Учебное пособие "Подвижные игры для детей младшего школьного возраста"
учебно-методическое пособие

Кудрявцева Римма Захаровна

Учебное пособие предназначено для организации досуга детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     http://cgon.rospotrebnadzor.ru/upload/medialibrary/d1b/d1b0ff8a88f24a037bae585d6ff5cadc.png

                                               

                                                Разработала:

                                                Кудрявцева Румия  Закирьявна,

педагог дополнительного образования

                                                МКУДО ДЮЦ

                                                Среднеахтубинского района

2021  г.

Аннотация.

         Учебное пособие «Подвижные игры для  детей  младшего школьного возраста»  разработано для обучающихся, которые  занимаются в объединениях «Игротека», «Затейники», «Вместе весело играть»  и  также будет  интересно и  учителям физической культуры  начальной  школы.

     Всем хорошо известно, что проблемой, выросшей в наши дни до глобальных размеров, является недостаточная двигательная активность детей. Примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья. Скрытые, замаскированные детской живостью, подвижностью недомогания и заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, желудочно-кишечные очень часто являются не болезнью, а отклонением от нормального состояния здоровья. Единственным радикальным лечением в таких случаях является физическая закалка. Быть в движении - одно из важных её условий. Дети любят бегать, играть. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Больного она может сделать здоровым, ленивого - трудолюбивым, неумелого - умелым. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношения детей к тому, что кажется им порой обычным, скучным, надоевшим.

     Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные. Все они нужны и по-своему полезны детям, однако подвижные игры среди них занимают особое место, т.к. являются самым лучшим лекарством для детей от двигательного голода - гиподинамии.

      Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами, и потому являются самыми универсальными и незаменимыми средствами физического развития детей.

Содержание.

  1. Введение.
  2. Теоретические основы физического воспитания младших школьников.
  3. Игры в физическом воспитании младших школьников.

  1. Подготовка к проведению подвижных игр и правила.
  2. Заключение
  3. Литература
  4. Приложение

Введение.

       Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни. Результат подвижной игры для детей состоит не только в выигрыше, хотя и это важно, но и в том, чтобы чувствовать радость движения, физических усилий при преодолении различных препятствий в игре.

      Привлекательность подвижных игр – в их состязательном характере, в движении, наполненном каким-либо смыслом. Особенно любят подвижную игру маленькие дети. У мальчиков и девочек младших классов не наблюдается резкой разницы в пристрастиях. Однако некоторые различия все же имеются. Так, девочки больше любят хороводные игры с ритмичными движениями, мальчики имеют некоторое преимущество в игре на скорость, с элементами борьбы, а также в играх с метанием мяча, биты в цель и на дальность.

       Каждое движение в игре служит выражением внутреннего чувства, как бы завершением определенного настроя играющего. В подвижных играх у детей движения естественны, раскованны. Поэтому подвижные игры – важный источник развития.

       Подвижные игры могут быть малой, средней и большой подвижности, а также многоплановыми. Одни игры дают большую нагрузку ногам – например, такие как «Классики», игры со скакалкой. Другие развивают мышцы рук – многочисленные игры с мячом, битой и др. Третьи – универсальные, «включают в работу» весь организм ребенка.

       Подвижные игры исторически связаны с национальными играми. Так как эти игры проводились по праздникам  и были связаны с определёнными событиями в жизни народа, они не только помогают узнать родную культуру, но и  развивают физические навыки.

       Подвижными играми можно заниматься на больших спортивных площадках и в небольшом помещении. Они не требуют дорогостоящего инвентаря, специальной технической подготовки и имеют несложные правила, доступные детям всех возрастов. Современные подвижные игры помогают осваивать отдельные спортивные элементы.

       Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Известно даже такое выражение – «игровая дистрофия детей». Есть отрасль медицины и психологии – игротерапия. Игрою можно диагностировать и познать ребенка, игрою можно одобрить и ободрить ребенка. С помощью игры можно корректировать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества и просто радовать детей.

Теоретические основы физического воспитания

младших школьников.

     Игровая теория возникла из наблюдений за природой. Английские философы Г.Спенсер и Ф.Шиллер на рубеже XIX и XX столетий утверждали, что человек, подобно животному играет, бегает, прыгает, потому что избыток сил, имеющийся у него, необходимо израсходовать. На клинописных табличках, на стенах древнеегипетских пирамид ученые обнаружили изображения более 400 видов физических упражнений и игр. «Хочешь быть здоровым - бегай. Хочешь быть красивым - бегай. Хочешь быть умным - бегай…» - высекли когда-то на камне древние греки.

     Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические усилия, были  более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости. Именно явления упражняемости стали основой физического воспитания. Гиппократ  говорил: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

     Чешский мыслитель - гуманист, педагог, придерживавшийся пансофических взглядов, Я.А. Коменский обращал большое внимание на формирование системы физических упражнений. Правильно выбранные и дозированные физические движения не только облегчают сохранение здоровья, но и помогают переносить усталость, связанную со школьными занятиями. В связи с введением в школах расписания уроков он предложил, чтобы более длительные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями, тренировок и в то же время для воспитательной работы. Среди подвижных игр он выделял те, которые считал полезными, дополняя их в соответствии с требованиями военной подготовки того времени: бегом, прыжками, борьбой, плаванием и попаданием копьем в кольцо. Коменский предписывал сначала показывать физические упражнения, чтобы их могли выполнять без всякой опасности для жизни. Его вклад в развитие школьного физического воспитания составляет целую эпоху. Благодаря сформулированному им требованию о соблюдении ритмического чередования труда и отдыха, собранному богатому материалу о физических упражнениях, стремлению к согласованию физического и иного рода воспитания, он способствовал созданию основ современного физического воспитания в школе.

