Урок как основа реализации ФГОС. Воспитательные и развивающие возможности урока
материал по немецкому языку
Изучение иностранного языка — и особенно немецкого — это не просто навык. Это мощный инструмент воспитания и развития, который формирует личность, расширяет горизонты и готовит учеников к жизни в мире, полном вызовов и возможностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок как основа реализации ФГОС.
Воспитательные и развивающие возможности урока.
Уроки иностранного языка – это как окна в новый мир.
Именно через это окно мы впервые заглядывали в разнообразие культур.
Давайте вспомним наши школьные уроки немецкого.
Наши ученики надолго запоминают первые фразы Ich heiße Anna. Ich wohne in Moskau. Эти простые фразы становятся не просто словами, а первым шагом в другую культуру. Они еще не понимают, зачем это нужно, но ощущают: за этими словами скрывается мир. И ведь эти уроки запоминаются не потому, что мы заставляем учить, а потому, что это первое "путешествие" за пределы привычного мира.
На прошлой неделе с детьми (учениками 6 класса) посмотрели небольшой фильм Beschreibung meines Zimmers. Восторгу не было предела. Для них было удивительно, что они понимают немецкую речь. Это было чувство успеха! Именно эти чувства учат не сдаваться, двигаться вперед, быть открытыми к новому.
Это был урок радости и успеха, пусть и маленького. Такие эмоции – невероятный педагогический инструмент, который можно и нужно использовать.
Уроки иностранного языка – это всегда немного о музыке. Каждый язык звучит по-своему: английский – будто быстрый ритм, немецкий – словно марш, французский – как мелодия вальса. А ведь в этих звуках – не только культура, но и воспитание слуха, терпения, уважения к другому.
Сегодня я хочу поговорить о том, что изучение иностранного языка — и особенно немецкого — это не просто навык. Это мощный инструмент воспитания и развития, который формирует личность, расширяет горизонты и готовит учеников к жизни в мире, полном вызовов и возможностей
Полезность изучения иностранного языка:
- Расширение коммуникативных возможностей: знание языка позволяет общаться с людьми из других стран, получать доступ к большему количеству информации и культурных ресурсов.
- Конкурентоспособность на рынке труда: владение иностранным языком – востребованный навык, который повышает шансы на успешную карьеру.
- Доступ к оригинальным источникам знаний: возможность читать книги, научные статьи и новости на языке оригинала без перевода.
- Упрощение путешествий и адаптации в другой стране: знание языка помогает чувствовать себя комфортнее за границей, устранять языковые барьеры.
- Понимание глобальных процессов: язык дает доступ к мировым тенденциям, новостям и культурным событиям, что делает человека более интегрированным в мировое сообщество.
Воспитательные возможности:
1. Одним из ключевых аспектов является воспитание толерантности и уважения к культурному многообразию. Изучение иностранного языка выходит далеко за рамки грамматики и лексики — оно знакомят учащихся с традициями, обычаями, историей и образом жизни других народов. На уроках мы можем:
1) Формировать межкультурную компетенцию. Знакомя детей с особенностями культуры немецкоговорящих стран, мы показываем, как различия обогащают наш мир. Это развивает уважение и интерес к другим народам. Особое внимание в этом случае нужно уделить выбору учебного материала.
2) Учить работать в команде и слушать других. Работать в парах или группах, обсуждение различных точек зрения и совместное выполнение заданий помогают развивать эмпатию и умение находить компромиссы.
3) Обсуждать универсальные человеческие ценности. Через чтение текстов, обсуждение фильмов, праздников и актуальных тем (например, экология, права человека), учащиеся учатся видеть общие черты между культурами, что формирует чувство единства.
4) Бороться со стереотипами. Сравнивая собственную культуру в немецкой, учащиеся учатся анализировать, избегать предвзятости и принимать другой взгляд на мир.
2. Воспитание дисциплины
1) Соблюдение правил общения на уроке: ученики учатся говорить по очереди, слушать друг друга и учителя.
2) Выполнение заданий в установленное время, важно следовать четкому расписанию, заниматься регулярно.
3) Если каждый подумает о себе, то мы можем сказать, что четкая структура немецкого языка сделала нас тоже более дисциплинированными. Хочется надеяться, что воздействие немецкого языка на наших учеников поможет стать им более организованными.
3. Формирование ответственности
1) Изучить иностранный язык можно только путем регулярного выполнения домашних заданий.
2) Участие в групповых проектах требует от каждого ученика вносить вклад в общее дело. Это подразумевает работу над проектами, над общими презентациями о немецкоговорящих странах.
3) Самоконтроль и рефлексия. Регулярная проверка знаний через тесты и самооценку помогает развивать способность брать на себя ответственность за свои результаты.
4. Патриотизм через сравнение
Когда мы изучаем немецкие традиции, это заставляет задуматься и о наших, российских. У детей появляется желание узнать больше о своей культуре, чтобы найти точки соприкосновения и различия.
