Методическая копилка вожатого
методическая разработка

Ладина Олеся Александровна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_vozhatogo.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

             

Первые шаги вожатого

Вы пришли в школу, вышли в коридор на перемене, а там столько детей! Что с ними делать? Как их всех запомнить? Как узнать, чего они хотят? И вы схватились за голову – столько вопросов!

Во-первых, не паниковать!

Во-вторых, улыбнуться! У М.М.Пришвина есть маленькая сказка-притча: «Шел великан, слушал, склонившись, маленького и улыбался рассказу во всю свою широкую добродушную морду. А когда встречался прохожий, то великан смотрел на него, не снимая улыбки, и тот с удовольствием ему улыбкой ему отвечал».

А в-третьих, запомнить некоторые секреты вожатского успеха.

  1. Дети не любят, когда их называют детьми.

Даже маленькие. Попробуйте в своей речи несколько раз употребить  это обращение («Дети, собираемся на концерт», «Дети, сейчас мы разучим новую песню») и вы обнаружите, как между вами и малышами возникнет холодок отчуждения и разобщенности. А причина этого кроется в том, что если они – «Дети», то вы – «Взрослый», а потому вам нет места в стране детства, вам не откроют секреты, не доверят тайны. Да и вообще, о чем и на каком языке с вами – взрослыми – можно говорить?

Как же тогда обращаться к детям, если они взаправду всего лишь дети?

(вожатые-новички предлагают свои варианты, записать их на доске)

  • ко всем (т.е. во множественном числе):
  • ребята, ребятушки
  • друзья, други мои, друзья мои
  • народ, люди
  • родные мои, братья и сестры
  • пацаны, девчонки, парни
  • милостивые государи и государыни,
  • любезные сеньоры и сеньориты,
  • уважаемые судари и сударыни,
  • братцы-кролики, свободные волки, Мумми-тролли
  • гвардейцы, земляки, братья-славяне
  • мужики, мужички, молодые люди
  • красавицы, барышни, мадмуазели
  • персонально (т.е. в единственном числе):
  • дружок, голубчик, солнышко
  • вот что, уважаемая…
  • это где ж тебя так, родной ты мой…
  • знаешь ли, милейший…
  • по имени (!!!)

При персональном обращении лучше всего пользоваться именами (а не фамилиями!), причем девчонки, да и мальчишки порой тоже не возражают, если их имя будет произнесено с уменьшительно-ласкательным суффиксом

(«Как звала меня мама»)

Но ведь детей так много! Как же запомнить их имена?

Тем, у кого замечательная природная память, эта проблема вообще не понятна – они сразу могут запомнить, кого и как зовут, уже в момент знакомства. Но тем, кто подобной способностью похвастаться не может, нужно приложить все старания и немало усилий, чтобы различать детей и не путать их имена. Существуют приемы и способы быстрого запоминания.

Во-первых, бейджи, визитки.

Во-вторых, можно подстраховать себя подсказками: например, составить схему, где находятся кабинеты классов, в которых учатся те или иные дети, можно вместе с классным руководителем составить схему, кто где сидит на уроке, с кем дружит.

Имена можно запомнить и в процессе игры. Есть специальные игры на знакомство.

(С вожатыми провести 2-3 игры на знакомство:  

«Снежный ком» - сидя в круге, повторить имена уже назвавшихся и назваться;

«Алфавит»: построится в шеренгу по алфавиту имен;

«А я заяц» - описание игры см. ниже).

Но сгодятся и любые другие игры. Ведь в игре ребенок проявляет особенности своего темперамента и характера, а, как говорит опыт, мы лучше запоминаем человека, если обладаем информацией не только о его внешности, но и о его характере, о его поступках.

Порой же, чтобы запомнить человека, достаточно просто откровенно поговорить с ним минут пять. Манера говорить, отвечать на вопросы, тембр голоса, выражение глаз – все эти детали, если, конечно, обращать на это внимание, будут высекаться в ячейках памяти и связываться с именем собеседника.

Но самое главное – это настроиться на запоминание! Иначе ничего не поможет.

А для проверки использовать такое упражнение: поздно вечером возьмите список детей и, читая фамилии, мысленно представляйте, как выглядит этот ребенок. Если одна-две фамилии не рождают никаких ассоциаций, дайте задание себе на утро: встретиться с этими ребятами и запомнить их.

(игра «Буква-качество»: на первую букву своего имени

(соседа слева/справа) назвать свое (его) качество)

  1. Узнайте, как можно больше о детском объединении.

