обучающий тренинг
план-конспект занятия (8 класс)

Чанчикова Анастасия Андреевна

Формирование навыков профилактической деятельности в формате обучающего тренинга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг №1

 тема: «Введение в добровольчество»

Цель: Формирование мотивации к волонтерской профилактической деятельности

Задачи:

1.  Познакомить с понятием добровольчесвто

2.  Развивать творческие способности, коммуникативные навыки

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход тренинга

Презентация деятельности городского молодежного объединения «Хочу быть добровольцем» (цели, задачи, история, направления работы).

Лексический анализ слова «Доброволец» позволяет понять, что это человек что – то делающий по доброй воле.

Большинство человеческих сообществ имеют определенные нормы и традиции, в которых люди работают на благо других и во взаимных интересах. Такая взаимопомощь существует в любом цивилизованном обществе, у каждой нации мирового сообщества.

Разминка «Круиз»

Инструкция: Работа проходит в группах. Педагог сообщает, что за хорошие результаты в рамках прохождения курса подростки награждаются круизом в дальние страны. В этой командировке придется организовывать волонтерскую деятельность. Необходимо составить список из 10 вещей, которые туристы возьмут с собой и обосновать свой выбор. Список должны единогласно принять все члены группы.

Информационный блок

Мини-лекция. Терминология. Виды добровольческой деятельности.

История добровольчества в России

Доброволец – человек, который занимается благотворительной деятельностью в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя (ст.5 Федерального закона РФ О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»)

Волонтер (volontaire, франц.) – то же, что и доброволец, т. е. добровольно поступивший на службу.

Добровольчество - это процесс комплектования кадров для выполнения различных видов работ в организации из числа добровольцев на основе их свободы и выбора.

Член общественного объединения. Определение дано в Федеральном законе «Об общественных объединениях»: «Членами общественного объединения являются физические и юридические лица

- общественные объединения, чья заинтересованность в решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляются соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющих учитывать количество членов объединения. Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом».

Добровольчество связано прежде всего с действием. Оно предполагает определенные действия, обычно направленные на позитивные преобразования и решения каких-либо социально значимых проблем.

Специалисты в области создания добровольческих объединений условно делят добровольцев на две группы:

1.  Добровольцы на короткий срок

2.  Добровольцы на длительный срок

Создание добровольческих объединений подростков, пропагандирующих здоровый образ жизни – одна из современных, доказавших свою эффективность форм работы со старшими подростками. Волонтерство имеет богатый потенциал во многих областях здоровьесберегающей деятельности: профилактика распространения психоактивных веществ и социально значимых заболеваний, пропаганда здорового образа жизни, популяризация физической культуры и др. Кроме того, такая форма работы с молодежью формирует активную гражданскую позицию подростка позволяют рассматривать здоровье не только как ценность одного человека, а как ценность всего общества.

История добровольчества в России.

Данная деятельность существовала на Руси еще в домонгольский период. Особое место в ее развитии сыграла церковь. В годы становления Киевской Руси благотворительность была скорее не нормой, а уделом отдельных лиц. Сохранились факты того, что, например, князь Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню, а князь Дмитрий Донской был настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из собственных рук.

Екатерина II и императрица Мария Федоровна стали основателями многочисленных благотворительных заведений, положили начало российской системы социального призрения. Был задан тон, в соответствии с которым патронирование благотворительных заведений стало основным общественным занятием дам из придворного круга и жен государственных деятелей. Екатерина II первой ввела в практику модель «просвещенной» благотворительности. Одним из примеров такой деятельности стал Смольный институт, созданный для воспитания девушек – носительниц идей просвещения.

Взаимопомощь, бескорыстная поддержка ближнего были неотъемлемой частью жизни простого населения Руси. Это и совместное строительство нового дома в деревне, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов.

Русской интеллигенции также не были чужды идеи благотворительности. Ее деятельность была направлена те только на помощь неимущим, но и, например, на усиление роли женщины в обществе. Так, в структуру Русского женского взаимноблаготворительного общества в начале 19 века входили курсы по обучению и профессиональной подготовке женщин, бюро «по приисканию мест и занятий для женщин», совет по устройству общежитий, юридическая комиссия. В 70-х годах 19 века Высшие женские курсы на добровольных началах стали работать в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, Казани. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже за свою благотворительную деятельность Русское женское взаимно-благотворительное общество получило золотую медаль.

