Программа "Коррекция смешанной дисграфии"
рабочая программа

Вилкина Ирина Ивановна

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Коррекция смешанной дисграфии у обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легкой степени»

4, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_korrektsii_disgrafii.docx53.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Коррекция смешанной дисграфии у обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легкой степени»

4, 5 класс

Разработчик программы:

учитель-логопед

________________

И. И. Вилкина

Петропавловск-Камчатский, 2017

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка…………………………………………….

2. Планируемые результаты ………………………….. ……………

3. Учебно-тематический план……………………………………….

4. Календарно-тематическое планирование………………………...

5.Содержание учебного материала…………………………………..

6. Список литературы………………………………………………….

9. Электронные образовательные ресурсы………………………….

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушения письма (дисграфия) различной степени выраженности являются достаточно распространенным явлением среди учащихся с умственной отсталостью, носят стойкий характер и препятствуют полноценному освоению программного материала по русскому языку. Диагностика письменной речи учащихся с интеллектуальными нарушениями показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии (например, дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза и аграмматическая с элементами акустической и оптической дисграфии). В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление этих нарушений.

Рабочая программа «Коррекция смешанной дисграфии у обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легкой степени» для обучающихся 4, 5 классов составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно методическими документами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. n 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В. В. Воронковой;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В. В. Воронковой;

- Учебный план КГОБУ «Петропавловск-Камчатская школа № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год»;

Данная рабочая программа составлена на основе методических разработок Е. В. Мазановой по коррекции различных видов дисграфии и предназначена для проведения логокоррекционной работы по устранению смешанной дисграфии у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.

Теоретической основой разработки программы послужило учение А.Р. Лурия «О психофизиологической основе письма», классификация и описание дисграфии, предложенная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1989 году. Методические разработки и научные исследования в области диагностики и коррекции нарушений письменной речи принадлежат таким ученым как В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Г.М. Сумченко, Г.А. Волкова, Ю.Г. Демьянов, СБ. Яковлев, Г.А. Волкова, Л.С. Волкова.

При составлении учебной программы использована система коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях И.Н.Садовниковой, Л.Н. Ефеменковой, А.В.Ястребовой, Л.Г. Парамоновой, Е.В.Мазановой.

Адресат программы: обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости, имеющие стойкие ошибки на письме.

Цель программы: коррекция нарушений письменной речи обучающихся с умственной отсталостью легкой степени и создание базы для успешного освоения ими образовательной программы.

Задачи программы:

  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие  языкового  анализа и  синтеза  на уровне  слога,  слова,
    предложения и текста;
  • формирование и развитие грамматически правильной речи;
  • формирование и развитие выразительной, связной речи;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие фонематического восприятия;
  • уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
  • развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
  • развитие анализаторов, участвующих в акте письма:  слухового,
    зрительного, кинестетического;
  • развитие     познавательных     процессов:     слухового     внимания,
    зрительного   внимания,   слуховой   памяти,   зрительной   памяти,
    логического мышления;
  • развитие устойчивого интереса к урокам русского языка.

Срок реализации рабочей программы 1 год, периодичность занятий 2 раза в неделю.

Форма работы: групповые занятия. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 2 до 4 человек. Группы комплектуются по признаку однородности нарушений, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных или смежных классов. При необходимости логопед может производить перераспределение обучающихся по группам. Коррекция звукопроизношения, а также закрепление и повторение наиболее сложных тем коррекционной программы проводится на индивидуальных занятиях. Количество часов, отведенных на индивидуальную коррекционную работу, а также периодичность занятий, определяется логопедом на основании результатов диагностики. Индивидуальные занятия с обучающимися проводятся согласно индивидуальному плану коррекционной работы.

        Учитель-логопед проводит работу в тесной связи с учителями,  воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы, а также большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.

        Для реализации программы необходимо наличие кабинета и соответствующего оборудования.

Для оценки эффективности реализации программы и динамики развития письменной речи учащихся предусмотрено проведение проверочных работ в середине и конце учебного года:

  • Диктанты, списывание
  • Индивидуальные контрольные задания
  • Диагностические пробы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате коррекционной работы по преодолению смешанной дисграфии обучающиеся должны научиться

