Тема самообразования
статья

Островская Елена Ивановна

     Функциональная грамотность.

Жизнь в современном мире требует от людей не только наличие профессионализма, образованности, воспитанности, но ещё и умения выживать в экстремальных ситуациях. Требует умения получать жизненно важные знания из огромного потока информации, то есть, требует необходимость формирования функциональной грамотности у населения, а в первую очередь у школьников. И именно формирование функциональной грамотности лежит в основе современного образования.

 Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся на уровне общего среднего образования, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами. Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации. 

  Способность учащегося применять знания в жизненных ситуациях  определяет его приспособленность в условиях современного мира инноваций. Поэтому деятельность, направленная на развитие у учащихся способности переноса, являющегося показателем сформированности функциональной грамотности, должна быть системной и  целенаправленной.
        Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета. В функциональную грамотность входят: читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. В связи с этим формирование функциональной грамотности должно начинаться уже в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx177.91 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по самообразованию учителя биологии

Островской Елены Ивановны

        Функциональная грамотность. 

Жизнь в современном мире требует от людей не только наличие профессионализма, образованности, воспитанности, но ещё и умения выживать в экстремальных ситуациях. Требует умения получать жизненно важные знания из огромного потока информации, то есть, требует необходимость формирования функциональной грамотности у населения, а в первую очередь у школьников. И именно формирование функциональной грамотности лежит в основе современного образования.

 Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся на уровне общего среднего образования, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами. Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации. 

  Способность учащегося применять знания в жизненных ситуациях  определяет его приспособленность в условиях современного мира инноваций. Поэтому деятельность, направленная на развитие у учащихся способности переноса, являющегося показателем сформированности функциональной грамотности, должна быть системной и  целенаправленной.
        Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета. В функциональную грамотность входят: читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. В связи с этим формирование функциональной грамотности должно начинаться уже в начальной школе.

 

 Структура функциональной грамотности.   

  Грамотность. 

       Грамотность включает в себя понимание, оценку и использование текста для достижения конкретных целей, развития собственного потенциала и пополнения знаний. 

       Читательская грамотность. 

       Читательская грамотность (схема 1) – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    При изучении биологии грамотность чтения необходима для получения какой-либо информации об изучаемом объекте. Для формирования навыков анализа текстовой информации.

 Схема 1. Структура грамотности чтения

 

Вырезка экрана

 

  Математическая грамотность. 

  Математическая грамотность (схема 2) – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

 При изучении биологии знания математики используются для построения графиков (температурных, изменения артериального давления и т.п.), выполнения расчётов энергетической ценности пищевого суточного рациона и так далее.

 Схема 2. Структура математической грамотности.

 

Вырезка экрана

          Естественнонаучная грамотность. 

          Естественнонаучная грамотность (схема 3) – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

 

 Схема 3. Естественнонаучная грамотность.

 

Вырезка экрана

 

    

Формирование функциональной естественнонаучной грамотности на уроках биологии. 

Формирование функциональной естественнонаучной грамотности заключается не только в прочных теоретических знаниях основ биологии, но хорошо сформированных практических навыках.

Чтобы достигнуть поставленную перед собой цель, я вношу в каждый урок своеобразие. Чередуя методы и приёмы проведения уроков, уроки  биологии становятся интересными. Применение лабораторного   и электронного ( компьютер, интерактивная доска) оборудования даёт возможность увидеть учащимся те процессы, которые невозможно провести в школе. Очень важно  вовремя заметить качественные изменения в ребенке и помочь найти себя, раскрыться. Именно в этом и заключается мое педагогическое кредо.

Возможность раскрыть себя, свои способности и возможности, учащиеся получают при самостоятельной учебной деятельности. Выполняя лабораторные и практические работы, учащиеся учатся применять свои теоретические знания на практике, а это поможет им при решении различных жизненных ситуаций.

Научно-исследовательская деятельность даёт возможность обучающимся получить более глубокие научные знания об изучаемом веществе или явлении, а также способствует повышению мотивации к учению..

Чтобы сделать свои уроки плодотворными, я должна повышать уровень своих знаний, то есть непрерывно заниматься самообразованием.

 Изучив особенности инновационных коммуникативных технологий, я стала их апробировать на уроках биологии, а замена иллюстраций различных биологических процессов  на флеш-анимации и видеоролики, повысила интерес учащихся к предмету.

 Используя на уроках презентации и флипчарты, убедилась в эффективности флипчартов, так как технологические особенности флипчартов дают возможность сделать уроки разнообразными и интересными. В связи с этим, у учащихся повышается мотивация к учению и интерес к предмету.

  Для эффективности проведения лабораторных и практических работ составлены карточки-инструкции, которые не только позволяют более точно провести эксперимент, но и уменьшают временные затраты на описание эксперимента.

