«Победа русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год).
классный час (8 класс)

Жуков Павел Анатольевич

Классный час

 Великие победы.

 «Победа русской эскадры  под командованием  Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой  у мыса Тендра (1790 год).

 

 

Класс 8-е классы. Дата 21.09.2020

Методическая цель: показать использование групповой работы в изучении военно-морской истории России.

Форма проведения мероприятия: работа в группах, беседа

Образовательные технологии: технология групповой деятельности.

Цели:

  • формирование представлений воспитанников о великих победах русского флота, исторической роли сражения у мыса Тендра в становлении России как морской державы;
  • формирование ценностного отношения к знаниям военной истории России, воспитание чувства гордости за свое Отечество;
  • формирование коммуникативной культуры (навыков публичного выступления, ведения и поддержания диалога на культурно-исторические темы; умение работать в команде (группе); оценочное суждение);
  • формирование ИКТ – компетентности, навыков работы с цифровыми носителями (во время подготовительного этапа).

 

Ведущий мероприятия (модератор): воспитатель

Участники: воспитанники, воспитатель 

Оборудование: компьютер, проектор, столы, расставленные для работы в группах, места для сотрудников.

Ход классного часа

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

 

Планируемые результаты УУД и формируемые компетенции

 

Подготовительный этап

Встречает и рассаживает воспитанников.

Проверяет готовность воспитанников к занятию.

Подготовка наглядного материала, презентации по теме занятия.

Объявление темы и цели занятия.

 

Предлагает воспитанникам предварительно познакомиться с историей сражения у мыса Тендра (уточнить исторические события, предшествующие сражению, ход сражения, итоги сражения).

 

Составляет список вопросов к рабочим группам.

Воспитанники занимают указанные им места.

Предварительно знакомятся в группе с историей сражения у мыса Тендра 28-29 августа (8-9сентября) 1790 года. года (исторические события, предшествующие сражению, ход сражения, итоги сражения).

 

Участники группы готовят выписки, заметки по освоенным документам, обсуждают возможные вопросы на занятии.

 

Регулятивные

- организация учебного сотрудничества рабочей группе.

Личностные

-осмысление внутренней

позиции воспитанника на уровне положительного отношения

к занятию, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Коммуникативные

- общение и взаимодействие с партнерами в групповой работе при подготовке к занятию

Введение в тему занятия

Озвучивает обсуждаемую тему. Объясняет особенности совместной работы на занятии (вводная информация о значении сражения у мыса Тендра, работа групп с предложенными вопросами, подведение итогов, обобщение полученной информации).

 

Воспитанники занимают места в соответствии с рабочими подгруппами, в которых осуществлялась подготовка к занятию.

Обсуждают полученную информацию, формулируют вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

- Осознание новой информации о значении сражения у мыса Тендра;

- установление причинно- следственных связей. Коммуникативные

- формулировать собственное мнение по теме занятия;

- обсуждение полученной  информации в рабочей группе;

Регулятивные

- Осознанно воспринимают информацию и обсуждают план подготовки в классному часу

Организационный этап

Объясняет правила и последовательность работы в рабочих группах. Уточняет время на работу над полученным вопросом, презентации результатов подготовленного ответа в подгруппе.

(последовательность и продолжительность выступления рабочих групп, максимальное количество вопросов к каждому из выступающих).

 

Обсуждают полученную информацию, обмениваются мнениями, уточняют план работы в группе.

Выстраивают систему аргументов для успешной презентации результатов совместной работы; продумывают ответы на возможные вопросы.

Регулятивные

- Обсуждают последовательность и систему подготовки к классному часу в рабочей группе;

Личностные

- планирование познавательной деятельности участников,

- определение для себя

роли в рабочей группе при подготовке к классному часу

Коммуникативные

-Планирование презентации результатов работы рабочей группы

Работа рабочих групп по вопросам

1. Историческая обстановка

Крым был присоединен в результате победы Российской империи в войне с Турцией 1768-1774 г.г. В 1783 году был основан Севастополь, будущий главный военный порт России на Черном море. Турция не могла допустить усиления северного соседа в черноморском регионе. В правящих турецких кругах бытовало мнение о необходимости новой войны и возвращении Крыма. Активно подталкивали турок к новому вооруженному противостоянию Англия и Франция, которые не были заинтересованы в усилении могущества Российской Империи. Также беспокойство доставляли и шведы, считавшие делом чести вернуть себе потерянные еще во времена Петра I земли.