  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции;
  • знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков, роль звуков в различении слов;
  • узнавать, различать, выделять и называть гласные и согласные звуки и буквы, давать им характеристику;
  • дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
  • правильно обозначать буквы на письме (без искажений);
  • распознавать звонкие и глухие согласные, правильно обозначать их буквами в сильных позициях, уметь применять правило проверки парных согласных на конце слова;
  • различать твёрдые и мягкие согласные;
  • обозначать на письме мягкость согласных гласными второго ряда и мягким знаком, правильно употреблять разделительный мягкий и твердый знак в словах;
  • проводить слоговой анализ, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
  • проводить звукобуквенный анализ доступных слов;
  • понимать  условно-графические схемы звукового, слогового состава слова, состава предложения;
  • правильно писать сочетания  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
  • активно использовать в речевой практике усвоенную лексику, знать обобщающие понятия по основным лексическим темам;
  • уметь ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предметы, признаки, действия подбирать и называть слова, объяснять их лексическое значение слов;
  • согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, образовывать новые слова (практические навыки);
  • понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы речи;
  • составлять предложения по модели, уметь распространять предложение по вопросам;
  • понимать роль предложений в общении, правильно оформлять предложение на письме (прописная буква в начале, точка – в конце);
  • составлять пересказ сказки, рассказа;
  • составлять простой текст из 3 – 5 предложений на заданную тему;
  • правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, знать правила орфоэпии ( на материала изученных слов);
  • знать способы проверки орфограмм в корне слова, выделять ударные и безударные гласные, делать проверку безударных гласных в корне;
  • определять количество слов в предложении на слух, место слова, вставлять предложения с заданным количеством слов, правильно употреблять предлоги;
  • передавать содержание текста по вопросам, определять тему текста, устанавливать связь между частями текста;
  • употреблять прописную букву в именах собственных;
  • подбирать однокоренные слова различных частей речи;
  • владеть практическими способами словообразования и словоизменения;
  • различать приставки и предлоги, писать предлоги и приставки;
  • составлять план текста, пересказывать текст по плану;
  • составлять связный рассказ на заданную тему по плану, записывать рассказ (с помощью педагога и предварительной подготовки);
  • определять пространственные направления и обозначать  их вербально, правильно называть времена года, дни недели, время суток;
  • уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы и явления, классифицировать предметы по заданному признаку;
  • готовить своё рабочее место и материал к занятию, убирать рабочее место по окончании занятия;
  • воспринимать инструкцию педагога и действовать последовательно по её выполнению;
  • составлять план деятельности и придерживаться его в ходе выполнения работы;
  • отвечать на вопросы полным предложением, знать и уметь использовать программную терминологию; 
  • оценивать свои действия;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • пользоваться справочной литературой (словарем).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Учебная четверть

1

2

3

4

Кол-во часов

I.         Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне

Развитие языкового анализа и синтеза:

  1. Развитие анализа структуры предложения:

•    Деление предложений на отдельные слова и определение их количества.

•    Придумывание предложений по заданным графическим схемам.

•    Составление графических схем предложений.

•    Определение места данного слова в предложении.

  • Граница предложения.

2

1

1

2) Развитие слогового анализа и синтеза:

•    Деление слов на слоги при помощи слоговых схем.

•    Подбор нескольких слов к заданной графической схеме.

•    Составление графической схемы к каждому из данных слов.

•    Составление слов из слогов данных вразбивку.

•    Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом.

2

1

3)  Развитие звукового анализа и синтеза:

•    Определение количества звуков в слове.

•    Определение последовательности звуков в слове.

•   Определение места звука в слове.

•    Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков.

•    Составление слов из звуков, данных в беспорядке.

•    Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука.

•    Составление слов из звуков данного слова.

4

1

1

1

П.        Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне

1.   Работа со слогоритмическими схемами слов.

1

1

2.   Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи.

3.   Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов.

4.   Развитие лексико-грамматических категорий (однокоренные слова, правописание безударных гласных в корне слова).

1

1

2

1

5.   Предлоги (выделение  и написание предлогов).

2

6.   Приставки (выделение и написание  приставок). Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу

2

 7.   Дифференциация предлогов и приставок.         Закрепление навыка приставочного словообразования

2

8. Слова обозначающие предметы, действия, признаки

2

9. Словоизменение имен существительных

2

      10. Словоизменение прилагательных.

Согласование имен прилагательных с именами существительными

2

 11. Согласование глаголов с именем      существительным

2

III. Коррекционная работа на фонетическом уровне

1.   Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционные сходства

2

3

1

2. Гласные 2-го ряда в начале слова и после    гласных (Я Е Ю Ё)

3

1

Разделительный Ъ и Ь

1

2

3. Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак)

2

2

IV.      Коррекционная работа на синтаксическом уровне

работа над связной речью

•    составление рассказов из предложений.

•    составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам).

•    составление рассказа по сюжетной картине.

•    составление рассказа по серии сюжетных картин.

•    составление рассказа по вопросной схеме, пересказ).

2

4

2

Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства.

Работа проводится по необходимости

в течение года

с-е

о-с

у-д-з л-и

м-ш в-д

о-а

 б-д

 и-у

У-Ч

п-т, П-Т Л-м, Л-М х-ж

ч-ъ

Г-Р

Ю-Н

и-ш

л-я

Н-К

 а-д

Совершенствование графомоторных навыков

Работа проводится по необходимости

в течение года

Правописание словарных слов,  имен собственных

Работа проводится

в течение года

Календарно-тематический план коррекционно-обучающих занятий

с группой обучающихся 4, 5 классов по преодолению смешанной дисграфии на 2017 – 2018 учебный год

№ п/п

дата

Содержание занятия

Виды и формы контроля

Оборудование

план

факт

Тема  занятия

Теоретические сведения

Коррекционные задачи

Практические работы

1

1 четв.

Вводное занятие

Знакомство с кабинетом, рабочим местом и порядком работы на занятии.

Активизация внимания, развитие ориентировки в пространстве и времени, совершенствование умения действовать по словесной инструкции,  работать в группе.