 Для демонстрации биологических процессов на уроках биологии использую видеоопыты, имеющиеся в электронных ресурсах.

В наше время - время информационных технологий - бывает очень сложно уловить ту или иную информацию, а детям особенно.  Учащиеся не в состоянии принять и переработать тот поток информации, который они получают в школе, Интернете; в связи с этим, традиционное преподавание уже не эффективно.

    Поэтому в своей работе я ставлю  несколько целей:

  • пробудить интерес у учащихся не только к предмету, но и к изучаемой теме;
  • активизировать учащихся на уроках биологии  в приобретении знаний собственными силами;
  • научить детей составлять план работы, приводить его в действие, логически выстраивать цепь добытых ими знаний, дискуссировать, высказывать свою точку зрения, отстаивать и защищать ее, составлять вопросы и уметь на них отвечать;
  • главная цель – это развить личность ребенка, придать ему уверенность и поднять его самооценку, а значит, и уверенность в будущем.

 При проведении уроков я использую активные методы обучения.

 Работа в парах и группах имеет свои достоинства:

во-первых, учащиеся обучаются сообща, учатся коммуникативному взаимодействию, обучаются обучая других;

во-вторых, работая в группе, каждый учащийся может находится в своей зоне ближайшего развития, а учащиеся с более высокой степенью обучености, а так же учитель могут организовать им «подмостки», что бы их ЗБР расширилась.

  Чтобы приучить детей к самостоятельности, умению логически мыслить, устанавливать взаимосвязь между изучаемыми темами, я использую различные методы и приёмы, требующие наблюдения, в связи с этим я даю учащимся задания на дом предусматривающие:

-проведение домашнего эксперимента,

-работу в Интернет-пространстве,

-работу с дополнительной литературой (СМИ, учебная и справочная литература). Проведение домашнего эксперимента также влечёт за собой необходимость поиска дополнительного источника знаний, а, следовательно, активизирует познавательную деятельность, развивает интерес и в результате приведёт к повышению качества знаний.

Такие задания способствуют повышению мотивации, развитию навыков анализа, воспитанию ответственности, самостоятельности. Такие задания вовлекают в работу учащихся разной степени обучености, что важно при работе со слабоуспевающими учениками.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся с дополнительными источниками информации, а так же практические, лабораторные работы и домашний эксперимент способствуют формированию естественнонаучной грамотности, так как развивают у обучающихся мыслительные процессы, направленные на анализ выполняемой работы : пригодится ли это в жизни? Отвечая на поставленные перед собой вопросы, учащиеся отбирают необходимую для себя информацию, используя её в будущем для решения жизненных ситуаций (защита металлической поверхности от коррозии, приготовление растворов заданной концентрации, разбавление растворов, оказание Первой медицинской помощи при химических ожогах кислотами и щелочами и т.п.).

 Развитию функциональной естественнонаучной грамотности также способствуют и внеклассные мероприятия: викторины, интеллектуальные игры, КВН, литературно-музыкальные композиции, предметные недели. В отличие от обычного урока, на внеклассных мероприятиях масштаб использования дополнительного материала огромен. Заинтересовав учащихся информацией, можно привлечь его и к участию, дав ему возможность раскрыть себя, проявить свои творческие способности. Ведь многие учащиеся, не умея воспроизвести материал в словесной форме, могут свои знания проиллюстрировать, или проявить иным способом (танец, песня, ролевая игра).

 Проведение внеклассных мероприятий вовлекает в КТД слабоуспевающих учеников. Принимая участие в таких мероприятиях, они учатся говорить, высказывать своё мнение, работать сообща, что положительно мотивирует их к учению.

Формируя естественнонаучную функциональную грамотность у одарённых и сильных учащихся, я привлекаю учащихся к участию в дистанционных олимпиадах разного уровня, к участию в предметных олимпиадах, научной деятельности.

  Чтобы учебный процесс был результативным, учителю не достаточно иметь глубокие знания по предмету. Не обходимо также и соответствующее методическое и дидактическое обеспечение. Современное оснащение кабинета   предусматривает наличие не только иллюстративного материала, карточек, тестов, но и использование информационно-коммуникативной информации. Презентации, видеофильмы, флеш-анимации, видеоозаписи - способствуют провести урок согласно современным требованиям. В кабинете имеются необходимые методические пособия, дидактический материал, учебная и справочная литература, коллекции по химии, реактивы, лабораторная посуда и  другое лабораторное оборудование. Имеются электронные учебные программы, презентации и флипчарты к урокам.

 В кабинете имеется Уголок техники безопасности и Журнал по технике безопасности. Кроме этого, в карточках-инструкциях к выполнению лабораторных и практических работ так же содержаться правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении конкретной работы.

