Выступление на методическом объединении учителей
методическая разработка
Доклад на методическом объединении учителей "Современные информационно- педагогические технологии как фактор повышения компетентности учителя трудового обучения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные информационно-педагогические технологии, как фактор повышения компетентности учителя
Сегодня к выпускнику школы общество предъявляет достаточно серьёзные требования.
Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания;
- применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Для того чтобы помочь ученику в будущем стать социально успешным, должен измениться не только учитель, но и сам стиль обучения. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания. Организовать учебный процесс именно таким образом можно, если использовать в своей работе современные педагогические технологии, например, технология критического мышления, технология мастерских, проектная деятельность обучающихся, здоровьесберегающие технологии, технология проблемно-диалогического обучения, кейс-технологии, модульные технологии.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
В современном мире сильное влияние на развитие общества оказывают информационные технологии. Они проникают во все сферы человеческой деятельности и обеспечивают распространение информационных потоков, образуя тем самым глобальное информационное пространство. Сущность информационно-образовательных технологий раскрывается через уточнение понятий: информация, информатизация общества, информатизация образования, технология, образовательные технологии, информационные технологии. Информационно-педагогические технологии—это обеспечиваемые электронными устройствами способы передачи, получения, накопления, хранения, обработки знаний в учебных, образовательных, воспитательных и развивающих целях. Информационно-педагогические технологии объединяют в себе ресурсы информатики, педагогики, коммуникации, а также социальных наук. Информационно-педагогические технологии позволяют эффективно организовать процесс преподавания, управлять им, направляя познавательную деятельность учащихся на овладение знаниями.
Информационно—педагогические технологии (ИПТ) базируются на следующих основных электронно-дидактических функциях:
• наглядности, обеспечивающей осознанность и осмысленность воспринимаемой учебной информации, формирование представлений и понятий;
• информативности, поскольку средства обучения являются непосредственными источниками знания, то есть носителями определенной информации;
• компенсаторности, облегчающей процесс обучения, способствующей достижению цели с наименьшими затратами сил, времени.
• адаптивности, ориентированной на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, преемственность знаний;
• интегративности, позволяющей рассматривать объект или явление как часть и как целое.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», т. к. все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей.
Компьютеризация образования является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Компьютеризация образования включает в себя использование информационно-образовательных технологий, которые открывают для педагога новые возможности. У них появляется возможность увеличить наглядность в процессе преподавания, а значит и повышается результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, а также в будущем возможность развить у учащихся самообучение, саморегуляцию и самоорганизацию.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.
Аппаратные средства multimedia, наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
Интерактивные методики: + и – | |
Плюсы: Интерактивные методы лучше позволяют учителю контролировать процесс усвоения учебного материала; Интерактивный метод предполагает развитие творческих способностей, как у учащихся, так и у учителя; За короткий промежуток времени можно охватить большой объем информации; Возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока; Уделяется большое внимание практической основе передаваемых ученикам знаний, навыков и умений; Обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; Интерактивный метод обучения требует от преподавателя гораздо большей активности и творчества. Возрастает личная ответственность за своё образование и совершенствование, карьерный рост; Формирование и развитие у обучающихся умения самостоятельно находить и работать с различными видами информации; Самостоятельность в процессе обучения приводит к более глубокому усвоению учебного материала; Педагог выступает как лидер, организатор обучения; | Минусы: Интерактивные методы работы предполагает большую затрату времени при подготовки к уроку; Результаты работы учащихся менее предсказуемы; Учителю надо строить урок так, чтобы все ученики принимали активное участие. Это требует длительной подготовки и подбора соответствующих заданий; Не все обучающиеся психологически готовы к активному творческому труду; Обучающиеся не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; Существуют риски, позволяющие включить не всех обучающихся в процесс обсуждения; Трудно проследить за процессом личного роста каждого обучающегося; |
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
Например: обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся при обучении в сотрудничестве. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий. ИКТ предоставляет возможность проведение лабораторных практикумов при отсутствии оборудования, недостатке времени.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе. ИКТ-компетентность учителя-предметника на современном этапе, понимается, как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере. На сегодняшний день у любого учителя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных средств ИКТ. Это банки данных, информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидактизированный материал, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники и др.), форумы для общения и многое другое.
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.
Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - internet:
• переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;
• привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;
• интерактивное общение, слежение за событиями через международные сер веры.
Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг.
Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных статей и книг, справочной литературы, электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение - умение учиться самостоятельно. Интернет является не только пространством, где протекает процесс самостоятельного обучения, но и средой обитания, так как здесь осуществляется общение людей. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования.
