Разработка урока по обществознанию "Совесть и долг" в 8 классе
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Палей ЛарисаАлексеевна

Урок «Совесть и долг» является третьим уроком в теме «Духовная сфера». Он направлен на продолжение формирования у учащихся представления о духовной сфере жизни общества.

Цели и задачи урока ориентированы на нравственное воспитание учащихся.

      Цель урока: формировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению через знакомство с понятиями «долг» и «совесть»

 

 

Формы организации познавательной деятельности: продуктивное обучение, коллективная, работа в паре, беседа, самостоятельная работа с источником информации.

Тип урока: изучение нового материала, урок-размышление.

Технологии: обучение в сотрудничестве, контроль в форме теста, проблемное обучение.

В н

Создана проблемная ситуация (притча), ребята самостоятельно определили тему и задачи урока.

Усвоение нового материала шло при помощи работы со словарём, пословицами, смысловыми выражениями, афоризмами. Использованы жизненные ситуации.

Учащиеся в форме коммуникационного взаимодействия выполняли типовые задания.

Новые знания включены в систему знаний. Закрепление материала проведено в форме написания синквейнов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл притча13.11 КБ
Файл приложение 14.13 КБ
Microsoft Office document icon разработка урока42.5 КБ
Файл проверочный тест13.37 КБ

Предварительный просмотр:

Арабская притча «Долг».

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

- Одной частью своих заработков  я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание  своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

2. Беседа по притче

- Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями?  ( Ответы детей)

-Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

- Чему научила Вас притча о долге?

- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили  и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

Дети шли стройной колонной по три человека в ряд, над строем развевалось зеленое знамя с золотым клевером. Впереди шел Януш Корчак с больной девочкой на руках.

Эти двести ребят не кричали, не плакали, эти двести невинных существ, ни один не побежал, ни один не спрятался, они только теснились, как птенцы, около своего отца и брата, своего учителя и воспитателя. Колонна обреченных детей с детской силой и бесстрашием разрезала самый строй фашистов. На Умшлагплатце (привокзальной площади) люди замерли, будто появилась сама смерть, некоторые плакали. Под зеленым флагом мира шли и пели песню дети в устремлении счастливом. В беспредельном царстве смерти. Комендант Гданьского вокзала удивленно спросил: «Что это такое?» Ему ответили, что это Дом сирот Януша Корчака. Комендант подошел к поезду и спросил Старого Доктора:
«Это Вы написали книгу «Банкротство маленького Джека»?»
«Да, а это имеет отношение к эшалону?»
«Нет, просто читал в детстве, хорошая книга. Вы можете остаться, Доктор»
«А дети? – спросил Корчак.
«Детям придется ехать…»
«Тогда и я поеду»,- сказал Старый Доктор и захлопнул дверь вагона.
Раньше в этом вагоне
Возили коров и овец,
А теперь бились в нем, как в загоне
Двести маленьких сердец.
Доктор сказку рассказывал детям,
А колеса мерили путь,
Назначения путь – Треблинка,
И уже никуда не свернуть.
Камера, пол цементный,
Газ «циклон – б» и все…
Страшный конвейер смерти
Выдумало зверье.
Зондеркоманда собрала
Тела убитых детей
И учителя, который верил,
Что дети всего важней…

 «Как вы можете объяснить поступок Я.Корчака?»



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Составьте пословицу.

  1. Доброму человеку бывает стыдно

Стыд перед людьми — хорошее чувство,

От человека утаишь,

Совесть без зубов,

У кого совесть чиста,

  1. а загрызёт.

но лучше всего стыд перед самим собой.

даже перед собакой.

у того подушка в головах не вертится.

от совести не утаишь.

Приложение 2.

Подберите выражения по смыслу.

Жить честно, справедливо.

Поступать без стыда, без стеснения.

Делать что-то хорошо, добросовестно.

Человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул.

Поступать вопреки своим убеждениям.

Жить спокойно, испытывать чувство удовлетворения.

Приложение 3.

Выберите ключевое слово-синоним из афоризма.

Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь. Шопенгауэр

Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее. О. Бальзак

Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис Менкен

Самое лучшее украшение – чистая совесть. Цицерон

Приложение 1.

Составьте пословицу.

  1. Доброму человеку бывает стыдно

Стыд перед людьми — хорошее чувство,

От человека утаишь,

Совесть без зубов,

У кого совесть чиста,

  1. а загрызёт.

но лучше всего стыд перед самим собой.

даже перед собакой.

у того подушка в головах не вертится.

от совести не утаишь.

Приложение 2.

Подберите выражения по смыслу.

Жить честно, справедливо.

Поступать без стыда, без стеснения.

Делать что-то хорошо, добросовестно.

Человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул.

Поступать вопреки своим убеждениям.

Жить спокойно, испытывать чувство удовлетворения.

Приложение 3.

Выберите ключевое слово-синоним из афоризма.

Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь. Шопенгауэр

Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее. О. Бальзак

Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис Менкен

Самое лучшее украшение – чистая совесть. Цицерон



Предварительный просмотр:

                                                  Тема урока: «Совесть»

      Цель урока: формировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению через знакомство с понятиями «долг» и «совесть»

Задачи:

1. Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся.

2. Развивающая:

способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Методы и приемы: словесный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности: продуктивное обучение, коллективная, работа в паре, беседа, самостоятельная работа с источником информации.

