Урок по ОДНКНР 5 класс "Культурное наследие христианской Руси"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Нина Павлиновна Страхова

Урок по очень сложному предмету- нравственно-философского содержания.Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_odnknr.docx42.41 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Страхова Нина Павлиновна

учитель истории, обществознания и МХК РК г.Ухта МОУ СОШ №20 с УИОП

Урок ОДНКНР «Культурное наследие христианской Руси»

Тема: «Культурное наследие христианской Руси».

Урок ОРКСЭ,

предметная область ОДНКНР

 учитель СТРАХОВА Нина Павлиновна

Класс 5

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие.

 

 

 

 

Создаёт эмоциональный настрой на работу на уроке.

-Добрый день, класс!

-Проверьте готовность к уроку: на рабочем столе должны быть учебник, Рабочая тетрадь по ОДНКНР, дневник и письменные принадлежности.

-Всё на месте? Садитесь. 

 

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

2.Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

3 Регулятивные:

-волевая саморегуляция;

4.Личностные:

организация личного пространства.

5 Коммуникативные:

-планирование

сотрудничества с преподавателем и со

сверстниками.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку

Волевая саморегуляция..

 

 

 

 

 

Создать позитивное настроение.

Воспитывать аккуратность, формироватьобщеучебные навыки.

2. Актуализация знаний

Минутка музыки.

Звучит «Аве Мария».

На фоне слайдов.

Проводит беседу.

-Какая музыка звучала? 

-О чём она вам рассказала? 

-Какое настроение создала?

-На что вас настроила?    

Предполагаемые ответы:

1. религиозная, церковная.

2.о любви, о материнстве

3. нежное, лирическое.

4.на красоту,на любовь

1.Личностные:

проявлять старательность.

2.Метапредметные:

правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетрадях.

3 Познавательные:

-общеучебные:

умения

структурировать

знания,

контроль

оценка

процесса

и

результатов

деятельности.

4 Логические:

-анализ, сравнение, синтез.

5 Регулятивные:

-контроль и оценка прогнозирования

(при анализе учебного действия).

Умение точно выражать свои мысли о формулиривать вопросы для получения ответов.

Терминологическая разминка 

(групповая)

Мини-группы созданы в начале учебного года.

-Верно-религиозная. ….

Религия… 

А что это такое?

— Какие религии мира вы знаете?

Рели́гия (лат. religare — «связывать, соединять») — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов…

2. Ислам. Христианство. Буддизм.

Личностные:

контролируют свои действия.

Предметные:

Повторить и вспомнить термины и знания,  полученые на предыдущих уроках.

Терминологическая разминка 

(групповая)

Группы созданы в начале учебного года.

Группа получает лист опроса.

Уточняет понимание учащимися общей тематики урока.

— Давайте вспомним символы веры этих религий

Активные формы работы. Работа по группам. Мини – группы. 

Опрос- письменно. Руководитель группы  зачитывает ответы.

1.Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи.

2.Предметные:

определяют главные символы мировых религий.

3.Регулятивные:

-целеполагание

как

учебной задачи,

-планирование,

-прогнозирование.

4. Познавательные:

-умение

структурировать

постановка и формулировка проблемы,

умение осознанно и произвольно строить

речевые высказывания.

5.Общеучебные:

моделирование,

выбор

наиболее

способов решения задач.

Развивать монологическую речь детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализировать знания детей о мировых религиях.

3. Постановка учебной задачи

 Работа с терминами.

 

 Слайд 

 

 

 

 

 

Организовывает проведение   культурологического исследования.

— Христианизация, Крещение…Вам знакомы эти слова?

1.Да, мы говорили об этом на уроках Краеведения в 4-ом классе и на прошлом уроке.

 

 

 

2. Веру, надежду, любовь….письменность..храмы..иконы…мозаика

 

 

 

 

1.Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

2.Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

3.Предметные:

повторяют понятия «христианизация».