Игра «Посмотри вокруг», «Запомни и повтори», «Что сначала, что потом», организация рабочего пространства, обучение работе на месте и у доски. Рефлексия.

Столы, стулья, доска, дидактические пособия рабочие тетради.

2

Предложение.
Деление предложений на отдельные слова и определение их количества.

Состав предложения, количество и порядок слов в предложении, раздельное написание слов в предложении.




Активизация внимания, процессов оперативной памяти. Развитие языкового анализа и синтеза.

Игра «Чего не стало», «Запомни и повтори»

Составление предложений из слов по предметным картинкам, составление предложений по сюжетным картинкам, анализ предложений. Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Предметные, сюжетные картинки, рабочие тетради.

3

Схема предложений.

Придумывание предложений по заданным графическим схемам. Составление графических схем предложений.

Развитие концентрации внимания, формирование умения удерживать в памяти учебную задачу, действовать целенаправленно, развитие функции символизации.

«Посчитай фигуры», « Рассели по домикам». Формирование умения изображать предложение в виде схемы, составлять предложения по схемам. Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Бланки заданий, рабочие тетради.

4

Деление слов на слоги при помощи слоговых схем.

Слоговой анализ слов. Слоговые схемы. Правило переноса слов.

Активизация зрительного и тактильно-двигательного восприятия, развитие фонематических процессов, ритмико-интонационной организации речи.

«Угадай что нарисовано», «Тени», игра «Живая буква» (актуализация знаний о написании гласных с опорой на тактильно-двигательное и зрительное восприятие), звукобуквенный  диктант, работа над слоговым составом слов, ударением. Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Картинки наложенных изображений, теней, доска, рабочие тетради.

5

Графические схемы слов.

Подбор слов к заданной схеме.
Составление графической схемы к словам.

Развитие слогового анализа и синтеза, фонематического слуха, графомоторных функций.

«Собери слово»,  «Запомни и повтори» (ритм), состав слова, «Поезд» - деление слов на слоги, выделение гласного звука из слова.Подбор слов к схемам двухсложных слов.
Рефлексия.

Опрос, задание.

Доска, рабочие тетради карточки с лексическим материалом

6

Звуковой анализ слов. Количество звуков в слове.

Звуковой состав слова, звукобуквенный анализ слов, звуки и буквы, деление слов на слоги.

Развитие навыков фонематического анализа, с опорой на вспомогательные средства.

Звуковой анализ слов, работа со звуковыми схемами. Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Доска, рабочие тетради.

7

Определение последовательности звуков в слове.

Активизация слухового восприятия. Развитие навыков звукобуквенного анализа. Дифференциация понятий звук – буква. Развитие функции символизации, графомоторных навыков.

«Угадай что звучит», «Обведи», «Срисуй», звуковой диктант, дифференциация понятий звук и буква. Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Бланки заданий, сигнальные карточки с буквами, доска, рабочие тетради.

8

Определение места звука в слове.

Активизация слухового восприятия, речевого слуха, развитие пространственной ориентировки, развитие фонематических процессов, слуховых дифференцировок

«Угадай что звучит», «Обведи», «Срисуй», звуковой диктант, дифференциация понятий звук и буква. Рефлексия

Выполнение заданий.

Бланки заданий,  карточки с буквами, доска, рабочие тетради.

9

Придумывание слов, состоящих из трёх (четырёх, пяти и т. д.) звуков.

Активизация слухового восприятия, речевого слуха, развитие пространственной ориентировки, развитие фонематических процессов, слуховых дифференцировок.

Игра «Голоса», «Угадай кто позвал», звуковой диктант, тренировочные упражнения по дифференциации парных глухих и звонких согласных. Рефлексия.

Выполнение заданий.

Аудиозапись неречевых звуков, голосов животных и человека, карточки с изображением букв.

10

Слогоритмические схемы слов.

Определение количества слогов в слове, первого и последнего слога. Определение ударного слога в слове. Составление слогоритмической схемы слов.

Активизация слуховой памяти, развитие графомоторных навыков, развитие фонематических процессов, формирование умения удерживать в памяти учебную задачу, действовать целенаправленно.

Игра «Поезд», проверка знаний по определению количества слогов в слове.
Игра «Ударный слог» (определение ударного слога).Рефлексия.

Выполнение заданий.

Бланки заданий, доска, рабочие тетради.

11

Однокоренные слова.

Формирование умений словообразования.

Активизация внимания, развитие фонематических процессов, слуховых дифференцировок.

Игра «Назови ласково», тренировочные упражнения образованию уменьшительно-ласкательных форм слов. «Игра « Из чего сделано» (образование прилагательного изсуществительного).
Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Бланки заданий, рабочие тетради, доска.

12

Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства. Звонкие и глухие ( Б-П, Д-Т ).

Слуховая и произносительная
дифференциация звонких и глухих согласных. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова, подбор проверочных слов.

Активизация внимания, процессов припоминания, развитие фонематических процессов, слуховых дифференцировок, графомоторных навыков.

Игра «Поймай звук», тренировочные упражнения по дифференциации звонких и глухих согласных изолированно, в слогах, словах, «Штриховка». Рефлексия.

Выполнение заданий.

