Выступление на методическом объединении учителей
методическая разработка

Доклад на методическом объединении учителей "Современные информационно- педагогические технологии как фактор повышения компетентности учителя трудового обучения". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Современные информационно-педагогические технологии, как фактор повышения компетентности учителя

Сегодня к выпускнику школы общество предъявляет достаточно серьёзные требования.

Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания;

- применять их на практике для решения разнообразных проблем;

- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Для того чтобы помочь ученику в будущем стать социально успешным, должен измениться не только учитель, но и сам стиль обучения. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания. Организовать учебный процесс именно таким образом можно, если использовать в своей работе современные педагогические технологии, например, технология критического мышления, технология мастерских, проектная деятельность обучающихся, здоровьесберегающие технологии, технология проблемно-диалогического обучения, кейс-технологии, модульные технологии.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

В современном мире сильное влияние на развитие общества оказывают информационные технологии. Они проникают во все сферы человеческой деятельности и обеспечивают распространение информационных потоков, образуя тем самым глобальное информационное пространство. Сущность информационно-образовательных технологий раскрывается через уточнение понятий: информация, информатизация общества, информатизация образования, технология, образовательные технологии, информационные технологии. Информационно-педагогические технологии—это обеспечиваемые электронными устройствами способы передачи, получения, накопления, хранения, обработки знаний в учебных, образовательных, воспитательных и развивающих целях. Информационно-педагогические технологии объединяют в себе ресурсы информатики, педагогики, коммуникации, а также социальных наук. Информационно-педагогические технологии позволяют эффективно организовать процесс преподавания, управлять им, направляя познавательную деятельность учащихся на овладение знаниями.

Информационно—педагогические технологии (ИПТ) базируются на следующих основных электронно-дидактических функциях:

• наглядности, обеспечивающей осознанность и осмысленность воспринимаемой учебной информации, формирование представлений и понятий;

• информативности, поскольку средства обучения являются непосредственными источниками знания, то есть носителями определенной информации;

• компенсаторности, облегчающей процесс обучения, способствующей достижению цели с наименьшими затратами сил, времени.

• адаптивности, ориентированной на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, преемственность знаний;

• интегративности, позволяющей рассматривать объект или явление как часть и как целое.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», т. к. все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей.

Компьютеризация образования является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Компьютеризация образования включает в себя использование информационно-образовательных технологий, которые открывают для педагога новые возможности. У них появляется возможность увеличить наглядность в процессе преподавания, а значит и повышается результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, а также в будущем возможность развить у учащихся самообучение, саморегуляцию и самоорганизацию.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.

Аппаратные средства multimedia, наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Интерактивные методики: + и –

Плюсы:

Интерактивные методы лучше позволяют учителю контролировать процесс усвоения учебного материала;

Интерактивный метод предполагает развитие творческих способностей, как у учащихся, так и у учителя;

За короткий промежуток времени можно охватить большой объем информации;

Возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока;

Уделяется большое внимание практической основе передаваемых ученикам знаний, навыков и умений;

Обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

Интерактивный метод обучения требует от преподавателя гораздо большей активности и творчества. Возрастает личная ответственность за своё образование и совершенствование, карьерный рост;

Формирование и развитие у обучающихся умения самостоятельно находить и работать с различными видами информации;

Самостоятельность в процессе обучения приводит к более глубокому усвоению учебного материала;

Педагог выступает как лидер, организатор обучения;

Минусы:

Интерактивные методы работы предполагает большую затрату времени при подготовки к уроку;

Результаты работы учащихся менее предсказуемы;

Учителю надо строить урок так, чтобы все ученики принимали активное участие. Это требует длительной подготовки и подбора соответствующих заданий;

Не все обучающиеся психологически готовы к активному творческому труду;

Обучающиеся не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем;

Существуют риски, позволяющие включить не всех обучающихся в процесс обсуждения;

Трудно проследить за процессом личного роста каждого обучающегося;

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Например: обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся при обучении в сотрудничестве. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий. ИКТ предоставляет возможность проведение лабораторных практикумов при отсутствии оборудования, недостатке времени.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе. ИКТ-компетентность учителя-предметника на современном этапе, понимается, как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере. На сегодняшний день у любого учителя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных средств ИКТ. Это банки данных, информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидактизированный материал, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники и др.), форумы для общения и многое другое.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - internet:

• переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

• привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

• интерактивное общение, слежение за событиями через международные сер веры.

Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг.

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных статей и книг, справочной литературы, электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение - умение учиться самостоятельно. Интернет является не только пространством, где протекает процесс самостоятельного обучения, но и средой обитания, так как здесь осуществляется общение людей. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования.