 

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов.

Формулирование темы и целей урока (фронтально)

— А зачем нужна была религия русскому народу, что она даёт? — Что изменилось на Руси после принятия христианства?

— Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке ОДНКНР?

-Чтобы вам помочь я приготовила плакаты. Но мне нужны помощники….

 

—Вот тема нашего урока. -Запишите число и тему урока в тетрадь.

Учащиеся получают плакаты со словами, из которых должны составить предложение темы урока (Культурное наследие христианской Руси).

4. Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу..

— Что мы с вами должны выяснить в ходе урока. 

— Сформулируйте вопросы.

— С помошью каких ресурсов, мы сможем это сделать?

Учащиеся определяют  средства- алгоритм, модели, справочники, Интернет, учебник, Рабочая тетрадь, дополнительный дидактический материалы.

1.Что приобрела Русь вместе с христианством? 

2.Что изменилось в истории и культуре страны?

Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

5. Познавательные:

-умение

структурировать

постановку и формулировку проблемы,

умение осознанно и произвольно строить

речевые высказывания;

-пытаются решить задачу известным способом, фиксируют проблему.

6.Общеучебные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач.

4. Усвоение

новых

знаний

и

способов действия

Обеспечивает мотивацию выполнения работы на уроке.

Мы должны помнить свое прошлое, потому что без прошлого нет настоящего. 

И сегодня на уроке мы откроем странички нашей истории, которые расскажут нам о том, кто и как участвовал в процессе христианизации и культурном наследии.

Познавательная-анализировать,аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Коммуникативная-задают уточняющие вопросы,осознанно строят речевые высказывания,рефлексируют.

Регулятивные –исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы её решения.

Формирование чётких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию.

Для того, чтобы реализовать наши планы, нам нужна информация.

Достаточно ли той, что у нас уже есть?

Нет.

Общеучебные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач.

Слайды

Попробуем расширить наши представления о вопросе  с помощью того, что дал нам Интернет .

Работать будем в группах и парах.

Тексты с информацией о князях. Работа в парах.

1 ряд. Приложение 1. Вопросы. 

1.Кто и как провёл, а и кто продолжил христианизацию Руси? 

2.С какой целью это было сделано?

2 ряд. Приложение №2.

Работа с иллюстрациями.

1.Какое событие изображено на каждой из репродукций?

2.Какие эмоции и чувства у участников событий?

3.Как они относятся к происходящему.

3 ряд. Приложение №3.

Контурная карта РК, атлас РК стр.13, клей-карандаш, кружочки для наклеивания.

Задание.

1.Составить маршрутную карту по святым местам РК.

2.Надписать на кружочке храм, который вы знаете,  и наклеить на к/к РК.

Умение структурировать знания.

Выработка УДД:оценка,контроль,коррекция.

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

 

Слайд

Слайд

Слайды

Физкультминутка 

Время на работу 5 минут.

Колокольчик.

Выступления начнём со 2-го ряда.

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Группа 1- стихотворение о княгине Ольге.

Организует  беседу по уточнению и конкретизации приобретённых данных.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно – следственные связи.

 

 

 

 

Группы выступают( руководитель), ряд и пары дополняют выступления.

 

 

 

Стихотворение.

Она была такой прекрасной,
Что, красотой её пленяясь,
К ней воспылал любовью страстной
И в жены взял великий князь.
Была она такою умной,
Что – хоть историка спроси! –
Из всех княгинь её лишь только
Прозвали Мудрой на Руси!
Она была ещё жестока
И проливала кровь за кровь,
Пока Господь в мгновенье ока
Не дал ей веру и любовь.
Крестившись, сильно изменилась
И, не творя отныне зла,
По всей Руси добро, и милость,
И Слово Божие несла!

Здоровьесберегающие .

