Рабочая программа_ОБЖ_8-9 класс
рабочая программа (8 класс)

Рабочая программа_ОБЖ_8-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_8-9_fgos_ooo_19-20_zhamoyda_k.f.docx111.62 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: эмблема школы_11 лучей

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Надыма»

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей  развивающих предметов

от.

ПРИНЯТА

и рекомендована к утверждению

решением заседания

НМС, протокол

от  

УТВЕРЖДЕНА и

ВВЕДЕНА

в действие приказом МОУ

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма»

от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для учащихся 8-9 общеобразовательных классов

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ООО)

основного общего образования.

Срок освоения программы – 2 года (70 часов)

Составитель программы:

Жамойда К.Ф., преподаватель-организатор ОБЖ

Надым

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка        3

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета        4

3. Содержание учебного предмета        8

4. Тематическое планирование        9

5.Календарно-тематический план        19

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-9 общеобразовательных классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, в соответствии с:

- Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897);

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ №1015 от 30.08.2013г.);

-примерной программой по ОБЖ (Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 40 с. (Стандарты второго поколения);

- учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма».

Рабочая программа включает разделы:

  1. пояснительную  записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
  2. планируемы результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные);
  3. содержание учебного предмета;
  4. тематическое планирование (с характеристикой основных видов деятельности учащихся;
  5. календарно-тематический план.

Настоящая рабочая программа определяет объем содержания образования по предмету, дает распределение учебных часов по учебным модулям, разделам и темам курса. Рабочая программа выполняет две основные функции.

1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса иметь четкое представление о целях, содержании, обшей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

2. Организационно-планирующая функция предусматривает определение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебных модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.

Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Учащиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.

Цели основного общего образования:

1) формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

2) приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

3) подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:

•  повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

•  снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

•  формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков:

•  обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких

учебных задач, как:

•  формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

•  формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

•  воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

•  развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

•  формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

•  воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

•  овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

•  формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

•  приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

•  развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•  освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

•  формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

1. В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

•  умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

•  умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

•  умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4. В эстетической сфере:

• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5. В трудовой сфере:

• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

•  умения оказывать первую медицинскую помощь.

6. В сфере физической культуры:

•  формирование установки на здоровый образ жизни;

• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Основы безопасности личности, общества и государства

Основы комплексной безопасности

Выпускник научится:

• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выпускник получит возможность научиться:

• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Выпускник научится:

• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;

• характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;

• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Выпускник получит возможность научиться:

• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• подбирать материал и готовить занятие на тему "Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени";

• обсуждать тему "Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации";

• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Выпускник научится:

• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;

• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;

• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

Выпускник получит возможность научиться:

• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;

• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;

• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Выпускник научится:

• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;

• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Выпускник научится:

• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

Выпускник получит возможность научиться:

• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

3. Содержание учебного предмета

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоемах. Экология и безопасность. Опасные ситуации социального характера.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность. Дачный (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Правовые основы обеспечения зашиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом а Российской Федерации. Система борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму.

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи

Раздел 3, Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила ее оказания.

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях.

4. Тематическое планирование

В тематическом планировании разделы программы делятся на темы, в которых содержание представлено более детально. Особенностью планирования является то, что в нем содержится описание видов деятельности учащихся в процессе освоения соответствующего содержания, направленных на достижение целей обучения. Это ориентирует на усиление деятельностного подхода к обучению, на организацию разнообразной учебной деятельности, отвечающей современным психолого-педагогическим воззрениям, на использование современных технологий.

8-9 классы (70 часов)

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности

ученика (на уровне учебных действий)

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (91 ч)

1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (27 ч)

Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия.

Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров.

Соблюдение мер пожарной безопасности в быту.

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия.

Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дороге пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Безопасность в быту

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека.

Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения.

Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище.

Соблюдение мер безопасности в быту.

Безопасность на водоемах

Водоемы.

Особенности состояния  водоемов в различное время года.

Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Безопасный отдых у воды. Само и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.

Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической

обстановкой.

Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения.

Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.

Антитеррористическое поведение в повседневной жизни

Учебно-познавательная 

Знакомиться с причинами возникновении пожаров в жилых и общественных зданиях.

Изучать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Заучивать правила безопасного поведения при пожаре, выбирать наиболее эффективный способ предотвращения возгорания, правила эвакуации, оказания помощи младшим, престарелым и т. д.

