доклад на тему: "Организация учебного процесса в 10 классе по истории и обществознанию"
материал (10 класс) по теме

Михина Людмила Ивановна

Доклад на тему: "Организация учебного процесса в 10 классее по истории и обществознанию"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация учебного процесса  на уроках истории и обществознания

 в 10 классе

                                                                                                               Михина Л.И

Одна из важнейших задач школы - помочь ее обучающимся в социализации личности, а история и обществознание являются предметами, которые (как нельзя лучше) способствуют этому через знакомство с опытом жизнедеятельности многих поколений. Важным качеством современной личности является социальная смелость, только социально смелая личность может вступить в борьбу с негативными процессами, которые имеют место в действительности. Именно формирование такого качества у подрастающего поколения посредством уроков истории и обществознания предполагает и параллельное формирование у них социальной грамотности и мудрости, которые не позволят молодому человеку превратиться в пешку в чьей-то игре. Развитие гражданской активности молодого поколения предполагает обучение его правилам социального взаимодействия. Как свидетельствуют факты, деконструктивность социальной активности может иметь и негативные последствия для общества, поэтому важной частью педагогического поиска учителя становится определение форм работы с учащимися, обеспечивающими их обучение навыкам конструктивного поведения. Таким образом, формирование гражданской позиции молодого человека будет способствовать развитию комплекса таких субъективных качеств, как ориентация на общепринятые нормы и ценности во всех сферах жизни, включая сферу труда, осознанная законопослушность, умение отстаивать свои гражданские права и выполнять обязанности, политическая активность, патриотическая преданность своему Отечеству, постоянное стремление наращивать и реализовывать свой творческий потенциал во благо обществу. Являясь сторонниками деятельностного подхода в обучении, т.е. вовлеченности ребенка в происходящее, преподаватели обществоведческих дисциплин уверены в том, что невозможно достичь желаемых результатов без эмоционально- ценностного отношения учащихся к предмету.

Мне оказалась близка по духу технология личностно-ориентированного обучения, потому что в ней особое значение придается такому фактору развития, как субъектный опыт жизнедеятельности, приобретенный ребенком до школы в конкретных условиях семьи, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Содержание, методы, приемы этой технологии направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика. Составить образовательную программу индивидуального характера для каждого ученика, конечно, невозможно, но для некоторых, кому она действительно необходима можно. Был составлен например план занятий отдельно для ученика, обладающего хорошими ЗУН, но не умеющего думать и реагировать на мои вопросы так же быстро, как остальные, что позволяло такому ученику (а позже и не одному ученику) усваивать материал школьной программы и не чувствовать себя ущербным в данном конкретном возрасте. Очень хорошо использовать эту технологию при работе с одаренными детьми, которые, как правило, идут на несколько шагов вперед всех остальных, и им изучать, допустим , 15 минут то, что они понимают за 5,- неинтересно. И для таких учеников индивидуальная образовательная программа тоже хороша. Поскольку центром всей образовательной программы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса, а стало быть, учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий. Стимулируя учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, необходимо обеспечивать, однако, контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса обучения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал, и вовремя ему помогать.

В своей работе я использую технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Особенности этой методики общеизвестны, но их необходимо повторить: материал вводится крупными дозами, поблочная компоновка материала, оформление учебного материала в виде опорных схем- конспектов - наглядных схем, в которых закодирован учебный материал. Сейчас выпускается много книг и брошюр, в которых эти схемы и представлены, но намного более ценные опорные схемы те, которые составляются самими детьми или с помощью учителя - они, естественно запоминают лучше, потому что «выстраданы» самим учеником путем проб и ошибок. Поблочная компоновка материала же удобна тем, что дает возможность представить изучаемый материал целостным образом, и что немаловажно, за один урок, оставляя последующие уроки на отработку и закрепление ЗУН. Благодаря освободившимся на отработку ЗУН часам у учителя есть возможность уделить более пристальное внимание каждому ученику, подготовить для индивидуальной работы или групповой (и меньше фронтальной работы) работы карточки- задания, тесты, проверочные материалы. А поэтому эта системе дает положительные воспитательные результаты: каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается воля, трудолюбие; возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах и способностях; формируется ответственность, честность, товарищество (особенно при работе в группах).

