Культурное наследие христианской Руси
план-конспект урока (5 класс)

Предоставленная разработка создана для учащихся 5 класса. Данная тема является первой при изучении темы "Религия и культура" в курсе ОДНКНР. Данная тема рассчитана на 3 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_odnknr.docx271.54 КБ

Предварительный просмотр:

Описание разработки урока по предмету: Основы духовно-нравственной культуры народов России(ОДНКНР)

Учитель: Савина Дарья Александровна, учитель истории и обществознания, МОУ СОШ 15 имени В.Д.Сабанеева, г.о.Подольск.

Предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России(ОДНКНР)

Класс: 5 класс

Тема: Культурное наследие христианской Руси.

Основные термины и понятия: культура, религия, христианство, храм, икона.

Краткая аннотация урока: данный урок – является первым при изучении темы «Религия и культура». Данный урок рассчитан на 3 часа. Урок состоит из этапов:

  1. Организационно – мотивационный этап;
  2. Определение темы, формулирование проблемы, постановка учебных задач;
  3. Приобретение знаний;
  4. Подведение итогов и закрепление;
  5. Рефлексия деятельности;
  6. Контроль и коррекция.

Для облегчения процесса восприятия информации учащимися, урок сопровождается электронной презентацией (созданной мной).

Формы организации работы:

  • Лекция с элементами дискуссии;
  • Самостоятельная работа учащихся;
  • Проблемно-поисковая (работа с историческими источниками);

Прогнозируемые результаты:

Личностные: формирование положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений; формирование бережного отношения к духовным ценностям; воспитание российской гражданской идентичности:

патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы.

Предметные: сформировать образ мира как единого и целостного разнообразия культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; воспитание веротерпимости.

Цель: углубление представлений обучающихся о христианстве, крещении Руси, культурном материальном и духовном наследии христианской Руси.

Задачи:

Обучающая:

  • Расширить представление детей о значении религии в жизни человека;
  • Познакомить детей с христианской культурой

Развивающая:

  • Развивать способность к целеполаганию, анализу
  • Развивать у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству

Воспитательная:

  • Воспитывать у детей  чувства любви к родной стране, к её истории.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Тип урока: открытие новых знаний 

Межпредметные связи: Основы духовно-нравственной культуры народов России, Основы религиозных культур и светской этики, история.

Образовательные ресурсы: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В. Поляков – М.: Вентана – Граф, 2019.

Технологическая карта урока по ОДНКНР

Тема: Культурное наследие христианской Руси.

Этап занятия

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УДД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационно – мотивационный этап

Создание образовательной ситуации, мотивация

Вступительное слово учителя: Прослушайте мелодию (слайд 1). Автором данной музыки является И.С.Бах. В этом произведении закодированы знания о мироздании, раскрывающие Баха не только как философа, но и как математика (музыкального логика).

-Понравилась ли Вам музыка? Готовы ли Вы работать дальше?

Мотивация детей. Выражают свои мысли в соответствии с заданными вопросами.

Коммуникативные: слушать и понимать других, сотрудничают с учителем, обсуждают, высказывают собственное мнение, прислушиваются к мнению других.

2.Определение темы, формулирование проблемы, постановка учебных задач.

Приемы «Мозговой штурм», «Корзина идей». Систематизация и актуализация имеющихся знаний.

Учитель показывает слайд с фотографиями храмов и князя Владимира Крестителя (слайд 2)

-Какая тема объединяет эти картинки? (приём «Мозговой штурм»)

-О чём мы будем говорить на уроке?

Тема урока: Культурное наследие христианской Руси. (слайд 3)

Ответить на вопрос: Какие функции выполняет религия? (Приём «корзина идей» - На интерактивной доске рисунок корзины. В неё условно мы будем собирать всё что знаем по теме). (слайд 4).

Формируем проблемный вопрос: Как повлияла смена религии на идеологию и культурное развитие Руси?

Мы будем говорить о религии, а именно о христианстве. О принятии христианства. О том как религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества.

Ученики выражают свои мысли в соответствии с определением темы (Функции религии: 1. регулирует поведение людей; 2. воспитывает человека; 3. помогает определить сущность и место человека в мире; 4. снимает тяжёлое психологическое состояние; 5. объединяет людей).

Выдвигают предположения на поставленный вопрос.

Регулятивные: формировать умение прогнозировать свою работу, осознают, что уже известно и что предстоит усвоить.

Коммуникативные: сотрудничают с учителем, обсуждают, высказывают собственное мнение, прислушиваются к мнению других.

3. Приобретение знаний

Фронтальная беседа, работа с текстом, работа в группе, работа с аудио и видео материалом.

