Педагогическая конференция 2020
статья

Проблема усвоения знаний давно стала важной у педагогов. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление.

Актуальность исследования заключается в том, что необходимость в реализации эколого-краеведческого подхода в школьном курсе географии обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, который пронизан идеями формирования экологически грамотной, ответственной личности выпускника школы. В настоящее время так же возрастает и роль дистанционного обучения в учебно-воспитательном процессе, что связано с цифровизацией всех сфер жизни и деятельности общества, и особенно образования. В настоящее время в школьных программах на изучение эколого-краеведческого компонента, предусмотрено от 2 – 6 часов в курсе «География России», в то время как краеведческий компонент должен изучаться в полном объеме, вследствие этого учителям географии приходится искать пути решения сложившейся ситуации, мы предлагаем реализовывать эколого-краеведческий подход, средствами дистанционных технологий.                                                           

 В результате   анализа   актуальности   темы   исследования,   мы   столкнулись   с противоречием: между необходимостью реализации эколого-краеведческого подхода в географическом образовании, в частности при изучении курса «География России» и недостаточной разработанностью методических рекомендаций и диагностических материалов для учителей и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_konferentsii_2020.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

              «Каменская школа»

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА В КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Малышев Александр Николаевич,

учитель истории и географии,

педагогический стаж 24 года,

1-я квалификационная категория

с. Каменки, 2020

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………...........3  

2. Методологические и психолого-педагогические основы реализации эколого-педагогического подхода…………………………………………………………4

3.  Реализация эколого-краеведческого подхода в школьном курсе «География

России»…………………………………………………………………………….

4. Педагогический эксперемент……………………………………………..…...6

5. Заключение………………………………………………..................................7

6. Список литературы………………………………………………………….....7

1. Введение

Проблема усвоения знаний давно стала важной у педагогов. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление.

Актуальность исследования заключается в том, что необходимость в реализации эколого-краеведческого подхода в школьном курсе географии обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, который пронизан идеями формирования экологически грамотной, ответственной личности выпускника школы. В настоящее время так же возрастает и роль дистанционного обучения в учебно-воспитательном процессе, что связано с цифровизацией всех сфер жизни и деятельности общества, и особенно образования. В настоящее время в школьных программах на изучение эколого-краеведческого компонента, предусмотрено от 2 – 6 часов в курсе «География России», в то время как краеведческий компонент должен изучаться в полном объеме, вследствие этого учителям географии приходится искать пути решения сложившейся ситуации, мы предлагаем реализовывать эколого-краеведческий подход, средствами дистанционных технологий.                                                          

 В результате   анализа   актуальности   темы   исследования,   мы   столкнулись   с противоречием: между необходимостью реализации эколого-краеведческого подхода в географическом образовании, в частности при изучении курса «География России» и недостаточной разработанностью методических рекомендаций и диагностических материалов для учителей и учащихся.

2. Методологические и психолого-педагогические основы реализации эколого-краеведческого подхода

Реализация эколого-краеведческого подхода в курсе «География России» средствами дистанционных технологий, будет эффективна при решении нескольких задач.

Решая, первую задачу нами были выявлены методологические и психолого-педагогические основы реализации эколого-краеведческого подхода в обучении географии через дистанционные технологии.

Прежде чем разобраться в сущности эколого – краеведческого подхода мною были рассмотрены следующие понятия в географическом образовании, обратите внимание, на формулировку каждого из них:    

Краеведение, рассматривается, как изучение, а школьное географическое краеведение уже, как педагогический процесс, экологическое образование, трактуется, как формирование, а школьное экологическое краеведение – междисциплинарный педагогический процесс.

Для того чтобы реализовать эти 4 взаимосвязанных между собой компонента географического образования, целесообразно использовать эколого-краеведческий подход, который является междисциплиннарным между краеведением и экологическим образованием.

Реализация эколого–краеведческого подхода в школьном географическом образовании представлена, как правило, двумя формами обучения: урочная и внеурочная, которые в свою очередь предполагают под собой использование ряда методов и технологий. Дистанционные технологии из всех выше перечисленных являются наиболее подходящими для реализации эколого-краеведческого подхода, в виду ограниченного количества времени на его реализацию, т.к. в сравнении с другими имеют значительные преимущества:

Универсальность, заключается в том, что дистанционные образовательные технологии могут объединять в себя ряд технологий в одну, через дистанционные технологии мы можем использовать: технологии проектов, критического мышления, проблемного обучения, портфолио и многие другие.

Актуальность прослеживается, не только в виду того, что в условиях пандемии мы были вынуждены перейти на дистанционное обучение, но и виду постепенного внедрения ДОТ в образование через: дистанционные курсы, проекты, модули обучения и конкурсы. Цифровизация общества, диктует нам использование дистанционных технологий, т. к. встретить в современном мире человека, не являющимся ИКТ – компетентными становится все сложнее и сложнее.

Популярность. Дистанционные образовательные технологии набирают все большую популярность и спрос среди участников образовательного процесса, т.к. соответствуют современным тенденциям, таким как: создание виртуальной (цифровой) среды, которая является привычной для современных подростков и является одним из способов привлечения интереса обучающихся к изучаемому предмету.

