Определение физиологической готовности к обучению в школе
методическая разработка

Поташинская Марина Викторовна

Предварительный просмотр:

Определение физиологической готовности к обучению в школе

Филиппинский тест.

Филиппинский тест рассматривают как один из главных критериев "школьной зрелости", то есть готовности организма ребенка к процессу школьного обучения.

Темпы роста и развития ребенка зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом, учебной нагрузки и других. Некоторые дети растут и развиваются быстрее, другие - медленнее, даже находясь в сходных условиях. Даже в одной семье темпы развития детей могут различаться на 1-1,5 года. Для характеристики темпов роста и развития важно оценивать биологический возраст, то есть тот уровень созревания организма, который реально достигнут вне зависимости от времени, прошедшего со дня рождения.

Наиболее просто оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. В дошкольном возрасте (обычно - в 5-6 лет) дети переживают так называемый «полуростовой скачок роста».

Полуростовой скачок — один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее.

Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь - психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Полуростовой скачок заключается в существенном удлинении конечностей - рук и ног. Установить, произошел он уже или еще нет, можно с помощью так называемого «филиппинского теста» (впервые примененного антропологами при обследовании детей на Филиппинах).

Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка достать правой рукой до левого уха, проведя руку над головой (рис.).

https://studbooks.net/imag_/16/269706/image006.png

У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников - тоже, а вот 4-5-летний ребенок не может этого сделать, поскольку его руки еще коротки. В этом случае филиппинский тест дает отрицательный результат.

Результат этого теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто уровень развития скелета, а гораздо более важную характеристику - степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.

Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других — только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года — это очень много.

С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится — клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.

Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие — они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена).

Происхождение теста таково: в 1939 г. Т.Брандер встретил в одной из газет сообщение, что на Филиппинах, где в то время не выдавались метрические свидетельства, этот способ применялся для определения того, достиг ли ребенок паспортного возраста школьного возраста. Заинтересовавшись этим, исследователь применил данный тест к школьникам Хельсинки и установил его совпадение с обычными показателями школьной зрелости, после чего этот метод был введен в программу предшкольного осмотра 6-летних детей.

Интернет-ресурсы

Приложения

Приложение №1 - Протокол обследования на физиологическую готовность к обучению в школе. Филиппинский тест.

Приложение №2 – Презентация «Филиппинский тест – средство эффективной
экспресс-диагностики  готовности к школе».

Поташинская Марина Викторовна

                                                                          учитель-логопед

МБОУ ШИ № 133 г. Новосибирска



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Протокол обследования на физиологическую готовность

к обучению в школе

Филиппинский тест

Класс

Фамилия, имя

Возраст

Готовность к обучению в школе

Всего баллов

не готов

условно готов

готов

0

1

2

3

Бальные критерии

  • Ребенок не готов к школе:

◦ 0 баллов – рука не дотягивается до верхнего края уха.

  • Ребенок условно готов к школе:
    ◦ 1 балл - дотягивается рукой до верхнего края уха.
  • Ребенок готов к школе:
    ◦ 2 балла – рука дотягивается до середины  (до козелка) уха.
    ◦ 3 балла – дотягивается рукой до мочки уха.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Филиппинский тест – средство эффективной экспресс-диагностики готовности к школе Поташинская М.В. учитель-логопед МБОУ ШИ № 133 г. Новосибирск

Слайд 2

Несоответствие уровня зрелости организма ребенка тем условиям, в которые его помещают (порой – из самых благих побуждений), – одна из серьезных проблем современной педагогики. Широкий разброс индивидуальных вариантов темпов развития детей приводит к тому, что календарный (паспортный) возраст ребенка и уровень его морфофункционального развития (биологический возраст) могут довольно существенно расходиться. Поэтому выработаны простые критерии, которые с известной долей вероятности могут охарактеризовать биологический возраст ребенка. Готов ли ребенок к школе?

Слайд 3

Полуростовой скачок Полуростовой скачок – морфологические критерии Пропорции тела и темпы роста. Полуростовой скачок – физиологические последствия Физиологические последствия полуростового скачка: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть - работоспособнее. Полуростовой скачок — один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма.

Слайд 4

Филиппинский тест на школьную готовность Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь - психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Слайд 5

Филиппинский тест на школьную готовность Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие — они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена).

Слайд 6

Проведение Филиппинского теста на школьную готовность Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка достать правой рукой до левого уха, проведя руку над головой.

Слайд 7

Проведение Филиппинского теста на школьную готовность Попросите ребёнка положить руку на голову через макушку к противоположному уху. Важно: не опускать руку на лоб или не спускать её на затылок! Оцените положение руки: до какого места дотягиваются пальчики ребёнка?

Слайд 8

Проведение Филиппинского теста на школьную готовность Ребёнок не готов к школе – рука не дотягивается до верхнего края уха. Ребёнок условно готов к обучению - дотягивается рукой до верхнего края уха.

Слайд 9

Проведение Филиппинского теста на школьную готовность Ребёнок готов к обучению – рука дотягивается до середины уха (до козелка) или до мочки уха.

Слайд 10

Филиппинский тест а — незрелый ребенок; б — школьная зрелость достигнута У ребенка 4-5 лет соотношение размеров рук и головы не позволяет доставать до уха, поскольку его руки еще коротки, с наступлением школьной зрелости тест становится положительным.

Слайд 11

Интернет-ресурсы https://studbooks.net/2590494/pedagogika/spisok_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_mbdou_prinyavshie_uchastie_eksperimente https://econet.ru/articles/165906-filippinskiy-test-na-gotovnost-vashego-rebyonka-k-shkole https://zdd.1sept.ru/article.php?id=200501604 Фон - https://volna.org/bez-rubriki/100-luchshih-fonov-dlya-shkolnyih-prezentatsiy.html?yrwinfo=1613403233329706-13248270733779467177-balancer-knoss-search-yp-man-18-BAL00107-production-app-host-man-web-yp-127 Рисунки : https://i1.wp.com/senno-school1.belhost.by/wp-content/uploads/2015/12/81859.jpg?resize=1024%2C906 http://900igr.net/up/datai/203240/0001-001-.jpg https://helpiks.org/helpiksorg/baza6/892729818822.files/image004.jpg https://biologo.ru/uchebnoe-posobie-penza-izdatelestvo-pgu-2013-udk-572-5-075-8-k/27549_html_m4695684d.jpg https://studme.org/htm/img/14/3756/52.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к обучению в школе

Даны основные аспекты готовности ребенка к обучению в школе....

Формирование психологической готовности к обучению в школе

Презентация к выступлению перед родителями...

психологическая готовность к обучению в школе

слайдовая презентация к собранию родителей будущих первоклассников...

Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольников

Презентация педагога дополнительного образования по теме самообразования: «Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольник...

Развитие грамматической стороны речи детей дошкольного возраста, как основной фактор готовности к обучению в школе

Одним из важнейших условий полноценного речевого и общего психического развития ребёнка является своевременное формирование грамматического строя речи....

Выступление учителя-логопеда на собрании родителей в общеобразовательной школе «Речевая готовность к обучению в школе»

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 6.3px 0.0px; font: 14.0px \'Times New Roman\'; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи...