Доклад на тему: «Организация и функционирование классов обучающихся по адаптированной программе в МБОУ СОШ № 6»
материал

Евсюкова София Викторовна

Доклад на тему: «Организация и функционирование классов обучающихся  по адаптированной программе в МБОУ СОШ № 6» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_forum.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Организация и функционирование классов обучающихся  по адаптированной программе в МБОУ СОШ № 6»

     Подобно тому, как каждый поезд входит в назначенное время,  согласно расписанию, психическое развитие каждого ребенка «стартует» в определенный момент (условно говоря  – в момент рождения, а возможно, и раньше). Поезд в процессе движения может задержаться на какой-то станции или перегоне, но, в конце концов, пусть даже с опозданием (задержкой), придет в пункт назначения, причем по тем, же самым рельсам, по тому, же пути. Точно так же и психическое развитие ребенка, задержавшееся на каком- то этапе, впоследствии должно «догнать» расписание. (Слайд № 1)

             Озабоченность общества судьбами этих детей, осознание необходимости обеспечения охраны их физического и нравственного здоровья, обеспечения полноценного образования и личностного развития все это привело к созданию  классов обучающихся по адаптированной программе, в которых есть определенная обучающая и развивающая система для детей, имеющих задержку в психическом развитии.

            В реальной школьной жизни учителя массовой школы сталкиваются со значительным числом таких учащихся. 
            К этой группе  специалисты относят детей, которые в силу физической и психической ослабленности, психосоциальной запущенности характеризуются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшие, чем сверстники, качества приспособительных, адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки.

       Работа с такими детьми  исключительно социально ответственна и специфична, а поэтому подготовка учителя должна осуществляться с достаточной тщательностью. Значительное место в такой подготовке должно отводиться перестройке личности учителя, формированию умений нетравмирующего общения. 
         
Методическая грамотность учителя, работающего с такими детьми,  также имеет свою специфику. Учитель должен уметь так дидактически обработать учебную информацию, чтобы, не упрощая ее до примитивности, сделать доступной для каждого ученика, обеспечить полноценное его развитие. 
      В нашей школе классы обучающихся по адаптированной программе или классы коррекционно-развивающего обучения открыты довольно давно, более 15 лет.

    (Слайд № 2)   Классы обучающихся по адаптированной программе (коррекционно- развивающего обучения) в своей деятельности руководствуются Законом «Об образовании», законом «О социальной и медико- педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»,  Правилами о порядке организации деятельности специальных (коррекционных) организаций образовании, Примечаниями к государственному стандарту образования в отношении детей с задержкой психического развития.  

   (Слайд № 3)  Цель открытия данных классов: создание в общеобразовательном учреждении целостной системы,  обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с  задержкой психического развития в соответствии с их  возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Как же дети могут обучаться в таких классах. Ну прежде всего проводиться диагностика учащихся:

- Педагогическая диагностика (исследование трудностей в обучении)

- Психологическая (поиск психологической причины)

- медицинская диагностика (включает в себя глубину дефекта)

После чего ребенка отправляют на психолого-медико-педагогическую комиссию, где комиссия дает заключение, в котором указано, что ребенку рекомендовано продолжить обучение в классе обучающихся по адаптированным программам.

       

(Слайд № 4) Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

- Активизация познавательной  деятельности учащихся;

- Повышение уровня их умственного  развития;

- Нормализация учебной деятельности;

- Коррекция недостатков эмоционально -  личностного и социального развития;

- Социально - трудовая адаптация.

(Слайд № 5))Направления работы коррекционно-развивающего обучения:

- Обучение.

 - Воспитание.

 - Коррекция высших психических  функций.

-  Коррекция речи.

 - Коррекция эмоционально - волевой сферы.

 - Взаимодействие с семьей.

(Слайд № 6) По направлению ПМПК ребенок направляется в школу в класс КРО, где с ним работают следующие специалисты:

- учитель,

- логопед,

- педагог-психолог,

- социальный педагог,

- воспитатель ГПД,

- учитель физкультуры,

- педагог дополнительного образования,

- медицинский персонал.

      В классах КРО кроме общеобразовательных предметов предусмотрены коррекционные занятия по развитию высших психических функций и эмоционально - волевой сферы, коррекционная физкультура, ознакомление с окружающим миром.

(Слайд № 7,8) Работа ведется по методикам:

Локаловой Н.П.; Холодовой О.; Тихомировой Л.Ф.; Винокуровой Н.К.;

Костроминой С.Н.; Коноваленко С.; Лайло В.В.; Эдигея

(Слайд № 9) Очень важным звеном является работа с родителями. Формы взаимодействия с родителями обучающихся в классах КРО делятся на традиционные и не традиционные.

Традиционные включают в себя: конференции, родительские собрания, родительские лектории, индивидуальная работа: консультации, беседы,  посещение на дому.

Нетрадиционные: тематические, групповые, индивидуальные консультации, родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги.

Работа логопеда

(Слайд № 10) Логопедический пункт: Цель: коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.

(Слайд № 11) Задачи логопункта:

Выявление детей, имеющих речевые нарушения, путем диагностики речевого развития;

Разработка дифференцированных методов и средств устранения дефектов речи;

Коррекция недостатков речевого развития учащихся на индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях;

Профилактика речевых недостатков путем консультаций, бесед и информирования всех субъектов коррекционного процесса;

Развитие коммуникативных навыков (применение диалогов, тематических бесед и коммуникативных тренингов).

(Слайд № 12,13,14,15,16,17,18,19,20 ) Направления работы логопедической службы включают в себя: диагностическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее, профилактическое.

  Дети разделяются на подгруппы по схожести нарушений. Занятия проводятся три раза в неделю.