Одним из направлений информационных технологий является использование аудиои видеосредств (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов. Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения (обучения на расстоянии).
Вместе с развитием интернет, функции информационно-педагогических технологий значительно расширились и стали включать сетевое общение пользователей. Это позволило бесконечно «раздвигать» стены классной комнаты, интегрируя школьную учебную среду с всемирным образовательным пространством. Сегодня функции информационно-педагогических технологий стали еще более разнообразными, создавая новые условия для познавательной деятельности учащихся в насыщенной информацией учебной среде. Возможности Web 2.0 (современный интернет) не только предлагает невиданные ранее возможности общения в социальных сетях и использования сетевых программных приложений, но и коллективного создания пользователями общего для них продукта в режиме online (сетевые проекты). Web 3.0 – «умный интернет», который будет «уметь» структурировать весь бесконечно обновляющийся запас информации, настраиваться на индивидуальные запросы учащихся, создавать для каждого пользователя личную познавательную среду и даже подсказывать решения проблем.
Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен информацией извне, процесс обучения принимает динамический характер. При этом учитель не только образовывает, воспитывает и развивает ученика, но с внедрением новых ИКТ он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Владея ИКТ, внедряя их в учебный процесс, учитель повышает качество образования умножая при этом и свое профессиональное мастерство.
Развитие информационной культуры учителя, повышение его квалификации в области ИКТ, развитие информационно-образовательной среды являются приоритетными в деятельности современной школы.
Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды учитель должен соответствовать следующим требованиям:
• владеть основами работы на компьютере, в том числе уметь использовать информационно-образовательную среду;
• владеть мультимедийными информационными ресурсами, их программным обеспечением;
• владеть основами работы в Интернет.
В своей педагогической деятельности активно применяю средства ИКТ, сетевые и дистанционные технологии, что способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Важным направлением использования ИКТ, считаю, оформление основной документации в электронном формате. Это и составление календарно-тематического планирования, рабочих программ по трудовому обучению, элективным курсам, дополнительному образованию. Накоплена база методических разработок: «Методические материалы по трудовому обучению», «Контрольные, проверочные, самостоятельные работы и тесты» и мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для улучшения качества образования и результативности обучения, печатного, электронного варианта индивидуальных заданий, тренажеров, электронного тестирования для тренировки навыков, организации самостоятельных и контрольных работ. За небольшой период преподавания трудового обучения собралась личная мультимедийная библиотека. Использую в работе электронные учебники, презентации, анимационные рисунки, интерактивные таблицы, логические схемы, компьютерные обучающие программы, интерактивную доску, наглядные средства обучения.
Обучающиеся готовят творческие работы с использованием информационных технологий, презентации к докладам, рефератам, при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Активно использую Сеть Интернет в процессе обучения:
- осуществляю активный обмен готовыми мультимедийными продуктами и компьютерными обучающими программами;
- использую возможности электронной почты для обмена информацией между участниками образовательного процесса;
- состою в профессиональной корпоративной среде;
- использую ресурсы образовательных сайтов, порталов, сетевых сообществ учителей и учеников;
- использую мультимедийные материалы на своих уроках.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания школьников способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.
Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества образования, повышению профессионального мастерства учителя.
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.
За информационно-педагогическими технологиями большое будущее. Они не просто обновят, но и преобразуют образовательную среду и познавательные процессы, меняя содержание и формы учения. В основном, для реализации информационно-педагогических технологий в школе используются электронные образовательные ресурсы, они имеют широкую базу, доступны и легки в использовании, а также разнонаправлены и доступны для любого уровня ученика
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Литература.
- Ильина Т.С., Шилова О.Н. Опыт развития информационной культуры учителей средствами образовательных технологий // Развитие региональной образовательной информационной среды "РОИС-2006": Материалы межрегиональной научно-практической конференции (http://rois.loiro.ru) – Санкт-Петербург, 2006, с. 120-123
- Кулик Е. Ю. Система формирования готовности учителей к конструированию информационной образовательной среды предметного обучения. Дис. канд. пед.наук: – М.: РГБ, 2005
- Урсова О.В. К вопросу о формировании и развитии ИКТ-компетентности учителя-предметника // Развитие региональной образовательной информационной среды "РОИС-2006": Материалы межрегиональной научно-практической конференции (http://rois.loiro.ru) – Санкт-Петербург, 2006, с. 51-53
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2005. – 192с
- Официальный сайт Министерство образования и науки Российской Федерации Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
- Чистяков В.А. Понятие «Информационно-образовательные технологии и их классификация по способу взаимодействия учащихся с информационно-компьютерными средствами» /В. А. Чистяков // Научный журнал КубГАУ. – 2014. - №97 (03)