Изучать причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила дорожного движения.

Осваивать правила безопасного поведения на дорогах.

Знать особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации в жилище.

Знакомиться с мерами безопасности в быту.

Учиться понимать инструкции пользователя электрических и электронных приборов.

Различать предметы бытовой химии.

Выбирать наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации и быту.

Изучать состояние водоемов в различное время года.

Знать правила поведении на водоемах.

Осваивать способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи.

Учиться определять места водозабора.

Усваивать правила само и взаимопомощи терпящих бедствие на воде.

Находить информацию об экологической обстановке в местах проживания и возможных опасных ситуациях в области экологии.

Оценивать состояние окружающей среды.

Знать перечень мероприятий, проводимых по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Знать правила безопасного поведения на улице, дома, в общественном месте.

Знать духовно-нравственные основы антитеррористического поведения в повседневной жизни.

Аналитическая

Анализировать последствия опасных ситуаций в

повседневной жизни и причины их возникновения.

Практическая

Моделировать ситуации, требующие знания правил безопасного поведения. Вырабатывать алгоритм безопасного поведения в повседневной жизни.

2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях (25 ч)

Подготовка к активному отдыху на природе

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу.

Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация б ванных работ.

Активный отдых на природе и безопасность Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

 Автономное существование человека в природных условиях.

Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. 

Опасные ситуации в природных условиях 

Опасные погодные явления.

Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними.

Укусы насекомых и защита от них.

Клещевой энцефалит и его профилактика

Учебно - познавательная

Знакомиться с видами активного отдыха в природных условиях, с возможными опасными ситуациями, возникающими в природных условиях. Обсуждать рекомендации по обеспечению личной безопасности на природе.

Осваивать правила подготовки и обеспечения безопасности в походах.

Описывать факторы, влияющие на безопасность человека в дальних и ближних походах. Осваивать правила безопасности при автономном существовании в природной среде.

Аналитическая

Анализировать общие правила безопасного поведения в природных условиях. Выявлять особенности подготовки к конкретному выходу на природу (пеший, лыжный, водный походы).

Устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании человека в природной среде и возникновением различных опасных ситуаций.

Знакомиться с опасными ситуациями в природных условиях.

Практическая

Отрабатывать навыки подготовки к выходу на природу. Отрабатывать навыки ориентирования на местности

3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта (2 ч)

Наиболее опасные террористические акты

 Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва

Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если взрыв произошел или если вас завалило обломками стен. 

Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении 

Правила поведения в случае захвата в заложники.

Правила поведения при нападении с целью похищения.

Обеспечение безопасности при захвате самолета.

Правила поведения при перестрелке

Учебно-познавательная

Знакомиться с видами террористических актов и их последствиями.

Знать правила поведения при захвате в заложники или похищении.

Знать признаки возможного возникновения взрыва.

Изучать правила безопасного поведения во время

взрыва.

Изучать правила безопасного поведения во время захвата самолета и при перестрелке.

Аналитическая

Анализировать возможные последствия терактов.

Анализировать свои возможности безопасного поведения.

Практическая

Вырабатывать варианты своего поведения при угрозе возникновения теракта

4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера (37 ч)

Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных

ситуаций.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрыво- и пожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

Наркотизм и национальная безопасность России.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера.

Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера

Учебно - познавательная

Различать чрезвычайные ситуации геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения.

Объяснять причины возникновения различных чрезвычайных ситуаций природного характера. Сопоставлять возможные последствия чрезвычайных ситуаций.

Знать классификацию чрезвычайных ситуаций по месту возникновения и последствиям.

Знать правила поведения при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации природного характера.

Изучать причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия.

Учиться различать чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией.

Знать потенциально опасные объекты в районе проживания.

Изучать рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Знакомиться с внешними и внутренними угрозами национальной безопасности России.

Знать основные проявления и опасности международного терроризма и наркотизма.

Знать систему защиты населения от чрезвычайных ситуаций социального характера в Российской Федерации.

Научиться действовать безопасно в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера.

Аналитическая

Анализировать влияние человеческого фактора на последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Анализировать эффективность рекомендаций специалистов по безопасному поведению в условиях различных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

Практическая

Отрабатывать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Решать ситуационные задачи по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (27 ч)

Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях (23 ч)

Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.

