Программа внеурочной деятельности "Киноклуб"
календарно-тематическое планирование (6 класс)

Савина Наталья Анатольевна

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общекультурное (художественно-эстетическое) направление в 6 классе возможно реализовать на занятиях внеурочной деятельности «Киноклуб».Актуальность данного курса для шестиклассников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана сформировать нравственно-эстетические чувства, обогатить словарный запас,  расширить творческий потенциал ребенка, так как именно в этом возрасте формируется творческая личность, закрепляются нравственные нормы, формируется духовность.

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (Приказ №1897 от 17.12.2010г.)/М.Просвещение 2011/, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_plan_kinokluba.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ивановская средняя общеобразовательная школа

Переславского района Ярославской области

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                               утверждена приказом        

                                                                                                                                                                                                    от         ------------- №  --------------

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                    внеурочной деятельности «Киноклуб»

                                                                                                                                   

  учителя Савиной Н. А.

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс

В рамках реализации  целей и задач  федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения  внеурочная деятельность учащихся должна стать  неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Одной из целей Федеральной Государственной образовательной программы является гармоничное развитие личности и ее творческих способностей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общекультурное (художественно-эстетическое) направление в 6 классе возможно реализовать на занятиях внеурочной деятельности «Киноклуб».

Разработка и внедрение программы обусловлены потребностью общества в развитии нравственных, эстетических, коммуникативных качеств. Важным является научить школьников критически воспринимать информацию. Современная киноиндустрия, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели оказываются мало востребованы массовым зрителем. Поэтому необходимо знакомить ребят с лучшими образцами советской кинематографии. Особый интерес у школьников могут вызвать фильмы про сверстников, которые позволят сформировать позитивный зрительский опыт и вкус, развивть качества толерантной личности, способствовать развитию воображения, фантазии и внимания. А последующее обсуждение и рецензирование окажет благоприятное воздействие на общую коммуникативную культуру.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Нарушение речи в той или иной степени негативно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его учебной деятельности, поведении, способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, замкнутости, чувства неполноценности), затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

  Деятельность «Киноклуба» обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка, формирует социально активную личность, способную понимать общечеловеческие ценности.

Актуальность данного курса для шестиклассников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана сформировать нравственно-эстетические чувства, обогатить словарный запас,  расширить творческий потенциал ребенка, так как именно в этом возрасте формируется творческая личность, закрепляются нравственные нормы, формируется духовность.

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (Приказ №1897 от 17.12.2010г.)/М.Просвещение 2011/, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Цель и задачи программы

Цель программы внеурочной  деятельности «Киноклуба» – обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития школьника, становление устойчивых зрительских интересов в области содержательного кинематографа, развитие способности критического мышления.

 

Задачи программы:

Образовательные задачи:

- Ознакомить учащихся с основными этапами развития отечественного кинопроцесса, с жанровым и стилистическим многообразием современного кинематографа, с фильмами, ставшими классикой  киноискусства, с деятельностью и творчеством выдающихся режиссёров, актёров и продюсеров;

 - Сформировать у учащихся на основе имеющихся представлений первоначальные знания о технологии кинопроцесса. Ввести в круг активного словарного запаса учащихся понятия и термины из области кинематографа.

- Сформировать умение устно и письменно выражать свое мнения, адекватно воспринимать чужую позицию.

Воспитательные задачи программы

-  Приобщать учащихся к духовно-нравственным базовым ценностям;

 - Воспитание культуры учащихся за счет приобщения к «золотому» фонду российского кинематографа;

 - Формирование потребности в постоянном повышении информированности;

 -  Воспитание любви и уважения к школе,  городу, стране;

 -  Формирование личной позиции;

 -  Формирование равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении окружающего мира;

 -  Воспитание в школьнике общественной активности;

- Воспитание сознательного отношения к народному достоянию, чувства ответственности;

- Воспитание уважения к народным традициям и культуре, толерантное отношение к культуре и традициям других народов;

Развивающие задачи:

- Развивать имеющиеся у школьников навыки литературного рецензирования, на их основе сформировать умения и навыки написания кинорецензии;

 - Создать условия для формирования у учащихся основных навыков грамотной зрительской культуры;

- Совершенствовать навыки общения, обсуждения, дискуссии;

- Развивать аналитические умения и навыки, умения критически мыслить;  

- Создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования;

-Способствовать формированию у учащихся элементарных умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни;

- Привить культуру общения с миром средств массовой информации

Таким образом, планируемые задачи внеурочной театральной деятельности способствуют формированию следующих результатов:

- личностных;

- предметных;

- метапредметных.

