Метапредмет как точка опоры развития личности
статья

Коняева Наталья Анатольевна

Опыт ценнее тысячи мнений, рождённых воображением. М.В. Ломоносов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metapredmet_kak_tochka_opory.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

 «Метапредмет как точка опоры развития личности» 

  Исключительная динамичность современного общества  требует непрерывного повышения образовательного уровня.  Готовы ли наши выпускники к этому? Что должно стать основой их успешной самореализации? Эти вопросы волнуют современное учительство.

  Учитель сталкивается с определёнными трудностями. Выбрав тот или иной профиль образования, наши социально адаптированные ученики,  «ненужные» им для поступления в вуз уроки просто отбывают. Другие, ловко держа под партой телефон, только делают вид, что внимательно слушают и выполняют задания.

       Я хочу, чтобы каждый мой ученик в этой жизни состоялся. Многие видят эту цель, но как её достигнуть?

     Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения, нацеливают  так организовать учебный процесс,  чтобы каждый ученик обрёл смысл и мотив своего пребывания на уроке.  

При этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты  обучения. Особое место, на мой взгляд, занимают метапредметные результаты.  

Учёные Н.В. Громыко и М.В. Половкова предлагают новую образовательную форму – метапредмет, которая выстраивается поверх  традидиционных предметов. В её основе - интеграция учебного материала. Ученик, работая с разным материалом, осваивает  сходные  приёмы: анализ, синтез, схематизацию, проблематизацию и другие. Если он владеет этими приёмами, то у него исчезает проблема с заучиванием больших объёмов информации. Но,  метапредметы пока преподаются на экспериментальных площадках. Как же достичь максимального результата в обычной школе?

Профессор Е.С. Полат , в своих работах, высоко оценивала метод проектов, применение которого, способствует развитию универсальных умений или метапредметных.

Таким образом, современная ситуация в теории и практике образования обусловила выбор темы педагогического проекта.

Цель проекта – разработать систему развития метапредметных умений  через организацию проектной деятельности обучающихся.

Задачи проекта:

  • изучить опыт учёных и педагогов по выбранной теме;
  • раскрыть и реализовать на практике возможности метода проектов;
  • разработать программу развития метапредметных умений и навыков;
  • разработать методику диагностики сформированности метапредметных умений и навыков;
  • повысить мотивацию образования обучающихся.  

Объект проекта –  применение в учебном процессе метода проектов.

Предмет проекта – развитие метапредметных умений  обучающихся.

Гипотеза проекта – если включить в процесс обучения проектную деятельность, то создание практико – ориентированных ситуаций позволит сформировать метапредметные умения и навыки, что повысит качество образования и мотивацию обучения.

Цель проекта достигается через урочную и внеурочную форму работы (кружки, занятия курсов дополнительного образования). Его участники – учащиеся 9-11 классов. Каждый этап проекта рассчитан на один учебный год.    

Проект состоит из трех этапов

Предполагаемые результаты:

  • повышение уровня развития метапредметных умений и навыков обучающихся;
  • повышение качества знаний, степени обученности по истории;
  • участие в предметных олимпиадах, конкурсах и научных конференциях;
  • успешное прохождение итоговой аттестации и сдача ЕГЭ выпускниками школы;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления исторического прошлого и настоящего.

     В начале работы над проектом, в 9-х классах, была проведена входная диагностика  по методу П.И. Третьякова. По результатам диагностического исследования было выявлено, что необходимо продолжить работу в этом направлении.

      Цель первого этапа: развитие у девятиклассников умений необходимых для проектирования.  На этом этапе особую роль играет умение находить нужную информацию, выделять главное, устанавливать связи.  Выбор актуальных и дискуссионных тем, индивидуальный темп работы, определение посильных и интересных задач создаёт положительный эмоциональный настрой на работу. Всё это отражает гуманные идеи сохранности здоровья обучающихся. Проектная деятельность осуществляется под контролем и оценивается учителем.

Это можно сделать при помощи таблицы требований.

Развитие метапредметных умений на более высоком уровне  предполагает организацию социальной практики старшеклассников, поэтому необходимо организовать работу в архиве, в музеях, библиотеках . Метод проектов на всех этапах даёт возможность накапливать социальный опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которой зависит дальнейшее  интеллектуальное и социальное  развития личности.

Например, в ходе изучения истории России 20в.,  в 9-м классе я предлагаю тему проекта в форме ретропрогнозирования  « Каким был бы мой край, если бы не было Октябрьской революции 1917 г.?» (приложение 4). Чтобы решить проблему проекта ребятам необходимо изучить разнообразный архивный материал:  статьи газет, отчёты, протоколы заседаний, воспоминания современников, фотоальбомы. Такая практика даёт возможность развивать умения работать с различными источниками информации. Защита проекта проходит как внеклассное мероприятие. Изучив экономический потенциал дореволюционного Николаевска, ученики пришли к выводу о возможном превращении маленького города- в крупный, с развитой перерабатывающей промышленностью. Ведь по количеству и разнообразию промышленных  предприятий город Николаевск -  превосходил современный Пугачёв.

Для выяснения эффективности проектной деятельности, в конце учебного года

 девятиклассникам предлагается заполнить анкету.

По результатам большинство  из них считают, что обучились основным умениям проектной деятельности, но нелегко даётся умение составлять план, самостоятельно сделать презентацию проекта, находить нужную информацию, владеть устной речью. Поэтому работа по развитию метапредметных умений продолжилась.