Бланки заданий, рабочие тетради, доска.

13

Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства. Звонкие и глухие (Г-К, З-С).

Слуховая и произносительная дифференциация звонких и глухих согласных.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова, подбор проверочных слов.

Активизация внимания, мышления, развитие умения совершать заданное действие по сигналу, развитие фонематического восприятия, развитие графомоторных функций.

Игра «Подбери подходящее слово», «Будь внимателен!», списывание,  слоговой диктант.Рефлексия.

Наблюдение.

Предметные картинки, карточки с лексическим материалом, бланки заданий, рабочие тетради.

14

2 четв.

Предложение.
Место слова в предложении.

Состав предложения, количество и порядок слов в предложении, раздельное написание слов в предложении.

Активизация внимания, процессов оперативной памяти. Развитие языкового анализа и синтеза.

Составление предложений из слов по предметным картинкам, составление предложений по сюжетным картинкам, анализ предложений. Рефлексия.

Выполнение задания.

Бланки заданий, карточки с лексическим материалом, бланки заданий, рабочие тетради.

15

Слово.
Составление слов из слогов, данных в разбивку. Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом.

Слоговой анализ слов. Выделение открытых, обратных и закрытых слогов.

Формирование действия слогового анализа и синтеза,

на основе   слухопроизносительных представлений.

Игра «Придумай слово». Придумывание слов содним,  двумя, тремя слогами. Придумывание слова на заданный слог. Рефлексия.

Опрос.

Бланки заданий, карточки с лексическим материалом, разрезная азбука, бланки заданий, рабочие тетради.

16

Слово. Составление слов из звуков, данных в беспорядке.

Звуковой состав слова, звукобуквенный анализ слов

Развитие навыков фонематического анализа в речевом плане.

Придумывание и составление слов из звуков. Игра

«Поймай звук».

Рефлексия.

Выполнение задания.

Карточки с лексическим материалом, разрезная азбука, доска, рабочие тетради.

17

Слогоритмические схемы слов.

Определение количества слогов в слове, первого и последнего слога. Определение ударного слога в слове. Составление слогоритмической схемы слов.

Активизация слуховойпамяти, развитие орфографической зоркости, графомоторных функций.

Игра «Поезд», проверка знаний по определению количества слогов в слове.

Игра «Ударный слог» (определение ударного слога). Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Доска, рабочие тетради, схемы слов.

18

Однокоренные слова.

Формирование умений словообразования.

Активизация внимания, развитие лексико-грамматических категорий.

Игра «Назови ласково», тренировочные упражнения по образованию уменьшительно-ласкательных форм слов. «Игра « Из чего сделано» (образование прилагательного изсуществительного).
Рефлексия.

Опрос, выполнение задания.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

19

Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства. Звонкие, глухие, свистящие, шипящие.

(Ж-Ш, С-Ш)

Слуховая и произносительная дифференциация звонких и глухих согласных.  

Правописание звонких и глухих, шипящих и свистящих  согласных на конце слова, подбор проверочных слов.

Активизация внимания, процессов припоминания, развитие фонематических процессов, слуховых дифференцировок, графомоторных навыков.

Игра «Подбери подходящее слово», тренировочные упражнения по дифференциации звонких и глухих согласных изолированно, в слогах, словах, «Штриховка». Рефлексия.

Текущий контроль, устные ответы.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

20

Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства.

(З-Ж, Ц-С).

Активизация внимания, процессов припоминания, развитие фонематических процессов, слуховых дифференцировок, графомоторных навыков.

Игра «Подбери подходящее слово», тренировочные упражнения по дифференциации звонких и глухих согласных изолированно, в слогах, словах, «Штриховка». Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Дидактическая игра «Волшебный мешок», предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

21

Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства. Аффрикаты.
Ч-Ть, Ч-Щ.

Активизация внимания, процессов припоминания, развитие фонематических процессов, слуховых дифференцировок, графомоторных навыков.

Игра «Подбери подходящее слово», тренировочные упражнения по дифференциации звонких и глухих согласных изолированно, в слогах, словах, «Штриховка». Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

22

Гласные второго ряда в начале слова и после согласных
(Я Е Ю Ё).

Активизация слуховой памяти, развитие графомоторных навыков, развитие фонематических процессов, формирование умения удерживать в памяти учебную задачу, действовать целенаправленно,

Игра «Цепочки», «Узоры», актуализация знаний о написании гласных с опорой на тактильно-двигательное и зрительное восприятие звукобуквенный диктант, «Найди лишнюю букву». Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Бланки заданий, доска, рабочие тетради

23

Гласные второго ряда в начале слова и после согласных
(Я Е Ю Ё).

Активизация слуховой памяти, развитие графомоторных навыков, развитие фонематических процессов, формирование умения удерживать в памяти учебную задачу, действовать целенаправленно,

Игра «Найди лишнюю букву», актуализация знаний о написании гласных с опорой на тактильно-двигательное и зрительное восприятие звукобуквенный диктант. Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Рабочие тетради, доска,бланки заданий.

24

Гласные второго ряда в начале слова и после согласных
(Я Е Ю Ё).