Образовательные:

— организовывать усвоение учащимися нового способа  действий для решения всех заданий нового типа ( в парах, рядах);

— по результатам выполнения самостоятельной работы организовывать  рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Регулятивные:

— контроль и коррекция  в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные:

-умение работать в парах, слушать товарища;

 умение корректно дополнять и при необходимости исправлять одноклассников.

Самоопределение, самоусвоение знаний.

 

Слайд

Видеоматериал «Храмы Ухты».

Поднимите руку, кто посещал храм?

А какие храмы есть в нашем городе?

А что такое «храм»? …

Зачем мы туда приходим и что видим?

Слышу, вижу и внутрь зайду…Часами можно рассматривать внутреннее убранство храма. Значит не только материальное наследие, но и …ДУХОВНОЕ!!! Значит православие, как и любая религия- это нравственность народа…

Ребята поднимают руки.

Перечисляют храмы города.

Храм- это культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов

Храм – это церковь.

Мы приходим за советом к богу, помолиться, во время праздника или другого события.

Мы можем увидеть: иконы, свечи, фрески, верующих, церковную службу.

Вспомнить законы божьи.

Послушать пение и музыку колоколов.

Организовывать обсуждение возможности применения нового способа действия  для решения всех заданий урока.

Коммуникативные :

Планирование учебного сотрудничества.

Познавательные:

— поиск и выделение необходимой информации

-смысловое чтение – построение логической цепи рассуждения.

Восстановление и повторение изученного ранее материала.

Вспомнить и записать термин «храм».

Обновить истории ко- краеведческий материал.

5.Закрепление

изученных

способов действий.

 

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности класса на уроке.

Итак, что появилось  в жизни русского народа  на Руси с принятием христианства?

Письменность

Архитектура

Живопись

Правила жизни

музыка

Повторяют термины

6.

Контроль

и

самооценка знаний

и

способов

действия

 

Групповая и парная

Слайды

Подводит учащихся к выводу о…вернувшись к теме урока.

Культурное наследие христианской Руси.- раздаточный материал на отдельных листочках.

 

 

 

 

Напишите свои ответы на цветных листочках, которые у вас на партах (каждый ряд свой цвет), и поместите на магнитной доске.

Одинаковые убираем.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

1.Письменность

2.Храмы

3.Иконы

4.Фрески

5.Мозаика

6.Колокола, музыка.

7.Нравственность.

Прикрепить на доску с помощью магнитов.

Умение контролировать и сравнивать учебный процесс.

Делают выводы и записи в тетрадь.

7.

Коррекция

знаний и способов

действий.

 

Групповая и индивидуальная.

Слайд  

Комментирует выполнению работу на доске вместе с учащимися.

Формулируют выборы наблюдений.

Образовательные:

-организовывать учебное место, время и действия для  достижения целей.

Организовывать повторение учебного содержания  необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Регулятивные:

— прогнозирование.

Высказывают своё мнение.

8.

Подведение

итогов

занятия,

информация

о

домашнем задание.

 

Групповая и индивидуальная

.

Слайд 

Даёт комментарии к домашнему заданию

Домашнее задание.

1.Рабочая тетрадь №7,9 стр. 42

2.Православный календарь, что такое?

3.*Темы проектов в РТ.стр.44

Образовательные:

-организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

-организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной  деятельности.

-организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Познавательные:

-умения структурировать знания

-оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

-волевая саморегуляция-осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Умение определять результативность образовательной деятельности.

9.

Рефлексия

 

Индивидуальная 

Слайд 

Создаёт эмоциональный настрой на подведение итогов урока и участии каждого в учебном процессе.

Давайте завершим наш урок.

Для этого у  вас на партах лежат листочки с вопросами, заполните их и сдайте мне на стол.

Мне было приятно работать с вами сегодня на уроке ОДНКНР.

Надеюсь и вам тоже.

Всем большое спасибо!

Рефлексия — раздать …

Расскажите, о своих ощущениях от работы продолжив фразы:

  • Меня удивило….
  • Я узнал, что…
  • Мне захотелось…
  • У меня были трудности в ….

