Система УУД
учебно-методический материал

Степаненко Галина Васильевна

Система универсальных учебных действий: методы формирования и возможные способы контроля

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_sposoby_kontrolya.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

Система универсальных учебных действий: методы формирования и возможные способы контроля

 Умение

Методы формирования

Возможные способы контроля

Познавательные действия (интеллектуальные умения)

обработка информации

Умение воспринимать информацию (факты, нормы, обозначения, аксиомы, правила, формулы) из различных источников (книга, СМИ, наблюдение, Интернет и др.)

Подбор синонимов, антонимов, перевод, изучение кодов, обозначений, задания на понимание инструкций, задания с «пропусками»

Задания на проверку понимания смысла слов и отдельных фраз в устной и письменной речи, терминологический диктант,

задания на проверку умения пользоваться схемами, кодами, обозначениями, схематический диктант,

задания на проверку умения воспринимать информацию в форме слухового или зрительного сообщения

Умение воспроизводить информацию в устной и письменной форме

Задания на воспроизведение информации в разных формах (устное и письменное воспроизведение информации, ответы на вопросы, тесты и т.п.)

Задания на воспроизведение информации в разных формах

Умение перерабатывать информацию (сравнение, синтез, обобщение, аргументация, интерпретация, систематизация и др.)

Задачи на соотнесение, сравнение, анализ, синтез, аргументацию, интерпретацию, систематизацию информации

Задания на соотнесение, сравнение, анализ, синтез, аргументацию, интерпретацию, систематизацию информации

Умение применять знания на практике, действовать по формуле, алгоритму и т.п.

Задания на воспроизведение алгоритмов в разных условиях

Выполнение практических заданий, лабораторных работ, практикумов

Умение выстраивать из полученной информации и опыта общую картину мира и достраивать её в течение жизни

Задания на подбор примеров из разных областей знаний и опыта

Задания на межпредметную взаимосвязь; задания на поиск вариантов использования и применение информации

Умение преобразовывать действительность (получать новую

Задания на развитие экспериментального мышления, формирование исследовательской

Задания творческого характера на преобразование действительности

информацию и реальность через исследовательскую и проектную и другую творческую деятельность)

позиции, технологии развития критического мышления, задачи с недостатком или избытком данных

различной форме: проектирование, исследование, создание новых образов в разной форме, моделирование

Регулятивные действия (организационные умения)

организация своих дел, решение проблем

Постановка цели в форме предвосхищения результата

Упражнения на постановку целей в учебной и внеурочной деятельности: «Что должно получиться в результате?». Формирование культуры постановки целей

Анализ целевых установок

Оценка предполагаемого результата с точки зрения пользы и безопасности для себя и других

Задания на соотнесение предполагаемого результата с реальностью с точки зрения пользы и безопасности

Задания на соотнесение предполагаемого результата с реальностью с точки зрения пользы и безопасности

Восприятие (анализ) образца, правила, алгоритма последовательности, на которые следует ориентироваться при выполнении действия по готовому образцу, правилу, алгоритму в качестве ориентира

Задания на освоение готовых алгоритмов, использование технологии «опорных сигналов», выделение ключевых слов в вопросе задачи (тексте), задания на построение внутреннего плана действия

Задания на выделение отдельных элементов образца как ориентира

Построение собственного ориентира при отсутствии готового образца, правила, алгоритма последовательности (постановка задач)

Обобщение способа решения заданий определенного типа, самостоятельное осознанное построение алгоритма выполнения действий, вывод правил, формул для последующего использования

Задания на выделение правила или алгоритма, выстроенного на поисковом этапе решения

Соотнесение с ориентиром (готовым или построенным самостоятельно) в процессе выполнения действия; соотнесение полученного результата с предполагаемой целью

Работа над ошибками, задания на соотнесение результата с целью (планируемым результатом), задания на рефлексию (самоанализ) собственной деятельности

Задания на поиск своих и чужих ошибок

Умение вносить корректировку и выполнять действие с учетом прошлого опыта

Анализ ошибок в динамике: есть ли повторяющиеся ошибки

Задания на корректировку и построение выводов на будущее

Умение создавать условия, необходимые для выполнения действия

Задачи с недостатком или избытком условий, задания на определение необходимых и

достаточных условий и их обеспечение

Задания на определение необходимых и достаточных и их обеспечение

Умение находить ресурсы и средства для выполнения действия

Задания на поиск необходимых и дополнительных источников информации, правил, закономерностей, формул, образцов, алгоритмов, необходимых для выполнения действия и деятельности в целом