И лучше это сделать с детьми – пусть они вам расскажут, какое детское объединение существует в школе, какие есть символы, какие традиции уже сложились, какие дела были сделаны, в каких ребята участвовали, какие им запомнились больше всего. Не важно, насколько эта информация скудна или богата – пробелы в своих сведениях вы пополните за счет документации. Зато таким образом вы не только еще ближе познакомитесь с детьми, но и сможете определить, насколько ребята активно участвовали и  хотят ли дальше участвовать в делах детского объединения. А от этого зависит планирование вашей дальнейшей работы.

  1. Планируйте дела вместе с детьми.

Привлечь детей к планированию можно несколькими способами.

  • Разбейте ребят на группы (т.н. звенья). Вручите каждой группе 5 листочков, на каждом – название какого-то дела, которое вы уже заранее запланировали (т.е. поставили в план работы детского объединения). У всех групп названия могут быть разные, а могут и повторяться. Задача ребят: из пяти дел выбрать только два. Это очень сложно. Поэтому к вам начнут подходить за разъяснениями и даже советом. Но не навязывайте им своего мнения. Предварительно объявите общий сбор, обозначив время и место встречи. На сборе дайте слово каждой группе, попросите ребят пояснить, почему именно эти дела для них привлекательны – пусть ребята учатся аргументировать. А когда общий сбор закончится, соберите в кружок командиров групп и на их глазах составьте план дел, только что утвержденный всеми вместе. И хотя фактически этот план на 100% будет плодом вашей фантазии, дети будут считать его своим. Так происходит всегда, когда детям предоставляется право выбора и этот выбор они осуществляют самостоятельно.
  • Для более старших ребят можно предложить другой прием. Честно и без лукавства сказать им: «Я не хочу вас обманывать. Я, конечно же, придумала, что включить в план работы нашего детского объединения. И примерный план я составила. Я не считаю, что он получился безукоризненным. А потому хочу посоветоваться с вами. Сейчас я расскажу, что хотела бы предложить вам предложить, потом вы соберетесь по группам и обсудите мои предложения. Если что-то вам не понравится, если что-то я забыла, - вы об этом скажете. Я учту ваши замечания, и если вы мне доверяете, составлю новый план, по которому мы и будем жить весь учебный год».

Если при обращении к детям вы будете искренни, а при рассказе о будущих делах – эмоциональны, то дети помогут принять ваш план почти полностью и при этом не будут считать его чужим.

  • «Разведка интересных дел» (сюжетно-ролевая игра)

Каждый ребенок становится разведчиком, разведчики объединяются в маленькие разведгруппы во главе с командирами. Командиры получают задание «обнаружить» интересные дела для детского объединения, «захватить» их и «доставить» к установленному сроку в разведштаб. При этом можно не ограничивать свободу действий детей, но лучше дать ориентиры направления. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, группы людей (например, другие детские объединения) и т.д. Дети должны их отыскать, войти с ними в контакт и взять у них информацию. Последним этапом в сюжете этой игры будет обработка полученной информации, подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведанных на «интересность» и утверждение плана.

А вообще, способов планировать работу детского объединения можно другими всевозможными способами. Попробуйте и вы! Главное, дать ребятам свободу выбора! И чтобы запланированное было интересно, прежде всего, ребятам!

  1. Поручения – как их распределить?

Поручение – это конкретное задание, дело, круг обязанностей, важных для детского коллектива. Поручение основано на доверии товарищей и взрослых. Оно всегда индивидуально, учитывает возраст, возможности, способности, интересы ребят.

Поручение – поручить – заручиться – ручаться – выручить.

  • Поручить – значит, возложить обязанности исполнить что-то и потом отчитаться.
  • Поручить – значит, заручиться согласием и обеспечить поддержку.
  • Поручить – значит, выручить, т.е. помочь выйти из непростого положения.
  • Поручить – значит, заручиться надеждой, знать, что сделает.
  • Поручая, ребята ручаются за своего товарища.

Поручения дает детский коллектив, совет коллектива, командир, может давать и взрослый, согласовывая их с коллективом детей. Есть поручения постоянные, временные, разовые, обязательные и по желанию.