Образовательные:

-организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные:

—умение выражать свои мысли

-оценивать качества своей и общей учебной деятельности.

Оформляют задание.

РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ ОЛЬГА

Она была такой прекрасной,
Что, красотой её пленяясь,
К ней воспылал любовью страстной
И в жены взял великий князь.
Была она такою умной,
Что – хоть историка спроси! –
Из всех княгинь её лишь только
Прозвали Мудрой на Руси!
Она была ещё жестока
И проливала кровь за кровь,
Пока Господь в мгновенье ока
Не дал ей веру и любовь.
Крестившись, сильно изменилась
И, не творя отныне зла,
По всей Руси добро, и милость,
И Слово Божие несла!

Расскажите, о своих ощущениях от работы продолжив фразы:

  • Меня удивило….
  • Я узнал, что…
  • Мне захотелось…
  • У меня были трудности в ….

Расскажите, о своих ощущениях от работы продолжив фразы:

  • Меня удивило….
  • Я узнал, что…
  • Мне захотелось…
  • У меня были трудности в ….

Расскажите, о своих ощущениях от работы продолжив фразы:

  • Меня удивило….
  • Я узнал, что…
  • Мне захотелось…
  • У меня были трудности в ….

Расскажите, о своих ощущениях от работы продолжив фразы:

  • Меня удивило….
  • Я узнал, что…
  • Мне захотелось…
  • У меня были трудности в ….

Расскажите, о своих ощущениях от работы продолжив фразы:

  • Меня удивило….
  • Я узнал, что…
  • Мне захотелось…
  • У меня были трудности в ….

Расскажите, о своих ощущениях от работы продолжив фразы:

  • Меня удивило….
  • Я узнал, что…
  • Мне захотелось…
  • У меня были трудности в ….

Расскажите, о своих ощущениях от работы продолжив фразы:

  • Меня удивило….
  • Я узнал, что…
  • Мне захотелось…
  • У меня были трудности в ….

На основе изученного на уроке, дополните  текст.

Князь_________________, внук ______________, не зря получил почётное прозвище ______________, ведь он крестил Русь. Первой христианкой была его бабка, княгиня______________ . Народные____________ называют князя ________________, потому что он не только совершал _______ против врагов земли русской, строил города , но и защищал Русь. Ярослав ____________ заботился об ________________ и нравственности своего народа. Он создал самую большую на Руси _________________.

Ответы: Мудрый,  Красное Солнышко, образовании , Владимир , былины, походы, Святой, княгиня Ольга.

 

 

На основе изученного на уроке, дополните  текст.

Князь_________________, внук ______________, не зря получил почётное прозвище ______________, ведь он крестил Русь. Первой христианкой была его бабка, княгиня______________ . Народные____________ называют князя ________________, потому что он не только совершал _______ против врагов земли русской, строил города , но и защищал Русь. Ярослав ____________ заботился об ________________ и нравственности своего народа. Он создал самую большую на Руси _________________.

Ответы: Мудрый,  Красное Солнышко, образовании , Владимир , былины, походы, Святой, княгиня Ольга.

 

 

На основе изученного на уроке, дополните  текст.

Князь_________________, внук ______________, не зря получил почётное прозвище ______________, ведь он крестил Русь. Первой христианкой была его бабка, княгиня______________ . Народные____________ называют князя ________________, потому что он не только совершал _______ против врагов земли русской, строил города , но и защищал Русь. Ярослав ____________ заботился об ________________ и нравственности своего народа. Он создал самую большую на Руси _________________.

Ответы: Мудрый,  Красное Солнышко, образовании , Владимир , былины, походы, Святой, княгиня Ольга.

 

Вопросы. 

1.Кто и как провёл, а и кто продолжил христианизацию Руси? 

2.С какой целью это было сделано?

Группа 1.