Задания на поиск необходимых и дополнительных источников информации, правил, закономерностей, формул, образцов, алгоритмов, необходимых для выполнения действия и деятельности в целом

Умение распределять выполнение действия во времени: начать в нужный момент, распределить сроки выполнения, окончить

Создание мотивации, использование постановки целей, выбора средств и построения алгоритма действия как условий, необходимых для начала действия

Наблюдение за организацией действий и поведения, задания на рефлексию

Умение сочетать выполнение действия с другими действиями и выстраивать приоритеты

Задачи на упорядочивание приоритетов с точки зрения актуальности действия и степени готовности к его выполнению

Наблюдение за организацией деятельности, задания на рефлексию собственной деятельности

Коммуникативные действия (коммуникативные умения)

общение с людьми

Умение выстраивать речь (устную и письменную, с учетом понимания языков), ориентированную на других и понятную другим

Задания на построение речевых высказываний, инструкций, понятных другим

Анализ речевых высказываний (устных и письменных) с точки зрения правильности их построения

Умение слушать, воспринимать письменную речь и понимать другого

Задания на выполнение действий по речевым инструкциям

Задания на анализ понимания речи (устной и письменной, родной и иностранной, из разных источников и с разных носителей), на запись, фиксацию сообщений

Умение строить диалог

Задания на построение диалоговой речи

Задания с использованием диалоговой речи

Умение сополагать информацию, полученную от другого, с собственным знанием, мнением, собственной позицией

Технологии формирование критического мышления

Задания на поиск сходств и различий полученной информации, на различение подходов

Умение отнестись к информации, расходящейся с собственным мнением, знанием, собственной позицией (принять, учесть, отклонить, оценить позитивно или негативно и т.д.)

Задания на определение позиции и точки зрения автора

Задания на оценку полученной информации, на различение подходов

Умение уважать представления и мнения окружающих, если они не находятся в зоне социальной опасности

Задания на писк рационального зерна в информации, расходящейся с собственными представлениями, поиск сильных и слабых сторон разных подходов

Наблюдение за поведением и высказываниями

Умение выстраивать аргументы при отличии собственных представлений и мнений от представлений и мнений окружающих

Задания на поиск аргументов и построение доказательств

Задания на аргументацию

Умение отстаивать собственную позицию, свои права

Освоение технологий ведения дискуссий

Наблюдение за дискуссией

Умение строить поведение в конфликте

Задания на поиск конструктивного решения конфликтных и проблемных ситуаций

Наблюдение за поведением в различных конфликтных ситуациях, анализ причин возникновения конфликтов, психологическая диагностика

Умение договариваться о совместных действиях, принимать решения в группе

Задания на групповое решение проблем

Наблюдение за работой в группе по выполнению заданий на принятие решений и обоснование группового решения

Умение принимать на себя ответственность, функции, роль, действовать по совместно принятым правилам при совместном выполнении действий

Задания на освоение различных ролевых позиций при групповом решении проблем

Наблюдение за работой в группе при реализации определенных проектов, дел, психологическая диагностика

Умение сознательно распределять, отслеживать и контролировать функции, ответственность, вклады при совместном выполнении действий

Задания на рефлексию процесса группового решения проблем

Наблюдение за реализацией длительной совместной деятельности, многодневных проектов

Умение оказывать и принимать помощь

Задания на определение недостаточности собственных ресурсов и поиск возможных источников помощи

Наблюдение за поведением в ситуациях неуспеха

Умение меняться ролями, позициями, функциями при выполнении действий

Задания на освоение различных ролевых позиций при выполнении действий в группе

Наблюдение за реализацией совместной деятельности в условиях обмена ролями или функциями

Умение адекватно оценивать и

Задания на рефлексию и оценку вкладов

Наблюдение за соблюдением этических норм

присваивать совместный результат

участников при решении проблем и выполнении действий в группе

при достижении результата, оценка вкладов каждого члена группы

Личностные действия (нравственно-оценочные умения)

