Методические рекомендации по применению арт терапевтических приемов в развитии учащихся с ОВЗ .
методическая разработка

   Арт-терапевтические методы дают возможность раннего выявления группы риска развития эмоциональных и поведенческих нарушений и применения в отношении них программ раннего вмешательства. Кроме того, внедрение арт-терапии способствует развитию у учащихся с ОВЗ различных психических качеств и свойств личности, имеющих большое значение для их успешной психосоциальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_s_ovz.docx929.57 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АРТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ.

   Арт-терапевтические методы дают возможность раннего выявления группы риска развития эмоциональных и поведенческих нарушений и применения в отношении них программ раннего вмешательства. Кроме того, внедрение арт-терапии способствует развитию у учащихся с ОВЗ различных психических качеств и свойств личности, имеющих большое значение для их успешной психосоциальной адаптации.

   Положительные эмоции способствуют гармоничному течению жизненных процессов, негативные эмоции несут в себе деструктивную функцию, которая может изменить отношение школьника к учебной деятельности, влияя на его поведение. В некоторых случаях это приводит к установлению определенного рода негативного эмоционального состояния, которое в различной степени может отрицательно сказываться на основной деятельности воспитанника, так и на его общем психическом и соматическом состоянии.

   Одним из проективных методов арт-терапии является создание циркулярных композиций – мандал. Слово мандала имеет санскритское происхождение и означает “магический круг”. Круг является символом планеты Земля, первичный символ единства и бесконечности.

   Во время рисования раскрывается внутреннее состояние и чувствами – будь то позитивные или негативные чувства.   Таким образом, снижается напряжение, ребенок успокаивается, улучшается состояние его внутреннего мира. При выборе цвета дети обычно более спонтанны, чем взрослые. Мы не должны забывать, что в детстве чувства выражать легче. Это происходит из-за того, что взрослыми движет разум, и они большое значение придают эстетическим критериям. Многие учащиеся, которые впервые рисуют мандалу, подавляют как раз это открытое выражение чувств, раздумывают, как можно лучше расположить и выделить цвета, чтобы законченная работа получилась гармоничной и красивой. Но, когда творчество пробуждает Внутреннего Ребёнка, начинается сам процесс “исцеления”.

   Мандалы – это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные на бумаге, ткани или я песке. Это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для ребенка мандала – это не столько законченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир ребенка и подростка для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы он чувствовал себя таким же “круглым”, гармоничным и цельным, как мандала. Это указывает нам, на большую ценность мандал, как на активный арт-терапевтический метод в психокоррекционной работе педагога-психолога.

Цели коррекционно-развивающих занятий: развитии волевой сферы; гармонизация эмоциональной сферы; снятие внутреннего напряжения, нормализация поведения.

Задачи:

  • развивать произвольность поведения;
  • снять внутреннее напряжение, релаксация;
  • развивать коммуникативные умения и рефлексивные навыки;
  • развивать творчество;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитать аккуратность.

Коррекционно-развивающие занятия могут быть индивидуальные и групповые.Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок или подросток устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз. Возраст от 7 лет.

 Структура занятия:

  • Заполнение карты настроения (тема, настроение на начало занятия);
  • Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);
  • Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);
  • Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
  • Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, подведение итогов);

Критерии эффективности:

  • развитие коммуникативных навыков, навыков рефлексии.
  • оптимизация волевых качеств детей.
  • адекватное выражение эмоций детей.

Для контроля эффективности программы используются следующие методы диагностики:
– метод наблюдений;

– дневник настроения учащихся.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА АРТ-ТЕРАПИИ

1. Простой карандаш (или ручка) и бумага

Имея этот минимальный набор,  можно рисовать, сочинять сказки, писать стихи. Это своеобразный набор "Скорой арт-помощи".artterapiya

2. Ластик

Во многих пособиях предлагают ластик вообще не давать, чтобы на рисунке было хорошо видно "подправленные" места (именно там и надо искать проблемы, т.к. они вызывают у рисующего затруднения). Однако множественные стирания тоже хорошо видно - иногда бумага протирается до дыр!

3. Цветные карандаши и фломастеры

Цвет передает эмоциональное отношение к нарисованному предмету, а также эмоциональную близость. К примеру, девочка на рисунке семьи всех раскрасила по-разному, и только себя и бабушку - одинаково. Скорее всего, они очень близки.

4. Акварель и гуашьimages

Краски более экспрессивны, чем карандаши и фломастеры. Они дают больше свободы в выборе оттенка, в движении руки, в размере рисунка.

5. Пластилин

Всех детей можно условно поделить на тех, кто больше любит рисовать, и тех, кто больше любит лепить. Пластилин отлично помогает выпустить накопившееся напряжение и позволяет располагать фигуры в пространстве, а не на плоскости, играть с ними.

6. Пастель или восковые мелки

Масляная пастель очень яркая, дает свободу штрихам и отлично подходит тем, кто не хочет возиться с красками, но любит насыщенные цвета.