      Идеи Ж.Ж. Руссо относительно физического воспитания определялись потребностями независимо от наследственных и сословных привилегий воспитания - воспитание закаленной, сильной молодежи. По его мнению, всякая общественная проблема происходит от человеческого зла, а зло в свою очередь - от слабости человека. Чем больше приучается ребёнок бороться с силами свободной природы, тем более ловким он вырастет. Руссо был первым, кто признал необходимость тренировать органы чувств. В своих предложениях он подчеркивал важность развития деятельности, направленной на преодоление естественных препятствий, как карабканье на деревья, перелезание через каменные стены, прыжки с камня на камень, перенос различных тяжестей, заплывы. Основой физического развития, по его мнению, должны быть детские подвижные игры и физические упражнения. Руссо встроил в свою систему и взгляды других мыслителей. У Локка он заимствовал тот принцип, что любовь к физическому труду, к подвижности следует прививать уже в детстве. В связи с педагогической ценностью игр он в целом придерживался мнения Коменского, хотя последний признавал воспитательную ценность только тех игр, которые сопровождаются физическими испытаниями и побуждают решать самостоятельные задачи.

      Идеи французского просвещения, связанные с физическим воспитанием, впервые попытался осуществить на практике педагог И.Г. Песталоцци. Он вступал на стезю педагогики под влиянием Ж.Ж. Руссо. Песталоцци выдвинул теорию, согласно которой, человек рождается с заложенными в нём определёнными способностями. По его мнению, цель воспитания сводилась к развитию этих способностей путем упражнений. В течение жизни человек не может приобрести никаких задатков, если они не были заложены в нем при рождении. Это его ошибочное мнение омертвляло роль живой практики в воспитании человека. Однако во взглядах Песталоцци были и прогрессивные мысли. Им был разработан аналитический метод физического воспитания: при физических упражнениях он предлагал постепенный переход от более простых форм движения к более сложным. К простым (элементарным) движениям относил движения в суставах, поэтому основой физического основания считал гимнастические упражнения.

    Таким образом, выдающиеся педагоги - мыслители XVI - XVII в.в. уже ясно представляли необходимость всестороннего развития личности, состоящей в себе образованность и физическое совершенство. «…Движение - вместо лекарства служить может…», говорил М.В.Ломоносов.

     Великий полководец А.В.Суворов, страстный почитатель народных игр, говорил: «…Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь - это глазомер, битою бью - это быстрота, битою выбиваю - это натиск».

     Проблемы физического воспитания и развития в России занимали важное место в трудах выдающихся русских педагогов. Исследование учёных показали, что проблемой является недостаточная двигательная активность детей, связанная с сокращением из года в год времени пребывания детей на свежем воздухе, с уменьшением их игровой и в целом двигательной активности.

     Много внимания уделил вопросам физического воспитания и развития выдающийся педагог К.Д.Ушинский. Ему принадлежит приоритет в совершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека. К.Д.Ушинский считал, что процессу образования и воспитания человека должно предшествовать всестороннее его изучение. Педагогический процесс должен постоянно базироваться на знании физиологии и психологии ребёнка. Процесс умственного воспитания был неразрывно связан с физическими упражнениями. По его мнению, физические упражнения должны быть на каждом уроке, тогда умственная деятельность станет более эффективной. К.Д.Ушинский подчеркивал, что при физическом воспитании необходимо использовать народные игры, как наиболее доступные детям.

    Огромный вклад в развитии теории физического воспитания и развития внёс русский педагог, анатом и врач П. Ф. Лесгафт, который писал: «Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим дня…». Лесгафт является признанным основоположником научной системы физического воспитания в России. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражнения, уметь рационально, то есть с наименьшей затратой сил, но с наибольшим эффектом, пользоваться ими. По мнению П. Ф. Лесгафта, принцип осознанности при обучении является необходимым условием для гармонического развития личности, осмысленность своих физических действий помогает ребёнку рационально использовать свои силы. В физическом воспитании рекомендовал больше применять ходьбу, бег, прыжки, метание, гимнастические упражнения, путешествия. Разученные движения должны закрепляться в подвижной игре.

      В.А.Сухомлинский бесспорно является учителем учителей, учивший науке и искусству воспитания. Много трудов посвятил он процессу обучения младших школьников: «Забота о здоровье - это важнейший труд учителя. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течении четырех лет обучения, то добрая половина их - о здоровье». Сухомлинский считал, что суть физического воспитания в том, чтобы оно способствовало духовному развитию. Через физическую закалку - к духовной стойкости, твёрдости, мужеству. Эти теоретические выводы Александр Васильевич подтвердил практикой в своей «Школе радости» для дошкольников и учащихся первых четырёх лет обучения. Забота о человеческом здоровье, утверждал ученый, тем более о здоровье ребёнка - это не просто комплекс санитарно - гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху, это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил. Физическое воспитание на фоне общего гармонического развития - вот еще один тезис В.А.Сухомлинского. По его выражению игра - не просто детская забава, но и животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений.

     

Подвижные игры в физическом воспитании младших школьников

    Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. Она является сокровищницей человеческой культуры, неотъемлемой частью физического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением.

