Занятие: «Взаимодействие на сцене в различных предлагаемых обстоятельствах» (третий год обучения)
план-конспект

Баженова Ирина Владимировна

Цель занятия: Через освобождение физическое и психическое развивать и раскрывать духовный потенциал учащихся, совершенствуя их творческие способности.

 

В основу данной системы упражнений легли взгляды педагогов Л.С. Выготского, А.Я. Якиманской, Н.Е. Щурковой, режиссеров-практиков и специалистов в области сценической и театральной деятельности – К.С. Станиславского, И.П. Козляниновой, А.Д. Черенковой, И.Э. Коха, Н.И. Ушковой, М.Г. Шарониной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнил:

Баженова Ирина Владимировна,

                                                 педагог дополнительного образования

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма, ХМАО-Югра

Занятие:           «Взаимодействие на сцене в различных предлагаемых обстоятельствах»

(третий год обучения)

Цель занятия: Через освобождение физическое и психическое развивать и раскрывать духовный потенциал учащихся, совершенствуя их творческие способности.

Задачи занятия: 

  • Образовательные 
  • закрепить знания о взаимодействии актеров, видах и способах сценического общения;
  • сформировать понятие  «Предлагаемые обстоятельства»;
  • развить навыки сценического взаимодействия;
  • создать условия для самостоятельной творческой работы в малых группах по подготовке этюдов на данную тему.
  • Воспитательные 
  • активизация познавательных интересов учащихся;
  • формирование партнерских отношений в группе;
  • воспитание в учащемся самодисциплины;
  • формирование и поддержка адекватной самооценки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент (4 мин.) 

 Погружение. Предлагаю всем встать в круг.

Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга. Готовимся к роли.

Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром.

 Этюд с воображаемым предметом.

Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений и тревог большой группы является создание “Лукошка депозитов”:

Участникам необходимо вспомнить то, что их тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты

  • Накормил ли я кошку?
  • Когда дядя выйдет из больницы?
  • Мне нечего сказать 

Опасения по поводу участия в ходе занятия

  • Смогу ли я справиться с волнением?
  • Попросят ли меня говорить?
  • А вдруг я отвечу не так, как нужно?

Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть.

Звучит фонограмма музыка Ребята с педагогом в кругу. Выполняется разминка

Педагог: (разминка)

Перед тем, как начать игру на сцене желательно размяться. Попробуйте сделать такое упражнение. Встаньте прямо, поднимите руки вверх, поднимите голову, посмотрите на свои руки. Теперь поднимитесь на носочки. Сильно потянитесь, как будто вы должны забросить тяжелую сумку на верхнюю полку. Напрягите все тело. Сильно-сильно! Продержитесь в таком положении секунд 7-10, а затем расслабьтесь. Не так-то просто сразу расслабить тело, а вот после сильного напряжения это сделать легко.

Давайте подвигаем пальчиками (вращаем туда, обратно), кисти, до локтей, всей рукой. (Сбросили - расслабились).

Пальцы ног (вращаем), ступней, до колена, всей ногой, встали в ласточку не двигаемся 10 секунд (Сбросили)

Упражнение на периодичность движения (12 раз)

Побежали вправо, влево, назад, вперед, подскоки, сели на пол.

– Здравствуйте, мои дорогие! Надеюсь, что ваш учебный день прошёл замечательно!? И   после нашей зарядки у вас вновь появились силы для творчества. Прошу садиться. (Садимся в творческий круг).

2. Теоретическая часть – повторение материала (5 мин.)

Педагог: Мы продолжаем с вами совершенствовать наши актёрские навыки  в рамках темы Взаимодействие и общение актёров на сцене? (Ответы учеников)
Педагог: Верно. Взаимодействие и общение актёров на сцене. На прошлом занятии мы выяснили, что выполняя цепь сценических задач и действуя каким-либо образом по отношению к партнёру, актёр неизбежно и сам подвергается воздействию со стороны партнёра.
Вопрос: Что возникает в результате?
Ответ: Возникает взаимодействие, борьба.
Вопрос: В чем особенности актёрского общения?
Ответы:

  • Надо  воспринимать действия партнёра,
  • Ставить себя в зависимость от партнёра,
  • Быть чутким, податливым и отзывчивым ко всему, что исходит от партнёра,
  • Радоваться неожиданностям, возникающим при наличии настоящего общения.

Вопрос: В чём проявляется общение?
Ответ: Во взаимозависимости актёрских приспособлений: в изменении интонаций,   в музыкальной связи реплик, во взаимосвязи мимики, жестов, пластики и движений. 
Вопрос: Что «убивает актёрское общение?» 
Ответ: Притворство, искусственность и «внешность» оценок; если нарушена органика поведения, хотя бы одним из партнёров.
Вопрос:  Что рождает настоящее взаимодействие?
Ответ: Подлинное внимание и органическое действие со стороны обоих. 