Политические события к началу 1790 года становились для России все более угрожающими. Продолжалась война с Турцией и со Швецией. Осложнились отношения с Польшей и Австрией. В этих условиях России нужны были крупные стратегические победы, как на Балтике, так и на Черном море. И эти победы были достигнуты благодаря мудрости императрицы Екатерины II, таланту и мастерству ее полководцев и флотоводцев, героизму, исключительной стойкости и самоотверженности русских солдат и матросов.           4 марта 1790 г. (даты указаны по старому стилю) командующим Черноморским флотом был назначен контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков. Возвратившись в Севастополь после разгрома турецкого флота у Керченского пролива, Ушаков без промедления приступил к устранению полученных в бою повреждений. Между тем стали поступать сведения о появлении отрядов турецких кораблей то у Гаджибея (ныне Одесса), то у Тендровской косы. 

2.Расстановка сил перед сражением.

Ушаков понимал, что неравенство сил на Черном море не обещало верного успеха при использовании строгих канонов морского боя кораблями в линии баталии - требования так называемой линейной тактики, общепринятой в то время на всех флотах мира. Была необходимость поиска новой тактики. Основные ее начала, выработанные Ушаковым, отрицали слепое подчинение линии баталии. Флотоводец, по его мнению, в начале сражения должен был сосредоточить усилия на самой слабой части его строя. У турок таковой был флагманский корабль, с поражением которого строй турецких кораблей рассыпался, они обращались в бегство. Кроме того, Ушаков считал, что в бою нужен сильный резерв из подвижных кораблей (фрегатов). Во время сражения флотоводец не должен упускать выгодных для себя положений («полезных случаев» - колебания, замешательства, ошибок неприятеля) и пользоваться ими для успешных действий, командиры судов также не должны были упускать «полезных случаев». Им представлялась известная доля самостоятельности. Русские войска начали наступление в районе Дуная. Для помощи им была сформирована галерная флотилия. Однако совершить переход от Херсона в район боевых действий она не могла из-за присутствия на западе Чёрного моря турецкой эскадры. На помощь флотилии вышла эскадра контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова. Имея под своей командой 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 17 крейсерских судов, бомбардирский корабль, репетичное судно и 2 брандера, 25 августа (5 сентября) он вышел из Севастополя и направился к Очакову, чтобы соединиться с гребным флотом и дать бой неприятелю. Общая численность экипажей достигала 7969 человек при примерно 840 орудиях, в том числе 6577 человек на линейных кораблях и фрегатах.

Командующий турецким флотом Хуссейн-паша, собрав в кулак все свои силы между Гаджибеем (ныне Одесса) и островом Тендра, жаждал реванша за поражение в сражении у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 года. Своей решимостью сразиться с неприятелем он сумел убедить султана в скором поражении российских морских сил на Чёрном море и тем заслужил его благосклонность. Селим III дал ему в помощь опытного адмирала Саид-бея, намереваясь переломить ход событий на море в пользу Турции. Турецкий флот состоял из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 других судов (до 1360 орудий, до 10.000 человек экипажа).

3. Ход сражения.

