Мастер-класс по теме : "Самобытность русского и тувинского народа"
презентация к уроку (5 класс)

Тарый Саяна Чамзыевна

Аннотация

 

на урок, разработанный и проведенный педагогом дополнительного образования ЦДОиВД при МБОУ СОШ №1 г.Шагонар Тарый Саяны Чамзыевна

 

      Урок был проведен в 5 классе по теме:  «"Самобытность русского и тувинского народа"»

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, изучения нового материала с использованием ИКТ.

Цель:

- показать самобытность народных культур русского и тувинского народа, несмотря на различие языков, обычаев, обрядов

- углубление знаний детей о прошлом тувинского и русского народов, обогащение речи учащихся образами народного фольклора.

- воспитание толерантности по отношению к традициям и обычаям другого народа

 

Основа урока метод сравнения и сопоставления.

Презентация отражает  фотографии избы, юрты. Она создана с соблюдением основных требований к текстам, иллюстрациям и анимации. Компьютер позволил сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

С целью мотивации учащихся, повышения их познавательного интереса учителем использованы пословицы, поговорки русского и тувинского народов. Оживляет урок и создает правильный эмоциональный настрой очень удачно подобранные иллюстрации.

На уроке осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались разные формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная. Успешно решались метапредметные и личностные  задачи. Учащиеся умеют слушать, выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно изучить; работать коллективно и самостоятельно; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей   и условиями её  реализации. Учащиеся показали умение строить монологические высказывания и выступать перед аудиторией.

За счет применения технологий проблемного диалога, критического мышления, игровой  технологий, поддерживалась активность учащихся в течение всего урока и осуществлялась обратная связь. Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки вызвали большой интерес учащихся.

Корректно и ярко  учитель ввел в урок сравнение русских и тувинских религиозных обрядов. Для этого класса характерны дружеские межнациональные отношения, и такие моменты укрепляют взаимоотношения.

Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока во всех аспектах: по распределению времени на этапы урока, по дозировке умственной нагрузки на протяжении всего урока, по смене видов деятельности в течение урока – соответствует возрастным особенностям данной возрастной группе и современным требования к уроку. Перегрузки учащихся на уроке не наблюдалось.

Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.

Цели и задачи урока выполнены полностью.  Урок проведен на хорошем методическом уровне.    

           

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samobytnost_russkogo_i_tuvinskogo_narloda.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучение отдельных предметов №1 г. Шагонара муниципального района « Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва Мастер класс «Самобытность русского и тувинского народа» Педагог центра дополнительного образования и воспитания детей при школе Тарый Саяна Чамзыевна

Слайд 2

Цели: 1. Образовательная: Изучение самобытности культур русского и тувинского народа. 2 . Развивающая: Углубление знаний детей о прошлом тувинского и русского народа, обогащение речи учащихся образами народного фольклора. 3 . Воспитательная: Воспитание толерантности .

Слайд 3

«Без прошлого нет настоящего и будущего» Девиз:

Слайд 4

«Космический дом» - это планета Земля. А наш дом на Земле – это наша страна, республика, город, село, где мы живем. Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов в нашей стране и на Земле. У каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. Поэтому мы сегодня будем сравнить сходство и различие русского и тувинского народа.

Слайд 5

«Не бравшись за топор, избы не срубишь» Мы с вами сейчас вспомним, каким в прошлом было жилище у русского и тувинского народа У тувинцев юрта называется « кидис ог » - войлочный дом. Юрта состоит из 4-8 деревянных решётчатых стенок. Каждая стенка хана состоит из 34, 36, 38, 40 крестообразно сложенных и скрепленных ремешками палок. Прежде чем поставить юрту, хозяин определял место и совершал в его ечсть особый обряд. Для этого на месте будущего очага воскуривался можжевельник, а рядом с ним ставилась тарелочка со священной молочной пищей. Строительство дома у русских было мужским делом. Избу «рубили» топором. Крыша – очелье, волнистый резной узор – причелины , и на концах причелин – солнышко – знак, охраняющий дом от несчастий , когда въезжали в новый дом первым запустили кошку, заходя в дом первой, кошка знакомится с местными духами, заводит с ними дружбу, обеспечивая тем самым хорошее отношение духов к новым хозяевам дома.

