Развивающие игры для детей младшего школьного возраста
материал по психологии по теме

Иноземцева Татьяна Васильевна

Игры, в которые рекомендовано играть родителям с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry_-_knizhka.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с ребенком дома

(младшего школьного возраста)

Игровые упражнения для  развития внимания

Запретное число

Взрослый предлагает следующую игру: «Сейчас мы по очереди будем считать от 1 до 10

 ( или от 1 до 30, от 16 до 24, от 25 до 12 и т.п.). Будь внимателен, т.к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры».

Запретным числом (или числами) может быть любое другое число.

Наоборот

Кто-то из родителей становится ведущим. Он показывает какие-либо движения, а ребенок должен делать наоборот. Если ведущий поднимает руки, ребенок должен их опустить, сложит ладони в кулак, ребенок должен разжать ладони и т.п.

Запрещенные движения

Взрослый выполняет роль ведущего, объясняет ребенку, что следует повторять все его движения, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз,  ребенок должен поднять руки вверх, т.е. сделать наоборот. Следует предупредить ребенка, что он должен быть внимателен.

В дальнейшем можно увеличить число «запрещенных» движений.

Поиск предмета

Кто-либо из родителей младшего школьника заранее готовит несколько мелких предметов: значок, ластик, колечки и т.д. Ребенка попросите внимательно рассмотреть все в комнате, а затем он должен выйти из комнаты. В это время на видное место положите мелкие предмет. Ребенок, сделав один круг по комнате, должен назвать появившийся предмет.

Пишущая машинка

Это упражнение направлено на развитие внимания и на развития умения работы в группе.

Взрослый предлагает ребенку «напечатать» любую фразу или стихотворение. Взрослый и ребенок по очереди называют буквы, а когда надо поставить знак препинания, они должны вместе топнуть ногой, в конце строки - хлопнуть в ладоши. Целесообразно начинать с коротких простых фраз или словосочетаний.

Найди ошибки

При организации игры дома следует подготовить заранее какой-либо текст. Взрослый доложен предупредить ребенка, чтобы тот слушал внимательно. Старался понять содержание и главную мысль. После этого предлагают этот же текст. но уже с изменениями. Задача ребенка -  найти и исправить все ошибочные суждения. Чем больше ошибок исправляет ребенок, тем внимательнее он слушал.

Два дела одновременно

Эту игру можно использовать для развития внимания сразу к нескольким объектам.

Например, ребенку предлагается одновременно разрисовывать какую-либо картинку и подсчитывать количество ударов карандашом, которые делает взрослый.

Или одновременно рисовать двумя руками.

Игровые упражнения для развития  памяти

Кто больше запомнит

1 вариант

Взрослый называет любое слово (например, яблоко), ребенок должен повторить это слово и назвать любое свое. Эти два слова  повторяет взрослый и называет свое третье, ребенок уже повторяет три слова и называет четвертое и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок воспроизводит услышанные слова. Игру можно проводить несколько раз.

2 вариант

Игра проходит таки же образом, только следующий игрок должен назвать слово, связанное с первым. Например: взрослый называет  слово яблоко, ребенок - красное яблоко, взрослый –большое красное яблоко и т.д. Таким образом, расширяется словарный запас ребенка, он обогащается прилагательными.

 Или например: взрослый называет  слово лес, ребенок- тропинка в лесу и т.д. Таким образом, можно придумать маленький рассказ.

Запоминаем, рисуя

От взрослого, который выполняет роль ведущего, потребуется  заранее приготовить список из  слов или словосочетаний, листок бумаги и ручку для ребенка. Взрослый последовательно называет слова ребенку, а тот должен  зарисовать их так, что бы потом, посмотрев на рисунок смог вспомнить слова. Рисунок не обязательно должен быть красивым. Писать буквы или слова нельзя. Через какое-то время взрослый просит ребенка посмотреть на рисунки и вспомнить слова.

Цвета

За  определенное время ребенок должен назвать 10 предметов какого-либо предложенного взрослым цвета (красного, зеленого, синего, желтого, черного, серого и т.д.) Причем  предметы должны быть всегда только данного цвета т.е. «черная юбка» называть нельзя т.к. юбка может быть любого другого цвета, можно –уголь.

Форма предметов

За  определенное время ребенок должен назвать 10 предметов какой-либо предложенной взрослым формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные и др.) Причем  предметы должны быть всегда только данной формы.

Зрительная память

Взрослый должен будет изображать свой собственный портрет. Ребенок внимательно изучает портрет, старается запомнить все детали. Затем взрослый просит ребенка  отвернуться и вносит в свой портрет как можно больше изменений. Ребенку дается задание исправить все внесенные взрослым изменения.

Взрослые могут дать несколько советов младшим школьникам для того, чтобы дети пытались заняться тренировкой памяти:

  1. Усталость и утомление - враги памяти. Хочешь хорошо запомнить заданный на дом материал, отдохни после уроков, лучше на свежем воздухе.
  1. Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции, нужно хорошее настроение, при подготовке домашних заданий постарайся не думать о плохом. Если ты раздражен, взволнован, то сначала успокойся.
  2. Запоминается лучше, то что понятно, поэтому не торопись, старайся сначала понять материал.

Игровые упражнения для развития  мышления

Игры с кубиками, составление  из них фигур по заданному образцу.

«Найди общее слово». В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции. Например: стол, диван, кресло, стул.

«Анаграмма». Предложите ребенку составить слово из определенного набора букв.

«Логические цепочки». Ребенку нужно продолжить числовой ряд вправо или влево. Чтобы выполнить задание, необходимо установить закономерность в записи чисел. Например: 5, 6, 9,10…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста...

Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»

Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»...

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ Развивающие занятия для детей младшего школьного возраста

Комплексный подход к решению проблемы реабилитации инвалида, которые направлены восстановление и развитие способностей детей – инвалидов; создание условий для развития интеллектуальных способнос...

«Создание предметно – развивающей среды для детей младшего школьного возраста».

Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра. Поэтому при организации игровой ко...

З.М. БОГУСЛАВСКАЯ Е.О. СМИРНОВА РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эта книга создана на основе многолетних психолого-педагоги-ческих исследований. В нее вошли развивающие игры для детейтрех-четырех лет. Предлагаемые игры являются эффективнымсредством зоспитания и обу...

Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста "Как справиться с плохим настроением"

Цели: Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них.Ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения.Учить детей управлять своим настро...

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Игра «Поварёнок»

Цель – обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.Задачи: Активация и расширение словаря по теме «продукты», «кухонные принадлежности»Достижен...