  1. Работа с тестом: чтение и работа с тестом «Разделение Церквей в первой половине XI века»(Приложение 1). Работая в парах с текстом ответьте на вопросы:
  • На какие ветви разделилась христианская церковь? И в каком году?  
  • Каковы причины этого события?
  1. Предлагается познакомится с фрагментом кинофильма «Викинг» (слайд 5). Что мы можем узнать, смотря фрагмент фильма?
  2. Работа с репродукцией картины  «Крещение княгини Ольги»-Художник С. А. Кириллов (слайд 6) : рассказ учителя о принятии христианства княгиней Ольгой ( Ольга крестилась в 957 году в столице Византии – Константинополе. Сам император, Константин VII и патриарх Феофилакт крестили русскую княгиню. Имя Ольга было в то время ещё языческим, поэтому её крестили в честь матери императора Константина Великого Елены. Вернувшись домой, княгиня начала предпринимать попытки распространения христианства на подвластных ей землях. Об этом в древних летописях упоминали современники Ольги. Княгиня Киевская даже пыталась обернуть в христианство своего сына Святослава, однако тот отказывался, считая, что его дружинники будут над ним смеяться. При Ольге христианство на Руси не получило особой популярности, так как славянские племена, исповедовавшие языческую веру, всячески противились крещению).
  3. Работа с текстом: чтение и работа с текстом монаха Нестора «Повесть временных лет» (самостоятельная работа, приложение 2).
  4. Рассказ учителя о Древней Руси после принятия христианства
  5. Работа со славянским алфавитом: используя раздаточный материал, попробуйте используя славянские буквы составить своё имя (Приложение 4).
  6. Работа с учебником страница 91-93: работая в парах приведём доказательства того, что монастыри на Руси считались центром культуры.
  7. Послушаем один музыкальный фрагмент. Учитель включает аудио (слайд 7) – колокольный звон.
  • Вопрос: можно ли назвать звон колоколов – музыкой? И будет ли звон колоколов считаться искусством?
  • Рассказ учителя: С возникновением христианства на Руси, постепенно складывалась русская школа колокольного звона с разными его рисунками, с разным темпом, так как колокольный звон призывает верующих к молитве, благовестит о великих и малых праздниках.
  • Просмотр видеоролика – мастерство звонарей (слайд 8).   Как доказательство того, что музыка колокольных звонов стала редким своеобразным искусством.

  1. Выражают свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с поставленной целью (Церковь разделилась на католическую и православную в 1054 году. Одна из причин — это стремление папы римского к самостоятельности, а также обрядовые и догматические различия между Восточной и Западной церковью).
  2. Смотрят и анализируют отрывок фильма. Выражают свои мысли в соответствии с поставленным вопросом (На Руси до христианства, официальной религией считалось язычество. Владимир пытался провести языческую реформу. Пытался ввести культ языческого бога Перуна в качестве единой общегосударственной религии).
  3. Слушают учителя, анализируют полученную информацию, делают выводы (Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества).
  4. Выражают свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с поставленной целью.
  5. Ребята заполняют таблицу (предложенная учителем) по мере рассказа учителя (Приложение 3).
  6.  Работают с раздаточным материалом.
  7. Работа в группе. Выражают свои мысли в письменной форме (При монастырях открывали школы, куда шли учится грамоте дети. Первые библиотеки открывались при монастырях. В них работали летописцы, переписывали книги).
  8. Выражают свои мысли в устной речи в соответствии с поставленным вопросом. Смотрят и анализируют отрывок видеоролика. Слушают учителя, анализируют полученную информацию, делают выводы

Коммуникативные: сотрудничают с учителем, обсуждают, высказывают собственное мнение, выражают свою точку зрения, аргументируют свою позицию, обмениваются мнениями, умеют слушать, слышать.

Регулятивные: осознают, что уже известно и что предстоит усвоить.

Личностные: формирование уважительного отношения к религии и культуре.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы.

4.Подведение итогов.

Диалог с учащимися.

Методика «Кластер»

  1. Учитель задаёт вопросы:

      -Какие изменения произошли в жизни людей в X веке?

-Изменилась ли международная обстановка, после того как Русь приняла христианство?

-Какие новшества мы можем наблюдать в древнерусской культуре?

  1. Чтобы ответить на проблемный вопрос урока:  «Как повлияла смена религии на идеологию и культурное развитие Руси?», учитель предлагает составить ученикам «кластер» (слайд ).

  1. Ученики обобщают свои знания, выражают свои мысли, подводят итог.
  2. Выражают свои мысли в письменной речи в соответствии с поставленной целью, выполняя «кластер» (пример выполненного кластера – слайд 9 ).