оценка своих и чужих поступков

Умение проявлять интерес к информации и действиям (своим и чужим)

Формирование познавательной мотивации

Наблюдение за проявлением отношения к воспринимаемой информации

Умение оценивать информацию и действия относительно собственных представлений, ценностных ориентаций, необходимости и достаточности

Задачи на идентификацию личностных позиций, самоопределение, задания на оценку необходимости и достаточности информации или условий в соотношение с личностной значимостью проблемы или действия

Задания на оценку полученной информации относительно своей личностной позиции

Умение ставить вопросы и формулировать проблемы

Задания на определение недостаточности собственных знаний и компетентности для решения проблем и выполнения действий, задания на постановку вопросов и формулирование проблем

Задания на постановку вопросов и формулировку проблем, наблюдение за поведением

Умение выбирать информацию и поведение, оценивая их с точки зрения пользы, целесообразности, адекватности, ценностей, безопасности и т.д.

Задания на выбор средств и алгоритмов действий, адекватных поставленным целям и ценностям

Задания на определение альтернатив, критериев выбора и способов измерения, задания на выбор информации и поведения (относительно альтернатив выбора, критериев и их измерителей)

Умение отказываться от определенных действий (как последствие выбора)

Задания на принятие решений

Задания на оценку рисков и потерь при отказе от невыбранных альтернатив, наблюдение за поведением

Умение критично относиться к своему поведению (рефлексия)

Задачи на рефлексию («самонаставления»)

Задания на оценку собственного поведения

Умение осознавать себя и свое поведение в жизненной перспективе (прошлое, настоящее, будущее)

Задания на оценку причин и последствий поведения: задания на определение значимости определенных событий с точки зрения жизненной перспективы

Задания на осмысленность поведения с точки зрения прошлого и будущего

Умение изменять свои представления и

Задания на разработку планов собственного

Психологическая диагностика, наблюдение

поведение, стремление к саморазвитию

развития

за поведением в течение длительного времени

Умение соотносить культурно-исторический контекст с собственным бытием личности (культуросообразность)

Задания на смысл поведения в социокультурном контексте

Оценка соответствия поведения культурным нормам в историческом контексте

Умение вносить свой вклад в развитие культуры (культуротворчество)

Творческие задания, задания на отчуждение собственных смыслов в форме метафоры, образа и т.п.

Анализ процесса и эффективности реализации исследовательской, проектной и другой творческой деятельности

Таблица 1.2.

Таблица универсальных учебных действий (необходимый уровень для 5-6 классов)

Познавательные действия (интеллектуальные умения)

Регулятивные действия (организационные умения)

Коммуникативные действия (коммуникативные умения)

Личностные действия (нравственно-оценочные умения)

обработка информации

организация своих дел, решение проблем

общение с людьми

оценка своих и чужих поступков

Ученик умеет

1. Извлекать информацию

1. Определять цель (проблему) и план действий

1. Доносить свою позицию

1. Оценивать ситуации и поступки

Предполагать, какая информация нужна для решения задачи (в несколько шагов)

Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему: учебной деятельности, урока, тему проекта

Высказывать свое мнение (в монологе или диалоге, устно/письменно), учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в т.ч. ИКТ и обосновывать свое мнение:

подтверждая аргументы фактами, при необходимости отстаивая свое мнение

Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей: неоднозначные поступки, разрешая моральные противоречия

Отбирать необходимые для решения задачи источники информации справочники, электронные диски

Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы: самостоятельно

искать средства достижения цели

Быть готовым изменить свою точку зрения (самостоятельно критично оценивать свою точку зрения)

Отделять оценку поступка от оценки самого человека в неоднозначно оцениваемых ситуациях

Извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций,

пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое)

(самостоятельно, а также овладевать гибким чтением; сопоставлять и отбирать информацию, из различных источников (в т.ч. Интернета))

Планировать с помощью учителя учебную деятельность:

решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера; осуществление проекта

Учиться замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями

2. Перерабатывать информацию

2. Действовать по плану, решая проблему

2. Понимать других

2. Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

Анализировать (выделять существенные признаки, составные части) и обобщать:

факты, явления, простые понятия, абстрактные понятия

Работать по плану (предложенному и самостоятельно составленному), используя основные и дополнительные средства (справочники, сложные приборы, средства ИКТ)

