Рабочая программа учебного курса индивидуальный проект 10-11 класс
рабочая программа (10, 11 класс)

Петухова Светлана Ивановна

Рабочая программа учебного курса индивидуальный проект 10-11 класс

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_individualnyy-proekt_10-11-klassy.docx44.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 418

Кронштадтского района  Санкт-Петербурга

Рассмотрено

На заседании ШМО  

Протокол №1 18\Д

«24 » августа  2020 г.                          

Согласовано

Заместитель директора:

 

 ________ Кульбацкая С.Ю.

«31» августа 2020 г.

Утверждено

Директор школы:

______А.В. Воробьёв

Приказ №_118\Д___

от 31.08.2020

Рабочая программа

учебного курса

«Индивидуальный проект»

10А класс

(34 ч)

 

Составитель:

учитель информатики и ИКТ

Петухова Светлана Ивановна

первая квалификационная категория

2020-2021 учебный год


Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности. 

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.  

Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» предназначена для обучающихся 10 и 11 классов. Сроки реализации программы – 2 года, 10 - 11 классы (68 часов).

Рабочая программа учебного курса составлена в соответствии с

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413) в последней редакции.
  • Примерными программами, созданными на основе Федерального государственного образовательного стандарта, входящими в государственный реестр примерных программ. (Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего образования.
  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
  • Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19682).

Целью курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития личности обучающегося, способной:

  1. создание условий для развития личности обучающегося, способной:

-адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;

-проявлять социальную ответственность;

-самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

-конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;

-генерировать новые идеи, творчески мыслить.

  1. формирование        проектной        компетентности        обучающихся,        осваивающих        основную образовательную программу среднего общего образования.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  • обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем);
  • развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу,

выдвижению гипотез, детализации и обобщению;

  • развитие навыков целеполагания и планирования деятельности; -обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
  • обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
  • развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);
  • обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;
  • развитие навыков конструктивного сотрудничества;
  • развитие навыков публичного выступления.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2015
  2. Крылова Ната, Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования//Народное образование 2015. - №2, - стр. 113-121.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат. – М., 2016
  4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2014
  5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2015
  6. Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта- Сост.: Фещенко Т.С. - Электронный ресурс – режим доступа: https://afipskiylicey.ru/data/documents/Uchebno-
  7. metodicheskoe-posobie.docx
  8. Половкова М.В., Майсак М. В, Половкова Т.В. Индивидуальный проект. 10-11классы. Учебное пособие. ФГОСПросвещение, 2019 160 с.
  9. Спиридонова Л.Е.,. Комаров Б.А.,. Марков О.В. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 классы. Учебное пособие.СПб.:. КАРО, 2019 104 с.

Интернет-ресурсы по вопросам проектной и исследовательской деятельности

  1. Сайт журнала «Исследовательская работа школьника» - www.issl.dnttm.ru 
  2. Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки
  3. развития образования МИОО - http://schools.keldysh.ru/labmro 
  4.  Портал исследовательской деятельности учащихся при участии Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т - www.researcher.ru 

Планируемые результаты

Планируемые личностные результаты:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на вопрос);
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Планируемые метапредметные результаты:

Метапредметные результаты включают группу регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
  1. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление: философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

  • о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
  • о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
  • об истории науки;
  • о новейших разработках в области науки и технологий;
  • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
  • о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры

В результате обучения по программе курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:

  • формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;
  • планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
  • реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач;
  • оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
  • осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечным результатом;
  • использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования;
  • навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);
  • осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.

Содержание курса

 10 класс

Методология проектной и исследовательской деятельности.

Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования.

Метод проектов: основные понятия. Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования. Проектный подход при проведении исследования. Исследовательские проекты.

Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Информационный проект. Практический проект. Бизнес-проект. Практические работы.

Основные понятия учебно-исследовательской деятельности. Феномен исследовательского поведения. Исследовательские способности. Исследовательское поведение как творчество. Научные теории.

Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация. Умозаключения и выводы.

Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).


Разработка проекта

Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации. Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Практическая работа «Занятие в библиотеке, архиве, музее».

Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Практическая работа «Работа  в сети Интернет».

Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.

Составление плана информационного текста. Цитирование, лицензия, отзыв. Практическая работа № 3 «Использование каталогов и поисковых программ».

Этапы проектной (исследовательской) деятельности.

Тема проекта. Проблема и её актуальность. Объект исследования. Предмет исследования. Практическая        работа «Выбор темы проекта. Определение конечного продукта индивидуального проекта».

Цель   проекта.   Задачи   проекта.  Практическая работа « Определение цели проекта, формулирование задач»

Гипотеза исследования. Описание проекта. Практическая работа «Выдвижение гипотезы проекта».

Участники проекта. Целевая группа. Партнёры проекта. Этапы и календарный план реализации проекта.

Практическая работа «Определение этапов собственного индивидуального проекта». Ожидаемые результаты проекта и способы их оценки. Практическая работа.

Основная идея проекта. Практическая работа.

Риски проекта и мероприятия по их снижению. Практическая работа.

Защита идеи, гипотезы и проблемы индивидуального проекта. Практическая работа Презентация продукта проектной деятельности. Практическая работа.

Критерии оценки проекта (предзащита). Практическая работа. Предзащита проекта. Контрольно–практическое занятие.