Коммуникативные: грамотно выражают свои мысли. 

Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний. 

Познавательные: структурирование знаний. 

5. Рефлексия деятельности

Беседа

Расскажи, что тебе хотелось бы ещё узнать о православной культуре?

Заполните лист самооценки (Приложение 7).

Выражают свои мысли.

Заполняют лист с самооценки.

Коммуникативные: грамотно выражают свои мысли. 

Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний. 

Познавательные: структурирование знаний. 

6.Контроль и коррекция.

Выполнение задания

Выполнить одно из заданий:

1.Заполнить кроссворд «Православие» (Приложение 5-6).

2. Написать рассказ «Как проходил обряд Крещения Руси».

3. Рассказать об одном из церковных деятелей Древней Руси.

Анализируют свою деятельность. Выбирают домашнее задание.  

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с задачей. 

Познавательные: самостоятельный выбор, структурирование знаний.

Приложение 1. Разделение Церквей в первой половине XI века.

После Фотия, во второй раз низверженного с престола (886 г.) Львом Мудрым, и до половины XI века сношения между Церквами Восточной и Западной были довольно неопределенны и редки. Сносились с папами только византийские императоры по личным побуждениям. Наконец, в половине XI века начались деятельные сношения, окончившиеся полным разделением Церквей. Папой в это время был Лев IX, а константинопольским патриархом Михаил Керуларий. Лев IX всеми силами старался восстановить поколебавшееся папское влияние как на Западе, так и на Востоке. Константинопольскому патриархату принадлежали в то время некоторые Церкви в Южной Италии – в этих-то Церквах прежде всего Лев IX и старался упрочить свое влияние. Так, в них начали распространяться латинские воззрения и особенно латинский обычай совершать евхаристию на опресноках. Затем папа Лев сделал попытку восстановить против Михаила Керулария патриарха Антиохийского. Михаил Керуларий решился положить конец папским проискам. Он отлучил от святого причащения Аргира, начальника греческих войск в Италии, который содействовал там распространению обычая совершать евхаристию на опресноках; закрыл в Константинополе латинские монастыри и церкви, для прекращения соблазна православных латинским богослужением, и поручил (1053 г.) архиепископу Болгарскому Льву написать обличительное послание против латинских нововведений. Послание Льва дошло до папы и произвело большое волнение в Риме. Папа, хотя и желал по политическим расчетам поддерживать мирные отношения к Востоку, но все-таки в ответ на послание Льва Болгарского писал Михаилу Керуларию, что апостольскую кафедру никто из смертных не может судить, что константинопольский патриарх должен относиться к ней с почтением за преимущества, предоставленные ему папами, и тому подобное. Так как тогдашний византийский император Константин Мономах (1042–1054 гг.) также по политическим расчетам желал быть в мирных отношениях с папой, то папский ответ принят был благосклонно в Константинополе. Даже более, император и папа хотели утвердить прочный мир между Церквами, и для этого папа прислал в Константинополь своих легатов. В числе последних находился кардинал Гумберт, человек горячий и высокомерный. Он и его товарищи относились к Михаилу Керуларию с явным неуважением. Поэтому Михаил Керуларий отказался вести с ними переговоры. Не обращая на это внимания и надеясь на покровительство императора, легаты под видом примирения Церквей начали действовать в Константинополе в пользу Римской кафедры. Так, Гумберт издал опровержение на послание Льва Болгарского, а император распространил его в народе; по настоянию же легатов император заставил монаха Никиту Стифата, автора сочинения против латинян, сжечь свою книгу. Наконец, легаты, не надеясь подчинить своему влиянию патриарха, написали акт отлучения на него и на всю Греческую Церковь, обвиняя ее во всевозможных ересях, положили его торжественно во время богослужения на престоле Софийской церкви и оставили Константинополь. Такой несправедливо-дерзкий поступок легатов вывел из терпения как патриарха и духовенство, так и всех греков. Раздражение было так сильно, что легатам угрожала смерть от оскорбленного народа, если бы не предохранил их император. Михаил Керуларий составил (1054 г.) в Константинополе собор, на котором предал проклятию папских легатов. Затем, разослав ко всем восточным патриархам окружное послание с извещением о происшедшем в Константинополе, а также о притязаниях и отступлениях Римской Церкви, предостерегал их от общения с нею. С этого времени во всех восточных Церквах перестали поминать папу при богослужении и с этого времени Западная Церковь, упорно остававшаяся при своих заблуждениях догматических, обрядовых и канонических, окончательно отпала от союза с Церковью Восточной.

История Христианской Церкви / Е.И. Смирнов.- Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007.