     В физическом воспитании детей среди множества упражнений и форм их поведения большой популярностью пользуются подвижные игры. Подвижные игры - занятия, обусловленные совокупностью определенных правил, приемов, в основе которых физические упражнения. Хорошо организованные подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки, активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, улучшают кровообращение и обмен веществ в организме, содействуют закаливанию, способствуют развитию внимательности, сообразительности, смелости, интеллекта и всех физических качеств. Эти игры не требуют многочисленного и сложного, дорогостоящего оборудования, просты, доступны, увлекательны и способствуют развитию всех физических качеств.

     Широкое применение подвижных игр и физических упражнений необходимо также в целях преодоления неблагоприятного влияния гиподинамии. Чем больше ребенок производит движений в течении дня, тем больше у него образуется новых условно-рефлекторных двигательных актов, ускоряющих овладение новыми движениями, а это успокаивает нервную систему, снимает напряжение, создает бодрое, жизнерадостное настроение, что способствует повышению работоспособности, успеваемости школьников.

Занятия играми способствует развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми.

     Подвижные игры лаконичны, выразительны и доступны по своему содержанию ребёнку. Они удовлетворяют потребность молодого организма в движении. Они развивают в детях ловкость, быстроту, меткость, сообразительность. Будучи увлекательными  по своему игровому сюжету, они повышают жизненный тонус, доставляют детям радость, в то же время вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованных всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому, игра признана ведущей деятельностью ребёнка.

     В занятиях подвижными играми ребёнком приобретается самостоятельность в действиях, основанная на личной инициативе, благодаря которой у человека вырабатывается твёрдый характер и большая сила воли. Игры должны оказывать благотворное влияние на психику и физическое состояние ребёнка.

     Подвижные игры - это игры с относительно простым содержанием, где используются естественные движения, а достижение цели не связано с высокими физическими и психическими напряжениями. Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (беге, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, встающих на пути достижения цели игры.

     В  подвижных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

     Детей можно и нужно обучать  искусству игры, т.к. народ на основе своей жизненной практики выявил в играх оздоровительную и воспитательную силу, как мощного источника физического, нравственного, интеллектуального развития детей, здоровья и трудолюбия, долголетия и благополучия. Здоровье для нашего климата - драгоценность, залог счастья.

    Правила и двигательные действия подвижных игр создают у играющих верное представление о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.

     Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора. Каждая из них, в конечном счёте, способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.

    Начальный этап характеризуется подражательными действиями, имитирующими собирательство и охоту, как наиболее древние формы человеческой деятельности, связанные как с образами и повадками птиц, животных, так и с ловлей.

   Второй этап - подражательные трудовым действиям.

   Третий этап – от дифференцированных до боевых условий, в котором сохранились сюжеты военного характера.

   В начальной школе получили распространение:

· подвижные игры по видам движений с элементами общеразвивающих упражнений, с бегом, метанием в подвижную и неподвижную цель, с прыжками в высоту, длину с места и разбега, с мячом, с передвижениями на лыжах;

· подвижные игры по физическим качествам, которые способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости.

    Таким образом, подвижная игра - одна из самых комплексных средств воспитания. Она направлена на всестороннюю физическую подготовленность, совершенствование функций организма, морально- волевых функций организма  и  черт характера.

Подготовка к проведению подвижных игр и правила проведения.

      Большое воспитательное значение заложено и в правилах игры. Они определяют весь её ход, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок может не проявлять воспитываемые у него качества.

     Подготавливая место для игры необходимо проверить все вокруг, чтобы ничего не мешало участникам и не могло нанести им травм. Нельзя играть на проезжих дорогах. Игры с мячом необходимо проводить подальше от окон, мусорных ящиков, развешанного для сушки белья, клумб и грядок.

     Играть нужно честно, дружно, соблюдая установленные правила. Помнить о законе всех игр: один – за всех, и все – за одного. Ставить интересы команды выше своих.

     Не горячиться, проявлять больше выдумки и смекалки. Не сердиться, если в игре вас нечаянно толкнули или наступили на ногу. Играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.

    Чтобы играть не надоело, предлагать и вносить в игры новые правила, различные варианты. Начиная игру, предварительно обсудить весь её ход. Заранее спланированная игра помогает оценить свои силы, развивает чувство взаимопомощи.

    Подчиняться капитану команды - в игре он старший.

    В играх – поединках выбирать соперников, равных по силам.

    Победив не зазнаваться, ведь можно играть и лучше. Не высмеивать проигравших. Помнить: в игре вы – соперники, вне игры – товарищи. Проиграв не унывать. Поблагодарить победителя и постараться выиграть в следующей игре.

    Чтобы обойтись в игре без споров и раздоров, бросают жребий. Один из играющих, например, зажимает в кулаке камешек, другой угадывает, в какой он руке. Угадал – его правда, спору конец.

    Уважать и подчиняться решению судьи. Судьёй должны быть довольны и победители и побеждённые.

    Беречь принадлежности для игр. Следить, чтобы они всегда были исправны и красивы.

Заключение.

     Поскольку обширная и разнообразная по тематике игровая деятельность во многом отображает конкретные формы объективной действительности, то следовательно, в ней на протяжении исторического развития проявляются такие важнейшие факторы преобразований, как конкретный для данного народа жизненный уклад, мировоззрение, степень культурного развития, межнациональные культурные связи и многое другое. В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематического занятия физическими упражнениями, подвижными играми. Особое значение народных подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста.

    В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, укрепляют здоровье, привыкают самостоятельно действовать, с другой стороны, получают моральное и эстетическое удовлетворение в этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Всё это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

    По выражению В.А. Сухомлинского игра - не просто детская забава, но и животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений.