Турецкая эскадра стояла на якоре между мысом Тендра и Гаджибеем. Неожиданно Хуссейн-паша обнаружил русские корабли, идущие под всеми парусами со стороны Севастополя в походном ордере трех колонн. Появление русских привело турок в замешательство. Несмотря на превосходство в силах, они спешно стали рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Ушаков приказал нести все паруса и, оставаясь в походном ордере, стал спускаться на неприятеля. Передовые турецкие корабли, наполнив паруса, удалились на значительное расстояние.             Но, заметив опасность, нависшую над арьергардом, Хуссейн-паша стал соединяться с ним и строить линию баталии. Ушаков, продолжая сближение с неприятелем, также отдал приказ перестраиваться в боевую линию. В результате русские корабли «весьма споро» выстроились в боевой порядок на ветре у турок. В 15 часов, подойдя к противнику на дистанцию картечного выстрела, Ф. Ф. Ушаков принудил его к бою. И уже вскоре под мощным огнём русской линии противник начал уклоняться под ветер и приходить в расстройство. Подойдя ближе, русские со всей силой обрушились на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, заставив их выйти из линии. К 17 часам вся турецкая линия была окончательно разбита. Теснимые русскими, передовые неприятельские корабли повернулись к ним кормой, чтобы выйти из боя. Их примеру последовали и остальные суда, ставшие в результате этого маневра передовыми. Во время поворота по ним был сделан ряд мощных залпов, причинивших им большие разрушения. Особенно пострадали два флагманских турецких корабля, находившиеся против «Рождества Христова» и «Преображения Господня». На турецком флагмане были сбиты грот-марсель, перебиты реи, стеньги и разрушена кормовая часть.  Три турецких корабля были отрезаны от основных сил, а кормовая часть корабля Хуссейн-паши разнесена в щепки русскими ядрами. Неприятель обратился в бегство в сторону Дуная. Ушаков преследовал его до тех пор, пока темнота и усилившийся ветер не вынудили прекратить погоню и встать на якорь. На рассвете следующего дня оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских. Ушаков отдал команду поднять якоря и вступить под паруса для преследования противника, который, имея наветренное положение, стал рассеиваться в разные стороны. Однако от турецкого флота отстали  74-пушечный корабль «Капудания», который был флагманским Саид-бея, и 66-пушечный «Мелеки-Бахри». «Мелеки-Бахри». сдался без боя, а «Капудания», пытаясь оторваться от преследования, направился к мелководью. В погоню был послан командир авангарда капитан бригадирского ранга Г. К. Голенкин с двумя кораблями и двумя фрегатами. Корабль «Св. Андрей» первым настиг «Капуданию» и открыл огонь. Вскоре подоспел «Св. Георгий», а вслед за ним — «Преображение Господне» и ещё несколько судов. Корабль Саид-бея был практически окружён, но продолжал защищаться. Ушаков, видя бесполезное упорство неприятеля, подошёл к нему на расстояние 30 сажен, сбил с него все мачты и уступил место следовавшему за ним «Св. Георгию». Вскоре «Рождество Христово» снова встал бортом против носа турецкого флагмана, готовясь к очередному залпу. Но тут, видя свою безысходность, турецкий флагман спустил флаг.

 

4. Значение победы в  сражении у мыса Тендра.

Ордером Г. А. Потёмкина Черноморскому адмиралтейскому правлению было объявлено: «Знаменитая победа, одержанная Черноморским Её Императорского Величества флотом под предводительством контр-адмирала Ушакова в 29 день минувшего августа над флотом турецким, который совершенно разбит, служит к особливой чести и славе флота Черноморского. Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского адмиралтейского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов».

В донесении императрице от 5-го сентября 1790 года Потемкин писал: "Я не могу довольно описать храбрости, искусства и доброй воли командующего контр-адмирала и кавалера Ушакова. Эскадренный командир бригадирского ранга капитан и кавалер Голенкин и все командиры кораблей заслуживают высочайшую милость. Победа Черноморского флота при Тендре была полной, внесла весомый вклад в исход войны, позволила очистить северо-западную часть Черного моря от кораблей противника и открыла свободный выход кораблям Лиманской флотилии в море. В результате при содействии вошедшей в Дунай русской флотилии российские войска взяли крепости Килия, Тульча, Исакчи и, наконец, Измаил. Тендра вписана в историю мирового военно-морского искусства. Адмирал Ушаков стал одним из первых российских флагманов, признанных Европой, и новатором маневренной тактики морского боя, которая оправдала себя в сражении, привела к уничтожению господства Турции на Черном море и утвердила положение России на его берегах.

Опыт многих сражений Ушакова показал, что поражение флагманского корабля турок приводит к полной дезорганизации всего турецкого флота и является вернейшим средством достижения победы. Исходя из этого Г.А. Потемкин приказал впредь для поражения флагманского корабля неприятеля создавать специальную эскадру кайзер-флага, включая в нее 4-5 лучших фрегатов. «Требуйте от каждого, чтобы дрались мужественно, или, лучше скажу, по-черноморски!», подчеркнул Потемкин.Блестящая победа русского флота у мыса Тендра получила высокую оценку главнокомандующего и императрицы Екатерины II. Ушаков удостоился ордена Св. Георгия II степени, что для молодого контр-адмирала было очень престижной наградой.

 

Распределяют роли между членами рабочей  группы в подготовке ответов на вопросы ведущего. Выступают в соответствии с определенной последовательностью.

В презентации своих ответов на вопросы ведущего не только дают полный ответ, но и приводят примеры, иллюстрации, доказательства правильности ответа.

Презентуют результаты работы группы над вопросами ведущего.

Задают вопросы другим рабочим группам по результатам их ответов, дополняют их ответы, уточняют, иллюстрируют своими примерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 

Регулятивные

- осознанно обобщать полученную в ходе работы информацию, систематизировать

 

Презентация ответов на вопросы, обсуждение, обобщение знаний о значении и результатах  сражения у мыса Тендра

 

Рабочие группам предлагается обобщить полученную информацию и выделить значение и результаты  сражения у мыса Тендра  в соответствии с полученной в ходе обсуждения информацией.

 

Ведущий готовит информацию о значении и результатах сражения у мыса Тендра.

 

Участникам рабочих групп дается время для обсуждения основных результатов и значения  сражения.

По очереди предоставляет группам слово. Следит за порядком и дисциплиной (важно, чтобы участники относились друг к другу уважительно, слушали ответы, не перебивали).

 

Обсуждают полученную информацию по вопросам, выделяют значение и результаты морского сражения.

Презентуют ответ рабочей  группы на данный вопрос.

-другие группы задают вопросы выступающим (количество лимитировано).

-Выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию.

 -Слушают аргументы другой команды.

 -Воспитанники  в группах по очереди задают вопросы команде противника.

Личностные

-Формирование коммуникативной компетенции, умения работать в сотрудничестве со сверстниками;

-умение работать в рабочей группе;

- развитие уверенности в себе.

 

Коммуникативные

-продуктивное взаимодействие и сотрудничество со всеми участниками

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- уважение к личности и ее достоинству,

-адекватно использовать речевые средства, строить монологические высказывания,

-умение использовать речевые средства как средства саморегуляции.

 

Регулятивные

- осознанно обобщать информацию  в соответствии с выделенными вопросами.

 

 

Подведение итогов и общий вывод.

Рефлексия

Организует совместный анализ результатов работы групп.

Настраивает воспитанников на дальнейшее осмысление значимости  морского сражения  у мыса Тендра в становлении России как морской державы, стимулирует желание воспитанников изучать военно-исторические события отечественной истории.

Идет общее обобщение полученной информации, ее осознание и формирование установки чувства гордости за свое Отечество, за историю России и ее Вооруженных Сил.

Обобщает высказывания воспитанников, просит поделиться своими эмоциями и впечатлениями всех участников рабочих групп.

Делятся впечатлениями

Познавательные

- делать выводы на основе полученного нового опыта,

- оценивать эффективность проведенной совместной работы в группе.

 

Личностные

- осознание причин успешности-не успешности групповой работы;

- способность принимать  осознанное решение об изучении истории России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tendra.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

 Великие победы.

 «Победа русской эскадры  под командованием  Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой  у мыса Тендра (1790 год).

Класс 8-е классы. Дата 21.09.2020

Методическая цель: показать использование групповой работы в изучении военно-морской истории России.

Форма проведения мероприятия: работа в группах, беседа

Образовательные технологии: технология групповой деятельности.