В одной из крупнейших московских благотворительных организаций «Обществе попечения нуждающихся детей» добровольцы собирали пожертвования и посещали бедных.

В 1911 году была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом, позже ее отделения открылись во многих городах России. В том же году в Нижнем Новгороде прошел первый День Белого цветка, главной целью которого было распространение информации о болезни и сбор средств в пользу больных. Врачи читали лекции о туберкулезе, добровольные помощники раздавали информационные листки. Организационное бюро занималось устройством всех мероприятий: церемониального шествия по городу, ярмарки, молебна на площади перед Городской Думой. Бюро договорилось с военным начальством о бесплатном выступлении духового оркестра, с судовладельцами – о бесплатном проезде продавщиц цветков, с театрами и кинематографами – об отчислениях в пользу лиги. За два года принятые Лигой меры оказались настолько действенными и своевременными, что необходимость в дальнейшей мобилизации средств населения отпала.

Что касается официальных документов, но первое упоминание о добровольческой деятельности относится к 1894 году. Тогда по предложению члена Московской Городской Думы профессора были учреждены городские Попечительства о бедных, собирающие добровольные пожертвования, в которых трудились волонтеры. Одним из звеньев этой системы был сиротский дом, располагавшийся в помещениях современного государственного педагогического университета им. . Попечительство занималось оценкой потребностей нуждающегося населения, сбором средств для оказания адресной помощи. Уже в 1899 году Циркуляр МВД рекомендовал "распространить опыт Москвы в другие города".

И таких организаций было множество. На рубеже XIX-XX века в России было около 15 тысяч благотворительных учреждений. Они занимались не только помощью бедным, но также и вносили свой вклад в освобождение крепостных, установление для женщин равных прав с мужчинами, охрану окружающей среды, защиту прав потребителей и т. д.

Добровольчество в советский период было связано с крупными всесоюзными мероприятиями и активно поддерживалось существовавшей идеологической машиной. Советские годы существенно подпортили имидж добровольчества и благотворительности, введя в практику повсеместные «добровольно принудительные» акции: массовые субботники, сбор макулатуры, обязательные членские взносы в ВООП и ДОСААФ и т. д. Однако были и интересные примеры добровольческой активности в период СССР. Так, например, в 60-е годы 20 века зародилось добровольческое движение помощи реставраторам под руководством Петра Барановского и действовало под эгидой Общества охраны памятников истории и культуры. В прессе того времени часто появлялись призывы к добровольческому труду, и по выходным добровольцы отправлялись расчищать завалы, подтаскивать кирпичи, размешивать раствор. Таким образом, восстанавливались, например, уникальные постройки музея-ансамбля в Царицыно.

Другой интересный пример – Дружины по охране природы (ДОП), которые создавались с начала 70-х годов при естественно научных факультетах различных вузов по всему СССР. Члены этих, по сути, первых некоммерческих организаций в Союзе, занимались борьбой с браконьерами, незаконными вырубками лесов, лесными пожарами.

В годы распада Советского Союза резко обнажилась масса социальных проблем. Государство было неспособно их решить без участия общества. По всей стране стали возникать инициативные группы активистов, организации, которые взяли на себя ответственность помогать и защищать права ветеранов, одиноких стариков, больных, бездомных, репрессированных, людей с ограниченными возможностями, женщин, беженцев, детей-сирот и т. д. В конце 80-х – начале 90-х годов добровольцы были практически единственным инструментом для гражданских действий, позволявшим привлекать и другие общественные ресурсы.

В активно развивается российский некоммерческий сектор. Многие из тех, кто раньше были добровольцами, создают свои организации, объединяют вокруг себя десятки и сотни человек. Открывается возможность изучать и использовать опыт зарубежных коллег. В начале 90-х появились такие организации как общество «Ленинград», созданное по инициативе Даниила Гранина и впоследствии переименованное в Благотворительное общество «Невский Ангел». В Москве активно работает Благотворительный фонд «Московский Дом Милосердия» (МДМ), который создал сеть добровольческих агентств на местном уровне. В работе МДМ участвует более 2000 добровольцев, которые предоставляют различные услуги нуждающимся москвичам. В настоящее время «Невский Ангел» и МДМ являются одними из ведущих организаций в России, развивающих идеи добровольчества, работающих на системном уровне в сфере организации обучения добровольцев, создания и развития добровольческих программ и центров добровольцев.