План урока

            I. Организационный момент

            II. Проверка домашнего задания

                 III.  Создание проблемной ситуации

                 IV. Сообщение темы урока

                 V. Получение новой информации

                 VI. Закрепление.  Рефлексия - подведение итогов урока

                 VI. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания (тест). Взаимопроверка.

1.Мораль относится к __________сфере

А)политической; б) экономической; в)духовной; г)социальной.

2. Духовная культура – это…

а) предметы материального мира

б) природа

в) здание музея

д) традиции и обычаи

3. Правила поведения человека в обществе определяют …

а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы д) правила гигиены.

4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:

а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу

в) умение говорить правду д) уважение к родителям.

5.Выберите признаки, характерные для морали:

А)общеобязательность; б)формальное оформление;

в) общественное осуждение; г) государственное принуждение; д)неформальность; е)связь с религиозными нормами

1II. Создание проблемной ситуации/ Без объявления темы урока предложить прослушать притчу.

                                                 «Прости  меня…»
 
Однажды человек пришел к Будде, который занимался с учеником, и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил: - Это все или ты хочешь чего-нибудь еще? Ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
- Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
- Ананда, - ответил Будда. Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня – это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!

       Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно – любовь и сострадание, проявленные Буддой!
   Будда сказал ему:
- Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений.

Человек заплакал, устало поднялся и ушел. Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал:
- Прости меня!

Будда произнес:
- Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!

- Ребята, наш урок мы начали с притчи не случайно. В ней то, о чем мы сегодня будем говорить.

- Почему человек сначала был смущен и озадачен, а потом заплакал и ушел?

( Ему стало стыдно)

- Что проснулось в душе человека? (совесть)

 IV. Сообщение темы урока

Именно «Совесть» и будет темой нашего урока.

Запись темы урока в тетради.

Попробуйте дать определение термину «совесть». Обратимся к этимологическому словарю.

Совесть – 1)от греч. «сознание, совесть»; 2) от ст.-слав. – «весть, сошедшая с небес».

Найдите значение термина в словаре.  

Запись определения «совесть».

 

V. Получение новой информации

В русском языке существует много пословиц о совести. Работа с приложением 1. 

- Слово «совесть» часто встречается в оборотах речи. Работа с приложением 2.

Афоризмы о совести. Работа с приложением 3. Составляем схему.

- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

- А есть ли в их значении какое-то различие?

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Обратимся снова к термину «совесть». Что проверяет совесть? (как мы выполняем долг).

Работа с текстом учебника (стр. 46-47, ситуации).

Какое слово вы бы взяли синонимом к слову «долг»? ( ответственность).

В тексте на стр. 47 найдите два вида долга. Прочитайте 1-й абзац. Как вы поняли суть общественного долга? Приведите примеры.

А теперь прочтём текст на стр. 49, раздел «Факты». Причина поступка Корчака – общественный долг? (моральный долг).

Моральный долг – выполнение моральных требований по внутреннему побуждению.

Общественный долг – обязанности, которые человеку необходимо выполнять в обществе.

Определите разницу.

VI. Закрепление.  Рефлексия - подведение итогов урока

Составьте синквейн на слово «совесть» и «долг».        

Притча

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. —Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

VII. Домашнее задание: п. 6, вопросы.



Предварительный просмотр:

1.Мораль относится к __________сфере

А)политической; б) экономической; в)духовной; г)социальной.

2. Духовная культура – это…

а) предметы материального мира

б) природа

в) здание музея

г) традиции и обычаи

3. Правила поведения человека в обществе определяют …

а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы

г) правила гигиены.

4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:

а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу

в) умение говорить правду г) уважение к родителям.

5.Выберите признаки, характерные для морали:

А)общеобязательность; б)формальное оформление (записаны);

в) общественное осуждение за нарушение моральных норм;

 г) государственное принуждение; д) неформальность (не записаны).

1.Мораль относится к __________сфере

А)политической; б) экономической; в)духовной; г)социальной.

2. Духовная культура – это…

а) предметы материального мира

б) природа

в) здание музея

д) традиции и обычаи

3. Правила поведения человека в обществе определяют …

а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы

д) правила гигиены.

4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:

а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу

в) умение говорить правду д) уважение к родителям.

5.Выберите признаки, характерные для морали:

А)общеобязательность; б)формальное оформление ( записаны);

в) общественное осуждение за нарушение моральных норм;

г) государственное принуждение; д)неформальность ( не записаны).

1.Мораль относится к __________сфере

А)политической; б) экономической; в)духовной; г)социальной.

2. Духовная культура – это…

а) предметы материального мира

б) природа

в) здание музея

г) традиции и обычаи

3. Правила поведения человека в обществе определяют …

а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы

г) правила гигиены.

4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:

а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу

в) умение говорить правду г) уважение к родителям.

5.Выберите признаки, характерные для морали:

А)общеобязательность; б)формальное оформление (записаны);

в) общественное осуждение за нарушение моральных норм; г) государственное принуждение; д)неформальность (не записаны).

1.Мораль относится к __________сфере

А)политической; б) экономической; в)духовной; г)социальной.

2. Духовная культура – это…

а) предметы материального мира

б) природа

в) здание музея

д) традиции и обычаи

3. Правила поведения человека в обществе определяют …

а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы

д) правила гигиены.

4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:

а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу

в) умение говорить правду д) уважение к родителям.

5.Выберите признаки, характерные для морали:

А)общеобязательность; б)формальное оформление (записаны);

в) общественное осуждение за нарушение моральных норм;

г) государственное принуждение; д)неформальность ( не записаны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...