Слайд 6

Лучшим украшением комнат избы были образа святых угодников. Столы – деревянные, дубовые. Для хранения домашних вещей употреблялись сундуки, погребцы. В избе был мужской угол и женский.

Слайд 7

Тувинская юрта делится на определённые части и не имеет перегородок. Правая от входа сторона считалась «женской». Здесь, почти у самой двери, находилась кухня. Левая сторона считалась «мужской». Напротив входа за очагом находился почетный угол – д өр , где принимали гостей и сидел хозяин юрты. Также там стояли сундуки. В них кладут самое ценное из утвари . Также на самом почётном месте находится статуя Будды. Это разделение сохраняется и сейчас .

Слайд 8

Групповая работа по листам-опорам Термины родства у русских Термины родства у тувинцев Отец мужа - Мать мужа – свекровь Отец жены – тесть Мать жены – теща Муж дочери – зять Брат мужа – деверь Сестра мужа – Брат жены – шурин Жена сына – сноха Отец мужа - Мать мужа - кунчуу Отец жены - катым Мать жены - кат- ие Муж дочери – кудээ Брат мужа - чуржу Сестра мужа - кунчуу Брат жены - каты Жена сына- Как известно, человек без родни не живет. На новоселье приходили родственники

Слайд 9

«Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детей» Ну что ж, дом построили, новоселье справили, но, как известно. Родились дети. У христианских народов имя при крещении ребенку выбиралось по святцам. Ребенка спешили крестить как можно раньше. Чаще всего на 8-й или 40-й день после его рождения. Крещение происходило в церкви. Крёстных родителей выбирали из родственников. Их приглашал отец ребенка. Крестный покупал младенцу крестик и приносил на крестины хлеб. Крёстная готовила малышу рубашку и полотенце для священника. Наречение именем у тувинцев являлось одним из знаменательных событий в жизни ребенка. Считалось, что от удачного выбора имени зависит вся будущая жизнь ребенка, его судьба. Имя обычно давали на 5-й 6-й день рождения. Если давали имена предков, близких родственников, обычно нарекали именами мудрых и сильных родственников, пользовавшихся большим уважением в роду. Но случалось и так, что имя оказывалось слишком «тяжелым». Родственники заключали, что данное имя ребенку не подходит, и заменяли его другим. ( шола ат ) Нарекать именем давали право: старшему из родственников; ламе-предсказателю.

Слайд 10

«Воспитывай лаской, а не таской» Родился человек, а теперь его воспитывать надо, уму - разуму учить. В народе, из поколения к поколению, через игровую культуру детства, передавались лучшие человеческие качества: трудолюбие, уважение к людям, смелость, ловкость, наблюдательность. Словесные игры: пословицы, поговорки и скороговорки, есть и у тувинского и у русского народов. Игра «Договори пословицу» 1. Маленькое дело лучше … (большого безделья) 2. Жизнь дана на ……. Дружба крепка не лестью, а .. (правдой и честью ) Что есть в печи, ……….. 1. Эки кылган ажыл …( элеп читпес алдар ) 2. Кижи болуру – чажындан …( Аът болуру кулунундан ) 3. Аътты мунуп өөредир… ( Чашты сургап өөредир . ) Ада созу - ….., ие созу - ……

Слайд 11

Скороговорки: Дурген чугаа 1. Расскажи мне про покупки – Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки свои. 2. Кукушка кукушонку купила капюшон надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон 1. Билдим билдим биче шынаа Шынаалаза шыргай арга Аргалаза аргай кадыр Кадырлаза каскан озаң Озаңназа орук кокпа Кокпалаза хорум-көшке Көшкелезе көк туман .

Слайд 12

Физминутка Мы веселые матрешки, Хлопаем в ладошки На ногах у нас сапожки Ладушки, ладушки В сарафанах наших пёстрых, Ладушки, ладушки Мы похожи, словно сёстры, Ладушки, ладушки

Слайд 13

Русская народная игра «Коршун и наседка » Игра в коршуна и наседку хорошо известна во многих областях. Наседка защищает своих детей от коршуна (по жеребьевке выбираю коршуна и наседку, остальные цыплята). Коршун роет землю. Курица подходит к нему и спрашивает: — Коршун, что ты делаешь? — Ямочку копаю. — На что тебе ямочка? — Камешки собираю. — На что тебе камешки? — В твоих деток бросать. — За что, про что? Коршун поёт: Про честном народе Потоптали в огороде Лук да чеснок, Желудей горшок! Цыплята разбегаются, а коршун их ловит. Того, кого он поймает, отводит к ямке, а потом бежит за другим. Курица может освободить цыпленка — для этого она должна положить в ямку выкуп: цветок, желудь, шишку и др.