ЦЕЛИ АРТ-ТЕРАПИИ

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.
Работа над рисунками, картинами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение.


2. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от "цензуры" сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.


5. Наладить межличностные отношения. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.


6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.


7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате положительного результата.

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния

Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности 

  • "Мазурка" Шопен,
  • "Вальсы" Штрауса,
  • "Мелодии" Рубинштейна.

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы 

  • "Кантата № 2" Баха,
  • "Лунная соната" Бетховена.

Для общего успокоения 

  • "Симфония №6" Бетховена, часть 2,
  • "Колыбельная" Брамса,
  • "Аве Мария" Шуберта.

Для снятия напряженности в отношениях с другими людьми 

  • "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.

Для уменьшения  эмоционального напряжения

  • "Дон Жуан" Моцарт,
  • "Венгерская рапсодия №1" Листа,
  • "Сюита Маскарад" Хачатуряна.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения 

  • "Шестая симфония",
  • Чайковского, 3 часть,
  • "Увертюра Эдмонд" Бетховена.

Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей 

  • "Итальянский концерт" Баха,
  • "Симфония" Гайдна.

Для повышения концентрации внимания 

  • "Времена года" Чайковского,
  • "Лунный свет" Дебюсси,
  • "Симфония № 5" Мендельсона.

Арт-терапия танец

 МАНДАЛЫ

     Мандала – это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир   вне нас, который мы можем видеть(круг), так и невидимый мир (центр),который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Мандала как отражение процесса развития и изменений в разных культурах это: «Эффект зеркала», «Мировое древо», «Колесо», «Священное место».         

Мандала в психологии – это форма проекции бессознательного, с помощью которой можно больше узнать о себе самом.

Нарисованная на бумаге - отражает состояние ее автора.  
        Терапевтический ресурс арт-мандалы огромен. Само по себе рисование образов в круге несет позитивное воздействие, даже если последующего анализа не предполагается. При анализе работ детей важно обращать на цветовое соотношение (значение цветов по Люшеру), на готовую мандалу (символы), которую выбрал ребенок, на линии, на нажим на карандаш, выходит ли за границы?

  Мандала, в первую очередь, - это инструмент саморазвития,  дающий возможность самостоятельно работать со своим эмоциональным состоянием и корректировать его, понимая глубинную суть происходящего.  Она позволяет обойти сопротивление, представляя правду о ситуации «как она есть».

Мандала – выражение себя в круге.

ВИДЫ мандалотерапии:

  • активная (ребенок сам рисует мандалу);
  • смешанная (ребенок выбирает раскраску-мандалу);
  • пассивная (ребенок выбирает готовую мандалу и с ней работает).

В психокоррекционной и развивающей работе с детьми психологические возможности мандал возможно применять:

  • в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);
  • в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга);
  • в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции);
  • с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.).

Таким образом, при работе с мандалами исчезает напряжение, ребенок успокаивается, улучшается состояние его внутреннего мира. Способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности; создание условий для самопознания и самовыражения; развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества; развитие навыков общения и эффективного   взаимодействия; развитие навыков рефлексии.

C:\Users\kab215\Pictures\работа\фото детей\IMG00069.jpg

                                                              C:\Users\kab215\Pictures\работа\фото детей\IMG00067.jpg

    Цели использования мандалы:

  1. развитие творчества
  2. развитие произвольности поведения
  3. релаксация, отдых, снятие стресса
  4. стабилизация внутренних резервов организма
  5. развитие моторики
  6. активизация работы правого полушария
  7. воспитание усидчивости, снижение гиперактивности
  8. создание психологического настроя
  9. формирование самоуверенности
  10. сплочение с коллективом
  11. диагностика семейных ситуаций, личностных проблем.

Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисование пальчиковыми красками (четыре основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый).

Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Гуашь, цветная пастель масляная, работа с цветным песком (восемь цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый,  серый, коричневый, черный). Также можно использовать различные природные материалы, крупы, макаронные изделия, пряжу, нити и пр.

Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.

   Основные правила при работе с мандалой:

 ребенок должен самостоятельно выбирать цвета или темы для рисунка, без давления взрослого;

 в день желательно работать только с одной мандалой;

 необходимо хвалить и подбадривать ребенка в процессе раскрашивания, ведь эта работа требует от него высокой концентрации внимания и усидчивости;

 не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия, избегайте комментариев по поводу результата, ребенок будет напряжен и зависим от вашей оценки;

 для настоящего погружения в процесс и расслабления необходимо избавиться от агрессивных цветовых и звуковых раздражителей, создать хорошее освещение в помещении. Важно, чтобы на эту работу было достаточно времени и художественных материалов. Можно негромко включить медитативную музыку.