  Цель второго этапа проекта —   развитие у обучающихся навыка исследования,  как универсального способа освоения действительности.  

Способствует  достижению этой цели  работа исторического кружка  « Краевед»

 ( приложение 5) . На одном из первых занятий кружка ребята  составляют  памятку « Как работать над исследовательским проектом» (приложение 6),  в которой определяют  этапы создания такого проекта и его особенности.  

Ученикам, защитившим лучшие работы, предоставляется право выступать на школьных конференциях. В старших классах проектная работа превращается в подлинно научное исследование, которое позволяет, например,  установить связь между историей семьи и историей Отечества. Целью проекта « Обычные будни необычных людей» стало изучение вклада в историю нашего города

Царёва А.М.,  прадеда учащейся 10 - го класса. Продуктом проекта стала интересная презентация и научная работа, получившая призовое место на региональной научной конференции « Инициатива молодых» (приложение 7). Промежуточным итогом развития метапредметных умений можно считать работу обучающихся по заполнению листов самооценки. Вывод: значительный % старшеклассников считает, что приобрели исследовательские умения. Самооценка показала, что некоторые не готовы к публичным выступлениям. Результаты самооценки, в основном совпали  с оценкой учителя.  

Изучая прошлое, мои ученики должны разбираться и в настоящем, чтобы управлять будущем.

 Работа на третьем этапе моего педагогического проекта нацелена на закрепление сформированных метапредметных умений через активную работу над интегрированными проектами.

Этот этап имеет свои особенности:

  • его участники – выпускники, которые заняты подготовкой к ЕГЭ и поступлением в вузы;
  • только часть выпускников мотивирована на получение гуманитарного образования; 
  • рабочий день старшеклассника составляет 8-10 часов, поэтому особенно актуальны принципы здоровьесбережения;

Предпосылкой создания интегрированных проектов стал положительный опыт педагогов нашей школы  в проведении интегрированных уроков (литература и история, биология и история,  география и история).    Именно  интеграция позволяет дать всестороннее, представление об изучаемом предмете или явлении. Она способствует формированию  творческого  подхода к процессу обучения,  как у учителя, так и у учеников, созданию в школе атмосферы сотрудничества.

Рассматривая определенную тему в рамках одного учебного предмета, трудно заинтересовать всех обучающихся одновременно, так как среди них есть и ребята, склонные к изучению предметов естественно - научного цикла. Здесь интеграция оказывает педагогам неоценимую услугу, так как в рамках одной темы равные возможности для самореализации получают ученики со склонностями к различным предметным областям.

 С этой целью  были выявлены  линии сопряжения в различных предметных областях.   На практике это выглядело так.

В течение года старшеклассники из разных источников  собирают интересный материал на темы, которые актуальны сегодня, например:

- роль нефти в современном мире;

- « Курильский орешек»;

- влияние экологии на международные отношения.

Такая деятельность способствует и формированию личностных результатов: толерантности, гражданской ответственности, понимания окружающей реальности, приоритетности национальных интересов России.

Для того, чтобы  ученики  могли убедиться в практической значимости подобной работы, возможно, предложить им проанализировать формулировки требований к кандидатам на занятие вакансий.

Вот несколько подобных примеров:

  • « умение работать в команде» (Web-мастер);
  • «умение индивидуально планировать работы» (референт-администратор);
  • « опыт организации и проведения презентаций» (менеджер по работе с общественностью);
  •  « умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения» (региональный торговый представитель);
  • « умение структурировать информацию» (ведущий специалист в банке).

Это и есть метапредметные умения необходимые для успешной самореализации личности.

Использование проектной методики позволило более детально и глубоко изучить отдельные темы курса истории, научить работать с разными источниками информации, обратить внимание учеников на изложение различных точек зрения (версий, оценок, мнений).

Но  наряду с успехами нужно отметить и возникшие трудности. Кризисные явления в обществе способствуют  изменению мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снижают их творческую активность.  Особенно актуальными на современном этапе стали проблемы  сохранения здоровья школьников, поэтому необходимо избежать перегрузки. Но, несмотря на отдельные трудности, проектная деятельность реализует своё главное назначение – способствует формированию личностного опыта ребёнка, опыта «быть личностью». Ибо обогащённая ценностным личным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Организация оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнее время в лагере с дневным пребыванием «Точка опоры -2015»

Цель проекта: развитие личности участников смены путем вовлечения их в творческую, познавательную и проектную и исследовательскую деятельность....

План-конспект занятия "Точка опоры" клуба "Школа родителей"

Занятие с метафорическими карточками "Диксит". Провожу в кругу. Направлено на профилактику эмоционального выгорания родителей, повышение эмоциональной эффективности. Поиск и усиление  в...

Научная статья "В поисках точки опоры: ценности как основа и цель образовательного процесса"

В статье раскрывается значение ценностной составляющей современного образования. Автор на основе современных аксиологических исследований делает вывод о том, что в контексте ФГОС ценности являются осн...

Мастер-класс.Мотивация.Точка опоры.

Разработка мастер-класса является методической помощью для учителей русского языка и литературы.В разработке использованы и материалы коллег из сети Интернет....

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Точка опоры"

Данная программа ориентирована создание условий, способствующих профилактике девиантного поведения подростков, посредством комплексной работы с учащимися «группы риска» 5-7 классов и их ро...