 

Личностные результаты

У учеников будут сформированы:

  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
  • потребность сотрудничества со сверстниками, бесконфликтное поведение;
  • эстетические потребности, нравственные ценности на основе просмотра советских фильмов и прочтения художественных произведений;

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • составлять рецензию на произведение;
  • Сопоставлять поступки героев, давать им оценку;
  • корректно выражать свое мнение;
  • различать произведения по жанру;
  • рассуждать о возможных вариантах судеб персонажей в произведениях с открытым финалом.

Метапредметные результаты

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при написании сочинений, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  • формулировать собственное мнение и позицию, включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров;
  • обращаться за помощью, формулировать причину затруднений;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над рецензией;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится»

Отличительные особенности программы:

  • Данная программа составлена на основе Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции художественного образования, как фундамента системы эстетического воспитания школьников;
  • Программа соответствует требованиям к содержанию и структуре программы внеурочной деятельности школьников;
  • Программа выстроена на основе культурно–исторического, системно–деятельностного, аксиологического и развивающего подходов к развитию личности;
  • Программа основывается на принципах поэтапного углубления знаний, комплексного развития, учета индивидуальности, совместного творческого поиска, коллективности, патриотической направленности, проектности, положительной перспективы.
  • Программа является актуальной, педагогически целесообразной, обеспечивающей формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

Этапы реализации программы

Данная программа реализуется в три этапа:

I этап – теоретические сведения о кинематографе;

II этап –занятия практической направленности (просмотр х/ф с последующим обсуждением);

III этап – практические занятия (составлению рецензий и отзывов)

Для I этапа характерны беседы        о кинематографе,        знакомство         с лучшими русскими режиссерами и актерами, знакомство с теоретическими основами кинематографа.

На II этапе ребята смотрят фильмы разных жанров, рассуждают о поведении героев, дают оценку персонажам, предлагают свои варианты развития событий.

На III этапе учащиеся систематизируют полученные знания, дают полный ответ письменный или устный -  так появляется  материал для «методической копилки киноклуба», на основе которого  создаются отзывы и рецензии, лучшие из них размещаются на учительском сайте.

Оценка знаний и умений: обучающихся проводится в форме творческих работ.

Способы определения результативности:

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

-  Педагогическое наблюдение.

- Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.

 -  Мониторинг (контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, самооценка воспитанника, ведение творческого дневника обучающегося, оформление листов индивидуального образовательного маршрута, оформление фотоотчётов).

Возраст учащихся, на которых рассчитана данная программа: 5- 6 класс

Сроки реализации данной программы: 1год (34 занятия – 1 раз в неделю)


Ожидаемые (прогнозируемые) результаты обучения детей

по программе:

Узнают

Научатся

- особенности становления кинемотографа.

- основную терминологию искусства кинемотографа

- Давать устный и письменный отзыв о кинофильме, игре актёров,

- Составлять рецензию на фильм, делать доклады и сообщения,

 - Создавать слайдовые презентации в мультимедийных приложениях;

- Определять замысел, идейную или литературную основы,

- Определять особенности драматургии кинопроизведения,

-  Высказывать суждение о его эстетической ценности;

-  Особенности жанров кинематографа (документальное, научное, художественное)

- Пользоваться интернет-ресурсами, справочной литературой, кинословарями, мультимедийными программами справочного характера;

- Делать смысловой, жанровый анализ кинофильма, выделять стилистические особенности кинопроизведения;

- «Золотой фонд» кинемотографа

-   Работать в группе,

-   Грамотно обсуждать и дискутировать,

- Высказывать ценностные суждения в рамках своей возрастной компетенции.

- сравнивать разные жанры искусства: литературное произведение и кинофильм.

Тематический план «Киноклуба».

Раздел

Тема занятия

Вид деятельности

Часы

Дата

1

Ведение.

Введение. История появления и развития кинематографа.

Лекция об истории кинематографа. Этапы развития кинематографа. Организация работы киноклуба.