Княгиня Ольга (920-969 гг)

 Давайте обратимся к жизни этой женщины, которую Церковь называет «Начальницей веры» и «Корнем православия» на Руси. С её именем проходили разные явления, она  причислена к лику святых. На Руси Христианство распространилось под влиянием Византии. Восточные славяне Византию обычно называли Греческим царством, а её столицу Константинополь — Царьградом. Это было  сильное богатое государство, с которым у славян были наложены хорошие торговые отношения.

Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине Х века в городе Константинополе. В 955 году Ольга приняла христианство. Согласно сохранившимся данным крещение она приняла в Константинополе от самого императора Константина 7 и получила имя Елена.
Из Константинополя Ольга привезла в страну христианские книги и иконы. Ольга хотела, чтобы ее сын тоже принял христианство. Святослав не запрещал своим подданным менять религию, однако сам креститься не желал.
Находясь у власти, Ольга построила на Руси много храмов, а городе Пскове воздвигла монастырь. Княгиня предприняла поездку в северные земли страны, где крестила всех стремящихся принять христианство. Она уничтожала языческие идолы, встречавшиеся ей, и на их месте устанавливала христианские.
Княжеские войска негативно относились к христианской религии. Они оставались верны язычеству и убеждали князя в том, что принятие новой религии сделает Русь более слабой. Но сын Святослав не хотел спорить с Ольгой.
Ольга мечтала сделать христианство главной религией в стране, но это ей не удалось. Войска настояли на том, чтобы она прекратила свои походы. Своим двум внукам Ольга привила любовь к христианству. Но крестить их не решилась, поскольку боялась за их жизнь. В воспитании внуков Ольга сыграла важную роль. Впоследствии придя к власти, они продолжили дело Ольги и внедряли христианство по стране.
Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ  от язычества. Чем же пугала новая вера язычников? Нужно было поверить, что миром правит Единый Бог, это он создал всё, что есть в окружающем мир. 

 

Князь Владимир (960-1015 гг)

Только десятилетия спустя, 988 году христианство пришло на Русь. Это  произошло во времена правления Великого князя  Владимира Красное Солнышко- внука княгиня Ольга. Главную роль в христианизации сыграл князь Владимир. После принятия христианства повелел князь Владимир, как сказано в летописи, «рубить повсюду церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры».     В летописи говориться « Наутро вышел Владимир с попами царицынами на Днепр, и собралось там людей без числа. Вошли в воду  и стояли одни по шею, другие по грудь, молодые  у берега, иные держали младенцев, а совершенные летами бродили по воде, попы же стояли и совершали молитвы. И была радость на небесах и на земле о стольких спасенных душах. Люди, крестившись, пошли каждый в дом свой» .Для стройки выбрали самые красивые места в поселениях. Первые деревянные храмы были срублены в Киеве и Великом Новгороде. Позднее церкви стали строить из камня.

    До настоящего времени сохранилось не много древних храмов. Но все они вызывают восхищение и являются выдающимися памятниками архитектуры. Возводя церкви в своих городах, наши предки не жалели на них средств. Снаружи стены храма украшали каменной резьбой, а внутри храма выкладывали мрамором, стены украшали фресками и яркой мозаикой. Все эти произведения древнего и современного искусства изображают сцены из жизни Христа и его учеников.

 В православном храме всегда много икон. Они сопровождают верующего человека в течение всей его жизни. Иконы издревле находились не только в церквях, но и в каждой избе, в маленьких молельнях на дорогах, на полях сражений. Иконопись считалась самым совершенным из искусств, а мастера – иконописцы были окружены огромным уважением современников.

 Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу. Ведь византийские христиане, в отличие от хазар и булгар, не посягали на восточнославянские  территории. К тому же Русь поддержала тесные торговые связи с Византией Часть жителей Руси. Особенно среди киевлян, исповедовали христианство. Примером были Византия, самая могущественная церковь способствовала ее укреплению. К тому же  византийская церковь, в отличие от римской, полностью зависела от императора. К принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить международный авторитет Руси. Многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как варваров.