О технологии обучения в сотрудничестве хочется сказать отдельно. Большой интерес у учащихся вызывает групповая работа, потому что она приносит хорошие результаты. В качестве важнейшего фактора успешности овладения обществознанием и историей сегодня рассматривается групповое взаимодействие.. На занятиях истории я организую монолог или диалог или полиолог или изначально планирую проведение полиолога, сбора информации, обмена мнениями, принятия решения. Высказывания монологического характера, требующие привлечения дополнительных источников информации, рассчитано на предварительную подготовку и может служить домашним заданием. При правильном педагогическом руководстве и управлении она позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Работа в группах требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Задание в группе подбирается таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. Состав группы, разумеется, непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Используются мной и элементы дифференцированного обучения. Сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией. Целевая ориентация данной технологии - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. В силу неравномерности развития, развития личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому я, как учитель истории, организую разноуровневую дифференцированную работу этих учащихся на уроке, на всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН

В условиях современной России перед институтами образования встала проблема выработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе. Социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамичных изменений, позволили бы им быть активными созидателями демократического общества и реализовать себя в нем. Решает эти задачи учитель с помощью использования технологии «Дебаты» на уроках истории и обществознания. Эту технологию использует в 10-11-х классах, так как она предполагает включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации. Партнерские отношения обучающих и обучаемых, обеспечение диалогического общения не только между учителями и учениками, но и среди учащихся в процессе поиска знаний. Почему я, как учитель, истории использую дебаты?

  1. Стараюсь идти в ногу со временем.
  2. Добиваюсь, чтобы у учеников был устойчивый интерес к истории, чтобы они любили мой предмет и с удовольствием шли на урок. Например, учащиеся, которые к обычному уроку едва осиливали параграф, готовясь к дебатам, не только осваивают учебный материал, но и прорабатывают массу дополнительной литературы.
  3. Пытаюсь научить своих учеников навыкам исследования, приемам научной организации труда, эффективной работе с источниками. Например, с помощью дебатов формируется научное мышление, они учат навыкам исследования: формировать проблему, анализировать ее с различных точек зрения, аргументировано, четко излагать точку зрения и, наконец, видеть разные подходы к решению проблемы и пытаться внутренне решить ее. По существу дебаты могут стать аналогом семинаров в высшей школе. Дебаты способствуют обучению приемам научной организации труда. Подготовка к дебатам, предполагает поиск, сбор информации, ее систематизацию, хранение, что неизбежно требует овладения навыками: работы в библиотеке, использование ресурсов информационных сетей, организации и систематизации информации. Использование дебатов на уроках истории в 10-11-х классах позволяет решить задачи второго концентра обучения, в котором качество проработки материала связано с самостоятельным изложением, развитием и защитой чужих теорий учащимися. Это призвано формировать у учеников умение различать оттенки теорийотличать в чужой мысли доказанное от не доказанного, избегать преувеличений.
  4. Добиваюсь, чтобы ученики давали четкие, краткие, грамотные ответы..
  5. Обучаю своих учеников навыкам публичного выступления, нередко именно эта форма позволяет преодолеть многие барьеры, освободиться от комплексов, самоутвердиться, реализовать себя.
  6. Помогаю ученикам сформулировать свою точку зрения, свою позицию. Важно, что дебаты учат слушать и слышать иное, учат уважительному отношению к оппоненту, т.е. толерантному отношению к окружающим.
  7. В ходе игры воспроизводится поведение людей в реальной жизни, что способствует формированию важнейших умений навыков, глубокому осознанию социальных ролей, способствует овладению учащимися социальным опытом, что очень важно для выпускника школы.

Использование современных образовательных технологий и приемов, а также информационных технологий на уроках истории и обществознания, позволяют сформировать социально смелую, востребованную и адаптированную личность к современной динамичной жизнедеятельности.

Использую информационные технологии на уроках истории и обществознания.

1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации.  Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Преимущества использования презентаций:

I.  Преподаватель сам конструирует урок;

II. Возможность использовать информацию в любой форме  представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.);

III. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие  как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране;

IV.  Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.

V.Урок становится более ярким!

2) Так же в своей педагогической деятельности я использую учебно-методические комплекты (диски): «Всеобщая история 10 класс», «История России » Это позволяет нагляднее красочнее представит учащимся новый материал.

«+» использования дисков:

  1. Наличие большого количества анимированных исторических карт и заданий на работу с картами.
  2.  Использование видео фрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации.
  3. Возможность тестового контроля учащихся.