Одним из направлений информационных технологий является использование аудиои видеосредств (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов. Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения (обучения на расстоянии).

Вместе с развитием интернет, функции информационно-педагогических технологий значительно расширились и стали включать сетевое общение пользователей. Это позволило бесконечно «раздвигать» стены классной комнаты, интегрируя школьную учебную среду с всемирным образовательным пространством. Сегодня функции информационно-педагогических технологий стали еще более разнообразными, создавая новые условия для познавательной деятельности учащихся в насыщенной информацией учебной среде. Возможности Web 2.0 (современный интернет) не только предлагает невиданные ранее возможности общения в социальных сетях и использования сетевых программных приложений, но и коллективного создания пользователями общего для них продукта в режиме online (сетевые проекты). Web 3.0 – «умный интернет», который будет «уметь» структурировать весь бесконечно обновляющийся запас информации, настраиваться на индивидуальные запросы учащихся, создавать для каждого пользователя личную познавательную среду и даже подсказывать решения проблем.

Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен информацией извне, процесс обучения принимает динамический характер. При этом учитель не только образовывает, воспитывает и развивает ученика, но с внедрением новых ИКТ он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Владея ИКТ, внедряя их в учебный процесс, учитель повышает качество образования умножая при этом и свое профессиональное мастерство.

Развитие информационной культуры учителя, повышение его квалификации в области ИКТ, развитие информационно-образовательной среды являются приоритетными в деятельности современной школы.

Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды учитель должен соответствовать следующим требованиям:

• владеть основами работы на компьютере, в том числе уметь использовать информационно-образовательную среду;

• владеть мультимедийными информационными ресурсами, их программным обеспечением;

• владеть основами работы в Интернет.

В своей педагогической деятельности активно применяю средства ИКТ, сетевые и дистанционные технологии, что способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.  Важным направлением использования ИКТ, считаю, оформление основной документации в электронном формате. Это и составление календарно-тематического планирования, рабочих программ по трудовому обучению, элективным курсам, дополнительному образованию.   Накоплена база методических разработок: «Методические материалы по трудовому обучению», «Контрольные, проверочные, самостоятельные работы и тесты» и мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для улучшения качества образования и результативности обучения, печатного, электронного варианта индивидуальных заданий, тренажеров, электронного тестирования для тренировки навыков, организации самостоятельных и контрольных работ. За небольшой период преподавания трудового обучения собралась личная мультимедийная библиотека. Использую в работе электронные учебники, презентации, анимационные рисунки, интерактивные таблицы, логические схемы, компьютерные обучающие программы, интерактивную доску, наглядные средства обучения.

Обучающиеся готовят творческие работы с использованием информационных технологий, презентации к докладам, рефератам, при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Активно использую Сеть Интернет в процессе обучения:

- осуществляю активный обмен готовыми мультимедийными продуктами и компьютерными обучающими программами;

- использую возможности электронной почты для обмена информацией между участниками образовательного процесса;

- состою в профессиональной корпоративной среде;

- использую ресурсы образовательных сайтов, порталов, сетевых сообществ учителей и учеников;

- использую мультимедийные материалы на своих уроках.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания школьников способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества образования, повышению профессионального мастерства учителя.

Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.

За информационно-педагогическими технологиями большое будущее. Они не просто обновят, но и преобразуют образовательную среду и познавательные процессы, меняя содержание и формы учения. В основном, для реализации информационно-педагогических технологий в школе используются электронные образовательные ресурсы, они имеют широкую базу, доступны и легки в использовании, а также разнонаправлены и доступны для любого уровня ученика

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.



Литература.

  1. Ильина Т.С., Шилова О.Н. Опыт развития информационной культуры учителей средствами образовательных технологий // Развитие региональной образовательной информационной среды "РОИС-2006": Материалы межрегиональной научно-практической конференции (http://rois.loiro.ru) – Санкт-Петербург, 2006, с. 120-123
  2. Кулик Е. Ю. Система формирования готовности учителей к конструированию информационной образовательной среды предметного обучения. Дис. канд. пед.наук: – М.: РГБ, 2005
  3. Урсова О.В. К вопросу о формировании и развитии ИКТ-компетентности учителя-предметника // Развитие региональной образовательной информационной среды "РОИС-2006": Материалы межрегиональной научно-практической конференции (http://rois.loiro.ru) – Санкт-Петербург, 2006, с. 51-53
  4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2005. – 192с
  5. Официальный сайт Министерство образования и науки Российской Федерации Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
  6. Чистяков В.А. Понятие «Информационно-образовательные технологии и их классификация по способу взаимодействия учащихся с информационно-компьютерными средствами» /В. А. Чистяков // Научный журнал КубГАУ. – 2014. - №97 (03)