Приложение

Подвижные игры для младших школьников.

Игры, направленные на развитие силы.

1. «Перетягивание».

Подготовка: по два игрока стоят в круге  диаметром 2-4 м., взяв один другого за правую или левую руку.

Описание игры: каждый старается перетянуть соперника за линию позади себя.

2. « Кто сильнее ».

Подготовка: по два игрока стоят между двумя чертами, проведёнными через 2-4 м. одна от другой, упираясь друг другу в предплечья.

Описание игры: каждый старается вытолкнуть соперника за его линию.

 3. «Удержись в круге».

 Подготовка: взявшись за руки, игроки становятся вокруг прочерченного круга.

Описание игры: перетягиванием и толканием игроки стараются вынудить друг друга или одна команда другую зайти в круг. Кто попал в круг, получает штрафное очко или выбывает из игры.

Соревнование проходит по способу: один против одного или команда против команды. Кто останется в поле?

4.«На прорыв».

Подготовка: несколько игроков, взявшись за руки, образуют круг, остальные располагаются в круге.

Описание игры: по сигналу игроки идут на «прорыв» круга. Игроки, образующие круг, препятствуют этому. Выигрывает команда, которая сможет вырваться из круга или за сколько времени они смогут вырваться из круга.

5.«Крепче круг»

Подготовка: игроки образуют круг, взявшись за руки.

Описание игры: игроки сходятся вплотную друг к другу. По сигналу все отбегают назад. Кто не выдерживает рывка и отпускает руки, выбывает из игры или получает штрафное очко.

6.«Бой петухов».

Подготовка: два игрока выходят на середину круга.

Описание игры: игроки,  скрестив руки на груди, прыгают на одной ноге. Каждый старается толчком вытеснить соперника из круга или вывести друг друга из равновесия, т.е. заставить встать на обе ноги.

Игры, направленные на развитие быстроты.

1. «Вызов номеров».

Подготовка: группы выстраиваются в колоны по одному рядом, игроки  рассчитываются по порядку номеров.

Описание игры: ведущий громко называет число. Игрок под этим номером из каждой команды сразу же стартует, пробегает обозначенную дистанцию и возвращается на своё место.

 

2. «Эстафета».

Подготовка: участники эстафеты выстраиваются в колонны рядом.

Описание игры: по сигналу стартуют по одному участнику от каждой команды. Они пробегают установленную дистанцию, а затем, коснувшись рукой следующего игрока своей команды, становятся в конец колонны. Команда заканчивает эстафету, когда последний номер встанет на своё место.

Развитие физических качеств учеников с помощью подвижных игр

3.«Черные и белые».

Подготовка: в центре поля на расстоянии 1-3 метра одна от другой выстраиваются команды «черных» и  «белых».

Описание игры: как только руководитель назовёт «черные», они становятся преследуемыми, а «белые» преследуют их. Каждый может быть запятнан несколькими ловцами.

4. «Волки и овцы».

Подготовка: назначается водящий, он располагается в середине площадки. Все остальные свободные игроки занимают место на противоположной стороне поля.

Описание игры: свободные игроки-«овцы», стараются перебежать на другую сторону площадки, стараясь убежать от «волка».

5. «Простые пятнашки».

Подготовка: игроки делятся на ловцов и свободных игроков.

Описание игры: каждый ловец, запятнавший свободного игрока, меняется с ним ролями. Выигрывает тот, кого запятнают меньшее количество раз.

6. «Лови мяч»

Подготовка: игроки делятся на две команды. На расстоянии 5м. от каждой колонны чертится круг.

Описание игры: по сигналу игроки с баскетбольными мячами в руках бегут в круг и бросают мяч вторым номерам, а сами бегут в колонну назад. Выигрывает команда, которая раньше закончит эстафету.

7.«Гонка мячей по кругу»

Подготовка: участники рассчитываются на 1-2 и становятся в круг через одного.

Описание игры: в кругу два мяча у капитанов. Мяч перебрасывают через одного своему игроку. Мяч должен обойти полный круг и вернутся к капитану. Получив мяч, капитан говорит «Есть»!

Игры, направление на развитие выносливости.

1.«Рыбаки и рыбки».

Подготовка: игроки располагаются по кругу, в центре водящий со скакалкой.

Описание игры: водящий вращает скакалку под ногами играющих, все подпрыгивают, стараясь не задеть её. А кто всё-таки задевает скакалку, становится сам на место «рыбака».

2. «Кто быстрей».

Подготовка: игроки разбиваются на две команды и становятся вдоль лицевой линии.

Описание игры: в середине площадки находится мяч, руководитель называет номер игроков, те устремляются к мячу, с целью быстрее завладеть  им.

3.«Вышибалы».

Подготовка: игроки делятся на две команды. Одна команда располагается на одной половине площадки, а вторая на другой.

Описание игры: каждая команда старается выбить мячом игроков другой команды, разыгрывая мяч между собой.

4. «Салки»

Подготовка: играющие располагаются свободно на площадке, выбирают одного  или  двоих  водящих.

Описание игры: по сигналу водящие стараются догнать (осалить) любого игрока.

5. «Футбол на спине»

Подготовка: игроки располагаются в положении лёжа на спине, упор руками сзади и разыгрывают мяч ногами.

Описание игры: команды стараются забить мяч в ворота соперника.

6. «Скачки».

Подготовка: играющие разбиваются на «наездников» и «коней».

