Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте: «Дифференциация звуков З – С»
план-конспект

Галисултанова Эльмира Ильфатовна

Конспект занятия по обучению грамоте.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков С – З  и их дифференциации.

Задачи:

1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах.

2. Развивать фонематический слух.

3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.

4. Развивать логическое мышление и внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад №15 «Семицветик», Бажова 30

__________________________________________________________________________________

Конспект НОД

по подготовке к обучению грамоте:

 «Дифференциация звуков З – С»

                                                                                                                                       

Подготовила: учитель-логопед

Галисултанова Э. И.

г. Озерск,

2024

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков С – З  и их дифференциации.

Задачи:

1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах.

2. Развивать фонематический слух.

3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.

4. Развивать логическое мышление и внимание.

Материалы: мешок с игрушками со звуками С и З, две куклы, фишки трех цветов для звукового анализа, рабочие листочки, карандаши, поп трубки.

Ход занятия

Организационный момент. 

Беседа по вопросам:

- Что такое буквы? (Буквы мы можем прочитать, написать).

- Что такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим).

- Какие звуки бывают? (Гласные и согласные).

Проблемная ситуация.

- Ребята, к нам в гости пришли сегодня Соня и Зоя. Нам нужно помочь найти волшебный мешочек с их игрушками и разложить по местам. Для этого нам нужно выполнить все задания.

 (Показ кукол Зои и Сони).

- Предлагаю вспомнить известные вам песенки  -звуки: з-з-з – песня комара, с-с-с – песня воды (так течет из крана вода).

- Давайте условимся, если вы услышите звук з - прогоняйте комара вот так (делает легкое отмахивающее движение кистью руки), услышите с — делаете движение, как будто моете руки). Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те или иные движения. (Произношу  то один, то другой звук, прикрыв губы листком бумаги).

 Сообщение темы занятия.

Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Правильно [с - з]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать их.

Что для этого надо сделать? (внимательно слушать логопеда, своих товарищей и не выкрикивать).

–Предлагаю вам произнести эти звуки: [З], а теперь звук [С].

 - Что общего у звуков З - С? – согласные твердые, язык расположен за нижними зубами.

В чем разница? (З – звонкий,  С – глухой).

- Почувствуем звонкость согласного З,  руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

Артикуляционная разминка. (делают стоя на своих местах)

- Произнести на одном дыхании.

Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ — выдох.

Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.

Игра «Хлопни или топни».

- Хлопните в ладоши, если услышите звук С, топните ногой, если услышите звук З.

 Сахар, сом, сумка, золото, сон, солнце, звезда.

- А теперь выполняют задание только девочки (мальчики контролируют):

Ананас, зонт, миска.

- А сейчас выполняют задание мальчики:

Кактус, сочок, сом.

 Звуковой анализ.

- Какое последнее слово было в задании для мальчиков? (сом).

- Верно. Сделаем звуковой анализ слова сом. (Один ребенок выкладывает на доске, остальные выполняют самостоятельно.)

Игра «Сложи буквы».

- Ребята, в какой букве живет звук С? З? Давайте сложим эти буквы.

Дети складывают Поп трубками буквы С и З.

 

Работа в листочках по дифференциации букв С и З.

- На ваших столах лежат листочки с заданиями и карандаши. Необходимо найти букву С и обвести его синим цветом, а букву З голубым.

Игра «Волшебный мешочек».

Вот мы и нашли наш волшебный мешочек с игрушками. Но для того чтобы узнать в какую коробочку их положить, выполним задание. У Сони были игрушки со звуком с, у Зои со звуком з. (Делим на слоги, дифференцируя звуки с и з. И определяем место звука в слове).

-Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями и помогли девочкам.

 Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня сравнивали?

 - Что общего у звуков З - С? – согласные твердые, язык расположен за нижними зубами.

- В чем разница? (З – звонкий,  С – глухой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р-Л

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте. Тема:"Звук и буква Ч"

Предлагаемый Вашему вниманию конспект НОД является частью авторской программы "Обучение и воспитание детей с ОНР", которая завоевала золотую медаль во Всероссийском конкурсе "Призвание-воспитатель" в ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.

Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...

Подготовка к обучению грамоте. Тема: Звуки М-МЬ.

Цели:•         Уточнить артикуляцию звуков М-МЬ;•         Учить характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Дифференциация звуков [В] и [Ф]»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием элементов мультимедийной презентации для старшей группы компенсирующей направленности с ТНР....