Цели: 

  • формирование представлений воспитанников о великих победах русского флота, исторической роли сражения у мыса Тендра в становлении России как морской державы;
  • формирование ценностного отношения к знаниям военной истории России, воспитание чувства гордости за свое Отечество;
  • формирование коммуникативной культуры (навыков публичного выступления, ведения и поддержания диалога на культурно-исторические темы; умение работать в команде (группе); оценочное суждение);
  • формирование ИКТ – компетентности, навыков работы с цифровыми носителями (во время подготовительного этапа).

Ведущий мероприятия (модератор): воспитатель

Участники: воспитанники, воспитатель  

Оборудование: компьютер, проектор, столы, расставленные для работы в группах, места для сотрудников.

Ход классного часа

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты УУД и формируемые компетенции

Подготовительный этап

Встречает и рассаживает воспитанников.

Проверяет готовность воспитанников к занятию.

Подготовка наглядного материала, презентации по теме занятия.

Объявление темы и цели занятия.

Предлагает воспитанникам предварительно познакомиться с историей сражения у мыса Тендра (уточнить исторические события, предшествующие сражению, ход сражения, итоги сражения).

Составляет список вопросов к рабочим группам.

Воспитанники занимают указанные им места.

Предварительно знакомятся в группе с историей сражения у мыса Тендра 28-29 августа (8-9сентября) 1790 года. года (исторические события, предшествующие сражению, ход сражения, итоги сражения).

Участники группы готовят выписки, заметки по освоенным документам, обсуждают возможные вопросы на занятии.

Регулятивные

- организация учебного сотрудничества рабочей группе.

Личностные

-осмысление внутренней

позиции воспитанника на уровне положительного отношения

к занятию, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Коммуникативные

- общение и взаимодействие с партнерами в групповой работе при подготовке к занятию

Введение в тему занятия

Озвучивает обсуждаемую тему. Объясняет особенности совместной работы на занятии (вводная информация о значении сражения у мыса Тендра, работа групп с предложенными вопросами, подведение итогов, обобщение полученной информации).

Воспитанники занимают места в соответствии с рабочими подгруппами, в которых осуществлялась подготовка к занятию.

Обсуждают полученную информацию, формулируют вопросы.

Познавательные

- Осознание новой информации о значении сражения у мыса Тендра;

- установление причинно- следственных связей. Коммуникативные

- формулировать собственное мнение по теме занятия;

- обсуждение полученной  информации в рабочей группе;

Регулятивные

- Осознанно воспринимают информацию и обсуждают план подготовки в классному часу

Организационный этап

Объясняет правила и последовательность работы в рабочих группах. Уточняет время на работу над полученным вопросом, презентации результатов подготовленного ответа в подгруппе.

(последовательность и продолжительность выступления рабочих групп, максимальное количество вопросов к каждому из выступающих).

Обсуждают полученную информацию, обмениваются мнениями, уточняют план работы в группе.

Выстраивают систему аргументов для успешной презентации результатов совместной работы; продумывают ответы на возможные вопросы.

Регулятивные

- Обсуждают последовательность и систему подготовки к классному часу в рабочей группе;

Личностные

- планирование познавательной деятельности участников,

- определение для себя

роли в рабочей группе при подготовке к классному часу

Коммуникативные

-Планирование презентации результатов работы рабочей группы

Работа рабочих групп по вопросам

1. Историческая обстановка

Крым был присоединен в результате победы Российской империи в войне с Турцией 1768-1774 г.г. В 1783 году был основан Севастополь, будущий главный военный порт России на Черном море. Турция не могла допустить усиления северного соседа в черноморском регионе. В правящих турецких кругах бытовало мнение о необходимости новой войны и возвращении Крыма. Активно подталкивали турок к новому вооруженному противостоянию Англия и Франция, которые не были заинтересованы в усилении могущества Российской Империи. Также беспокойство доставляли и шведы, считавшие делом чести вернуть себе потерянные еще во времена Петра I земли.