Слайд 14

Одной из популярных игр у тувинцев являлась игра « Аскак-кадай ». Играющие - группа парней и девушек становились друг за другом. Каждый крепко брался обеими руками за пояс впереди стоящего. Во главе колонны становился самый сильный парень- защитник. Нападающий выбирался тоже из сильных. Его задача- нападая, отрывать людей от колонны в одиночку и группами - и так победить. Он нападал то справа, то слева. Ведущий защитник старался не допустить его ни с какой стороны, не деть разрушить цепочку. Если нападающий побеждал, он менялся местами с ведущим. Игра продолжалась. В эту и другие игры парни и девушки играли после работы, вечерами . Что касается игр и игрушек, говорят так: «Пока жива детская игра и игрушка, жива душа ребенка и народа !»

Слайд 15

У русских: В ИЗБЕ 1. Главное – образ (икона) 2. Был мужской угол и женский («бабий кут») - После рождения ребенка: крестили давали ему имя. В воспитании детей использовали словесные игры: пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки, учили народным играм . Праздники Новый год Масленица Шагаа Подведение итогов: У тувинцев: В ЮРТЕ 1. Буддийский молитвенник 2. Была женская половина и мужская. - После рождения ребенка: давали новорожденному имя. ( дой эттирер ) - В воспитании детей использовали словесные игры: пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки, учили народным играм . Праздники Новый год Масленица Шагаа

Слайд 16

Вывод: Данное занятие достигло поставленных мною целей. Учащиеся увидели самобытность культур русского и тувинского народа. На занятии учащиеся узнали много нового о прошлом тувинского и русского народа, обогатили свою речь образцами народного фольклора. 3. Смогла пробудить в детях толерантность по отношению к традициям и обычаям русского и тувинского народа.

Слайд 17

Приложение1 Воспитанники кружка «Диалог культур»

Слайд 18

Каты - тесть Келин - невестка Теща – кат- ие Кудээ - зять Брат мужа - деверь Сестра мужа - золовка Брат жены - шурин Жена сына - сноха Бээ - свёкр Кунчуу – свекровка

Слайд 19

Отец мужа Мать мужа Отец жены Мать жены Муж дочери Брат мужа Сестра мужа Брат жены Жена сына


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Давайте правильно говорить по-русски"

Мастер-класс был показан на семинаре директоров района....

Урок по теме "Самобытность русского баснописца"

Урок литературы в 6 классе по творчеству И.А.Крылова....

Сопоставительный анализ культурного наследия русского и тувинского народа.

Теоретическое обоснование. Наша школа в течение нескольких лет работает по внедрению в жизнь здоровьесберегающих технологий. Работа над этой проблемой натолкнуло меня на мысль, что здоровье детей мы, ...

мастер-класс: СТАТУС-КВО народных игр в национальном тувинском и русском праздниках Шагаа и Масленица

Данный материал мастер-класса может быть и справочным,и рекомендательным для широкой аудитории при проведении внеклассного мероприятия.Тема: Тнувинский и русский ациональные праздники Шагаа и Масленни...

В Челябинске пройдет межрегиональный мастер-класс, посвящённый лучшим современным практикам преподавания родных языков народов России

4 сентября 2020 года в Челябинске, на базе Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования пройдет межрегиональный мастер-класс «Лучшие педагогические практ...

Мастер-класс, посвящённый лучшим современным практикам преподавания родных языков народов России пройдет в Горно-Алтайске

28 августа 2020 года при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в г. о. Самаре на базе Самарского филиала Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования ...

Проектная работа: Национальные узоры в быту. Мастер-класс по созданию посуды с национальными рисунками татарского народа из папье-маше.

На сегодняшний день особенно актуальна морально-этическая проблема средиподрастающего поколения. Одним из важных факторов, влияющих на формирование личности,  является духовное наследие наших баб...