Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте: «Дифференциация звуков З – С»
план-конспект
Конспект занятия по обучению грамоте.
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков С – З и их дифференциации.
Задачи:
1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах.
2. Развивать фонематический слух.
3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.
4. Развивать логическое мышление и внимание.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад №15 «Семицветик», Бажова 30
__________________________________________________________________________________
Конспект НОД
по подготовке к обучению грамоте:
«Дифференциация звуков З – С»
Подготовила: учитель-логопед
Галисултанова Э. И.
г. Озерск,
2024
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков С – З и их дифференциации.
Задачи:
1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах.
2. Развивать фонематический слух.
3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.
4. Развивать логическое мышление и внимание.
Материалы: мешок с игрушками со звуками С и З, две куклы, фишки трех цветов для звукового анализа, рабочие листочки, карандаши, поп трубки.
Ход занятия
Организационный момент.
Беседа по вопросам:
- Что такое буквы? (Буквы мы можем прочитать, написать).
- Что такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим).
- Какие звуки бывают? (Гласные и согласные).
Проблемная ситуация.
- Ребята, к нам в гости пришли сегодня Соня и Зоя. Нам нужно помочь найти волшебный мешочек с их игрушками и разложить по местам. Для этого нам нужно выполнить все задания.
(Показ кукол Зои и Сони).
- Предлагаю вспомнить известные вам песенки -звуки: з-з-з – песня комара, с-с-с – песня воды (так течет из крана вода).
- Давайте условимся, если вы услышите звук з - прогоняйте комара вот так (делает легкое отмахивающее движение кистью руки), услышите с — делаете движение, как будто моете руки). Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те или иные движения. (Произношу то один, то другой звук, прикрыв губы листком бумаги).
Сообщение темы занятия.
- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
Правильно [с - з]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать их.
- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать логопеда, своих товарищей и не выкрикивать).
–Предлагаю вам произнести эти звуки: [З], а теперь звук [С].
- Что общего у звуков З - С? – согласные твердые, язык расположен за нижними зубами.
- В чем разница? (З – звонкий, С – глухой).
- Почувствуем звонкость согласного З, руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
Артикуляционная разминка. (делают стоя на своих местах)
- Произнести на одном дыхании.
Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ — выдох.
Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.
Игра «Хлопни или топни».
- Хлопните в ладоши, если услышите звук С, топните ногой, если услышите звук З.
Сахар, сом, сумка, золото, сон, солнце, звезда.
- А теперь выполняют задание только девочки (мальчики контролируют):
Ананас, зонт, миска.
- А сейчас выполняют задание мальчики:
Кактус, сочок, сом.
Звуковой анализ.
- Какое последнее слово было в задании для мальчиков? (сом).
- Верно. Сделаем звуковой анализ слова сом. (Один ребенок выкладывает на доске, остальные выполняют самостоятельно.)
Игра «Сложи буквы».
- Ребята, в какой букве живет звук С? З? Давайте сложим эти буквы.
Дети складывают Поп трубками буквы С и З.
Работа в листочках по дифференциации букв С и З.
- На ваших столах лежат листочки с заданиями и карандаши. Необходимо найти букву С и обвести его синим цветом, а букву З голубым.
Игра «Волшебный мешочек».
Вот мы и нашли наш волшебный мешочек с игрушками. Но для того чтобы узнать в какую коробочку их положить, выполним задание. У Сони были игрушки со звуком с, у Зои со звуком з. (Делим на слоги, дифференцируя звуки с и з. И определяем место звука в слове).
-Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями и помогли девочкам.
Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня сравнивали?
- Что общего у звуков З - С? – согласные твердые, язык расположен за нижними зубами.
- В чем разница? (З – звонкий, С – глухой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р-Л
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте. Тема:"Звук и буква Ч"
Предлагаемый Вашему вниманию конспект НОД является частью авторской программы "Обучение и воспитание детей с ОНР", которая завоевала золотую медаль во Всероссийском конкурсе "Призвание-воспитатель" в ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.
Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ тема: Звуки Ж — Ш
Занятие в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»
Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...
Подготовка к обучению грамоте. Тема: Звуки М-МЬ.
Цели:• Уточнить артикуляцию звуков М-МЬ;• Учить характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Дифференциация звуков [В] и [Ф]»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием элементов мультимедийной презентации для старшей группы компенсирующей направленности с ТНР....