Описание игры: пары выстраиваются вдоль лицевой линии,  «наездник» сидит верхом на «коне». Необходимо быстрее достичь противоположной лицевой линии.

7. «Невод».

Подготовка: двое игроков берутся за руки, остальные располагаются на площадке.

Описание игры: по сигналу водящие стараются догнать игроков и окружить. Пойманный становится с ними, ловят втроем и т. д.

    Игры для развития ловкости.

1.«Зоркий глаз».

Подготовка и описание игры: во время ходьбы или бега по  зрительному сигналу игроки выполняют заранее обусловленное действие. Например, поднятая вверх рука означает, что дети должны выполнить скачок вперёд и принять обусловленную стойку.

2.«Падающая палка».

Подготовка: игроки становятся в круг. В центре круга водящий, который придерживает за верхний конец палку, находящуюся в вертикальном положении.

Описание игры: водящий называет номер одного из игроков и отпускает палку, игрок должен сделать выпад вперед и схватить палку, не дав ей упасть.

3.«Мяч над веревкой».

Подготовка: через середину поля на высоте поднятой руки натягивается сетка или веревка. На каждой половине площадки располагается одна команда.

Описание игры: каждая команда старается бросить мяч над сеткой на поле соперника так, чтобы он коснулся земли и одновременно не допустить этого на своем поле.

4. «Гуси-лебеди».  

Подготовка:  на расстоянии 15-20 м от линии старта, на которой находятся играющие, чертиться круг диаметром 2 м. Игроки идут от линии старта по направлению к кругу, в котором располагается водящий.

Описание игры: по сигналу игроки убегают за линию старта, а водящий старается кого-нибудь  «осалить». «Осаленные» помогают водящему.

5. «Космонавты».

Подготовка: в разных местах зала чертятся круги или контуры ракет с расчетом, чтобы для нескольких играющих мест в них не хватило.

Описание игры: взявшись за руки, дети идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет, опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, ребята разбегаются, стараясь занять любое место на ракетах. Опоздавшие собираются в центре круга. Игра повторяется несколько раз. После игры отмечаются ребята, ни разу не опоздавшие на ракету.

 

6. «Тропинка».

Подготовка: играющие делятся на команды по 8-10 человек и образуют колонны.

Описание игры: по команде «тропинка» игроки приседают в колонне, «кочка» – делятся на 2 подгруппы и образуют два круга с поднятыми вверх руками, «горка»– первая пара в колонне поднимает руки вверх, вторая– руки на пояс, остальные– на корточках. Выигрывает самая быстрая и точная команда.

Игры для развития гибкости.

 1.«Кто быстрее передаст».

Подготовка: две команды выстраиваются в колонну. Дистанция между игроками в команде 1 м.

Описание игры: по сигналу обе команды начинают передавать мяч, используя верхнюю передачу мяча, сзади стоящему партнёру. Кто быстрее передаст мяч.

2. «Кто быстрее».

Подготовка: строятся две команды. У каждой набивной мяч, дистанция между партнерами 1м.

Описание игры: игроки передают мяч друг другу, поворачивая туловище направо. Достигнув крайнего игрока, мяч передаётся в обратном направлении поворотом налево.

3. «Мостик и кошка».

Подготовка: строятся две команды. Игроки рассчитываются на первый-второй. Перед каждой командой чертятся по два круга.

Описание игры: по сигналу первые пары от каждой команды начинают эстафету. Оказавшись в первом кругу, один из игроков делает  «мост», а второй пролезает под ним и бежит в другой круг, где принимает упор стоя согнувшись. Его партнер пролезает под ним, после чего оба, взявшись за руки, бегут назад и передают эстафету следующей паре.

4. «Волна».

Подготовка: игроки становятся по командам в колонны. Стоящие первыми держат в руках по набивному мячу.

Описание игры: по сигналу педагога первые игроки передают мячи двумя руками над головой назад вторым игрокам, которые передают мячи между ног третьим игрокам, те передают мячи двумя руками над головой, назад следующим игрокам. Далее передача мяча передается в такой же последовательности. Когда последний игрок получает мяч, вся команда разворачиваются на месте и передача мяча продолжается в обратном направлении.

5. «Кто самый гибкий».

Подготовка: выбираются два участника, которые держат скакалку за концы. Они отходят друг от друга, натягивая скакалку  на  уровне груди.

Описание игры: задача игроков пройти под скакалкой, не задев ее телом и головой. Ведущие опускают скакалку ниже после каждого прошедшего. Задевший её, выбывает. Победителем становится последний оставшийся игрок.

Подвижные игры с элементами спортивных игр.

1.«Мяч соседу».

Подготовка: для игры требуется 2 волейбольных мяча. Участники становятся в круг, мячи находятся на противоположных сторонах круга.

Описание: по сигналу педагога игроки начинают передавать мяч в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Участник, у которого одновременно окажутся оба мяча, проигрывает. Затем мячи передаются на противоположные стороны и игра продолжается. Отмечаются игроки, которые хорошо передавали мяч. Уронивший мяч, должен его взять, встать на свое место и продолжить игру. Во время передачи мяча нельзя пропускать игроков.

2. «Мяч капитану»

Подготовка: выбирается по 2 капитана, все играющие делятся на 2 команды.

Описание игры: капитан становится лицом к своей команде и поочередно передает  мяч каждому игроку до последнего. Передал мяч садится, а в концен игры все встают.  

                                                                   

3. «Быстрый мяч».

Подготовка: все играющие делятся на 2 команды, у первого – мяч.

Описание: передача мяча в колонне над головой, последний игрок бежит и становится впереди, так же, но мяч передает между ногами. Все игроки должны побывать впереди.