Объяснять смысл слов и словосочетаний в речи (устной/письменной)

исходя из контекста

Объяснять, оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей

(неоднозначные поступки; а также объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми)

Группировать (классифицировать):

факты и явления,

в т.ч. системы фактов, абстрактные понятия

По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки самостоятельно

Воспринимать информацию, данную в явном виде: воспринимая информацию на слух, выделять тему и ключевые слова текста

Осознавать и называть свои личные: качества и черты характера, мотивы, цели и результаты; ближайшие цели саморазвития

Выделять аналогии (строить аналогичные закономерности)

Самостоятельно вычитывать

информацию, данную в

НЕявном виде самостоятельно

Устанавливать причинно-следственные связи явлений: выявлять и следствия, формулировать цепочки правил «если…, то …»

Понимать концептуальный смысл текстов/высказываний в целом: самостоятельно вычитывать концептуальную информацию текста

Создавать информационные модели (обобщать и преобразовывать модели с целью выявления общих закономерностей)

Интерпретировать (понимать и оценивать) текст (выражать свою интерпретацию в форме эссе)

Вести диалог: самостоятельно вести диалог с автором текста (задавать вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя).

Вести диалог с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего» (полностью самостоятельно)

Относиться толерантно к иной точке зрения: понимать не похожую на свою точку зрения (собеседника, автора текста)

3. Представлять информацию

4. Оценивать результат действий

3. Сотрудничать с другими людьми

4. Самоопределяться в жизненных ценностях

В развернутом и сжатом виде в форме:

- текста

- таблицы

- схемы

- опорного конспекта

- сложного плана

Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев:

в привычной учебной ситуации на уроке;

при оценке проекта; в диалоге с учителем совершенствовать

критерии оценки

Работать в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика).

Распределять роли, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения

Предвидеть (прогнозировать)

последствия коллективных решений

Объяснять, что связывает тебя – гражданина России с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей страны, сопереживать им и проявлять эти чувства в добрых поступках. осознавать себя гражданином России и ценной частью

многоликого изменяющегося мира

Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха самостоятельно

Предотвращать и преодолевать конфликты.

- уважительно относиться к позиции другого,

- идти на взаимные уступки,

- влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Строить отношения с людьми других мировоззрений: уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания

Формулировать правила поведения, вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта

Выбирать поступок в неоднозначно оцениваемых ситуациях

Признавать свои плохие поступки и отвечать за них, принимать наказание и добровольно налагать на себя наказание

Таблица 1.3.

Таблица универсальных учебных действий (необходимый уровень для 7-8 классов, повышенный для 5-6 классов)

Познавательные действия (интеллектуальные умения)

Регулятивные действия (организационные умения)

Коммуникативные действия (коммуникативные умения)

Личностные действия (нравственно-оценочные умения)

обработка информации

организация своих дел, решение проблем

общение с людьми

оценка своих и чужих поступков

Ученик умеет

Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своих проектах)

Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в том числе просмотровое, ознакомительное, изучающее)

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в том числе вести диалог с автором текста)

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

Владеть смысловым чтением: самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в том числе проект), используя ИКТ

Различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории

Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор

Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ

Корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах: объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны, добровольно ограничивать себя ради пользы других

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в том

числе используя ИКТ)

Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях,

самостоятельно исправлять ошибки

Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения ― с помощью и

самостоятельно

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои

мировоззренческие позиции

Устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях

Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать чужое и своё поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом

Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ

Преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

Выбирать, как поступить, в том числе в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система интеграции современных информационных технологий в системе физкультурного образования

В современных условиях резко возросла роль компьютеров во многих областях человеческой деятельности. Не составляет исключения здесь и система физкультурного образования. Современное образование преду...

Система упражнений по теме: "Уравнения и системы уравнений".

В данном пособии предложена система  упражнений  с решениями по теме : "Уравнения и системы уравнений" для учащихся старшей школы....

Методическое пособие: " Система упражнений. Неравенства и системы неравенств".

В данном пособии предложена система упражнений  с решениями по теме:  "Неравенства и системы неравенств" для учащихся 10-11 классов....

Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы"....

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...