 по окончании работы попросите ребенка придумать название своего волшебного круга, которое будет являться кодом к пониманию изображения. По желанию можно раскрасить фон, вырезать получившееся изображение. «А теперь покрути волшебный  круг, посмотри на него издалека, полюбуйся им. Найди ему место в комнате». Необходимо спросить у ребенка о его чувствах и переживаниях во время работы, нравится ли ему рисунок. Если получившийся результат не нравится, круг можно изменить, разрезать или порвать.  В конце не забудьте поблагодарить ребенка за хорошую работу. Если есть желание, можно написать рассказ или сочинить сказку к получившейся картинке.

 МАНДАЛЫ ДЛЯ РАСКРАШИВАНИЯ

Заглянуть внутрь себя и своих чувств, разобраться в них самостоятельно, уметь сосредотачиваться и не упускать важные детали – детям так многому нужно научиться. Ультрасовременное течение по раскрашиванию всевозможных мандал вместе с детьми – это уже не просто дань символам буддийской мифологии, а инструмент развития мышления ребенка, обучение способности самостоятельно ставить цели и достигать их. pic01

Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок. Рисуют по разным случаям. Важно понимать, что разрисовывание мандал  – урок, который научит способности самим  собой, проявляя фантазию, но при этом не выходя за рамки.

razvivayuschie-raskraski--mandala--07

Как правильно раскрашивать мандалы?

На раскрасках мандал желательно использовать всего 4 цвета: красный, жёлтый, зеленый и синий, хотя, конечно же, можно использовать и другие цвета. По умолчанию картинка чёрно-белая и любые её части можно оставить не закрашенными.

Раскрашивать нужно только цветными карандашами. Никаких красок, фломастеров и прочего, потому что только с карандашом можно действительно сосредоточиться.

   В картинку нужно погрузиться, раскрасить те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке, закрашивая полностью или частично. Раскрашивающий мандалы станет уравновешенней и спокойней.

   Можно собирать целые альбомы из раскрашенных мандал, следя за тем, как одна и та же мандала меняется со временем.

    Благодаря занятиям арт-терапией, дети учатся давать выход агрессивности и другим негативным чувствам без угрозы для других людей. Им легче будет осознавать свои собственные мысли и чувства, легче понимать причину и следствие своих поступков и учиться принимать решения осмысленно. Поверить  в себя и свои силы.

        

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ КОЛЛАЖА

Коллаж (французское collage, буквально – наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов. C:\Users\kab215\Pictures\работа\фото детей\фото\IMG_2731.JPG

Использование техники коллажа нередко помогает преодолеть робость, связанную с отсутствием "художественного таланта" и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт пациентам чувство защищённости, поскольку они не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Это обеспечивает им необходимую степень дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств и необходимую степень безопасности при изобразительной работе

Коллаж - это когда из разнообразных кусочков вполне понятных предметов создается изображение, которое по смыслу представляет из себя нечто совершенно другое, то есть поэтическая метафора, но только не словами, а изображениями сделанная. Коллаж – это графическое произведение, смонтированное в виде единой композиции из частей различной природы и различного происхождения.

В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие. Это одна из целей арт-терапии в целом и работы с коллажами в частности – развитие творческих способностей и повышение самооценки.

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями.

Коллажирование как арт-технология обладает широкой областью применения и позволяет решать большой круг задач:

  • получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность (особенно в начале работы в арттерапевтическом режиме);
  • выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, свое понимание темы (это касается как общих, абстрактных тем коллажа, так и личных тем, связанных с собственными мечтами, отношением к себе и т.д.);
  • развить художественные способности и повысить самооценку; побочным продуктом любого вида арттерапии, в том числе техники коллажа, является чувство удовлетворения, которое возникает в результате развития, расширения творческих возможностей;
  • проявить оригинальность и уникальность личности участника группы;
  • проработать мысли и чувства, которые клиенты привыкли подавлять; иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;
  • дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажом является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками);
  • в групповом коллаже осознавание своих паттернов поведения в группе, социальных ролей, установок;
  • коллаж является дополнительным диагностическим средством.

   

C:\Users\kab215\Pictures\работа\фото детей\фото\IMG_2733.JPG

                                C:\Users\kab215\Pictures\работа\фото детей\фото\IMG_2725.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе

Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...

Методические рекомендации с применением технологий спутниковой навигации GPS /ГЛОНАС на уроках географии

В настоящее время  очень сложно владеть всей современной информацией , а так хочется идти в ногу со временем и быть в курсе новых технологий. Недавно узнала о применении GPS /ГЛОНАС навигаторов н...

Методические рекомендации по применению игровых технологий на уроках истории

даны методические рекомендации по организации игр на уроках истории....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению цифровой лаборатории «Архимед» на уроках биологии и химии

Использование цифровой лаборатории «Архимед» на уроках химии и биологии....

Методические рекомендации по применению эффективных игровых технологий для формированию коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки

В данной работе раскрываются виды игр, которые можно применять на уроках СБО,  способствующие развитию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ. В приложениях приведены примеры применения игро...

методические рекомендации по применению инновационных технологий на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования

Применение инновационных технологий, разноформатных упражнений для развития всех четырех видов речевой деятельности на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования...