Разработка урока ОДНКНР "Совесть и долг"
план-конспект

Урок ОДНКНР по теме " Совесть и долг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_itogovyy.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Совесть». «Долг» (модуль «Основы светской этики»)

Целепологание: - формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «долг»

Метапредметные результаты: -

- высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор;

- анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания;

-оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, сотрудничать в группе.  

Личностные результаты: развитие совести как нравственного самосознания личности,   давать нравственную самооценку своим поступкам. 

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • групповая;

Оборудование:  м\медийная установка, экран, учебник «Основы светской    

                            этики» 4 класс  (под редакцией Т.Д. Шапошниковой, изд-во «Дрофа»),    

                            демонстрационные и раздаточные карточки,  тетради,  

                            толковые словари.

Ожидаемые результаты:

•  Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть»,

    «стыд»,  «долг».

•  Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях,    

   высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение;

   принимать чужое мнение.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть.

     

   

 Эпиграф урока: Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон

Ход урока.

І. Оргмомент. Мотивация.

Добрый день, ребята!

Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов.

На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

ІІ. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение:                                              

          Однажды предрассветною порой                                                  

          ТРИ  мудреца склонились надо мной,                                          

          И я спросила их, поднявши веки:                                                

          - Что главное, скажите в человеке?                                             

          - Конечно, разум- первый мне ответил.

          С ним каждый путь и правилен и светел  

                                             (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)

          - Благодарю, что просветил меня.                                              

          Я поклонилась, голову склоня.

          Второй ответил:  - Воля на пути,     

          Который нужно с гордостью пройти,                                      

          Чтобы достойно подойти к концу.

                                            (прикрепляю карточку со словом «воля» на дерево)

          Я поклонилась в пояс мудрецу.

          Да нет, не то, заволновался третий                                                       

          Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…                            - Как вы думаете, что считал главным в  человеке третий мудрец?

                   (Высказывания учащихся – выбираем одно самое главное качество)

            Ответ  сравниваем с ответом мудреца:

                 Да нет, не то, заволновался третий.

                Дослушайте, что строго он ответил!)

               Невелика моя об этом повесть,

             Но главное у человека - совесть!        

                  (прикрепляю карточку со словом «совесть»)

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

- Прочитайте эпиграф урока.

Самое главное украшение человека – чистая совесть. Цицерон

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  1. Что такое совесть?

  1. Нужна ли человеку совесть?

  1. 3. Что значит поступать по совести?

  1. Какая бывает чиста?

- Сформулируйте  тему урока. (Совесть).

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

  1. Работа с определениями.

- Что такое совесть? Попробуем  дать определение.

    (Моделирование понятия “совесть”. Работа в парах)

-  Перед вами высказывания (на листочках) известных людей, посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из каждого высказывания, запишите его на карточку.

  1.  « Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» Паскаль Блез
  2. «Законживущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» Кант И.
  3.  «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» Гольбах П.
  4.  «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла»   Дени Дидро
  5.  «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за  

            нами кто-то следит.Генри Луис Менкен

Выполнив задание, на доске возникает следующая запись:    Совесть-это…

2.  Работа со словарем.

1. Во время работы групп с афоризмами,  2 ученика работают по словарю  В.Н. Даля, находят определение.

«Совесть - внутреннее сознание добра и зла…»

«Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно…»

Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм. 

3.  Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.57.

1. - Прочитайте определение в учебнике.

- На какие смысловые части можно разделить данное определение?

  • Способность человека осознавать свои поступки
  • Оценивать свои поступки с позиции добра и зла
  • Это внутренний голос человека
  • Она помогает делать правильный выбор

- Какие высказывания известных людей можно отнести к первой части определения  

   учебника? (ко2-ой, к 3-ей, к 4-ой)

2. Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.

3. Подберите однокоренные слова.  (Совестливый, добросовестный)

Совестливый – поступающий по совести;

Добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный.

4 . Вспомните о поступке Марины. Можно ли сказать, что она поступила по совести? Приходилось ли вам слышать это выражение? Как вы можете его объяснить?

  1. Рассмотрите иллюстрацию учебника. Какая птица здесь изображена? Что вы о ней знаете?

4. Работа с текстом учебника

- Прочитайте текст «Стыдно перед соловушкой»

- Объясните, как вы понимаете, почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?

- С каким чувством автор (В.А. Сухомлинский) связывал совесть? (Со стыдом).

- Подумайте, почему совесть иногда действует на человека сильнее, чем написанные законы.

5. Работа с толковым словарем Даля.  

   - Как вы понимаете  слово «долг»?

   - Давайте проверим наши предположения в словаре

   - Найдите  значение слова «стыд».

   - Подберите однокоренные слова. (стыдливый, постыдный, стыдливость) 

   - Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

   - А есть ли в их значении какое-то различие?

Составление таблицы. Работа в паре.

Стыд

Совесть

Тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение

это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили

Проверка.

  • Прочитайте сказку «Бабушка-медведица и внучка»

    - Объясните, чему учит сказка? - Как вы думаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть»? Обоснуйте свой ответ.

- Рассмотрите иллюстрацию. Найдите и зачитайте эпизод, который подходит к данному рисунку.

    - Можно ли сказать, что не оставлять близких в беде – долг каждого человека?

V.  Обобщение.

- О чем вы узнали? (Совесть – заставляет размышлять о своих поступках,

критически оценивать свои поступки, напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности, игнорирует хитрые оправдания, заставляет говорить о себе правду.)  Что значит поступать по совести?

VІ. Рефлексия.

  1. Вернемся к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал».
  2. Что вы узнали сегодня на уроке, отметьте в таблице.

      VІІ. Итог занятия.

  • Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них:

-  Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

- Было ли стыдно за свои поступки?

- Всегда ли вы поступали по совести?

VІІІ. Домашнее задание по выбору:

         1. найти, прочитайте пословицы    и объясните их смысл;

         2. Подумайте, в чём ещё заключается ваш долг по отношению к близким

         3. Нарисуйте в тетради рисунки по теме урока

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию "Совесть и долг" в 8 классе

Урок «Совесть и долг» является третьим уроком в теме «Духовная сфера». Он направлен на продолжение формирования у учащихся представления о духовной сфере жизни общества.Цели и задачи урока ориентирова...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция).

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему  «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция)....

Разработка урока литературы в 8 классе на тему «Проблема долга, чести и человеческого достоинства в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель урока - Подвести итог изучения романа через осмысление сюжета, композиции и героев произведения, раскрытие проблемы чести и достоинства человека...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе. . «Долгая дорога к счастью…» Картографическое виртуальное путешествие по маршруту героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Авторы:Зимина Е.Н., Самаркина В.П. 2017г.

Разработку урока подготовили   учителя русского языка и литературы   ГБОУ СОШ пос. Береговой   Зимина Елена Николаевна,   Самаркина Вера Павловна -  призёр...