3. Теоретическая часть – новый материал (6 мин.)

Педагог:  Тема сегодняшнего занятия «Взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах». С взаимодействием мы разобрались, а вот  предлагаемые обстоятельства,  что это?
Ответ: Место и время действия, мизансцены, декорации, костюмы и т.д.
Педагог: Вы правы! Послушайте, как определяет «предлагаемые обстоятельства» великий русский театральный деятель К.С. Станиславский:
«предлагаемые обстоятельства – обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссёром и созданные воображением актёра. «Это события, эпоха, время и место действия, условия жизни, актерское и режиссерское понимание пьесы, мизансцены, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки, всё  что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве»…  
Сложно?! Предлагаю приступить к изучению темы на практике!

4. Практическая часть – тренинг на разогрев (5 мин.)

Предлагаемые обстоятельства:
1.  Каждый из вас – Кучер, заснувший на рабочем месте! 
(Упражнение на релаксацию)
2. Каждый из вас – участник конкурса по бодибилдингу!
(Упражнение  на разогрев мышц)
3.  Вы певцы, готовящиеся к сольному выступлению!
Дыхание, Артикуляционные упражнения:

щётка, иголка, пятачок-улыбочка, драндулет, качели; и упражнения на опору дыхания)

«Комарик» Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьется со звуком «з-з-з-з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается. 

«Свечка». Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Погреем ручки». Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

«Хомячок» Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, я добавляю хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы» Поднять правую бровь, опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу» или «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опуститьь ее. Проделать то же самое с нижней губой. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу («кто смешнее» или «кто страшнее»).

5. Практика на сцене (25 мин.)

Педагог: Отлично! Но нам пора на сцену! Предлагаемое обстоятельство следующее! На сцену вы сможете попасть только через воображаемую дверь, которая находится вот здесь! (показывает) Дверь закрыта. По очереди вы будете входить на сцену, открывая дверь способом, отличным от других.

Упражнение «Сто способов открыть дверь» тренирует воображение и сенсорное восприятие. 

Педагог: Всех вновь прибывших на сцене встречаем аплодисментами! (Упражнение выполнено – дети на сцене).
Далее провожу пять упражнений на взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах:
Упражнение на концентрацию внимания «Поймай хлопок»  Хлопаю в ладоши, прошу ребят поймать хлопок на лету, как бабочку, как мячик, как  ключик.  Добиваюсь  слитного хлопка.
«Невидимая нить» – усложнённый вариант предыдущего упражнения предлагаю представить, что между мной и каждым из ребят, от груди к груди, протянута ниточка, которой мы связаны. Она не должна ни порваться, ни провиснуть при дальнейших движениях. Двигаясь, усложняя и ускоряя движения, не забываю про хлопок.
Упражнение на освобождение мышц «Взрыв» Исходное положение «в точке»: на коленях, руки обнимают колени, голова опущена. Это зародыш новой звезды или вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку – максимально выбросить из себя энергию. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше
Упражнение «Суета»  Занимаем пространство сцены, постоянно перемещаясь на разной скорости, чтобы нигде не возникло пустот. «Переключаю» скорости от 1-й до 10-й (музыкальные фоны). Затем движение происходит с превращением, например, в букву «зю» или «кукарямбу», а после – с объединением в группы по 2, 3, 4, 5 человек (так называемые молекулы – 2, 3, 4, 5)
Упражнение «В летнем кинотеатре». Садимся на сцене в шахматном порядке. Предлагаю обстоятельства, на которые каждый реагирует по-своему:

  • смотрим комедию, смотрим фильм ужасов
  • вдруг пошёл дождь или нас кусают комары
  • сильно припекает солнце: слепит и мешает смотреть
  • у кого-то (у тебя) зазвонил мобильный телефон
  • кто-то (ты) уронил предмет, который надо найти в темноте.

Перерыв10 минут.

6. Тренинги на взаимодействие (10 мин.) 

Учащиеся на сцене.

  • Педагог: Мы продолжаем взаимодействовать в различных предлагаемых обстоятельствах.
    «Простые парные задания»  Называю предлагаемые обстоятельства на простое взаимодействие. Ребята создают «жизненные картины». (Пилить дрова, дрессировать собаку, слушать музыку через одни наушники, делать прическу подруге, бинтовать руку/ногу и т.д.). Показ по очереди.
    Один читает газету, смеется, другой подглядывает
  • Двое едут в общественном транспорте. Один сидит, другой стоит и хочет, чтоб сидящий уступил ему место, а сидящий делает вид, что не замечает его
  • Двое сидят за столом и кушают. Одни угощает, а другой не хочет есть какое-нибудь блюдо, он и выплюнуть его пытается, пока другой не видит, и ему в тарелку переложить и т.д.
  • Прием посетителей. Офисный работник (характер), посетитель (социальный статус).