Способы распределения на микрогруппы для выполнения поручений:

  • «Времена года»»: кто когда родился
  • «Открытка»: разрезанные на части открытки (количество открыток – число микрогрупп)
  • «Елочки, палочки, черточки, точечки»: деление по порядку (количество названий – по числу микрогрупп)
  • «Раздача должностей»: выбирается директор киностудии (капитана корабля), то выбирает режиссера, звукооператора, монтажера, осветителя (штурмана, лоцмана, боцмана, матроса, юнгу). Количество должностей – по числу участников в микрогруппе.
  • «Одинаковая фигура»: разноцветные фигуры, вырезанные из бумаги (количество цветов – по числу микрогрупп, количество фигур – по числу участников групп)
  • «По цепочке»: выбираются несколько человек по числу команд, затем каждый выбирает себе второго из числа оставшихся, затем они вдвоем выбирают третьего, втроем – четвертого и т.д.
  • «Что в имени тебе моем?»: составить команды по количеству букв в имени, близости или сходству первых букв фамилии, количеству гласных и согласных в имени.

(игра «Разделитесь по признаку»)

Игра «А я заяц»

Необходимо заготовить карточки с фантами, быстрыми в исполнении.

Все участники садятся на стулья в круг. Один стул пустой. Сидящий слева от него (то есть пустой стул находится справа) пересаживается на него со словами «А я еду». Вслед за ним на освободившийся стул пересаживается следующий участник со словами «А я тоже», далее третий – «А я заяц». Четвертый участник должен быстро назвать имя любого участника игры, иначе выполняет фант (скорость называния контролирует ведущий-взрослый). Названный пересаживается на пустой стул. И игра начинается заново. Участник, названный трижды подряд, считается «горячим» - его нельзя называть три хода подряд, иначе выполняется фант.

Отрядный уголок

Для организации жизнедеятельности отряда, входящего в состав ДОО, необходим отрядный уголок. Детей всегда интересуют успехи своего отряда: они хотят увидеть результаты спортивных и творческих мероприятий, прочитать остроумные советы от вожатых, сравнить оценки за чистоту в своём отряде, узнать какой сегодня день недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чём сумел отличиться за прошедшее время, что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем и т. д. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Он отражает деятельность отряда и его участие в жизни дружины, школы, города, района.

Отрядный уголок призван:

§  развивать активность ребят;

§  удовлетворять жажду познания;

§  помогать в  воспитании хорошего вкуса;

§  учить культуре оформления;

§  пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок – это место, где собирается отряд, и там есть стенд, отражающий жизнь отряда. На нём представляются успехи и победы отряда, их фантазия, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причём постоянно действующая, живая и творческая. Отрядный уголок – это плод творчества вожатого и детей.

К уголку предъявляются следующие требования:

1)  должен быть «говорящим», т. е. его содержание и рубрики должны меняться;

2)  должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание; спорт; участие в жизни города района, села, награды, дни рождения, перспективы);

3)  в оформлении уголка и обновлении содержания рубрик обязаны принимать участие члены ДОО.

Например в отрядных уголках могут быть такие рубрики:

*  «Это наш отряд» (краткие данные о ребятах, отряде);

*  отрядная песня, девиз;

*  законы отряда, план на четверть, поздравления, поощрения, награды;

*  соревнования;

*  подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам;

*  участие в творческих конкурсах, смотрах.

В отряде можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждает и делает макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею названия своего отряда.

Могут быть представлены и такие рубрики:

-Так мы живём (с фотографиями, если возможно.)

-Лист ватмана с надписью «Вот что я вам скажу» или «Мои пожелания», на которых ребята пишут друг другу пожелания. Часто это оформляют как «Забор пожеланий», каждый «колышек» которого принадлежит одному из членов отряда (ребёнку, руководителю ДОО или вожатому). После того как все напишут свои пожелания или советы, колышки раздаются.

-Календарь знаменательных дат.

-Ни дня без прикола.

-Весёлыми тропинками с отрядом.

-Наша стратегия.

-Завтречко.

- Сегодня («Скучен день до вечера, коли делать нечего. А у нас сегодня…»).

- Поздравляем («Гип-гип-гип-ура!!!», «Маэстро, музыку!», «Целуем в щёчку!», «Наши именинники»).

-Спорт («От старта до финиша», «Точно в кольцо», «Наша стометровка»).

- Физподготовка («Наши рекорды»).

-Список актива или участников чего-либо («Знакомьтесь, это мы!», «Наша тусовка», «Ба, знакомые все лица!»).

- За бугром («В других отрядах», «За горами, за долами», «А в это время у соседей»).