11 класс

Оформление проектной документации. Практическая работа с проектной документаций.

Модуль 3. Управление завершением проектов.

Мониторинг выполняемых работ. Корректирование проекта. Индивидуальная работа. Индивидуальные консультации по проблемам проектной деятельности.

Модуль 4. Презентация и защита проекта.

Подготовка мультимедийной презентации. Работа над текстом выступления. Критерии оценки презентации. Практическая работа. Оценка проекта. Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования).

Защита проектов. Итоговая конференция.

Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование и осуществление проекта.


Календарно-тематическое планирование 10 класс

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе

план

факт

Теория

Практически занятия

Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности

10

6

4

01.09.20

01.09.20

Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования.

1

1

-

08.09.20

08.09.20

Метод проектов: основные понятия.

1

1

-

15.09.20

15.09.20

Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения.

1

-

1

22.09.20

22.09.20

Типология проектов

1

1

-

29.09.20

29.09.20

Типология проектов

1

1

-

06.10.20

06.10.20

Практическая работа

1

-

1

13.10.20

13.10.20

Практическая работа

1

-

1

20.10.20

20.10.20

Основные понятия учебно- исследовательской деятельности.

1

-

1

03.11.20

10.11.20

Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение

гипотезы исследования. Предмет и объект исследования.

1

1

-

10.11.20

Методы эмпирического и теоретического

исследования.

1

1

-

Модуль 2. Разработка проекта

7

3

4

17.11.20

17.11.20

Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации.

1

1

-

24.11.20

24.11.20

Информационные ресурсы на бумажных носителях. Практическая работа «Занятие в

библиотеке, архиве, музее».

1

-

1

01.12.20

01.12.20

Информационные ресурсы на электронных носителях. Практическая работа «Работа в сети Интернет».

1

-

1

08.12.20

08.12.20

Требования к оформлению проектной и

исследовательской работы.

1

1

-

15.12.20

15.12.20

Требования к оформлению проектной и

исследовательской работы

1

-

1

22.12.20

22.12.20

Составление плана информационного текста.

1

1

-

12.01.21

12.01.21

Практическая работа «Использование каталогов и поисковых программ».

1

-

1

Модуль 3. Этапы проектной (исследовательской) деятельности.

17

4

13

19.01.21

19.01.21

Тема проекта. Проблема и её актуальность.

2

1

-

26.01.21

26.01.21

Объект исследования. Предмет исследования.

1

-

02.02.21

09.02.21

Практическая работа «Выбор темы проекта. Определение конечного продукта индивидуального проекта».

1

-

1

09.02.21

Цель проекта. Задачи проекта.

2

1

-

16.02.21

02.03.21

Практическая работа « Определение цели проекта, формулирование задач».

-

1

02.03.21

Гипотеза исследования. Описание проекта.

2

1

1

09.03.21

09.03.21

Практическая работа «Выдвижение гипотезы проекта».

-

1

16.03.21

16.03.21

Участники проекта. Целевая группа. Практическая работа «Определение этапов собственного индивидуального проекта».

1

-

1

30.03.21

30.03.21

Ожидаемые результаты проекта и способы. их оценки. Практическая работа.

1

-

1

13.04.21

13.04.21

Основная идея проекта. Практическая работа

1

-

1

20.04.21

20.04.21

Риски проекта и мероприятия по их снижению. Практическая работа

1

-

1

27.04.21

27.04.21

Защита идеи, гипотезы и проблемы. Практическая работа.

2

-

1

04.05.21

04.05.21

Презентация продукта проектной деятельности. Практическая работа

2

-

1

11.05.21

11.05.21

Презентация продукта проектной деятельности. Практическая работа

-

1

18.05.21

18.05.21

Критерии оценки проекта (предзащита). Практическая работа

2

-

1

25.05.21

25.05.21

Критерии оценки проекта (предзащита). Практическая работа

-

1

25.05.21

25.05.21

Предзащита проекта. Контрольно –практическое занятие.

1

-

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» для 10 класса

Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» составлена в соответствии с• Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в...

Рабочая программа По курсу "Индивидуальный проект " для 10 класса

Настоящая рабочая программа курса «Индивидуальный проект» (далее Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Прим...

Рабочая программа курса "Индивидуальный проект" 10-11 класс

Рабочая программа курса "Индивидуальный проект" составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего образования...

Рабочая программа курса "Индивидуальный проект" 10-11 классы

Учебный курс «Индивидуальный проект» представляет собой обязательную особую форму организации деятельности (учебное исследование или учебный проект) и входит в учебные планы и индивид...

Рабочая программа курса «Индивидуальный проект- от идеи до защиты» для учащихся 10-11 классов

Пояснительная записка В настоящее время проблема индивидуализации обучения приобрела особую значимость, так как с ее решением связано создание условий для раскрытия и развития индивидуальных твор...

Рабочая программа элективного курса _Индивидуальный проект_ 10-11 класс

Программа предназначена для обучающихся 10 и 11 классов. Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно- о...

Рабочая программа курса "Индивидуальный проект" 10-11 класс

Рабочая программа по предмету «Индивидуальный проект» для среднего общего образования реализуется при использовании учебного пособия «Индивидуальный проект» для 10 и 11 классов...