Эффективной формой организации добровольческих действий становятся акции, преимущественно благотворительного характера. Например, "Весенняя Неделя Добра" как общероссийская акция проводится с 1998 года некоммерческими организациями при возрастающей с каждым годом поддержке бизнес сообщества и государственной власти на местах. Впервые она начала проводиться с 1992 года добровольцами Москвы как акция помощи нуждающимся людям и называлась "Пасхальная Благотворительная Неделя", а затем переросла в общероссийскую добровольческую акцию социальных солидарных действий.

В 1995 году состоялся Первый Российский Форум добровольцев, который прошел в Центре международной торговли в Москве. По данным Федеральной регистрационной службы, на 1 декабря 2007 года число НКО, состоящих на учете в ФРС и ее территориальных органах, составляло организаций. Большая часть НКО были созданы в 1990-е годы, в последнее время новые некоммерческие организации создаются неактивно. Количество занятых в некоммерческом секторе – 9,5 млн. человек, а потребителями услуг НКО являются 35-40 млн. человек. Из 9,5 млн. человек, занятых в некоммерческом секторе, только 1,5 млн. – это постоянные сотрудники. Остальные – волонтеры.

Сегодня добровольчество получает свое развитие не только в организациях некоммерческого сектора. Различные добровольческие программы и проекты реализуются на базе государственных, муниципальных организаций, а также в рамках коммерческих компаний. В добровольческую работу вовлечено всего около 5% населения России. Однако исследования показывают, что более 40% людей готовы более активно участвовать в общественно полезной работе. Что же мешает этим людям реализовать свое желание? Отчасти, то, что им пока негде своевременно взять информацию о том, как и где они могут помочь, отчасти же – общая невысокая популярность идей благотворительности и добровольчества. Опыт зарубежных стран показывает, что при поддержке государства, создании инфраструктуры для развития добровольчества, количество волонтеров увеличивается в несколько раз. Исследования показывают, там, где развито добровольчество, уровень преступности снижается на 50%.

Практический блок

Игра-упражнение «Сказка о том, как я стал волонтером»

Работа по группам

Инструкция: Участники сочиняют и демонстрируют сказку. Количество персонажей и их имена придумывают самостоятельно.

Заключительный блок

Работа в тетради. Анализ выполненных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающий тренинг для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»

Эта разработка может стать как самостоятельным мероприятием в работе с родителями или являться частью родительского собрания. Данный материал будет интересен родителям и педагогам....

ОБУЧАЮЩИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: "КОНФЛИКТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ"

Тренинг направлен на знакомство с основными стратегиями поведения в конфликтах и наиболее эффективными способами их разрешения. Учителя в игровой безопасной обстановке смогут исследовать и проанализир...

Обучающий тренинг для педагогического коллектива : «Волшебный мир бабочки».

Тренинг расширяет представления участников образовательного процесса о роли арт-терапевтических приемов в работе с младшими подростками,  на этапе перехода из начальной школы в среднее звен...

Статья "Обучающие тренинги как активный метод по формированию гражданской идентичности школьников"

Одной из форм работы по формированию гражданской идентичности у подростков являются использование обучающих тренингов и их элементов. Тренинговая форма работы ориентирована на использование активных м...

Обучающий тренинг по конструктивному решению конфликтов для педагогических работников школы

Сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать.Уже в силу самой своей пр...

ОБУЧАЮЩИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ СЕМЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА ПО ТЕМЕ: «Духовно-нравственный климат семьи»

Семьи группы риска характеризуются наличием нескольких факторов риска: медицинского, социального или психолого-педагогического направления, которые не позволяют определить эту семью как благополучную....

Семейный коррекционно-обучающий тренинг для родителей младших школьников с ОВЗ "Вместе легче нам шагать!"

Семейный коррекционно-обучающий тренинг для родителей младших школьников с ОВЗ, в котором представлены различные методы и приёмы работы с детьми, имеющими речевые нарушения....