Проектирование урока в рамках реализации ФГОС
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Рекомендации к проектированию урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование современных уроков в условиях реализации ФГОС

«Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него».

С.И. Гессен.

Три постулата современного урока:

 1.Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

2.Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

 • отличаться мобильностью;

• быть способны к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Система требований к уроку включает:

1. Целеполагание.

2. Мотивация.

3. Практическая значимость знаний и способов деятельности.

4. Отбор содержания.

5. Интегративность знаний.

6. Построение каждого этапа урока по схеме.

7. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

8. Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока.

9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися.

10. Организация парной или групповой работы.

11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля.

12. Рефлексия .

13. Качественная положительная оценка.

14. Минимализация и вариативность домашнего задания.

15. Организация психологического комфорта.

Этап целеполагания

Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания:

«Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Яркое пятно», «Исключение», «Домысливание», «Моделирование жизненной ситуации», «Группировка», «Собери слово», «Проблема предыдущего урока», «Демонстрация множественности смыслов слова», «Проблемная ситуация», «Индуктор» и т.д.

Некоторые приемы целеполагания:

Тема-вопрос - тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность;

Работа над понятием - учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и ученики объясняют значение каждого слова, используя толковый словарь. Можно использовать подбор родственных слов или найти в сложном слове словосоставляющие основы. От значения слова определяют цель урока.

Подводящий диалог - на этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения, когда дети не могут рассказать что-то в силу некомпетентности. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна - среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.

Группировка - ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока. Исключение - анализируя, дети легко определяют лишнее. Формулируется учебная цель.

Домысливание - предлагается тема урока и слова «помощники»: повторим, изучим, узнаем, проверим. С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову): создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема следующая: самостоятельное решение, коллективная проверка результатов, выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения, постановка цели урока.

Проблема предыдущего урока - в конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Учитель может использовать стимулирующие выражения: «Удивляй!», «Пофантазируй!», «Поймай ошибку!», «Кто это придумал?».

Параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока.

• Объём написанного учениками в тетрадях.

• Количество выставленных ученикам отметок.

• Количество упражнений, выполненных за урок.

• Устная или письменная форма выполняемых заданий.

• Однотипность или разнотипность содержания урока.

• Наличие традиционных этапов урока.

• Распределение времени по различным этапам.

• Использование большого (малого) количества наглядных пособий.

 • Использование для работы на уроке учебника

Система требований к современному уроку

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; • вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Правила на каждый день, которые помогут учителю

 - Я не источник знаний на уроке

– Я организатор урока и помощник ребят;

- Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

- Исключить из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д.

- Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»;

- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования...

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС ООО.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?...

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования.

1. Важное звено в работе учителя – подготовка к уроку. Учитель готовится к цепочке уроков. Начинает с рабочей программы, учебно-тематического планирования с учетом требований к знаниям, умениям и навы...

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования...

Статья "Проектирование урока как основа реализации ФГОС"

Сегодня в профессиональном стандар­те педагога определена обобщённая тру­довая функция: педагогическая деятель­ность по проектированию и реализации образовательного процесса в образова­...

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования....

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС ООО

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И  это понятно... С введе...