Эссе-сочинение " Я-учитель!"
материал

Борина Татьяна Михайловна

Эссе " Я-учитель!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_borina_t.m.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе – сочинение «Я – учитель!»

Подготовила учитель химии

                                                  МОУ «Александровская СОШ»

Лямбирского муниципального района РМ

Борина Т.М.

Пусть учится тот, кто хочет учиться, - это его дело.

Но кто хочет учиться у меня, тот должен

чему-нибудь научиться, - это моё дело

Николай Пирогов

      Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Кто-то станет врачом, другой – юристом, третий – инженером...  Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный  путь в жизни, просто нет и быть не может. Окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы принимаем в юности... Моя первая встреча со школой и первая встреча с учителем произошла в 1984году. В памяти  более 30 лет  спустя ярким и каким-то по-особому согревающим воспоминанием всплывает образ: мягкая улыбка, карие глаза, излучающие свет. Образ моей первой учительницы Зининой Любови Александровны. Она сразу стала идеалом во всём. Наверное, вполне объяснимо для 7-летнего ребёнка возникшее сразу желание – быть, как она, и - как она - стать учителем. Было ли это желание обдуманным и серьёзным? Конечно, нет! Но был образец, на который хотелось равняться, быть похожей. Простая детская психология.

А вот ещё воспоминание, уже более осознанное. Годы 1987-1994. Мой классный руководитель и учитель химии и биологии Чижева Валентина Ефимовна. И для меня, и для моих одноклассников, она стала примером порядочности, честности, любви к своему делу, к своей профессии, настоящим наставником. Каждый урок для меня был долгожданным, становился настоящим постижением нового, загадочного. И вновь, как тогда, в детстве, в начальной школе, желание стать такой, как она, но желание вполне осознанное и мотивированное, обусловленное внутренней потребностью.

Впереди меня ждала  жизнь тревог, бессонных ночей и счастья. Счастья постоянного движения вперед, творчества и открытий. И вот я стала учителем .  Уже 11 лет работаю в  школе. И очень часто вспоминаю своих учителей. Сравниваю себя с ними и спрашиваю: а достаточно ли во мне сил и мудрости, чтобы учить других,  что, кроме знаний, я могу дать тем, кто приходит ко мне на урок? Что я как учитель должна, могу, на что имею право? Да и что это значит «Я – учитель»? Совпадает ли моё собственное представление и понимание с тем, что хотят и видят во мне другие? Этими размышлениями и продиктована попытка осмыслить собственное «Я» через позиции разных участников этого действа, которое носит название «образовательный процесс».

Изменилась наша профессия за последние десятилетия? И да, и нет. С одной стороны, казалось бы, назначение учителя всё в том же – учить, воспитывать, развивать. С другой стороны, содержание учительской профессии уже другое.

 Государство смотрит на меня, учителя, глазами Профстандарта и ФГОС.  Я как учитель много «должна», но мне пока, если честно, не понятно, а что я «могу» и на что имею право? Например, для осуществления успешного развития ребенка учитель должен обладать различными умениями и трудовыми действиями. Вспоминаются слова Е.А.Ямбурга, одного из разработчиков Профессионального стандарта педагога: «Профстандарт педагога – стандарт «на вырост». Эта фраза  объясняет все.  Стандарт – это то, как должно быть. И я как учитель понимаю, что это то, до чего я должна «дорасти», чтобы и сама, и окружающие видели и ценили во мне профессионала.

А что же ждёт от меня ФГОС как от учителя? Много всего, что для учительского ума и внутреннего сознания остаётся для большинства. Именно ФГОС определяет  стратегию и тактику моего профессионального развития. И развитие это, должна признать, требует немалых усилий. Но все вложения, сделанные учителем, будут эффективны и результативны, если учитель сам хочет изменений, а не действует по инерции под влиянием сверху спущенных требований.

Кто ещё  смотрит на меня как на учителя? Конечно же администрация и весь тот чиновничий и управленческий аппарат, который на разных уровнях призван осуществлять за мной надзор, контроль, присмотр и оценку моего труда. А что желают они видеть во мне? Список получается внушительным. Здесь вам и требование к высокому качеству знаний, и результаты государственной аттестации  и результативное участие в олимпиадах на уровне района, региона и России, и достижение метапредметных и личностных результатов, и наличие категорийной аттестации и т.п. Можно ли понять администрацию, предъявляющую ко мне высокие требования? Можно. И требования ее  вполне объяснимы, чтобы школа  отвечала современным требованиям.