Это позволяет воссоздать на уроке  атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам.

На личном опыте могу сказать, что после таких уроков тема усваивается намного эффективнее, чем при традиционном типе урока.

3) Использование тестов-тренажеров позволяет отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков, корректировать процесс обучения, обеспечивает оценочную деятельность. Дает возможность проводить работу над ошибками в самих тренажерах. Тесты-тренажеры помогают вести подготовку к ГИА и ЕГЭ, что очень актуально на сегодняшний день.

4) Метод  проектов через презентации. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.

Использование метода проектов позволяет:

  1. Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами
  2. Формировать коммуникативные навыки культуры общения
  3. Добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния
  4. Развивать ключевые компетенции
  5. Расширить кругозор
  6. Развить лидерские и организационные качеств личности учащихся

Результатами метода проектов можно считать создание проектов по истории и обществознанию  учащимися 10 классов

4) На уроках обществознания можно организовать работу с источниками (например,  с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами).

Изучив данный вопрос, я пришла к выводу, что интерактивные технологии, как технологии формирующие компетенции учащихся могут использоваться на факультативных, индивидуальных занятиях;

для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций;  в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.

Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:

  1. психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
  2. возбуждает живой интерес к предмету познания;
  3. расширяет общий кругозор детей;
  4. возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  5. повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
  6. идет более полное усвоение теоретического материала;
  7. идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
  8. формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
  9. повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Использую в своей работе деятельностный метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.  

Стараюсь использовать частично-поисковые, проблемные методы, которые позволяют обучать.

  1. Организация работы с текстом.

Формы:

1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста .

3. Аналитическое чтение текста.

4. Разбить текст на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление  таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

8. Составление логической схемы.

  1. Приемы «Пометки на полях», «Двойной дневник»
  2. «Плюс и минус»

Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например:

 Найти отрицательное и положительное в чувстве . (Обществознание,6 класс).  

  1. Прием «Фишбоу»
  2. Горячий стул
  3. Прием: рисунки.
  4. «Три предложения» (передать содержание 3-я предложениями)

В играх (ролевые, маршрутные, конкурсные) моделируется ситуация.                                                В ролевых ситуациях (их можно придумать бесконечное множество) ученики, становясь родителями и детьми, врачами и пациентами, друзьями и врагами, соседями, разрешают жизненно важные проблемы взрослых.  

Ситуации».  Цель – закрепить и обобщить знания. Класс делится на группы, каждая из которых получает задание: придумать жизненные ситуации нарушения прав человека. Одна группа рассматривает  гражданские права, другая – политические, третья – социальные, четвёртая – экономические. Далее ситуации зачитываются или даже инсценируются группой.

«Парные  карточки»                                                                                                          Готовится набор карточек, которые могли бы составить пары

Конкурсные игры на уроках повторения

     

        Написание эссе

- ПОПС - формула

- МОПС – формула (мнение – объяснение – пример – следствие)

Фома Неверующий: ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…»

Подготовка творческих работ : коллаж, рисунок, плакат, синквейн

Исследовательские методы: работа над проектом, социологический опрос, исследование

     На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.

   

   Результаты реализции деятельностного подхода:

-активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;

-учащиеся  приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;

-вырабатываются навыки критического анализа текста;

- создается ситуации успеха для каждого школьника;

-актуализируется мыслительной деятельности школьников.

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему: "Организация подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по обществознанию"

Выступление на школьном методическом объединении по теме: "Организация подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по обществознанию" содержит опыт организации данной подготовки в школе....

Доклад на тему: «Организация учебно – исследовательской деятельности на уроках русского языка »

Данный  доклад содержит материал об организации учебно - исследовательской работы на уроках русского языка....

Доклад по теме "Организация образовательного процесса и педагогической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии"

Система педагогической компании и образовательных услуг может быть организована в условиях СКОУ 8 вида, в ЛПЦ, ПМС центрах, в общеобразовательном учреждении, если они распологают необходимыми материал...

Доклад на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЕН.01 МАТЕМАТИКА"

Доклад на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ   САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ   РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ   ЕН.01 МАТЕМАТИКА"...

Доклад на тему«Организация текущего повторения как условие подготовки к огэ по обществознанию»

Экзамен (ОГЭ ) – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора  своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.У каждого учителя постепен...