1

Фильмы созданные по мотивам былинных сказаний, сказки

( как средство патриотического воспитания)

2-3

В чём сила русского народа (на материале фильма «Илья Муромец»

(1956 г.)

Просмотр фильма «Илья Муромец».В ходе работы в минигруппах подростки анализируют персонажей (богатырей), создают обобщённый образ защитника Отечества.

2

4-5

Образы зла, созданные в сказках А. Роу «Кащей Бессмертный»

(1944 г.)

Просмотр фильма «Кащей Бессмертный». Определение ассоциативного ряда, который создавал режиссёр. Творческое задание: нарисовать запомнившиеся эпизод просмотренных фильмов.

2

6-7

Защитники Родины. «Александр Невский» (1938 г.)

Просмотр фильма «Александр Невский». Составление вопросов для викторины по фильму.

2

8

Проект «Образы защитников Родины».

Составление викторины о героях. Выставка рисунков.

1

Детский кинематограф XX  век. Как средство нравственного воспитания.

9 -10

Образ моего сверстника в фильме «Чудак и 5Б».

Просмотр фильма. Составление отзыва о фильме.

2

11-12

Образ мальчика- мужчины в фильме «Кортик» (1973 год)

Просмотр фильма «Кортик». Игра «Суд над персонажами фильма». В результате игры участники оценивают поведение героев фильма.

2

13-14

«Неуловимые мстители» (1966 г.)

Просмотр фильм «неуловимые мстители». Диспут «Как проявляются личные качества у героев фильма в минуты опасности».

2

15-16

«Добро пожаловать или посторонним вход запрещён» (1964 г.)

Просмотр фильма  и дискуссия «Кого из героев фильма я бы поддержал». Составление цитатных вопросов по содержанию фильма.

2

19

Проект. «Портрет современного подростка».

Участники киноклуба в ходе коллективного обсуждения вырабатывают критерии, по которым нужно оценивать личность подростка. Дают словесный портрет.

1

Отношения между девушками и юношами, созданные кинематографистами и мультипликаторами.

20-21

Любовь и дружба в мультипликационных фильмах: «Летучий корабль», «Бременские музыканты»

Просмотр мультфильмов. Организация дискуссии «Какие чувства легли в основу любви персонажей». Нарисовать рисунки к понравившимся мультфильмам.

2

22-23

Дружба как важный элемент нравственного развития личности на примере сказки «Кот в сапогах» (1957 г.)

Просмотр сказки. Анализ изменения характера главного героя в процессе развития сюжета.

2

24-25

Нравственные ценности в сказке «Сказка о потерянном времени»

Просмотр сказки. Определение основного конфликта. Нравственные уроки сказки.

2

26-27

Нравственные установки героев сказки «Морозко» .

Просмотр сказки. Работа в мини-группах «Составление характеристики своего героя».

2

28-29

Нравственные ценности в сказке «Проданный смех»(1981 г.)

просмотр сказки. Определение основного конфликта главного героя, его нравственный выбор между материальной выгодой и духовным спокойствием. Написание сочинения по сказке.

2

Фильмы о войне, подвигах людей, сражавшихся ради победы.

30-31

«Рядовой героизм на Великой Отечественной войне. «Иваново детство» (1962 г)

Просмотр фильма «Иваново детство». Проведение дискуссии на тему «Война и её последствия для страны».

2

32-33

Образ Родины.

Написание подростками творческих работ на тему «Моя Родина». Защита работ.

2

34

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы киноклуба. Анкетирование.

1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Оборудование: ноутбук, принтер, экран, проектор.

 Литература для учителя

1. Баранов О.А. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом  воспитании старшеклассников: Дис. канд. искусств. - М., 1968. – 238 с.

2. Баранов О.А. Экран становится другом. - М.: Просвещение, 1979. – 96 с.

3. Вайсфельд И.В. Эволюция экрана, эволюция восприятия //Специалист. - 1993. - № 5

Интернет-ресурсы

http://edu.of.ru/mediaeducation

http://www.mediaeducation.boom.ru

http://www.kinopoisk.ru/

http://www.kino-teatr.ru/

http://www.kinomania.ru/

http://semidnevka.ru/events/types/kino

http://www.eisenstein.ru/

http://www.disney.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...