ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ
материал

Мазурова Лариса Николаевна

Формирование словесной речи как средства общения, познания окружающего мира, интеграции ребенка в общество – это одна из основных задач обучения глухих детей. Необходимо создать условия, обеспечивающие процесс речевого развития. Важную роль в создании условий играет слухоречевая среда. В ее создании участвуют родители,  все педагоги и работники школы. К созданию слухоречевой среды предъявляется ряд требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_rezhim_v_shkole.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

      Наличие слухоречевой среды является важной составляющей коррекционно-развивающего пространства в коррекционном образовательном учреждении.

Формирование словесной речи как средства общения, познания окружающего мира, интеграции ребенка в общество – это одна из основных задач обучения глухих детей.

Речевое развитие – это многоплановый процесс, поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие этот процесс, и в первую очередь, организовать слухоречевую среду.

Создание слухоречевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком со сниженным слухом независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития.

В ее создании участвуют все взрослые, окружающие ребенка: родители,  все педагоги школы.

  

Необходимые условия создания слухоречевой среды:

  • Мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
  • Формирование потребности в речи, побуждение детей  к активному использованию речи;
  • Использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;
  • Соблюдение единых требований к речи взрослых;
  • Постоянный контроль над речью детей.

Требования к речевому общению с детьми

  • Привлекать внимание ребенка к тому, что все окружающие его люди разговаривают.
  • Взрослые, посещающие группу, должны обращаться к детям с приветствиями, вопросами, просьбами, понимание которых доступно в данной ситуации.
  • Существенным фактором мотивированного общения с ребенком является включение его в практическую деятельность (игры, рисование, конструирование, труд) с тем, чтобы побудить ребенка к речи, стимулировать его речевую активность, связанную с использованием различных предметов, действий с ними.
  • В зависимости от возраста детей, взрослые определяют стиль общения с ними.
  • В процессе общения взрослые побуждают детей подражать предметным и речевым действиям. В зависимости от возраста ребенка и этапа обучения подражание может протекать в разной форме:

-  в виде беззвучного артикулирования или звукоподражаний;

- сопряженно-отраженного проговаривания;

- повторения за взрослым;

- самостоятельной инициативной речи у старших детей.

Обращаясь к детям, педагоги пользуются устной речью, в случае затруднения прибегая к устно-дактильному проговариванию или предъявлению табличек, записи слов. При общении с маленькими детьми, словарный запас которых беден, а значение слов и фраз на табличках не всегда им понятно, можно в качестве вспомогательного средства использовать пиктограммы, схематические рисунки, разъясняющие написанное на табличках или проговариваемые слова. После того как ребенок научится  ориентироваться на одновременное  предъявление таблички и пиктограммы, пиктограмма убирается, а после усвоения значений слов, написанных на табличке, они убираются, и слова предъявляются на слухозрительной основе.

Формирование мотивации учащихся к речевому общению

  • Опыт показывает, что нередко похвала и одобрение взрослого являются немалым стимулом для малыша, поэтому взрослые должны поддерживать любые речевые реакции ребенка.
  • Если устная речь ребенка невнятна и общение с ним затруднено, необходимо научить его подкреплять свою устную речь дактилированием, использованием табличек, собственным письмом, а также неречевыми средствами - указанием  на предметы и картинки, предметными действиями, рисованием, естественными жестами. В таких случаях взрослые помогают ребенку сказать необходимое слово: дают образец  произнесения, проговаривают вместе с ребенком, в некоторых случаях прочитывают табличку или записывают слово, а затем просят ребенка его повторить.

Во время различных мероприятий, игр, на занятиях взрослые обращаются к детям с просьбами, вопросами, поддерживая любые попытки говорения. Педагоги поощряют желание детей использовать знакомые слова и фразы в новых ситуациях.

Особое внимание уделяется использованию инициативной речи, то есть говорению по собственному побуждению. Педагогам следует подумать о создании преднамеренных ситуаций, в которых речевая активность ребенка возрастет: во время игр воспитатель как бы забывает дать ребенку необходимую для игры вещь. Если ребенок не обращается к взрослому, воспитатель фиксирует внимание на отсутствии игрушки, помогает ребенку выразить просьбу, развернутость которой зависит от уровня речевого развития ребенка.

Во время прихода в класс новых людей педагог показывает, как нужно здороваться, прощаться, объясняет, как можно извиниться, поблагодарить, выразить просьбу, задать вопрос.