Организационные основы защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

Учебно - познавательная

Знакомиться с правовыми основами обеспечения

защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций, с основными мероприятиями, проводимыми в

Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Знакомиться с организационными основами защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации.

Изучать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от черезвычайных ситуаций.

Изучать правила оповещения и эвакуации населения, правила пользования средствами защиты.

Аналитическая

Анализировать права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности в случае

возникновения чрезвычайных ситуаций.

Практическая

Отработать действия по сигналам оповещения о

2. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации (4 ч)

Система борьбы с терроризмом

Виды террористических актов, их цели и способы

осуществления.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом

Основные принципы противодействия терроризму.

Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Государственная политика противодействия наркотизму

Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения.

Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России.

Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании

Учебно - познавательная

Описывать виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

Знакомиться с законодательной и нормативно-правовой базой по организации борьбы с терроризмом в Российской Федерации.

Раскрывать понятие «контртеррористическая операция».

Приводить примеры применения Вооруженных сил в борьбе с терроризмом.

Знакомиться с государственной политикой противодействия наркотизму.

Объяснять последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России.

Знакомиться с нормативно-правовой базой борьбы с наркобизнесом.

Аналитическая

Анализировать и обсуждать эффективность мероприятий, проводимых в Российской Федерации, по борьбе с терроризмом и наркоманией.

Практическая

Моделировать собственное поведение с целью противодействия вовлечению в террористическую деятельность и наркозависимость

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи

Раздел 3. Основы здорового образа жизни (35 ч)

1. Здоровый образ жизни и его составляющие

(21 ч)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность

Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества.

Социально-демографические процессы в России и безопасность государства.

Особенности физического развития человека; особенности психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств.

Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми.

Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями. сверстниками.

Взаимоотношения человека и общества.

Ответственность несовершеннолетних.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму.

Составляющие здорового образа жизни

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья.

Режим дня и его значение для здоровья.

Профилактика переутомления.

Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия сохранения и укрепления здоровья.

Рациональное питание.

Роль питания в сохранении здоровья человека.

Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и антитеррористического поведения

Учебно-познавательная

Раскрывать особенности индивидуального здоровья, репродуктивного здоровья. Характеризовать социально - демографические процессы и сопоставлять их с безопасностью государства. Описывать особенности физического, психического, социального развития человека. Описывать составляющие здорового образа жизни Овладевать правилами позитивных взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, обществом.

Изучить и знать обязанности и права несовершеннолетних.

Формировать антитеррористическое поведение.

Формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и

укрепления личного здоровья. Аналитическая

Анализировать состояние своего здоровья. Устанавливать влияние индивидуальной системы здорового образа жизни на обеспечение личного благополучия и на сохранение и укрепление здоровья. Анализировать собственные поступки, негативно влияющие на здоровье, и формировать индивидуальную систему здорового образа жизни.

 Практическая Формировать индивидуальную систему здорового образа жизни {режим дня. программу закаливания, питания, взаимоотношений с окружающими и т. д.).

2. Факторы, разрушающие здоровье (11 ч)

Вредные привычки и их влияние на здоровье

Вредные привычки - основные понятия.

Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих.

Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека.

Наркомания и ее отрицательные последствия для

здоровья человека.

Профилактика вредных привычек.

Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека

Инфекции, передаваемые половым путем.

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

СПИД - угроза здоровью, личности и обществу.

Профилактика инфекций, передаваемых половым путем, и ВИЧ-инфекции

Учебно-познавательная

Усваивать знания об основных факторах, разрушающих здоровье (вредные привычки, ранние половые связи); о последствиях для здоровья человека вредных привычек и ранних половых связей.

Выявлять ситуации, потенциально опасные для здоровья.

Аналитическая

Анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного здоровья.

Практическая

Формулировать правила соблюдения норм здорового образа жизни и профилактику вредных привычек

3. Правовые аспекты взаимоотношений полов (Зч)

Семья в современном обществе

Законодательство и семья.

Основы семейного права в Российской Федерации.

Брак и семья, основные понятия и определения.

Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи.

Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей

Учебно-познавательная

Знакомиться с основами семейного законодательства.

Аналитическая

Анализировать роль семьи в жизни личности и общества, ее влияние на здоровье человека.

Практическая

Моделировать ситуации, требующие знания образцов культуры общения и взаимной ответственности

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (22 ч)

1. Оказание первой медицинской помощи (1 ч)

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Средства оказания первой медицинской помощи.