   

 4. «Мяч среднему».

 Подготовка: участники делятся на 2—3 команды, которые образуют круги. В центре каждого круга находится капитан команды с мячом в руках.

Описание: по сигналу капитан бросает мяч первому игроку своей команды. Тот ловит его и бросает  второму игроку и т. д. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает руки с мячом вверх. Затем выбирают другого капитана и игра продолжается. Передача мяча может выполняться определённым способом: двумя руками из-за головы, от груди, с отскоком от пола, одной рукой или произвольно. Во время игры нельзя наступать на линию круга, за которой стоят участники. Игрок, уронивший мяч, должен взять его, встать за линию круга и продолжить игру.

5. «Поймай от пола».

Подготовка: две команды строятся в колонну по одному. В руках у направляющих баскетбольные мячи. Перед каждой колонной на полу начерчен круг диаметром 60-70 см.

Описание: по сигналу игрок ударяет мячом о пол в круг обусловленным способом и быстро становится в конец колонны, а мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание, и т.д. Затем, когда очередь вновь подойдет до направляющего, он переходит к выполнению второго задания. Выигрывает команда, первой и с меньшим количеством ошибок закончившая выполнение следующих заданий:

 а) бросить мяч о пол и поймать его двумя руками;  

б) бросить мяч о пол и поймать его правой рукой;

 в) бросить мяч о пол и поймать его левой рукой.

6. «Поймай от стены».

Подготовка:  команды строятся в колонну по одному лицом к стене на расстоянии 3-4 м. от неё, в руках у направляющих мячи.

Описание: по сигналу первый игрок бросает мяч в стену обусловленным способом и быстро становится в конец колонны, а мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание, и т.д. Затем участники без остановки выполняют второе задание и последующие. Выигрывает команда, первой и с меньшим количеством ошибок закончившая выполнение заданий:

 а) броски выполнять двумя руками снизу;

б) поймать мяч от стены сразу после отскока;

в) бросить мяч в стену, дать ему удариться от стены о пол и поймать двумя руками и т. д.

 7. «С двумя мячами навстречу».

Подготовка: игроки двух команд стоят во встречных колоннах на разных половинах площадки. Перед первыми игроками проводится линия старта.

Описание: по сигналу первые игроки одновременно поднимают с пола два мяча и ведут их, ударяя поочередно правой и левой рукой, к противоположным колоннам. Обойдя колонну сзади (против часовой стрелки), игрок с мячами подбегает к началу колонны и передает мяч в руки игроку, стоящему впереди, а сам встает в конец встречной колонны. Игрок, получивший мяч, повторяет упражнение т.д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее поменяются местами на площадке.

8.«Бомбардиры».

Подготовка: участники стоят по кругу и перебрасывают друг другу мяч.

Описание игры: допустивший ошибку при приёме мяча или пославший мяч неточно садится в центр круга. Остальные, время от времени нападающим ударом посылают мяч в сидящих. Если попали в игрока, тот выходит из круга и продолжает игру. Обстрел длится до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч в руки, тогда все встают, а игрок, пробивший в руки садится в круг.

9.«По наземной мишени».

Подготовка: на волейбольной площадке чертятся два круга.

Описание игры: игроки по очереди разбегаются и бросают мяч в круг двумя руками. За удачное попадание команда получает очко.

10. «Точная подача».

Подготовка: на волейбольном поле чертятся квадраты.

Описание игры: игроки выполняют любую подачу, предварительно назвав номер квадрата, в который они хотят попасть. Игрок, попавший в квадрат, получает очко.

11. «Футболист».

игроки стоят в колонне за стартовой линией. Перед каждой командой на расстоянии 5,10 и 15 см. находятся 3 фишки (стойки).

Описание: от линии старта первый игрок ведёт футбольный мяч ногой «змейкой» между фишками (стойками). Возвращаясь обратно, ведёт мяч по прямой. На стартовой линии он передаёт мяч следующему участнику команды без помощи рук.

 Зимние игры

 1. «Самый ловкий».

Подготовка: команды выстраиваются в колонну по одному, в руках у первого игрока клюшка, перед каждой командой ставятся 3 кегли на расстоянии 2-4 метра и ворота.

Описание: по сигналу ведущего, участники поочерёдно выполняют ведение мяча клюшкой между кеглями и забивают мяч в предполагаемые ворота.

2.«Сражение».

Подготовка: игроки одной команды размещаются по разным сторонам площадки, между ними проход.

Описание: игроки другой команды по сигналу ведущего должны перебежать под обстрелом на другую сторону. Команда, сидящая в засаде, стреляет снежками в пробегающих. В кого попали, тот считается «убитым» и падает на снег. Потом команды меняются ролями.

3. «Самый быстрый».

Подготовка: участники выстраиваются на старте парами.

Описание: один из участников каждой пары садится на санки, другой берется за веревку, по сигналу ведущего пары бегут к финишу, выигрывает тот, кто быстрее пересечёт линию финиша.

4.«Кто быстрее?»

Подготовка: на противоположных сторонах на расстоянии 50 метров стоят участники команд.

Описание: по сигналу ведущего игроки бегут навстречу друг другу, им необходимо занять место, где стояла команда соперников. Побеждает команда, пришедшая раньше другой.

5. «Метко в цель».

Подготовка: команды стоят на лыжах в колонне по одному, в конце дистанции - контрольная отметка и 5 мячей, на расстоянии 5-6 метров расставлены кегли.