Открытость        и доступность. Обеспечение         равных        возможностей получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности        и материальной обеспеченности обучающегося.

Гибкость. Изучение материала происходит в свободное время, в удобном месте и темпе.

3. Реализация эколого-краеведческого подхода в школьном курсе «География России» (8 класс)

Решая третью задачу, опираясь на школьную программу по географии для 8 класса, была разработана система уроков дистанционного модуля Эколого-географическое краеведение. В каждой из тем, где подразумевается реализация краеведческого подхода, были включены компоненты краеведческого содержания. Суть заключается в том, что все темы реализуются дистанционно средствами разнообразных методов и технологий. Для обеспечения учебного процесса использовал разные виды дистанционного обучения: видеоконференции, аудиоконференции (обмен звуковой информации на цифровых и аналоговых средствах связи), видеолекции, занятия в чате, веб-уроки. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений. Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.

Образованные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями происходящих на экране стихийных явлений природы.

На уроке закрепления использую тренажёр, позволяющий осуществить контроль за усвоением изученного материала, интерактивные тесты и тренинги.

Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу Microsoft Office Power Point. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

С помощью Microsoft Office Word составляю логические схемы – конспекты. На схемах используется простейший прием выделения различных элементов (разная форма элементов, разный вид и цвет шрифта), что позволяет детям без особого труда познакомиться, во-первых, с явлением а, во-вторых, проследить четкие причинно-следственные связи данного явления.

Хотелось бы так же отметить, что задания, представленные в дистанционном модуле, не оторваны от уроков в классе и имеют связь: в виде проверки заданий, обсуждений, объяснений, дискуссий, сдачи работ.

Широко использую тестовые задания как средства контроля результатов обучения, которые составляю сама с помощью программы My Test и тестовые задания, имеющиеся в мультимедиа-учебниках. Выполняя такую работу, учащиеся учатся давать оценку работы других обучающихся и самооценку своей работы. Для составления тестов использую и программу Microsoft Power Point.

            4. Педагогический эксперемент

Решая четвертую задачу, был проведен педагогический эксперимент. Цель: определить уровень сформированности эколого-краеведческих знаний и умений, обучающихся в курсе «География России» (8 класс). Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий, контролирующий. Для проведения входной и итоговой диагностики были разработаны контрольно-измерительные материалы. Оказав педагогическое воздействие, были получены следующие данные, по результатам входной диагностики. Преобладающий уровень сформированности эколого-краеведческих знаний и умений, как в 8А и в 8Б классе находится на низком уровне. По результатам итоговой диагностики, были получены следующие результаты. Уровень сформированности эколого-краеведческих знаний и умений значительно возрос. Проанализировав данные итогового тестирования и сравнив результата в 8А и 8Б классе, можно увидеть, что уровень сформированности эколого-краеведческих знаний и умений в 8А классе и в8 Б классе значительно отличается. В 8А классе уровень значительно выше. Это говорит нам о томе, что реализация эколого-краеведческого компонента средствами дистанционных технологий более эффективна, чем его изучение в рамках уроков географии за ограниченное количество времени.

5. Заключение

Завершая  свое  выступление,  хотелось  бы  сказать,  что,  исходя  из  проведенного исследования,  поэтапно  решая  поставленные  задачи,  можно сделать  вывод,  что  эколого-краеведческий компонент является одним из важнейших в содержании географического образования, а дистанционные технологии являются одним из эффективных средств его реализации, что позволяет изучать его в полном объеме. Наряду с этим дистанционное образование можно назвать не только эффективным, но и незаменимым средством в привлечении разнообразных  видов  заданий по географии.

6. Литература

1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3.

2. Балашова Ю. В. Особенности личностного развития студентов при дневном и дистанционном обучении // Среднее профессиональное образование. - 2009. - N 6.

3.Васильев В. Дистанционное обучение : деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. - N 2.

4.Дячкин О. Д. Опыт разработки методики компьютерного обучения географии// Открытое и дистанционное образование. - 2009. - N 4.

5.Лебедев В. Э. Опыт использования электронного образовательного ресурса по географии // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2009. - N 8.

6. Топунова М. К. Оценка качества знаний учащихся при дистанционном обучении в системе образования // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - № 2

7. Чошанов М. А. Обучающие системы дистанционного образования // Школьные технологии. - 2011. - N 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта участия в конкурсе педагогического мастерства "Мир в твоих руках" в номинации "Учитель года" (выступление на педагогической конференции)

Всем тем, кто хочет попробовать себя в конкурсе педагогического мастерства в номинации "Учитель года", кто побаивается или сомневается, кто интересуется и хочет узнать побольше о данном конкурсе помож...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. Программа общеразвивающая "Хоровое пение "3 года обучения преподаватель Владимирова Розалия Талгатовна с. Сафакулево 2020 г.

Программа "Хорового пения" срок обучения 3 года. 1. Цели,задачи программы.2. Требования к уровню подготовки выпусников.3. Критерии оценки.4.Форма и содержании итоговой аттестации.5. Гра...

Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 2021 года. -Изд-во: управление образования администрации Балтийского о

Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 202...

Выступление на Межрайонной педагогической конференции «Качественное образование через эффективные управленческие педагогические практики»

Выступление по дополнительному образованию "Допонимание как способ повышения качества итоговой аттестации"...