 Так как естественнонаучная грамотность тесно связаны с грамотностью чтения, на своих уроках я использую  активный раздаточный материал, а также различные задачи экологического содержания. Для решения задач экологического содержания необходимо, чтобы у учащихся была сформирована математическая грамотность, поэтому, разрабатывая задачи с экологическим содержанием я консультируюсь с учителями математики, выявляя, какими математическими навыками обладают учащиеся разной степени обученности.

 Используя различные методы и приёмы на своих уроках, я не только формирую функциональную естественнонаучную грамотность у учащихся, но и стремлюсь мотивировать их к учебному процессу, активируя их познавательную деятельность. Разнообразные формы проведения уроков делают процесс обучения для учащихся не только интересным, но и познавательным, что положительно влияет на динамику качества знаний по предмету.

 Результат деятельности педагога виден не сразу. Уровень обученности учеников прослеживается  в течении нескольких лет. Качество знаний учащихся так же зависит от степени обученности учащихся.

Чтобы иметь возможность поделиться опытом работы с коллегами, ежегодно я провожу открытые уроки, предметные недели, внеклассные мероприятия по предмету.

Проводя открытые уроки, я не только использую активные формы обучения, что повышает у учащихся мотивацию к учению, развивает самостоятельность и ответственность, развивает познавательный интерес. Регулярно применяю ИКТ, провожу демонстративные опыты, а так же провожу лабораторные и практические работы, развивая у учащихся практические навыки. Разнообразие методов проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий делает их интересными, запоминающимися, что также способствует активизации познавательного интереса к предмету.

Обмениваясь опытом с коллегами, работаю на образовательных сайтах: «Педразвитие»,  «Инфоурок», «Я-учитель», «nsportal.ru».

  Так как образование не стоит на месте, а ежегодно происходят какие-то изменения, появляются новые инновационные технологии, меняются учебные программы, необходимо стремиться к повышению своего образования. С этой целью я периодически прохожу различные курсы переподготовки и повышения квалификации учителей.

Программа профессионального развития

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
  • Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
  • Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
  • Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
  • Обучение на курсах повышения квалификации.
  • Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

Формы представления результатов педагогической деятельности

  • Учебные занятия
  • Портфолио
  • Творческий отчет
  • Представление результатов педагогической деятельности
  • Мастер-классы
  • Творческая мастерская
  • Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности
  • Профессиональные конкурсы

 

Самоооценки учебного занятия

  • Оценка содержания учебного материала.
  • Оценка эффективности способов деятельности на уроке.
  • Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.
  • Оценка целей и результатов проведенного занятия.
  • Оценка содержания учебного материала на уроке:  научность, доступность изучаемого учебного материала; актуальность материала и его связь с жизнью; степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации; оптимальность объема предложенного для усвоения материала.

 

Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)

  1. Рабочие программы по учебным предметам, спецкурсам.
  2. Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.
  3. Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.
  4. Программно-методическое обеспечение.
  5. Модель технологии обучения, описание методической системы.
  6. Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, конкурсных форм и т.д.

План самообразования

Задачи:

  • воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
  • использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

  • разработка рабочих программ
  • формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного МО учителей ;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная 

Творческое сотрудничество по теме самообразования: учителя МО предметов , биологии и

Ожидаемые результаты: повышение качества обучения;  рост мотивации к учению, формирование ключевых компетенций и творческого потенциала обучающихся.

Направление и формы работы

Сроки реализации

  1. Изучение и распространение передового педагогического опыта
  2. Повышение ИКТ-компетентности
  3. Реализация индивидуального плана работы с одаренными детьми
  4. Участие в профессиональных и творческих конкурсах
  5. Составление собственных авторских разработок в электронном варианте с целью их использования в учебно-воспитательном процессе
  6. Работа над собственной методической темой
  7. Работа над темой самообразования
  8. Обобщение и распространение своего опыта работы через систему открытых уроков, внеклассных мероприятий, обучающих-семинар практикумов и мастер-классов.
  9. Распространение своего опыта работы через Интернет
  10. Проведение педагогического мониторинга как системной диагностики качества образования.

13.   Использование в практической деятельности здоровьесберегающих технологий

14.    Использование на уроках и внеклассных занятиях

электронных учебников и мультимедийных

презентаций, интерактивной доски

15.   Проведение самоанализа своей профессиональной

деятельности

16. Повышение общего уровня культуры, расширение

Кругозора.

систематически

в течение года

 

в течение года

в течение года

систематически

по приглашению

в течение года

в течение года

на предметной неделе,  в течение года,

систематически

Участие в экспертных комиссиях, экспертных советах

Наименование и функции комиссии

Уровень

Сроки участия

Участие в проведении ВПР 2019 в качестве эксперта

всероссийский

с 2019 года

Член районной комиссии по проверке олимпиадных работ учащихся по биологии

муниципальный

с 2015 года

Эксперт  предметно-методической комиссии по разработке олимпиадных заданий школьного этапа

муниципальный

С 2017 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»

laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...