Князь Ярослав Мудрый  (978-1054 гг.)

Одновременно с этим мудрый князь делал все возможное, чтобы повысить уровень образования простых людей и искоренить остатки язычества. Ярослав, как и его отец, прилагал все усилия, чтобы обратить весь народ в христианство.

В государстве активно переводились на славянский язык разные книги. Помимо того, что Ярослав Мудрый сам любил просвещаться, он побуждал к этому своих приближенных и духовенство.

В результате, в городах начали появляться первые учебные заведения для мальчиков. Люди стали искренне стремиться освоить грамоту.

По словам биографов, царь собрал библиотеку, в которой по разным оценкам находилось от 500 до 950 томов. Интересен факт, что сегодня знаменитую «Библиотеку Ярослава Мудрого» часто сравнивают с «Библиотекой Ивана Грозного».

Во времена правления Ярослава Мудрого активно строили монастыри, главным из которых является Киево-Печерский.

Группа 2.

Работа с иллюстрациями.

Перед вами 2 иллюстрации:

1.Какое событие изображено на каждой из репродукций?

2.Какие эмоции и чувства у участников событий?

3.Как они относятся к происходящему.

 

 

 

Группа 2.

Работа с иллюстрациями.

Перед вами 2 иллюстрации:

1.Какое событие изображено на каждой из репродукций?

2.Какие эмоции и чувства у участников событий?

3.Как они относятся к происходящему.

 

Группа 2.

Работа с иллюстрациями.

Перед вами 2 иллюстрации:

1.Какое событие изображено на каждой из репродукций?

2.Какие эмоции и чувства у участников событий?

3.Как они относятся к происходящему.

 

Группа 2.

Работа с иллюстрациями.

Перед вами 2 иллюстрации:

1.Какое событие изображено на каждой из репродукций?

2.Какие эмоции и чувства у участников событий?

3.Как они относятся к происходящему.

Группа 3.

Контурная карта РК, атлас РК стр.13, клей-карандаш, кружочки для наклеивания.

Задание.

1.Составить маршрутную карту по святым местам РК.

2.Надписать на кружочке храм, который вы знаете,  и наклеить на к/к РК.

 

Группа 3.

Контурная карта РК, атлас РК стр.13, клей-карандаш, кружочки для наклеивания.

Задание.

1.Составить маршрутную карту по святым местам РК.

2.Надписать на кружочке храм, который вы знаете,  и наклеить на к/к РК.

 

Группа 3.

Контурная карта РК, атлас РК стр.13, клей-карандаш, кружочки для наклеивания.

Задание.

1.Составить маршрутную карту по святым местам РК.

2.Надписать на кружочке храм, который вы знаете,  и наклеить на к/к РК.

 

Группа 3.

Контурная карта РК, атлас РК стр.13, клей-карандаш, кружочки для наклеивания.

Задание.

1.Составить маршрутную карту по святым местам РК.

2.Надписать на кружочке храм, который вы знаете,  и наклеить на к/к РК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Культурное наследие Московской Руси"

Урок разработан для обучающихся по программе 7 вида по курсу "История России с древнейших времен...". Используемая технология - проблемно - диалогическая....

технологическая карта и презентация к уроку по ОДНКНР «Христианская вера и образование в Древней Руси»

технологическая карта и презентация к уроку по ОДНКНР «Христианская вера и образование  в Древней Руси»...

презентация к уроку по ОДНКНР «Христианская вера и образование в Древней Руси»

презентация к уроку по ОДНКНР «Христианская вера и образование в Древней Руси»...

Культурное наследие христианской Руси

Предоставленная разработка создана для учащихся 5 класса. Данная тема является первой при изучении темы "Религия и культура" в курсе ОДНКНР. Данная тема рассчитана на 3 часа....