Описание: по сигналу ведущего участники поочередно выполняют скольжение на лыжах до контрольной отметки и стрельбу мячами по кеглям.

6.«Весёлый лыжник».

Подготовка: играют на ровной площадке. Ведущий отмечает линию старта и параллельно ей на расстоянии 30 метров линию финиша.

Описание: играющие должны остаться на одной лыже и выстроиться на линии старта. По свистку они двигаются к финишу на одной лыже, отталкиваясь свободной ногой. Тот, кто добежит до финиша раньше всех, считается победителем.

7.«Догони!»

Подготовка: участники команд стоят на лыжах в колонне по одному. Перед командами расставлены по 4 кегли на расстоянии 4-5 метров.

Описание:  по сигналу игрок каждой команды идёт на лыжах между кеглями до контрольной отметки, огибает ее и возвращается к своей команде.

  Игры на развитие памяти и внимания.

 1.«Группа, смирно!»

Подготовка:  играющие стоят в строю в полушаге друг от друга, лицом к педагогу, который подаёт команды и одновременно выполняет несложные упражнения.

Описание: все игроки должны выполнять за педагогом упражнения после произнесения слова «группа». Если же он этого слова не сказал, то занимающиеся стоят неподвижно. Нарушившие правило или не выполнившие правильную команду делают небольшой шаг вперед из строя и продолжают играть. Игра длится 3—4 мин. После её окончания остаются в строю лишь самые внимательные. Примерный набор команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Руки вперед!», «Присесть!», «Встать!», «На месте шагом марш!», «Налево!», «Правую  руку поднять!» и др.

2. «Запрещенное движение».

Подготовка: играющие стоят в шеренге или строятся по кругу (полукругу). Педагог  находится перед ними.

 Описание: педагог называет и выполняет ряд движений (типа зарядки)  для повторения за ним. Перед началом оговаривается одно или два «запрещённых движений», которые играющие не должны  делать. Например, «Руки на пояс», «Наклон вперед» и т. п..  Игрок, допустивший ошибку и выполнивший вслед за педагогом «запрещённое движение», должен сделать шаг вперед.

 3. «Лови — не лови».

Подготовка: игроки сидят на скамейке или стоят в шеренге. В руках ведущего теннисный мяч.

Описание:  ведущий бросает мяч одному из игроков, называя при этом какой-нибудь  гимнастический термин, например «переворот», «кувырок» и т. п. Он может назвать и другое, не относящееся к гимнастике слово, например, «кроль», «шест», «гвоздь» и т. п.. Тот, кому адресован мяч должен поймать его. Если названный термин относится к гимнастике и, наоборот, не реагировать на бросок, если слово к гимнастике отношения не имеет. Победитель определяется по наименьшему количеству штрафных очков.

4. «Внимание, начинаем!».

Подготовка:  обучающиеся стоят в шеренгах или в двух-трех колоннах.

Описание: педагог показывает в определенной последовательности упражнения под номерами 1, 2, 3, 4 и 5. Затем дает команду «Упражнение 3 (или любое другое) начинай!» Ученики одновременно выполняют упражнение. Тот, кто ошибается, получает штрафное очко. Если игроки стоят в шеренге, можно условиться, что неверно выполнивший движение делает шаг вперед. Команда, в шеренге которой спустя 3—4  мин. сохранится больше игроков, объявляется победившей.

Русские народные игры и забавы.

1.«Три медведя». 

Подготовка: Три  игрока – «медведя» влезают «на деревья полакомиться медом» (становятся на скамейки, пеньки, расположенные в разных местах).

Описание: Прилетают игроки - «пчёлы» и пытаются «ужалить» (осалить) медведей. Те убегают в свои «берлоги» (нарисованные на земле круги). В берлоге медведя пчела ужалить не может. Медведь, ужаленный более 3-х раз, выходит из игры.

2.«Волк в лесу».

Подготовка: Водящий – «волк» должен спрятаться за деревом или кустом. Описание: Ребята разбегаются по площадке и кричат: «Волка не боюсь!». Волк выжидает, в удобный момент выскакивает из своего укрытия и старается догнать кого-либо из ребят. У каждого из игроков в руке пучок травы. Когда игрок чувствует, что волк вот-вот схватит его, он может бросить траву на землю и крикнуть «Твоя трава, волк!». Волк должен подобрать траву. А пока он это делает, преследуемый убегает подальше. Бросать траву можно только 1 раз. Игрок, пойманный волком, выходит из игры. Могут быть и 2 волка. Игрок, пойманный последним, становится волком в следующей игре.

3. «Гуси-лебеди».

Подготовка: на игровой площадке чертятся две линии на расстоянии 15--25 м (в зависимости от возраста играющих).

Описание: из числа играющих выбирается «волк» (или два), который стоит между линиями. За одной линией находятся остальные участники - «гуси», а за другой - педагог.

Педагог  обращается к гусям  «Гуси-гуси!»

Гуси отвечают:

- Га-га-га!

- Есть хотите?

- Да, да, да!

- Ну, летите!

- Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!

- Ну летите, как ходите,злого волка берегитесь!

После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать») как можно больше гусей. Пойманных гусей волк отводит в свое логово. После двух-трех таких «перелетов» выбирается новый волк, а пойманные гуси возвращаются в игру, которая начинается сначала.

4. «Краски».

Подготовка: участники игры выбирают хозяина и двух покупателей, остальные игроки-краски.

Описание: каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит:

Тук! Тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.

5. «Горелки».

