Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Дифференциация звуков [В] и [Ф]»
методическая разработка

Соколова Лариса Анатольевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием элементов мультимедийной презентации для старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД по обучению грамоте125.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по обучению грамоте

      с использованием элементов мультимедийной презентации

«Дифференциация звуков [В] и [Ф]»

(старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

                                   

                                                                      Составила учитель-логопед:

Соколова Л.А.                                                                          

п. Малиновский

2020г.

Вид занятия: Речевое развитие.

Тип занятия: занятие закрепления ранее приобретённых знаний, занятие – путешествие.

Тема: «Дифференциация звуков [В], [Ф]»

Цель: Сформировать умение дифференцировать согласные звуки [В] и [Ф] на слух и в произношении.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные: учить различать на слух и в произношении звуки [В]-[Ф] в слогах, в словах, продолжать учить навыкам звукового анализа слов, упражнять детей в нахождении места звука в слове.

2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, слуховую память, мышление, общую моторику.

3. Коррекционно - воспитательные: воспитывать дружеские отношения между детьми.

Место проведения: групповая комната.

Количество детей: подгруппа 5 человек.

Методы:

Словесный (приглашение, проблемный диалог, объяснение, пояснение)

Наглядный (слайды с интерактивными играми, предметные картинки, колокольчики, схемы позиции звука на каждого ребёнка);

Игровой (дидактические игры, воображаемая ситуация);

Практический (самостоятельная работа детей использование слайдов мультимедийной презентации,  работа с предметными картинками, пальчиковая гимнастика).

Приемы:

- организации детей на занятии (подгрупповой, индивидуальный и малыми группами)

- активизации умственной активности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, анализ, синтез, классификация)

- обучения (словесный образец педагога; обогащение и активизация словарного запаса; смена деятельности детей; мотивация; оптимальное использование наглядного и демонстрационного материала, технические средства)

Материалы и оборудование: предметные картинки; авторская презентация «Волшебник и фокусник», кружки красные и синие для рефлексии, слайды, схемы для звукового анализа, схемы определения позиции звука в слове.

Ход занятия

1.Организационный момент 

СЛАЙД №1 (титульный лист)

1.1. Пальчиковое упражнение “Раз, два, три, четыре, пять…”

- Раз, два, три, четыре, пять,

(Поочередно загибают пальцы)

Будем мы сейчас играть,

(Руки перед собой, движения руками вверх, вниз)

Смотреть, слушать, размышлять,

(Перекладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)

Но друг другу не мешать,

(«Грозят» указательным пальцем)

Внятно, четко, говорить,

(Показывают указательными пальцами на уголки губ)

Не вертеться, не шалить.

(«Грозят» указательным пальцем)

1.2. Введение в тему

СЛАЙД №2

Логопед: Жили два весёлых человечка волшебник и фокусник (на экране появляются волшебник и фокусник).

Логопед: Кто такой волшебник?

Дети: это сказочный персонаж, который творит чудеса.

Логопед: Кто такой фокусник?

Дети: это человек, который показывает фокусы.

Логопед: они  очень весёлые, добрые, но постоянно спорили между собой. А спор этот был из-за двух обычных звуков [В] и [Ф]. Волшебник считал, что самым главным и красивым является звук [В], потому что его имя начиналось с этого звука. А фокусник считал лучшим звуком [Ф].

Логопед: Ребята, а мы  их можем как-нибудь померить.

Дети: Сравнить  их. Чем похожи эти звуки и чем отличаются?

Логопед: Звуки [В] и [Ф] какие они?

Дети: Согласные, твёрдые.

Логопед: А чем отличаются?

Дети: Звук [В] – звонкий, а звук [Ф] – глухой.

Логопед: Волшебник и Фокусник приготовили для вас задания.

Первое задание д/ игра «колокольчик и наушники». Я буду называть слова со звуками [ф] –[в]. На слова со звуками [в], – колокольчик, со звуками [ф] – наушники.

    Звуки - ф, к, ф, м, в, ф, и т. д.

     Слоги - во, по, фа, но, ву, фы и т.д.

     Слова -  вата, фокусник, фуражка, ванна, ворона.

Логопед: Иногда фокусник и волшебник даже дразнились.

Волшебник говорил, а фокусник передразнивал:

(Дифференциация звуков в слогах).

 (Логопед проговаривает слоговой ряд со звуком [В], а дети проговаривают аналогичный слоговой ряд со звуком [Ф], и наоборот).

                                            Фа — фа — ва — ва

                                            фу — ву —ву — фу

                                            во — фо — фо—во

                                            ва — ва  —ва —фа — фа — фа

Логопед: Волшебник и фокусник решили в своих домах сделать ремонт и вынесли во двор свои вещи. Названия вещей волшебника начинаются, на какой звук?

(Дифференциация [В]-[Ф] в словах. Д/и «Чьи вещи?»)

Дети: На звук [В].

Логопед: а  названия вещей фокусника начинаются?

Дети: на звук [Ф].

Логопед: отгадайте где, чьи вещи и отдайте их хозяину. (Варежки, валенки, ванна и т.д.)

(При наведении курсора на картинку, в названии которой слышится [В] и щелчку мыши, картинка перемещается к волшебнику, соответственно, картинка, в названии которой слышится [Ф] – к фокуснику)

Логопед: Следующая игра «Найди, где спрятался звук [В] и [Ф] в словах. А где они могут спрятаться?

Дети: В начале слова, в середине и в конце.

(Дети выполняют задание, определяют позиция звука [В] и [Ф] в словах)

Логопед: Молодцы, справились!

Логопед: Приглашаю вас поиграть в игру «Раздели на слоги слова»

(Дети берут картинки со звуком [В] и [Ф], встают вкруг и делят слова на слоги)

Логопед: Ребята, волшебнику и фокуснику захотелось съесть что-нибудь вкусное. Они сказали волшебные слова и у них в руках, оказалась сладкая сахарная вата. Давайте сделаем звуковой анализ слова вата.

Дети: Звук [В] – согл.,твёрд., звонкий.

[А] – гласный

[Т] – согл., твёрд., глухой

[А] – гласный

Логопед: Сколько всего звуков в слове вата.

Дети: четыре звука.

Логопед: Сколько согласных?

Дети: два звука

Логопед: А сколько гласных?

Дети: два звука.

Логопед: Ребята, кто к нам сегодня пришёл в гости?

Дети: Волшебник и фокусник.

Логопед: О каких звуках всегда они спорили?

Дети: О звуках [В] и [Ф].

Логопед: А как вы думаете, нам удалось их померить?

Дети: Да, мы им показали и рассказали, что оба звука очень важны и нужны, без них не было бы интересных слов.

Логопед: Вспомните слова со звуком [В] и [Ф].

        https://www.trzcacak.rs/myfile/detail/7-78383_thumbs-up-inside-astronaut-transparent.png

        

        

        

                     

        

     

   

     

        

https://static7.depositphotos.com/1283262/761/v/950/depositphotos_7615081-stock-illustration-rocket.jpghttps://static7.depositphotos.com/1283262/761/v/950/depositphotos_7615081-stock-illustration-rocket.jpg        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Т"

Цели и задачи:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);Закреп...

Конспект занятия по обучению грамоте ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р-Л

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.

Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"

Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Путешествие с Лунтиком»

Непрерывная образовательная деятельность проводилась с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (6-7 лет) в соответствии с задачами рабочей программы по образовател...

Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие к Ягодной Фее» возрастная группа: дети 5 – 6 лет

Конспектнепрерывной  образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие»и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие к Ягодной Фее&ra...