Активизация слуховой памяти, развитие графомоторных навыков, развитие фонематических процессов, формирование умения удерживать в памяти учебную задачу, действовать целенаправленно.

Игра «Найди лишнюю букву», актуализация знаний о написании гласных с опорой на тактильно-двигательное и зрительное восприятие звукобуквенный диктант. Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Бланки заданий, доска, рабочие тетради.

25

Разделительный Ь и Ъ знак.

Правописание слов с разделительным мягким  и твёрдым знаком.

Активизация памяти, развитие орфографической зоркости, графомоторных функций.

Игра «Поймай звук», списывание слов по памяти после предъявления зрительного стимула, выделение слов с разделительным мягким и твёрдым знаком, списывание, написание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком. Рефлексия.

Выполнение задания.

Доска, рабочие тетради.

26

Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак).

Дифференциация твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного на письме.

Активизация внимания, процессов припоминания, развитие фонематических процессов, слуховых дифференцировок, графомоторных навыков.

Игра «Поймай звук», тренировочные упражнения по дифференциации твердых и мягких согласных изолированно, в слогах, словах, «Штриховка». Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Предметные, сюжетные картинки, рабочие тетради.

27

Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак).

Дифференциация твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного на письме.

Активизация внимания, процессов припоминания, развитие фонематических процессов, слуховых дифференцировок, графомоторных навыков.

Игра «Поймай звук», тренировочные упражнения по дифференциации твердых и мягких согласных изолированно, в слогах, словах, «Штриховка». Рефлексия.

Наблюдение, выполнение задания.

Доска, разрезная азбука, рабочие тетради.

28

Связная речь.
Составление рассказов из предложений.

Состав предложения, количество и порядок слов в предложении, раздельное написание слов в предложении, граница предложения, выделение предложений  из речи и текста.

Активизация внимания, процессов оперативной памяти. Развитие языкового анализа и синтеза.

«Запомни и повтори»

Составление предложений из слов по предметным картинкам, составление предложений по сюжетным картинкам, анализ предложений. Рефлексия.

Опрос.

Бланки заданий, рабочие тетради.

29

Связная речь.
Составление рассказов из предложений.

Состав предложения, количество и порядок слов в предложении, раздельное написание слов в предложении, граница предложения, выделение предложений  из речи и текста.

Активизация внимания, процессов оперативной памяти. Развитие языкового анализа и синтеза. Развитие связной речи.

«Запомни и повтори»

Составление предложений из слов по предметным картинкам, составление предложений по сюжетным картинкам, анализ предложений. Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Бланки заданий, рабочие тетради.

30

3 четв.

Граница предложения.

Состав предложения, количество и порядок слов в предложении, раздельное написание слов в предложении, граница предложения, выделение предложений  из речи и текста.

Активизация внимания, процессов оперативной памяти. Развитие языкового анализа и синтеза. Развитие связной речи.

Игра «Чего не стало», «Запомни и повтори»

Составление предложений из слов по предметным картинкам, составление предложений по сюжетным картинкам, анализ предложений. Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Предметные, сюжетные картинки, рабочие тетради.

31

Составление из данного слова нового путём добавления к нему первого звука.

Звуковой состав слова, звукобуквенный анализ слов, звуки и буквы, деление слов на слоги.

Активизация слухового восприятия. Развитие навыков звукобуквенного анализа. Дифференциация понятий звук – буква. Развитие графомоторных навыков.

Звуковой анализ слов, работа со звуковыми схемами.
Рефлексия.

Наблюдение, выполнение задания.

Доска, разрезная азбука, рабочие тетради.

32

Правописание безударных гласных в корне слова.

Развитие лексико-грамматических категорий. Развитие внимания.

Игра «Подбери подходящее слово», «Будь внимателен!», списывание,  слоговой диктант, выделение орфограммы в словах. Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Бланки заданий, рабочие тетради, доска.

33

Правописание безударных гласных в корне слова.

Развитие лексико-грамматических категорий. Развитие внимания.

Игра «Подбери подходящее слово», «Будь внимателен!», списывание,  слоговой диктант, выделение орфограммы в словах. Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Бланки заданий, рабочие тетради, доска.

34

Предлоги.
Выделение и написание предлогов.

Формирование представления о словах-предлогах, формирование навыка раздельного написания предлогов.

Развитие пространственных представлений и умения обозначать в речи пространственные отношения.

Игра «Прятки» (по картинкам), выделение простых предлогов, списывание/диктант. Рефлексия

Выполнение задания.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

35

Предлоги.
Выделение и написание предлогов.

Формирование представления о словах-предлогах, формирование навыка раздельного написания предлогов.

Развитие пространственных представлений и умения обозначать в речи пространственные отношения.

Игра «Прятки» (по картинкам), выделение простых предлогов, списывание/диктант. Рефлексия

Выполнение задания.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

36

Приставки.
Выделение и написание приставок.

Формирование представления о приставках, формирование навыка слитного написания приставок со словами.

Развитие навыка словообразования и словоизменения. Развитие внимания.

Игра «Подбери подходящее слово», «Будь внимателен!»,списывание,  выделениеорфограммы в словах. Рефлексия.

Наблюдение.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

37

Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу.