Подготовка: на игровой площадке проводится линия. Играющих должно быть нечетное число. Из них выбирается один «водящий» («ловящий»). Остальные играющие строятся в колонну парами на расстоянии вытянутых рук, не доходя 2--3 шагов до проведенной линии, и берутся за руки.

Описание: водящий становится на проведенную линию на 2-3 шага сзади колонны играющих.

Игроки в колонне говорят рифмовку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо - птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три -беги!..»

После слова «беги» игроки, стоящие в последней паре, бегут по обе стороны колонны. Они стремятся пробежать вдоль всей колонны и стать первой парой, успев взяться за руки. Ловящий старается успеть поймать одного из них, пока игроки не успели встретиться и взяться за руки. Если ловящий (водящий) успевает поймать одного играющего, то уже он с этим играющим становится в первой паре, а оставшийся без пары игрок становится «ловящим». Игра заканчивается после того, как все пары пробегут по одному разу, но может продолжаться и дальше. В таком случае, когда пробежали все пары, колонна делает 2-3 шага назад к линии.

6.«Стадо».

Подготовка: играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Описание: Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок! Пастушок!

Заиграй-ка в рожок!

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

7.«Два Мороза».

Подготовка: играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих, два Мороза.

Описание: Морозы обращаются к ребятам со словами «Мы два брата молодые, два Мороза удалые!». Один из них, указывая на себя, говорит «Я Мороз - синий нос», другой «Я Мороз - красный нос».  Вместе «Кто из вас решится в путь-дорожку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!». После этих слов игроки перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз».

Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. Отмечаются те игроки, которые не попали к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.

8.«Колечко».

Подготовка: выбирают водящего, ему дают ''колечко'' - любой маленький предмет.

Описание: игроки становятся в ряд, держа перед собой ладони ''лодочкой''. Водящий проходит через весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом незаметно оставляет ''колечко'' в ладонях какого-либо игрока. Пройдя всех, водящий говорит: ''Колечко, колечко, выйди на крылечко''. Задача обладателя ''колечка'' - выбежать вперёд, задача всех остальных детей - постараться предугадать обладателя ''колечка'' и не выпустить его из ряда.

9.«Ручеёк».

Подготовка:в произвольном порядке игроки разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу.

Описание: водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

10.«У медведя во бору».

Подготовка: медведь, выбранный жеребьёвкой, живёт в лесу.

Описание: дети идут в лес за грибами, напевая песенку:

У медведя во бору

Грибы ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Медведь неожиданно проснувшись, бежит за играющими и старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится медведем.

11.«Филин и пташки».

Подготовка: перед началом игры игроки выбирают для себя названия птиц, голосу которых они смогут подражать. Например: голубь, ворона, гусь, утка, кукушка. Играющие выбирают филина.

Описание: филин уходит в своё гнездо. Играющие тихо, чтобы не услышал филин, произносят какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал «Филин» все птицы стараются занять места в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

12.«Зарница».

Подготовка: игроки встают в круг, руки держат за спиной.

Описание: один играющий – Заря, ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница

Красная девица.

По полю ходила

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые

Кольца обвитые,

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места становится зарей.

13.«Совушка».

Подготовка: игроки  свободно размещаются  на площадке. Выбирается «совушка».

Описание: по сигналу ведущего "День наступает, всё оживает!", игроки начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу "Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх играющих.

Затем "совушка" опять возвращается в своё гнездо и игроки вновь начинают свободно резвиться на площадке.

Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего - поймавшего большее количество игроков.

Литература:

1.Е.М.Геллер. «Игры и развлечения в группе продленного дня» Просвещение   2003.

2.В.Г.Яковлев, В.П.Ратников. «Подвижные игры» Просвещение 2011.

3.В.Н.Дмитриев. «Игры на свежем воздухе» Издательский дом МСП, 1998.

4.В.С.Кузнецов. Физическое упражнения и подвижные игры. Метод. пособие / В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.

5.В.Е.Гриженя. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2005.

6.Л.В. Богданова. Подвижные игры. «Физкультура и спорт», 2008.

7.Б.И.Туркунов, В.В.Воронков, А.И.Аникин, Н.В.Елина. Спортивные игры. Коломна: МГОСТИ , 2011.

8.М.Н. Жуков. Подвижные игры. Высшее образование, 2002.

9.В.А.Луговая. Народные подвижные игры, развлечения и забавы: методология, теория и практика.СПб.,2009 

10.В. Володченко, В. Юмашев. Выходи играть во двор. М.: Молодая гвардия 1984 - 125.

11. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие. [Текст] / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя начальной школы».

12. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы [Текст] авт.-сост. О.В. Белоножкина и др.- Учитель 2007-173с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для детей младшего школьного возраста

Игры, в которые рекомендовано играть родителям с детьми....

Оздоровительные голосовые песенки-игры для детей младшего школьного возраста

(из  моего личного опыта -брошюра для учителей начальных классов и родителей учеников)...

Реферат "Формированию представлений об Олимпийских играх у детей младшего школьного возраста"

Возникновения Олимпийских игр, правила проведения в древности. Возрождения Олимпийских игр во второй половине 19 века. Современные Олимпийские игры 21 века....

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста

Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного и младшего школьного возрастов - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно...

Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»

Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»...

Учебно-методическая разработка "Игры для детей младшего школьного возраста в группе продленного дня"

Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.От того, как организована жизнь и деятельность р...

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Игра «Поварёнок»

Цель – обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.Задачи: Активация и расширение словаря по теме «продукты», «кухонные принадлежности»Достижен...