Статья "Проектирование урока как основа реализации ФГОС"
статья на тему

Сегодня в профессиональном стандар­те педагога определена обобщённая тру­довая функция: педагогическая деятель­ность по проектированию и реализации образовательного процесса в образова­тельных организациях всех типов. Учитель должен владеть методикой проектирования рабочей программы по учебному предмету, технологической карты изучения учебной темы, урока. Данная статья знакомит с понятием "проектирование", алгоритмом проектирования урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_uroka_kak_osnova_realizatsii_fgos.docx16.66 КБ
Файл proektirovanie.pptx353.95 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование урока как основа реализации ФГОС

Цель воспитания и обучения-научить наших детей обходиться без нас.

Эрнст

      Об уроке написано множество книг, статей, постоянно ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы ни свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. .

      Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определил новые задачи педагогической деятельности учителя и требования к проектированию процесса обучения в школе. Сам термин проектирование  пришел на смену привычному нам планированию. Проектирование  – процесс создания продукта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога на уроке, прогнозирование её результатов.

     Сегодня в профессиональном стандарте педагога определена обобщённая трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях всех типов. Учитель должен владеть методикой проектирования рабочей программы по учебному предмету, технологической карты изучения учебной темы, урока.

Ключевые особенности ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов.

Во-первых, это системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта. Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Следующая ключевая особенность ФГОС— требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Становление целостной картины мира на основе развития универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных— является ещё одной особенностью ФГОС, которая должна быть обязательно учтена при проектировании урока.

Алгоритм проектирования урока

Формулирование темы урока в соответствии с тематическим планом.

Формулирование образовательных результатов деятельности учеников:

-Предметных;

-Метапредметных (3 груп­пы универсальных учебных действий + личностные).

На  основании этих результатов проводится рефлексия по поводу эффективности педагогической деятельности, решённых педагогических задач.

Определение базовой технологии и сопутствующих технологий для достижения планируемых результатов урока.

Один из главных моментов выделить базовую технологию обучения, так как в её логике и будет выстраиваться процесс обучения на уроке, определяться последовательность действий учителя и учеников. Можно ориентироваться на классификацию современных технологий построения учебного процесса на проблемной, деятельностной, смысловой, ситуативной, диалоговой основах.

     Форма оценки результатов (самоконтроль, оценочный лист).

обязательно должна быть графа, где ученику должна быть предоставлена возможность провести самооценку своих результатов.

Формулирование педагогических задач учителя по достижению учениками планируемых результатов.

Педагогическая задача - это описание ситуации, которая раскрывает взаимодействие учителя и детей по поводу достижения определённой цели. Иными словами, учитель должен определить условия того, как ситуацию «незнания» перевести в ситуацию «знания».

При проектировании урока педагог создает технологическую карту, которая рассматривается методистами как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

 Таким образом, детальное проектирование технологической карты сценария урока позволит не только описать целостно и системно достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС, спроектировать образовательный процесс по освоению темы, но и осознать эффективность педагогической деятельности, дать обоснованную оценку реализации трудовых функций в профессиональной педагогической деятельности учителя. 

 В чем же новизна проектирования  урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование урока как основа реализации ФГОС Педагогический Совет

Слайд 2

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Скаткин М.Н .

Слайд 3

Проектирование урока как основа реализации ФГОС Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога на уроке, прогнозирование её результатов.

Слайд 4

Особенности ФГОС при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов системно- деятельностный подход; требования к результатам освоения образовательной программы; развитие универсальных учебных действий.

Слайд 5

Алгоритм проектирования урока Формулирование темы урока в соответствии с тематическим планом. Формулирование образовательных результатов деятельности учеников: -Предметные ; - Метапредметные ( 3 груп­пы универсальных учебных действий + личностные). Определение базовой технологии и сопутствующих технологий для дости­жения планируемых результатов урока . Форма оценки резуль­татов (самоконтроль, оценоч­ный лист). Формулирование педагогических задач учителя по достижению ученика­ми планируемых результатов .

Слайд 6

Совре­менные технологии построения урока Информационно-коммуникационные Проектный метод Исследовательская деятельность учащихся Дифференцированное обучение Технология обучения в сотрудничестве или групповая работа Проблемное обучение Смысловое чтение З доровьесберегающие технологии…

Слайд 7

Требования к современному уроку 1. Целеполагание. 2. Мотивация. 3. Практическая значимость знаний и умений. 4. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым учащимся. 5. Метапредметность знаний, отработка общеучебных умений и навыков. 6. Построение каждого этапа урока по схеме: задача – деятельность учащихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения. 7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. 8. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации. 9. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе. 10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля. 11. Качественная положительная оценка деятельности учащихся. 12. Рефлексия. 13. Вариативность домашнего задания. 14. Организация психологического комфорта на уроке.

Слайд 8

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ РЕФЛЕКСИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ ПРОЕКТИРОВА- НИЕ УРОКА УРОК МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ОЦЕНКА, САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Слайд 9

Технологическая карта урока

Слайд 10

Связь между работоспособностью учащихся и временем урока max

Слайд 11

Характеристики урока, реализующего ФГОС на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия; на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества; на современном уроке есть место каждому ребенку, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Слайд 12

. Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно- указать дорогу. Ричард Олдингтон