Формирование представления о приставках, формирование навыка слитного написания приставок со словами.

Развитие навыка словообразования и словоизменения. Развитие внимания.

Игра «Подбери подходящее слово», «Будь внимателен!», списывание,  выделение орфограммы в словах. Рефлексия.

Выполнение задания.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

38

Дифференциация предлогов и приставок.

Формирование представления о предлогах и приставках.

Закрепление навыка приставочного словообразования.
Развитие внимания.

Игра «Подбери подходящее слово», «Будь внимателен!», списывание,  выделение орфограммы в словах. Рефлексия.

Выполнение задания.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

39

Дифференциация предлогов и приставок.

Формирование представления о предлогах и приставках.

Закрепление навыка приставочного словообразования.
Развитие внимания.

Игра «Подбери подходящее слово», «Будь внимателен!», списывание,  выделение орфограммы в словах. Рефлексия.

Выполнение задания, опрос.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

40

Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства.

Слуховая и произносительная дифференциация звонких и глухих согласных.  

Правописание звонких и глухих, шипящих и свистящих  согласных на конце слова, подбор проверочных слов.

Активизация внимания, процессов припоминания, развитие фонематических процессов, слуховых дифференцировок, графомоторных навыков.

Игра «Подбери подходящее слово», тренировочные упражнения по дифференциации звонких и глухих согласных изолированно, в слогах, словах, «Штриховка». Рефлексия.

Наблюдение.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

41

Гласные второго ряда в начале слова и после согласных
(Я Е Ю Ё).

Активизация слуховой памяти, развитие графомоторных навыков, развитие фонематических процессов, формирование умения удерживать в памяти учебную задачу, действовать целенаправленно.

Игра «Найди лишнюю букву», актуализация знаний о написании гласных с опорой на тактильно-двигательное и зрительное восприятие звукобуквенный диктант. Рефлексия.

Выполнение задания.

Бланки заданий, доска, рабочие тетради.

42

Разделительный Ь и Ъ знак.

Правописание слов с разделительным мягким  и твёрдым знаком.

Активизация памяти, развитие орфографической зоркости, графомоторных функций.

Игра «Поймай звук», списывание слов по памяти после предъявления зрительного стимула, выделение слов с разделительным мягким и твёрдым знаком, списывание, написание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком. Рефлексия.

Наблюдение.

Бланки заданий, доска, рабочие тетради.

43

Разделительный Ь и Ъ знак.

Правописание слов с разделительным мягким  и твёрдым знаком

Активизация памяти, развитие орфографической зоркости, графомоторных функций.

Игра «Поймай звук», списывание слов по памяти после предъявления зрительного стимула, выделение слов с разделительным мягким и твёрдым знаком, списывание, написание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком. Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Бланки заданий, доска, рабочие тетради.

44

Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак).

Дифференциация твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного на письме.

Активизация внимания, процессов припоминания, развитие фонематических процессов, слуховых дифференцировок, графомоторных навыков.

Игра «Поймай звук», тренировочные упражнения по дифференциации твердых и мягких согласных изолированно, в слогах, словах, «Штриховка». Рефлексия.

Выполнение задания.

Бланки заданий, рабочие тетради, доска.

45

Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак).

Дифференциация твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного на письме.

Активизация внимания, процессов припоминания, развитие фонематических процессов, слуховых дифференцировок, графомоторных навыков.

Игра «Поймай звук», тренировочные упражнения по дифференциации твердых и мягких согласных изолированно, в слогах, словах, «Штриховка». Рефлексия.

Выполнение задания.

Бланки заданий, рабочие тетради, доска.

46

Составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам).

Развитие связной речи, мышления, пространственно-временных представлений.

Игра «Что, где, когда?», выделение в предложениях названий и признаков предметов , действий (с опорой на вопрос). Составление предложений по картинке (с опорой на вопросы), составление предложений по опорным словам, Работа с текстом. Рефлексия.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

47

Составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам).

Развитие связной речи, мышления, пространственно-временных представлений.

Игра «Что, где, когда?», выделение в предложениях названий и признаков предметов , действий (с опорой на вопрос). Составление  предложений по опорным словам, Работа с текстом. Рефлексия.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

48

Составление рассказа по сюжетной картине.

Развитие связной речи, мышления, пространственно-временных представлений.

Игра «Что, где, когда?», выделение в предложениях названий и признаков предметов , действий (с опорой на вопрос). Составление предложений по картинке (с опорой на вопросы).

 Работа с текстом.Рефлексия.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

49

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Развитие связной речи, мышления, пространственно-временных представлений.

Игра «Что, где, когда?», выделение в предложениях названий и признаков предметов , действий (с опорой на вопрос). Составление предложений по серии картин(с опорой на вопросы).

Работа с текстом. Рефлексия.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

50

4 четв.

Составление слов из звуков.

Звуковой состав слова, звукобуквенный анализ слов, звуки и буквы, деление слов на слоги.

Активизация слухового восприятия. Развитие навыков звукобуквенного анализа. Дифференциация понятий звук – буква. Развитие графомоторных навыков.

Звуковой анализ слов, работа со звуковыми схемами.
Рефлексия.