5. Устойчивые моральные и этические ценности:
Обсуждение литературных произведений и тем, связанных с жизнью и культурой Германии, может помочь учащимся сформировать собственные взгляды и ценности.
Развивающие возможности
- Критическое мышление через тексты и вопросы
Например, мы читаем небольшой текст о том, как в Германии организована школьная жизнь. Почему там нет строгих форм? Дети задаются вопросами: а у нас лучше или хуже? Они учатся анализировать и формулировать аргументы. - Коммуникативные навыки через диалоги
На уроках мы разыгрываем ролевые ситуации: как купить билет в Берлине, как спросить дорогу. Это практические навыки, которые потом могут пригодиться в реальной жизни. - Когнитивные навыки через лексические игры
Изучение грамматики, запоминание слов и фраз превращается в увлекательную игру: например, ребусы, ассоциации, карточки. Это развивает память и внимание.
Немецкий язык — это тренажёр для мозга. Посмотрим, например, на сложные слова, такие как Rechtsschutzversicherungsgesellschaften — "компания страхования юридической защиты". На первый взгляд это звучит устрашающе, но если разобрать слово на части, ученик видит, как оно складывается. Это развивает логику, память и внимание.
К тому же немецкий язык заставляет нас мыслить точно. Например, порядок слов в предложении. Оно воспитывает у детей дисциплину мысли и умение строить фразы логично.
- Креативность через проекты
Мы создаем проекты: дети готовят рекламу воображаемого немецкого кафе или придумывают экскурсию по Берлину. Это не только творчество, но и умение представить себя на месте другого. - Личностное развитие через успехи
Когда ученик впервые выступает на немецком языке перед классом или получает похвалу за свой текст, он растет. Это маленькие победы, которые повышают уверенность и желание двигаться дальше.
Изучение немецкого языка — это гораздо больше, чем освоение грамматики. Это обучение логике, развитие мышления, формирование уважения к культуре, к самим себе и друг к другу. Мы не просто учим детей говорить на иностранном языке — мы помогаем им расти, становиться взрослыми, способными к диалогу, размышлению и решению задач в мире, где разнообразие — это сила.
Иностранный язык — это мост. Но немецкий язык — это не просто мост, это инженерное чудо, где каждая деталь на своём месте. Этот мост не только соединяет культуры и страны, но и ведёт ученика к самому себе: к его логике, эмоциям, мечтам.
И здесь нам стоит вспомнить слова Гёте: „Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своём“.
Учить немецкий — значит учить себя, свои сильные стороны, свои слабости, свои возможности. Это путешествие в себя, которое делает человека увереннее, глубже, шире.
Но самое главное — немецкий язык оставляет след. Это тот случай, когда ученик через 10 лет, оказавшись в Берлине, вдруг вспомнит, как вы учили его говорить: Ich möchte ein Ticket kaufen.
Или когда он поймёт, что уверенность, которая помогла ему выступить перед аудиторией или решить сложную задачу, зародилась тогда, на вашем уроке.
Мы, учителя, как садовники, не всегда видим, как растут наши семена. Но мы точно знаем, что из них вырастают крепкие деревья. И может быть, когда-нибудь ваш ученик скажет: „Я понял, что хочу путешествовать, что могу говорить на другом языке, что мне не страшны вызовы — благодаря вам“.
Вот почему я считаю, что уроки немецкого языка — это не просто обучение, это воспитание, развитие, это возможность показать, как много мы можем дать детям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гёте: “Тот, кто не знает иностранных языков, не знает ничего о своем собственном” Расширение коммуникативных возможностей Конкурентоспособность на рынке труда Доступ к оригинальным источникам знаний Упрощение путешествий и адаптации в другой стране Понимание глобальных процессов
Воспитательные возможности: 1. Воспитание толерантности и уважения к культурному многообразию: 1) Формирование межкультурной компетенции 2) Работа в команде и умение слушать других 3) Универсальные человеческие ценности 4) Борьба со стереотипами
2. Воспитание дисциплины 3. Формирование ответственности 4. Патриотизм 5. Устойчивые моральные и этические ценности
Развивающие возможности Критическое мышление через тексты и вопросы Коммуникативные навыки через диалоги Когнитивные навыки через лексические игры Креативность через проекты Личностное развитие через успехи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства в 5-8 классах как основа реализации ФГОС ООО
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение нов...

Возможности урока истории в реализации программы развития УУД во ФГОС СПО З+
Формирование ОК в системе СПО на уроках истории...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ» В РАМКАХ ФГОС.
Рассмотрение современного урока технологии с точки зрения требований ФГОС, методологические аспекты уроков. Примеры разработок 3 уроков технологии в начальной школе....
Статья "Проектирование урока как основа реализации ФГОС"
Сегодня в профессиональном стандарте педагога определена обобщённая трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образова­...
Системно - деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как основа реализации ФГОС
Введение системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с учетом их индивидуальны...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС...