Использование звукоусиливающей аппаратуры

На занятиях используется аппаратура коллективного назначения, режим которой следует уточнить для каждого ребенка. Использование индивидуальных слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов нацелено на:

  • развитие неречевого слуха (восприятие различных бытовых шумов, определение направления их звучания, слушание голосов животных и птиц, слушание музыки, восприятие различных сигналов транспорта);
  • развитие речевого слуха (восприятие  ритмико-интонационной стороны речи-темпа, ударения, интонации, уточнение произношения звуков, становление навыков самоконтроля, формирование навыков слухозрительного восприятия), что значительно расширяет сенсорную базу речи, улучшает восприятие речи окружающих и тем самым способствует более полноценному общению.
  • взрослые, окружающие ребенка, должны знать режим работы индивидуальных аппаратов, расстояние, на котором ребенок в состоянии воспринимать речь и неречевые звучания.

При работе со звукоусиливающей аппаратурой не следует:

  • использовать в работе ненастроенную аппаратуру;
  • предлагать ребенку надевать чужой аппарат;
  • неожиданно производить резкие или сильные звуки в близости от микрофона, так как это может вызвать испуг ребенка или появление неприятных ощущений.

Необходимо учить родителей и детей бережному обращению с аппаратом и кохлеарным имплантом:

  • не оставлять включенными снятые с ребенка аппараты,
  • вовремя менять батарейки,
  • следить за чистотой вкладышей,
  • не допускать ударов по аппаратам и кохлеарным имплантам, их падений.

В процессе общения с детьми педагогам следует:

  • Систематически контролировать рабочее состояние аппаратов и кохлеарных имплантов. Общаясь с маленькими неговорящими детьми, целесообразно выделять 5-10 минут для проверки состояния аппаратов до начала занятий.
  • Помнить о соблюдении основных правил работы со звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования.
  • Следить за положением своего микрофона.
  • Регулируя работу аппаратуры, не доводить усиление до максимума, если дети пользуются наушниками.
  • Воздерживаться от громкой речи, не кричать в микрофон, не стучать.


Требования к речи взрослых

Одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взрослых, которая служит образцом для подражания.

Содержание и структура высказываний педагогов зависит от уровня речевого развития ребенка, однако они всегда должны обеспечивать содержательную сторону деятельности и соответствовать нормам русского языка.

Не рекомендуется:

  • Перегружать фразы - они должны быть четкими по структуре.
  • Изменять структуру фраз, меняя порядок слов, характерный для русского языка (вместо «Где мяч?» - «Мяч где?»; вместо «Где ты была летом?»- «Летом ты где была?»

Использование нетипичных по структуре фраз приводит к непониманию их ребенком в новых ситуациях, в общении с другими людьми.

Речь взрослых должна быть естественной и правильной. Это значит, что любой человек, общающийся с ребенком со сниженным слухом, должен говорить голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение.

Речь взрослых должна быть интонированной и эмоциональной. Однако в некоторых случаях педагогам и родителям приходится прибегать к замедленному темпу проговаривания, более четкому произнесению отдельных звуков или слогов. Как правило, это происходит при чтении слов и фраз, устном или устнодактильном проговаривании новых слов, уточнении структуры слова или произнесении отдельных слов. В этих случаях после замедленного проговаривания необходимо повторить слово или фразу в нормальном темпе, с соблюдением всех норм  русского литературного языка.


Контроль за речью детей

 

Взрослые должны контролировать устную речь детей, однако, условия этого контроля разные. Педагоги знают возможности каждого ребенка, поэтому они могут добиться использования ребенком всех его речевых и слуховых возможностей, в том числе навыков самоконтроля у старших детей, а также разнообразные способы коррекции произношения и особенно широко- фонетическую ритмику. Можно предложить ребенку повторить сказанное («Повтори хорошо», «Я не поняла, скажи правильно» и т.д.). Следует помнить, что просить ребенка повторить можно только после установления контакта с ребенком.

В работе с родителями целесообразно проводить индивидуальные консультации, предварительно понаблюдав  за общением родителей с детьми.

Рекомендуя родителям устное общение с детьми, педагог должен:

  • Показать образцы такого общения в различных бытовых ситуациях и на занятиях;
  • Объяснить, как сделать устное общение мотивированным, интересным для ребенка (приглашение в гости других детей и взрослых, экскурсии, участие в решении простых бытовых задач);
  • Научить уточнять значения слов и предложений, делая рисунки и изготавливая книжки- самоделки, помогающие ребенку понять новые слова и выражения;
  • Акцентировать внимание родителей на необходимости поддержания и поощрения любой попытки ребенка говорить, вступать в общение, а уже затем предъявлять требования к качеству произношения;
  • Ознакомить родителей с состоянием произносительных навыков ребенка, систематически информировать их о том, над какими сторонами устной речи ведется работа, какие требования необходимо предъявлять дома, какие дополнительные компоненты устной речи стали доступны ребенку (соблюдение ударения, некоторые орфоэпические нормы и др.);
  • Предостерегать родителей от необоснованных требований к устной речи, поскольку это может вызвать негативную реакцию ребенка и даже отказ от речи;
  • Порекомендовать родителям освоить некоторые методы самоконтроля, простейшие приемы коррекции произношения, прежде всего использование фонетической ритмики, предварительно продемонстрировав их в работе с данным ребенком;
  • Постоянно контролировать работу родителей над произношением, так как отсутствие такого контроля в отдельных случаях может привести к появлению грубых дефектов произношения.