Наблюдение, выполнение задания.

Доска, разрезная азбука, рабочие тетради.

51

Однокоренные слова, правописание безударных гласных в корне слова.

Развитие лексико-грамматических категорий. Развитие внимания.

Игра «Подбери подходящее слово», «Будь внимателен!», списывание,  слоговой диктант, выделение орфограммы в словах. Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Бланки заданий, рабочие тетради, доска.

52

Слова, обозначающие предметы, действия, признаки.

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?, изменение формы слов по вопросам. Слова, отвечающие на вопросы  Что делает? Что делал? Что будет делать?, согласование слов-предметов и слов-действий. Слова, обозначающие признаки предметов, подбор названий признаков предметов по смыслу.

Активизация памяти, развитие логического мышления, расширение импрессивного и экспрессивного словарного запаса.

Игра «Что лишнее», «Найди пару», «Как называется»

(с опорой на наглядный материал), группировка слов отвечающих на вопросы Кто? Что?, запись слов обозначающих имена собственные. Подбор слов, обозначающих действия по смыслу с опорой на вопрос.

Подбор слов обозначающих признаки предметов по смыслу с опорой на вопрос, списывание. Рефлексия.

Выполнение задания.

Бланки заданий, рабочие тетради, доска.

53

Слова, обозначающие предметы, действия, признаки.

Активизация памяти, развитие логического мышления, расширение импрессивного и экспрессивного словарного запаса.

Игра «Что лишнее», «Найди пару», «Как называется»

(с опорой на наглядный материал), группировка слов, отвечающих на вопросы Кто? Что?, запись слов обозначающих имена собственные. Подбор слов, обозначающих действия по смыслу с опорой на вопрос.

Подбор слов обозначающих признаки предметов по смыслу с опорой на вопрос, списывание. Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

54

Словоизменение имён существительных.

Изменение имен существительных по родам, числам и падежам.

Расширение импрессивного и экспрессивного словарного запаса.

Игра «Один-много»,  «Угадай кто это?»,
Тренировочные упражнения по изменению существительных по родам, числам и падежам. Рефлексия.

Выполнение задания.

Бланки заданий, тетради, доска.

55

Словоизменение имён существительных.

Изменение имен существительных по родам, числам и падежам.

Расширение импрессивного и экспрессивного словарного запаса.

Игра «Один-много»,  «Угадай кто это?»,
Тренировочные упражнения по изменению существительных по родам, числам и падежам. Рефлексия.

Выполнение задание.

Бланки заданий, тетради, доска.

56

Словоизменение прилагательных.
Согласование имен прилагательных с именами существительными.

Формирование представлений о прилагательных.

Обогащение словаря прилагательных. Развитие логического мышления. Развитие навыков словообразования.

Игра «Из чего сделано?»
тренировочные упражнения по образованию прилагательных.
Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

57

Словоизменение прилагательных.
Согласование имен прилагательных с именами существительными.

Формирование представлений о прилагательных.

Обогащение словаря прилагательных. Развитие логического мышления. Развитие навыков словообразования.

Игра «Из чего сделано?»
тренировочные упражнения по образованию прилагательных.
Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

58

Согласование глаголов с именем существительным.

Формирование представлений о глаголах.

Развитие умения употребления глаголов в речи. Развитие слухового внимания, памяти и логического мышления.

Игра «Кто что делает?», «Зеркало».
Подбор слов, обозначающих действия (с опрой на вопрос). Рефлексия.

Выполнение задания.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

59

Согласование глаголов с именем существительным.

Формирование представлений о глаголах.

Развитие умения употребления глаголов в речи. Развитие слухового внимания, памяти и логического мышления.

Игра «Кто что делает?», «Зеркало».
Подбор слов, обозначающих действия (с опрой на вопрос). Рефлексия.

Выполнение задания.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

60

Составление рассказа по вопросной схеме, пересказ.

Развитие связной речи, мышления, пространственно-временных представлений.

Игра «Что, где, когда?», выделение в предложениях названий и признаков предметов , действий (с опорой на вопрос). Составление  предложений по вопросам. Работа с текстом. Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

61

Составление рассказа по вопросной схеме, перессказ.

Развитие связной речи, мышления, пространственно-временных представлений.

Игра «Что, где, когда?», выделение в предложениях названий и признаков предметов , действий (с опорой на вопрос). Составление предложений по вопросам. Работа с текстом. Рефлексия.

Наблюдение, опрос.

Предметные картинки, доска, рабочие тетради, карточки с лексическим материалом.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Учитывая специфику нарушений письменной речи, коррекционно-логопедическая работа включает следующие разделы:

  • преодоление дисграфии на почве несформированности
    языкового анализа и синтеза;
  • преодоление аграмматической дисграфии;
  • преодоление акустической дисграфии;
  • преодоление оптической дисграфии.

Каждый раздел программы направлен на решение конкретных коррекционных задач и  имеет соответствующее содержание. Темы коррекционно-логопедической работы указаны непосредственно в календарно-тематическом плане.

Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза

Задачи:

  • формирование,   развитие   и   совершенствование   навыка   анализа
    структуры предложения;
  • формирование, развитие и совершенствование  навыка слогового
    анализа и синтеза;
  • формирование,       развитие       и       совершенствование       навыка
    фонематического анализа и синтеза.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающих в себя:

  • определение   количества,   последовательности   и   место   слов   в
    предложении;
  • выделение гласного звука из слога, слова;
  • работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе
    слова;
  • определение количества, места слога в слове;
  • составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов;
  • вычленение первого и последнего звука из слова, определение его
    места;

•        определение последовательности, количества и позиционного места звука в слове.

 Работа по преодолению аграмматической дисграфии 

Задачи:

  • формирование, развитие и совершенствование умения точного
    соотнесения слова с предметом, явлением, действием;
  • формирование,   развитие   и   совершенствование   полноценных
    представлений о морфологическом составе слова;
  • формирование,      развитие      и      совершенствование      умения
    грамматического оформления речи;

• формирование, развитие и совершенствование связной речи.
Содержание коррекционно-логопедической работы:

  • уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей,
    и дальнейшее его обогащение как путем  накопления новых слов,
    относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей
    активно    пользоваться    различными    способами    словообразования.
    Последовательное накопление «гнезд» родственных слов;
  • уточнение,    развитие    и    совершенствование    грамматически
    правильного  оформления речи путем  овладения  словосочетаниями,
    связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических
    конструкций;
  • развитие навыков связного высказывания, включающее в себя:
    установление   последовательности   высказывания;   отбор   языковых
    средств для построения высказывания в тех или иных целях общения;
    совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по
    заданным образцам.

Работа по преодолению акустической дисграфии 

Задачи:

  • развитие слухового восприятия;
  • формирование и развитие представлений о звуках;
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие навыка дифференциации смешиваемых звуков по звонкости-
    глухости, по твердости-мягкости.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

  • уточнение    произносительного    и    слухового    образа    каждого    из
    смешиваемых звуков;
  • сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом
    плане.

 Работа по преодолению оптической дисграфии 

Задачи:

  • развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
  • дифференцировка смешиваемых букв на письме.

Содержание коррекционно-логопедической работы:

  • уточнение представлений о форме, величине, цвете;
  • ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;
  • конструирование и реконструирование букв;
  • нахождение, выделение букв.

Содержание учебного материала по коррекции смешанной дисграфии отражено в учебно-тематическом плане, распределено по учебным четвертям и предполагает ведение коррекционной работы одновременно на лексико-синтаксическом, лексико-грамматическом, грамматико-орфографическом, фонетическом и синтаксическом уровнях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список основной литературы

  1. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. СПб., 2014г.
  2. Левина Р. Е. Общая характеристиканедоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом/Нарушения письма у детей с недоразвитием речи,  М., 2012.

Список дополнительной литературы

  1. Божедомова Н.Ю. Программа «Профилактика дизорфографии у младших школьников»/ Коррекция нарушений письменной речи. Под ред. Яковлевой Н.Н. – СПБ, 2004
  2. Бровина С.В. Коррекция нарушений письменной речи /под ред. Яковлевой Н.Н. Учебно-методическое пособие. СПб 2004
  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе» Сфера, М., 2005
  4. Лалаева Р.И. Прищепова В.И. Выявление дизорфографии у младших школьников. СПб., 1999
  5. Ляудис В.И., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. -  М., 1994
  6. Мазанова Е.В. – Коррекция аграмматической дисграфии. – М., 2008.
  7. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2008.
  8. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М., 2008.
  9. Мазанова Е.В. -  Коррекция оптической дисграфии. – М., 2008.
  10. Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.
  11. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.   СПб, Дельта, 2000
    Планирование логопедических занятий по устранению аграмматизмов у учащихся вторых-четвертых классов с ЗПР при работе по теме «предлоги»
  12. Планирование логопедических занятий по коррекции дисграфии у детей с системным нарушением речи в 1-5 классах.
  13. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., Сфера, 2001
  14. Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи /под ред. Яковлевой Н.Н. Учебно-методическое пособие. СПб 2004
  15. Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов на уровне связных текстов в письме детей с тяжелыми нарушениями речи. СПб., 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)

     За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии.  С началом обучения...

Учебная программа КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Учебная программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи, у учащихся 2-х классов. Рассчитана на 72 часа....

Конспект группового занятия с детьми НВОНР (смешанная дисграфия) 2 класс Тема: Дифференциация букв П-Т.

Данный материал - это разработка логопедического занятия по устранению оптической дисграфии. Конспект составлен в виде таблицы, содержит этапы урока, действия логопеда. действия учащихся, теоретическо...

Смешанная дисграфия - миф или реальность

. Если же говорить избирательно о нарушениях письма, то чаще всего дисграфия проявляется в смешанной форме, т.е. смешанную дисграфию составляют различные комбинации из определяемых ранее форм нарушени...

Использование дидактических материалов для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников

В статье представлены некоторые авторские дидактические материалы, способствующие закреплению оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников....

Занимательные домашние задания для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников

Применение представленных дидактических материалов помогает  реализовать индивидуальный подход к каждому ученику  и способствует устранению конкретных оптико-кинетических ошибок. Задания и у...