-Почта («Пишите письма», «Передатчик приветов и советов»).

Как провести сбор детского объединения

Сбор – высший орган самоуправления в детском общественном объединеии. На нем собираются все члены ДОО и решаются самые важные вопросы жизни коллектива, высказываются мнения и принимаются решения.

Ход сбора

  1. Приветствие (3-5 минут)

Цель:        настроить на предстоящую работу, проверить готовность ребят к сбору

Формы проведения:

  • «Орлятский» круг и общая песня (гимн ДОО)
  • Организационная линейка с выносом атрибутов ДОО
  • Другие

  1. Игры на внимание (5-7 минут)

Цель:        настроить у ребят на «рабочий» лад многие технические качества – логическое мышление, сообразительность, зрительную память, воображение, слух и т.д.

На развитие внимания:        «Пол, нос, потолок»

                                        «Запрещенные движения»

На наблюдательность и координацию движений:

«Слон, бык, пальма»

«Миксер»

На развитие слуховой памяти: Повторить скороговорки разной длины –

Наш Полкан попал в капкан (5 слов)

Везет Сенька с Санькой Соньку на санках (7 слов)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку (7 слов)

Грабли – грести, метла – мести, весла – вести, полозья – ползти (8 слов)

В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит. (11 слов)

  1. Беседа вожатого (7-10 минут)

Темы беседы могут быть самыми разными: разговор о дружбе и друзьях, о наших желаниях и планах, о подвиге и людях, о животных и природе и т.д.

  1. Практические навыки (10-15 минут)

Ребята овладевают новыми умениями и навыками, которые необходимы дома, в походе, для того, чтобы показать другим людям:

  • как сделать открытку, поделку своими руками,
  • как можно использовать ненужные дома вещи,
  • как оформить плакат и т.д.
  1. Основная часть сбора (15-20 минут)

В зависимости от тематики сбора эта часть сбора может быть разной:

  • планирование работы
  • подготовка дела
  • разработка социального проекта
  • обсуждение участия в каких-либо городских мероприятиях
  • встреча с интересным человеком

Эту часть можно провести в нетрадиционной форме: «Устный журнал», «Живая газета», «Творческий калейдоскоп» и т.д.

  1. Игры и развлечения (10 минут отдыха)

Здесь могут быть игры на взаимодействие, аттракционы, песенный перепляс, игры-разминки, игры-танцы, игры-кричалки.

  1. Круг совета и прощание (5-10 минут)

Круг Совета – это, прежде всего, деловой разговор, в котором участвуют все члены коллектива. Это анализ и обсуждение проведенных дел, определение для себя задач на будущее. Такой разговор должен помочь научиться как ребятам, так и самому вожатому подводить итоги сделанному, давать оценку делам и поступкам, убежденно высказывать свое мнение.

Прощание: (обязательно сказать о следующей встрече!)

  • «орлятский» круг, общая песня
  • речевка и т.д.

.Методика изучения уровня развития детского коллектива

«Какой у нас коллектив»

Cоставлена А.Н.Лутошкиным

Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива – школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т.д. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ребенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является одним из важнейших условий этого развития.

Приводимая ниже достаточно известная и неоднократно апробированная методика А.Н.Лутошкина как раз и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.

Ход выполнения

Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.

Образное описание стадий развития коллектива

1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.
4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.

Обработка полученных данных

На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.

Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе

Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

  1. Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?_________________________________________________________________
  2. Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?________________________________________________________________
  3. Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?_________________________________________________________________

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник "В копилку вожатого" - "Журналистика"

Сборник адресован руководителям детских общественных объединений, старшим вожатым, педагогам и специалистам, деятельность которых связана с поддержкой и развитием детского движения....

Сборник "В копилку вожатого" - "Лидер"

Сборник адресован руководителям детских общественных объединений, старшим вожатым, педагогам и специалистам, деятельность которых связана с поддержкой и развитием детского движения....

Педагогическая копилка вожатого

Педагогическая копилка вожатого, всегда пригодиться  Вам  в работе в ДОУ...

Педагогическая копилка вожатого

Педагогическая копилка вожатого. Выполнила Берлова Ксения Владимировна , проходила практику в ДОЛ "Еланчик"...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....

Конкурс методических разработок педагогических работников «Методическая копилка» Тема: «У района юбилей»

Цель: расширить понятие о пейзаже. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своѐ отношение к природе своего родного края и работам художников пейзажистов....