Рекомендации при работе над произношением

  • Постоянное внимание следует уделять формированию у ребенка естественного голоса. Характер голоса ребенка в значительной степени зависит от состояния слуха и времени его потери. При работе над голосом большое значение имеют подготовительные упражнения, которые носят игровой характер и связаны с мимикой лица, с различного рода движениями. Это вызывает у детей формирование наиболее естественного и звучного голоса. Необходимо использовать остаточный слух, работая со звукоусиливающей аппаратурой: ребенок слышит голос педагога и свой. От детей, имеющих тенденцию к повышению голоса, не следует требовать его форсирования, так как может появиться такой дефект как фальцет.
  • Большинство детей имеют нарушение речевого дыхания. Чтобы сформировать у ребенка длительный и экономный выдох, характерный для нормальной речи, необходимо вести целенаправленную работу. Лучшим средством развития речевого дыхания служит произнесение гласных звуков, сонорных и фрикативных согласных, слогов, фраз, слов. Работая над речевым дыханием, следует остерегаться ошибок: требуя от детей произнесения на одном выдохе ряда слогов, длинных слов или фраз, нужно, с одной стороны, следить за тем, чтобы они не делали чрезмерно глубокий вдох, не переполняли легкие воздухом, а с другой стороны, не выжимали его из себя до последней степени, так как это не соответствует нормальным условиям речи и может отрицательно сказаться на качестве произношения. Часто педагог, добиваясь, чтобы ребенок сделал вдох, поднимает плечи, кладет руку себе на грудь и т.д. Такие приемы вызывают у ребенка неестественное и неправильное дыхание. Если есть необходимость показать ребенку, что он должен сделать вдох, то лучше, конечно, обратить внимание на движение брюшной стенки. Нельзя настаивать, чтобы ребенок вдыхал только через нос, так как это противоречит требованиям, предъявляемым к дыханию при речи.
  • При работе над звуками педагог сообщает воспитателю и родителям о появлении каждого нового звука  и введении его в речь, чтобы  он мог при дефектном произнесении исправить звук.

Можно использовать различные приемы коррекции. Иногда достаточно сказать ребенку «Повтори правильно» – и он сам исправляет ошибку. Можно показать на табличке соответствующую букву и  попросить ребенка повторить все слово правильно, иногда в качестве помощи можно привлечь дактильный знак при условии повторения звука и слова устно. В отдельных случаях можно использовать тактильно-вибрационную чувствительность. В работе также может быть применено зеркало, чтобы ребенок, опираясь на зрение, мог исправить дефектное произношение.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что успех работы по речевому развитию школьников с нарушениями слуха зависит  от возможностей педагогов и родителей и их способности так организовать слухоречевую среду, чтобы речь стала для ребенка необходимым компонентом общения с окружающими.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием компьютерных технологий.

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических ус...

Положение об организации соуправления среди учащихся 1-9 классов ГБОУ "Климовская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"

В связи со спецификой школы самоуправление неприемлемо. Поэтому  настоящее положение разработано в целях организации целенаправленной работы с активами групп и активом детской организации "...

«Инклюзивная образовательная вертикаль взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса при проведении индивидуальной работы по методу Символдрамы с воспитанницей специальной (коррекционной) школы интерната, для детей-сирот и детей, с

Данный  материал представляет собой описание индивидуальной коррекционной работы педагога-психолога с учащимся, имеющим проблемы поведения и эмоционально-волевой сферы В материале представлены: ц...

Презентация музыкального руководителя специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска Белянкиной Любови Петровны

Презентация музыкального руководителя специальной /коррекционной/ школы-интерната  для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченнымивозможностями здоровья г.Саян...

План воспитательной работы в 8 классе Серпуховской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ГОД.Цель: продолжать работу по сплочению детского коллектива.Общие задачи:»               формировать...

Развитие умения пользоваться обиходно-разговорной речью на предметных уроках в специальной (коррекционной) школе для глухих детей

    Развитие речевой деятельности глухих обучающихся – это интегрированная система обучения, в которой каждый учебный предмет, каждое внеклассное занятие имеет общие и специфиче...