Педагог: Работаете  слаженно и ритмично. Вот это результат!!! Прекрасная работа!  Но не всегда бывает всё гладко. Иногда кто-нибудь, чье настроение не такое радостное и приподнятое, обязательно испортит нам день. Удивлены? Так называется новая игра, которая тренирует актёрское общение и заставляет чётко представить себе обстоятельства, которые определяют действия актёров.

7. Творческая игра «Испорти мой день» (10 мин.)

Педагог: Прошу всех пройти на стулья, на сцене только один. Это… Артем. Он сидит на остановке и ждёт автобуса…  Задача Гели прийти на эту остановку и сделать что-то такое, что заставит Артема встать и уйти. Если всё получилось, Геля остаётся ждать автобуса, и к ней подходит следующий участник коллектива с той же задачей. На  остановке побывают все! Начнём! (Проводится игра)

Педагог: Отлично! Это было здорово! И для того чтобы закрепить знания и умения по теме, приступаем к этюдным работам! Прошу объединиться в группы по 3-4 человека и вытянуть карточки, определяющие содержание этюдов.

Работаем в парах (развитие коммуникативных навыков). Предлагается соединить в связный рассказ два предложения.

1) “Далеко на острове произошло извержение вулкана…”; “…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной”.
2) “По улице проехал грузовик…”; “…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода”.
3) “Мама купила в магазине рыбу…”; “… поэтому вечером пришлось зажигать свечи”.
4) “Скоро наступит весна…”; “…поэтому в магазине я купила интересные книги”.

6. Актёрский приём – предлагаемые обстоятельства.

  • Внезапно на сцене появляется плачущая девочка. Что будет делать каждый из участников? Проанализировать.
  • А теперь попробуем повторить всё сначала. Сможем? Легко будет?

Самостоятельная работа в группах – 10 минут, показ этюдов – 10 минут.

Итог занятия (5 мин.)

10. Рефлексия.

Каждый участник дорисовывает на театральной маске свои эмоции и одевает её. Все встают в круг и делятся впечатлениями.

1) Обобщение по теме.
2) Оценка работы каждого (активность, фантазия, образное мышление, игра).
3) Домашнее задание (наблюдаем взаимодействие членов своей семьи).

– Спасибо за творческое общение! 

!!! В течение всего мероприятия ведущий ведёт с участниками “абсурдные диалоги”.

Их можно импровизировать в течение всего тренинга, вставляя в любое упражнение или в паузу между заданиями.

Например, можно обратиться с такими вопросами к любому участнику тренинга: “Как поживает ваш сын? Я слышала, он недавно женился?”, или “Совсем недавно вы вернулись из Франции. Говорят, там много снега нынче?”, или “Я видела, как вы здорово катались вчера на катке. Вам нравится фигурное катание?”. Содержание вопроса является нелепым, абсурдным и никаким образом не связано с реальной действительностью, но участник тренинга должен немедленно включиться в предлагаемые обстоятельства и ответить невозмутимо, обоснованно, как если бы с ним это действительно случилось. (Здесь можно попросить гостей (если открытое занятие) обратиться к ребятам, чтобы они поддержали разговор).

В основу данной системы упражнений легли взгляды педагогов Л.С. Выготского, А.Я. Якиманской, Н.Е. Щурковой, режиссеров-практиков и специалистов в области сценической и театральной деятельности – К.С. Станиславского, И.П. Козляниновой, А.Д. Черенковой, И.Э. Коха, Н.И. Ушковой, М.Г. Шарониной.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Предлагаемые обстоятельства"

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, а...

Конспект занятия по тхэквондо в группе НП третьего года обучения

Полный конспнкт проведения занятия по тхэквондо...

Конспект занятия по познавательному развитию с умственно отсталыми детьми (умеренной степенью) третьего года обучения на тему «Поможем колобку»

Конспект занятия по познавательному развитию с умственно отсталыми детьми (умеренной степенью) третьего года обучения на тему «Поможем колобку»...

Методическая разработка занятия по мини - футболу для группы второго-третьего года обучения. Тема занятия: Технико -тактические приёмы игры.

В данной разработке представлены игровые упражнения с ударами по воротам, способы обучения и тренировки технико-тактических действий при выполнении комбинаций "Стенка", "Двойная стенка...

Рабочая программа коррекционных логопедических занятий с группой обучающихся третьего года обучения, имеющих общее недоразвитие речи

Рабочая программа коррекционных логопедических занятий с группой обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи...

Бинарное занятие в дошкольной группе третьего года обучения по теме «Путешествие в страну профессий»

Технологическая карта бинарного  занятия в дошкольной группе третьего года обучения  по теме «Путешествие в страну профессий»...