Политические события к началу 1790 года становились для России все более угрожающими. Продолжалась война с Турцией и со Швецией. Осложнились отношения с Польшей и Австрией. В этих условиях России нужны были крупные стратегические победы, как на Балтике, так и на Черном море. И эти победы были достигнуты благодаря мудрости императрицы Екатерины II, таланту и мастерству ее полководцев и флотоводцев, героизму, исключительной стойкости и самоотверженности русских солдат и матросов.           4 марта 1790 г. (даты указаны по старому стилю) командующим Черноморским флотом был назначен контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков. Возвратившись в Севастополь после разгрома турецкого флота у Керченского пролива, Ушаков без промедления приступил к устранению полученных в бою повреждений. Между тем стали поступать сведения о появлении отрядов турецких кораблей то у Гаджибея (ныне Одесса), то у Тендровской косы.  

2.Расстановка сил перед сражением.

Ушаков понимал, что неравенство сил на Черном море не обещало верного успеха при использовании строгих канонов морского боя кораблями в линии баталии - требования так называемой линейной тактики, общепринятой в то время на всех флотах мира. Была необходимость поиска новой тактики. Основные ее начала, выработанные Ушаковым, отрицали слепое подчинение линии баталии. Флотоводец, по его мнению, в начале сражения должен был сосредоточить усилия на самой слабой части его строя. У турок таковой был флагманский корабль, с поражением которого строй турецких кораблей рассыпался, они обращались в бегство. Кроме того, Ушаков считал, что в бою нужен сильный резерв из подвижных кораблей (фрегатов). Во время сражения флотоводец не должен упускать выгодных для себя положений («полезных случаев» - колебания, замешательства, ошибок неприятеля) и пользоваться ими для успешных действий, командиры судов также не должны были упускать «полезных случаев». Им представлялась известная доля самостоятельности. Русские войска начали наступление в районе Дуная. Для помощи им была сформирована галерная флотилия. Однако совершить переход от Херсона в район боевых действий она не могла из-за присутствия на западе Чёрного моря турецкой эскадры. На помощь флотилии вышла эскадра контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова. Имея под своей командой 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 17 крейсерских судов, бомбардирский корабль, репетичное судно и 2 брандера, 25 августа (5 сентября) он вышел из Севастополя и направился к Очакову, чтобы соединиться с гребным флотом и дать бой неприятелю. Общая численность экипажей достигала 7969 человек при примерно 840 орудиях, в том числе 6577 человек на линейных кораблях и фрегатах.

Командующий турецким флотом Хуссейн-паша, собрав в кулак все свои силы между Гаджибеем (ныне Одесса) и островом Тендра, жаждал реванша за поражение в сражении у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 года. Своей решимостью сразиться с неприятелем он сумел убедить султана в скором поражении российских морских сил на Чёрном море и тем заслужил его благосклонность. Селим III дал ему в помощь опытного адмирала Саид-бея, намереваясь переломить ход событий на море в пользу Турции. Турецкий флот состоял из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 других судов (до 1360 орудий, до 10.000 человек экипажа). 

3. Ход сражения.

