): 5 баллов – 2 мин 10 с, 4 балла – 2 мин 20 с, 3 балла – 2 мин 50 с;

е) Повязка на голеностопный сустав: 5 баллов – 1 мин 5 с, 4 балла – 1 мин 10 с, 3 балла – 1 мин 25 с.

Время отсчитывается от момента развертывания перевязочного материала до закрепления повязки (булавкой или концами надорванной ленты бинта).

Ошибки, снижающие оценку на один балл:

– повязка наложена слабо (сползает) либо при ее наложении образуются «карманы», складки;

– повязка не закреплена или закреплена над раной.

Н-ВМП-2 (-3) Наложение резинового кровоостанавливающего жгута (закрутки) на бедро (плечо)

Проверяемый учащийся лежит около «раненого» и держит жгут (закрутку) в руках.

Оценка:

а) жгут: 5 баллов – 18 с, 4 балла – 20 с, 3 балла – 25 с;

б) закрутка: 5 баллов – 30 с, 4 балла – 35 с, 3 балла – 40 с.

Время отсчитывается от команды «К выполнению норматива преступить» до закрепления жгута. После этого обозначается время его наложения.

Ошибки, снижающие оценку на один балл:

– чрезмерное перетягивание конечности жгутом;

– наложение жгута на оголенное тело без подкладки, ущемление жгутом кожи;

– не обозначено время наложения жгута.

При неправильном наложении жгута, что может вызвать повторное кровотечение, угрожающее жизни раненого (расслабление или соскальзывание жгута), оценка ставится «0 баллов».


Приложение 8

Перечень спортивных соревнований и досуговых культурно-массовых мероприятий Военно-спортивной школы «Союз»

Название мероприятия

Сроки

Межрегиональный турнир по военно-прикладным видам спорта, памяти полковника Лелюха В.И.

Сентябрь

Межрегиональный фестиваль традиционной воинской культуры «Где стоишь – там поле Куликово »

Октябрь

Областной смотр-конкурс работы Военно-патриотических клубов и объединений.

Ноябрь

Городские соревнования «Юный Десантник»

Декабрь

Областные военизированные соревнования по лыжному многоборью.

Март

Открытые лично-командные соревнования по огневому многоборью среди образовательных учреждений, клубов и организаций военно-патриотического профиля  Новосибирской  области в рамках программы «СПОРТ ПРОТИВ НАРКОТИКОВ»

Март

Областное огневое многоборье на приз Героя Советского Союза Д.А. Бакурова

Апрель

Областная спартакиада «Готов к труду и защите Отечества», среди учащейся и допризывной молодёжи

Май

Областной праздник «День призывника» в рамках Всероссийской молодёжно-патриотической акции «Всероссийский день призывника»

Май

Городская профильная смена «Юный спасатель»

Июнь

Областная профильная смена ВПК, в т.ч десантного профиля

Август

Областная профильная смена «Юный десантник»

Август

Военно-полевые сборы на базах воинских частей города Новосибирска и Новосибирской области

Дни  школьных каникул

Участие в конференциях и различных мероприятиях патриотической направленности

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в преподавании английского языка в МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы учебных заведений, переподготовкой учителей, разработкой метод...

Учебный проект ученицы 6 класса МАОУ СОШ №19, пос Пироговский, Косовой Виолетты "Математика, астрономия, искусство" по теме "Координатная плоскость", 6 класс.

В  проекте я постараюсь рассказать и показать как по известным координатам определить положение точки на плоскости. Но это было бы слишком просто и поэтому мне захотелось эту тему из матема...

Коллективный договор между администрацией МАОУ "СОШ №1" и профсоюзным комитетом школы.

Коллективный договор между администрацией МАОУ "СОШ №1" и профсоюзным комитетом школы был принят на 2010-2012 годы....

Положение о стимулирующей части оплаты труда МАОУ СОШ №1

Положение  о стимулирующей  части оплаты труда работников  МАОУ СОШ №1...

Литературно-музыкальная гостиная «А.Дементьев: «Я последний романтик ушедшего века…», разработанная учителем русского языка МАОУ гимназия г. Белореченска Бондаревой Н.В. и учителем музыки МАОУ гимназия Джемилевой С.А.

Презентация посвящена поэту Андрею Дементьеву. В этом мероприятии участвуют и учащиеся старших классов и народный ансамбль академического пения "Элегия". В литературно-музыкальной гостиной звучат лучш...

План физкультурно-массовых и спортивных мероприятий МАОУ Домодедовского лицея№3 на 2011/12 учебный год

Опыт работы по составлению плана физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в общеобразовательных учреждениях...