Медицинская (домашняя) аптечка.

Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.

Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики

Учебно познавательная

Знакомиться с общей характеристикой различных повреждений и травм.

Осваивать правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Аналитическая

Анализировать возможные последствия различных повреждений и травм.

Практическая

Отрабатывать основные приемы оказания первой медицинской помощи

2. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (20 ч)

Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях

Первая медицинская помощь при отравлении.

Первая медицинская помощь при травмах опорно - двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.

Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Способы остановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении

Учебно - познавательная

Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания первой медицинской помощи.

Учиться накладывать повязки, оказывать первую

медицинскую помощь при отравлениях, ссадинах, ушибах, порезах и т. д.

Овладевать способами остановки кровотечения, оказания помощи утопающим путем искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.

Аналитическая

Анализировать возможные последствия неотложных состояний. Практическая

Отрабатывать приемы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях

3. Первая медицинская помощь при массовых поражениях (1 ч)

Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях

Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера.

Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала, введение обезболивающих средств, освобождение верхних дыхательных путей и др.)

Учебно познавательная

Знакомиться с причинами массовых поражений в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера, с системой мер по защите населения в случае возникновения массовых поражений. Изучать мероприятия по оказанию помощи населению в местах массовых поражений.

Аналитическая

Анализировать возможные последствия массовых поражений.

Практическая

Отрабатывать приемы оказания первой медицинской помощи при массовых поражениях


        5.Календарно-тематический план

8 класс

п/п

№ в разделе

Дата

Тема

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, безопасность и защита человека

Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера, их классификация

Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий

Основные причины техногенных авария и катастроф.

Пожары

Взрывы

Условия и причины возникновения пожаров и взрывов

Возможные последствия пожаров и взрывов

Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов

Аварии с выбросом аварийно-химически опасных веществ. Гидродинамические аварии. Нарушение экологического равновесия. Здоровый образ жизни.

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

Характеристика АХОВ и их поражающих факторов.

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО.

Первая помощь пострадавшим от АХОВ.

Радиоактивность и радиационно опасные объекты.

Ионизирующее излучение: природы, единицы измерения, биологические эффекты.

Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты.

Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения.

Причины и виды гидродинамических аварий.

Последствия гидродинамических аварий.

Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.

Экология и экологическая безопасность.

Биосфера человека.

Загрязнение атмосферы.

Загрязнение почв.

Загрязнение природных вод.

Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России.

Тест по теме "Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека"

Правила для велосипедистов

Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения

Водитель-главный участник дорожного движения

Проезд перекрестка

Экстремальные ситуации аварийного характера

Защита проекта

Итоговая контрольная работа

Повторение

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

п/п

№ в разделе, глава

Дата

Тема

Основы безопасности личности, общества и государства,

Национальная безопасность России в современном мире

Россия в мировом сообществе и национальная безопасность

Национальные интересы России

Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения ее безопасности

Организация обороны РФ

Правовые основы обороны государства и воинская обязанности граждан

Тест по теме «Национальная безопасность России в современном мире»

Организация защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

МЧС России-федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны и ЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), её структура и задачи

Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности

Гражданская оборона-составная часть обороноспособности страны

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от ЧС мирного и военного времени

Защитные сооружения гражданской обороны

ЧС мирного времени

Мониторинг и прогнозирование ЧС

Тест по теме «Организация защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

Терроризм как угроза национальной безопасности РФ

1.

Терроризм и безопасность человека

2.

Международный терроризм и безопасность России

Основы формирования здорового образа жизни,

Факторы, разрушающие здоровье

1.

Понятие о здоровье

2.

Табакокурение и его вред

3.

Алкоголь и его вред

4.

Наркотики и их вред

5.

Контрольная работа «Факторы, разрушающие здоровье»

Факторы, формирующие здоровье человека

1.

Рациональное питание

2.

Основы подборы продуктов питания

3.

Советы, как выбрать безопасные продукты

4.

Гигиена одежды

5.

Занятия физической культурой

6.

Туризм как вид активного отдыха

6.

Рекомендации специалистов МЧС России по действиям в ЧС

7.

Правила оказания первой помощи

8.

Правила оказания первой помощи

9.

Тест по теме «Факторы, формирующие здоровье человека»

10.

Итоговая контрольная работа за курс ОБЖ 9 класс

11.

Защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...