Турецкая эскадра стояла на якоре между мысом Тендра и Гаджибеем. Неожиданно Хуссейн-паша обнаружил русские корабли, идущие под всеми парусами со стороны Севастополя в походном ордере трех колонн. Появление русских привело турок в замешательство. Несмотря на превосходство в силах, они спешно стали рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Ушаков приказал нести все паруса и, оставаясь в походном ордере, стал спускаться на неприятеля. Передовые турецкие корабли, наполнив паруса, удалились на значительное расстояние.             Но, заметив опасность, нависшую над арьергардом, Хуссейн-паша стал соединяться с ним и строить линию баталии. Ушаков, продолжая сближение с неприятелем, также отдал приказ перестраиваться в боевую линию. В результате русские корабли «весьма споро» выстроились в боевой порядок на ветре у турок. В 15 часов, подойдя к противнику на дистанцию картечного выстрела, Ф. Ф. Ушаков принудил его к бою. И уже вскоре под мощным огнём русской линии противник начал уклоняться под ветер и приходить в расстройство. Подойдя ближе, русские со всей силой обрушились на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, заставив их выйти из линии. К 17 часам вся турецкая линия была окончательно разбита. Теснимые русскими, передовые неприятельские корабли повернулись к ним кормой, чтобы выйти из боя. Их примеру последовали и остальные суда, ставшие в результате этого маневра передовыми. Во время поворота по ним был сделан ряд мощных залпов, причинивших им большие разрушения. Особенно пострадали два флагманских турецких корабля, находившиеся против «Рождества Христова» и «Преображения Господня». На турецком флагмане были сбиты грот-марсель, перебиты реи, стеньги и разрушена кормовая часть.  Три турецких корабля были отрезаны от основных сил, а кормовая часть корабля Хуссейн-паши разнесена в щепки русскими ядрами. Неприятель обратился в бегство в сторону Дуная. Ушаков преследовал его до тех пор, пока темнота и усилившийся ветер не вынудили прекратить погоню и встать на якорь. На рассвете следующего дня оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских. Ушаков отдал команду поднять якоря и вступить под паруса для преследования противника, который, имея наветренное положение, стал рассеиваться в разные стороны. Однако от турецкого флота отстали  74-пушечный корабль «Капудания», который был флагманским Саид-бея, и 66-пушечный «Мелеки-Бахри». «Мелеки-Бахри». сдался без боя, а «Капудания», пытаясь оторваться от преследования, направился к мелководью. В погоню был послан командир авангарда капитан бригадирского ранга Г. К. Голенкин с двумя кораблями и двумя фрегатами. Корабль «Св. Андрей» первым настиг «Капуданию» и открыл огонь. Вскоре подоспел «Св. Георгий», а вслед за ним — «Преображение Господне» и ещё несколько судов. Корабль Саид-бея был практически окружён, но продолжал защищаться. Ушаков, видя бесполезное упорство неприятеля, подошёл к нему на расстояние 30 сажен, сбил с него все мачты и уступил место следовавшему за ним «Св. Георгию». Вскоре «Рождество Христово» снова встал бортом против носа турецкого флагмана, готовясь к очередному залпу. Но тут, видя свою безысходность, турецкий флагман спустил флаг.

4. Значение победы в  сражении у мыса Тендра.

Ордером Г. А. Потёмкина Черноморскому адмиралтейскому правлению было объявлено: «Знаменитая победа, одержанная Черноморским Её Императорского Величества флотом под предводительством контр-адмирала Ушакова в 29 день минувшего августа над флотом турецким, который совершенно разбит, служит к особливой чести и славе флота Черноморского. Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского адмиралтейского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов».

В донесении императрице от 5-го сентября 1790 года Потемкин писал: "Я не могу довольно описать храбрости, искусства и доброй воли командующего контр-адмирала и кавалера Ушакова. Эскадренный командир бригадирского ранга капитан и кавалер Голенкин и все командиры кораблей заслуживают высочайшую милость. Победа Черноморского флота при Тендре была полной, внесла весомый вклад в исход войны, позволила очистить северо-западную часть Черного моря от кораблей противника и открыла свободный выход кораблям Лиманской флотилии в море. В результате при содействии вошедшей в Дунай русской флотилии российские войска взяли крепости Килия, Тульча, Исакчи и, наконец, Измаил. Тендра вписана в историю мирового военно-морского искусства. Адмирал Ушаков стал одним из первых российских флагманов, признанных Европой, и новатором маневренной тактики морского боя, которая оправдала себя в сражении, привела к уничтожению господства Турции на Черном море и утвердила положение России на его берегах.

Опыт многих сражений Ушакова показал, что поражение флагманского корабля турок приводит к полной дезорганизации всего турецкого флота и является вернейшим средством достижения победы. Исходя из этого Г.А. Потемкин приказал впредь для поражения флагманского корабля неприятеля создавать специальную эскадру кайзер-флага, включая в нее 4-5 лучших фрегатов. «Требуйте от каждого, чтобы дрались мужественно, или, лучше скажу, по-черноморски!», подчеркнул Потемкин.Блестящая победа русского флота у мыса Тендра получила высокую оценку главнокомандующего и императрицы Екатерины II. Ушаков удостоился ордена Св. Георгия II степени, что для молодого контр-адмирала было очень престижной наградой.