Приложение 2.Повесть временных лет. Владимир. Крещение Руси.

Вышел Владимир на Днепр, и собралось там людей без числа. Владимир взял царицу, и Анастаса, и попов корсунских, взял и сосуды церковные, и иконы, двух медных идолов и четырех медных коней, что и ныне стоят за церковью святой Богородицы Десятинной и о которых невежды мнят, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам пришел в Киев.

Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиры — одних велел изрубить, а других предать огню. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить с горы по Боричеву взвозу к ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь учувствует, но на поругание бесу, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездье от людей. “Велик ты, Господи, и чудны дела твои!” Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем!

Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо еще не приняли они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им:

— Если пристанет где к берегу, отпихивайте его, а когда пройдет пороги, тогда оставьте его.

Они же исполнили, что им было ведено. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло то место Перуньей отмелью, как слывет и до сего дня. Затем послал Владимир по всему городу сказать:

— Если не придет кто завтра на реку креститься — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом. Услышав это, с радостью пошли люди, говоря:

— Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь и бояре. Наутро вышел Владимир с попами царицыными и с корсунскими на Днепр, и собралось там людей без числа. Вошли в воду и стояли одни по шею, а другие по грудь, молодые у берега, иные держали младенцев, а совершенные летами бродили по воде, попы же стояли и совершали молитвы. И была радость на небесах и на земле о стольких спасаемых душах, а дьявол говорил, стеная:

— Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь я мнил иметь жилище и веселился, что служили мне. И вот уже побежден не апостолами, не мясниками, а неведавшим гласа Божьего. И не буду я царствовать здесь.

Люди, крестившись, пошли каждый в дом свой. Владимир же повелел рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял кумир Перуна и другие и где творили им жертвы князь и люди.

И по другим городам начал ставить церкви н определять попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в ученье книжное. Матери же детей этих плакали по ним, как по мертвым, ибо не утвердились они еще в вере.

Владимир просветился сам, и сыновья его, и земля его. И посадил Владимир сыновей своих — Изяслава в Полоцке, Ярослава в Новгороде, Святополка в Турове, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Мстислава же в Тмуторокани. И сказал Владимир:

— Нехорошо, что мало городов около Киева.

И начал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суде, и по Стугне. И стал набирать лучших мужей от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населил города те. Ибо была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их.

Ответьте на вопросы и выполните задания:

  1. Назови причины крещения самого князя Владимира.
  2. Добровольно ли крестились жители Киева по описанию летописца?
  3. Что принесло христианство для людей Древней Руси

Приложение 3. Таблица для заполнения.

До крещения Руси

После крещения Руси

Архитектура

Литература

Живопись

Приложение 4. Славянский алфавит.

Приложение 5. Кроссворд «Православие».

  1. Жанр и форма христианской и иудейской лирической молитвословной поэзии.
  2. Изображение, выполненное по сырой штукатурке.
  3. То же, что алфавит, чаще всего используется для обозначения кириллического алфавита.
  4. Обращение человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам.
  5. Учебное заведение для получения образования и знаний.
  6. Гражданский; противоположное религиозному.
  7. Княгиня первая принявшая христианство.
  8. Река в котором крестили население Руси.
  9. Князь, крестивший Русь.
  10.  Кумир, фантом, предмет поклонения.
  11. Система представлений о человеке и мире, что существовала в древнерусском государстве. Именно эта вера была официальной и преобладающей религией среди восточных славян вплоть до Крещения Руси в 988 году.

Приложение 6. Ответы на кроссворд «Православие».

        

Приложение 7. Лист самооценки. 

Ф.И. ученика__________________________________

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал (а) (ЧТО?) ___________________________________________

_____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился (лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

_____________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился (лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Осталось непонятным (ЧТО?) ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Сегодня на уроке я был (а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

Выбери фразеологизм, который отражает твою работу на уроке

1. Превзошёл сам себя     2. Это еще цветочки, а ягодки будут впереди   3. Не ударил лицом в грязь

4. Бил мимо цели    5. Язык плохо подвешен      6. Из кожи вон лез


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Культурное наследие Московской Руси"

Урок разработан для обучающихся по программе 7 вида по курсу "История России с древнейших времен...". Используемая технология - проблемно - диалогическая....

Тема урока: Культурное наследие Европы и культура Руси"

Тема урока:  Культура  Киевской Руси  в  X – XII  веках.Цель урока:  Познакомиться   с  уровнем  развития  культуры  Древней  Рус...

Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...

Урок по ОДНКНР 5 класс "Культурное наследие христианской Руси"

Урок по очень сложному предмету- нравственно-философского содержания.Технологическая карта урока....