(Слайд № 20) Работа психолога

Модель деятельности педагога-психолога школы включает в себя:

Сопровождение учащихся, сопровождение семьи, сопровождение учебно-воспитательного процесса и педагогических кадров.

(Слайд № 21) Виды деятельности психолога:

Диагностическая деятельность, коррекционно-развивающая, просветительская, консультативная.

Коррекционно-развивающая: программу коррекционно-развивающую программу занятий для учащихся классов кро, программу по коррекции и развитию психических процессов у учащихся классов кро.

(Слайд № 22,23) Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся классов КРО :

Цель: сохранение психического  и физического здоровья,          социализация, нравственное становление личности детей с ОВЗ.

Задачи:

помощь в адаптации к школьным условиям;

развитие эмоциональной регуляции поведения;

повышение уверенности в себе;

формирование коммуникативных навыков;

обучение приемам снятия напряжения;

снижение тревожности и страхов:

формирование позитивной моральной позиции.

 Занятия проводятся как в групповой форме так и индивидуально.

Работа учителя (классного руководителя)

В условиях работы в классе для обучающихся по адаптированной программе  цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя – создание условий для разностороннего развития личности школьника в условиях личностно ориентированной коллективной творческой деятельности.

Классный руководитель включает детей в разнообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентирующую, трудовую, общественную, художественную, физкультурную, игровую, деятельность свободного общения, стимулирует их самопознание и самовоспитание, вооружает их знаниями и умениями, организует коллективную творческую деятельность детей. Это и раздача поручений, и организация детского самоуправления, и совместная личностно ориентированная коллективная творческая деятельность.

Классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Деятельность классного руководителя охватывает различные стороны жизни его воспитанников.

Работа педагога дополнительного образования

В коррекционно-развивающей  системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе лепке, рисованию, обрывной аппликации, оригами и т.д.  Формируя и обогащая данный вид деятельности, а также учитывая специфику и коррекционную направленность, можно ослабить или ликвидировать многие психофизические нарушения у детей с ЗПР.

Так как точно координировать движение пальцев, кисти, всей руки  помогает также рисование, штриховка (параллельными, волнистыми, круговыми линиями), раскрашивание, работа с трафаретами, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом усложненных), игры с мелкими предметами (мозаика), конструирование, моделирование, плетение, шитье и т.д., во второй половине дня  для детей в нашей школе были созданы условия для  перечисленных выше занятий и игр.

Работа учителя физкультуры

Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. Медленное формирование  межанализаторных связей в коре головного мозга приводит к недостаткам развития общей моторики ребенка.         Если мы присмотримся  к детям с задержкой психического развития внимательно, то увидим, что движения ребят резкие, как бы угловатые, плохо координированные. Во время ходьбы перекрестные движения  - «левая рука - правая нога» и наоборот -  нечеткие и вялые. Дети боятся прыгать со скамейки на землю. При ходьбе по бордюру они плохо удерживают равновесие, падают. Прыгая, как зайцы, им трудно оттолкнуться от пола двумя ногами одновременно, часто они просто приседают, имитируя подскоки. Изображая аиста, они с трудом удерживают равновесие, стоя на одной ноге.  Во время подвижных игр  плохо владеют мячом, испытывают трудности при ловле и бросании мяча. Долго не могут научиться ездить на велосипеде,  прыгать через скакалку.                       Преодолеть недостатки физического развития помогает коррекционная ритмика. Коррекционная ритмика - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), улучшаются  качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, то есть социализируют ребенка.

Занятия коррекционной ритмикой призваны укреплять костно-мышечный аппарат, развивать дыхание, моторные функции, формировать правильную осанку, походку, грацию движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

        Постепенно формируются пространственные представления, способность произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, Занятия коррекционной ритмикой способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, собранности, самостоятельности и т.д.     Включенные в занятие игры имеют особое значение. Коррекционные игры не только  способствуют развитию произвольности движений и поведения, мышления, личностных качеств детей, они вызывают стремление осознать правила игры, дают возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре, тем самым подготавливают ребенка к социализации в обществе.

Из всего выше сказанного какой вывод мы можем сделать? В чем же

ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ? Это:

-   общая коррекционная направленность процесса обучения,

-   увеличение срока обучения,

-   малая наполняемость класса,

-   щадящий режим,

-   соответствующий учебный план,

-   увеличение количества часов на трудный раздел программы,

-   использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,

-   создание положительной атмосферы на уроке,

-   постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,

-   создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,

-   опора на игру, 

-   целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.

Школьники в классах коррекционно-развивающего обучения при условии систематической коррекционной поддержке, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.

Результаты опытного обучения дают убедительное доказательство того, что такие дети составляют особую категорию, значительно продуктивную в обучении и овладение ими в специальных условиях полным объемом знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему: "Организация учебного процесса в 10 классе по истории и обществознанию"

Доклад на тему: "Организация учебного процесса в 10 классее по истории и обществознанию"...

доклад на тему: "Организация подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по обществознанию"

Выступление на школьном методическом объединении по теме: "Организация подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по обществознанию" содержит опыт организации данной подготовки в школе....

Доклад на тему:«Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром»

Муниципальное учреждение«Управление ДошкольногоОбразования» исполнительногокомитета Нижнекамского районаРеспублики Татарстан   Доклад на тему: «Организация экспериментальной деятел...

Доклад на тему :«Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенност...

Доклад на тему: Организация работы информационно – образовательного портала « Сетевой класс Белогорья».

   Данное программное обеспечение было закуплено в рамках МРСО за счёт федеральных средств. В нем собраны готовые учебно-методические комплексы, в т.ч. учебные программы, сетевые учеб...