Распределяют роли между членами рабочей  группы в подготовке ответов на вопросы ведущего. Выступают в соответствии с определенной последовательностью.

В презентации своих ответов на вопросы ведущего не только дают полный ответ, но и приводят примеры, иллюстрации, доказательства правильности ответа.

Презентуют результаты работы группы над вопросами ведущего.

Задают вопросы другим рабочим группам по результатам их ответов, дополняют их ответы, уточняют, иллюстрируют своими примерами.

Познавательные

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 

Регулятивные

- осознанно обобщать полученную в ходе работы информацию, систематизировать

Презентация ответов на вопросы, обсуждение, обобщение знаний о значении и результатах  сражения у мыса Тендра

Рабочие группам предлагается обобщить полученную информацию и выделить значение и результаты  сражения у мыса Тендра  в соответствии с полученной в ходе обсуждения информацией.

Ведущий готовит информацию о значении и результатах сражения у мыса Тендра.

Участникам рабочих групп дается время для обсуждения основных результатов и значения  сражения.

По очереди предоставляет группам слово. Следит за порядком и дисциплиной (важно, чтобы участники относились друг к другу уважительно, слушали ответы, не перебивали).

Обсуждают полученную информацию по вопросам, выделяют значение и результаты морского сражения.

Презентуют ответ рабочей  группы на данный вопрос.

-другие группы задают вопросы выступающим (количество лимитировано).

-Выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию.

 -Слушают аргументы другой команды.

 -Воспитанники  в группах по очереди задают вопросы команде противника.

Личностные

-Формирование коммуникативной компетенции, умения работать в сотрудничестве со сверстниками;

-умение работать в рабочей группе;

- развитие уверенности в себе.

Коммуникативные

-продуктивное взаимодействие и сотрудничество со всеми участниками

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- уважение к личности и ее достоинству,

-адекватно использовать речевые средства, строить монологические высказывания,

-умение использовать речевые средства как средства саморегуляции.

Регулятивные

- осознанно обобщать информацию  в соответствии с выделенными вопросами.

Подведение итогов и общий вывод.

Рефлексия

Организует совместный анализ результатов работы групп.

Настраивает воспитанников на дальнейшее осмысление значимости  морского сражения  у мыса Тендра в становлении России как морской державы, стимулирует желание воспитанников изучать военно-исторические события отечественной истории.

Идет общее обобщение полученной информации, ее осознание и формирование установки чувства гордости за свое Отечество, за историю России и ее Вооруженных Сил.

Обобщает высказывания воспитанников, просит поделиться своими эмоциями и впечатлениями всех участников рабочих групп.

Делятся впечатлениями

Познавательные

- делать выводы на основе полученного нового опыта,

- оценивать эффективность проведенной совместной работы в группе.

Личностные

- осознание причин успешности-не успешности групповой работы;

- способность принимать  осознанное решение об изучении истории России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа естественно-научного направления к конкурсу «Бородинское поле русской славы», посвященного 200-летию со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812 года

Тема: «Медицинская служба русской армии в Отечественную войну 1812 г.»Проект выполнили суворовцы: Гришанов Д., Черненко Д., Гуров Г.  Руководители:  преподаватель химии Баси...

День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра.

Методическая разработка классного часа патриотической направленности для учащихся 8-9 классов. Основные цели: расширить представление воспитанников  о сражении у мыса Тендра; развивать чувство па...

Внеклассное воспитательное мероприятие, посвященное памятной дате ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ: «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра».

Воспитательное   мероприятие «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра». Цель мероприятия: воспитать чувство патриотизма...

Классный час: «День воинской славы России: 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 1853г.».

Классный час проводился с воспитанниками 81 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 185...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....

День воинской славы России «День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год)»

11 сентября 2014 года отмечается День воинской славы России — День победы русской эскадры контр-адмирала Федора Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра. Победа у мыса Тендра в военной кампан...