И если вы пришли в профессию, если выбрали для себя этот путь – идите по нему достойно и не сетуйте на требования и условия. Меняйте их своим творчеством, подтверждайте свой профессионализм, уважайте себя в своей профессии. Замечательные слова сказал Е.А.Ямбург: «Школа – это, конечно, личностная вещь». И личностью в ней должен быть, прежде всего, Учитель. Тогда и в ученике он сможет увидеть Человека и воспитать Личность.

 Попробую осмыслить позицию «Я – учитель» глазами родителя. Что он ждёт от меня? Конечно, ожидания родителей и их отношение к школе самые разнообразные.  Опыт показывает, что нередко встречается позиция потребительская: «Вот вам мой ребёнок, и дайте мне готовый результат на выходе из школы». Но есть и другие родители – те, которые заинтересованы в том, чем и как живут их дети и чем живёт школа, в которой они учатся. Конечно, таких неравнодушных не так много, но они есть. В любом случае с родителем нужно сотрудничать, учитывать его запросы и потребности. А что нужно ему от меня, учителя, качественные и прочные знания и высокие баллы на ЕГЭ, которые после школы помогут ребёнку быть успешным. А еще родителю важно, чтобы ребёнку в школе было комфортно, чтобы он учился с желанием и интересом. Думаю, что список качеств, которые предъявляет родитель  к учителю, может быть и ещё дополнен. И я, учитель, должна им всем соответствовать.  А как иначе? Я и сама родитель сына-выпускника и сына-первоклассника. И я тоже хочу от учителей своих детей всего, что перечислено выше. И это справедливо. Если я пришла и осталась в своей профессии, я должна считаться с этим.

А ещё есть самый главный для меня участник образовательного процесса в школе – ребенок. И у него тоже свой «Я – учитель». Что важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне? Умение доступно объяснить учебный материал? Провести интересно урок? Увлечь полезным делом? Наверное, всё нужно. Но это ли для него самое главное? Может,  для ребёнка важнее, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть? Наверное, ребёнку важно, чтобы учитель мог стать для него другом и помощником. Сложно быть таким учителем? Думаю, да. Но именно такой учитель нужен сейчас школе.

Я – учитель химии. Размышляя сейчас над тем, чего же во мне больше, «учителя» или «химии», понимаю, что это соотношение имеет свойство изменяться. Когда в роли учителя я перешагнула порог школы, то во мне было много «химии» и мало «учителя».

Помню, как я хотела проводить вечера « Посвящение в химики», решать с ребятами олимпиадные задания. Не скажу, что всё было напрасно:  часто встречались увлечённые дети, которые откликались на мою бурную деятельность. Был даже необыкновенно одарённый ребёнок, который радовал меня своими победами на районных олимпиадах. Но многие, к сожалению, не воспринимали моего энтузиазма.

И вот тогда я стала растить в себе «учителя». Искать пути, методы, приёмы, чтобы достучаться до каждого. Я вновь и вновь перечитывала «Учительскую газету», журнал «Химия  в школе», изучала опыт педагогов-новаторов. И всё больше склонялась к выводу, что не могу взять чей-то опыт  в готовом виде и сделать его частью своего. Но могу и обязана, пропустив через себя всю мощь их теорий, поисков и находок, найти свой путь. Во мне не стало меньше «химии», но я чувствовала, что «учителя» становится всё больше.

Для меня уже давно школа стала вторым домом. Не могу заниматься однообразным трудом, нахожусь в постоянном поиске. Это мое нормальное состояние. Знаю точно, что школа для детей – это школа жизни! Я верю – каждый ребёнок талантлив! Но  по-своему. Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.                                                                    

        Я понимаю, что профессия учителя – это труд человека, прежде всего над самим собой: своим сознанием, своей волей, своими мыслями. И только научившись работать над собой, можно учить других, осознавая, что делаешь великое дело во имя будущего, ведь будущее – это дети. Чем больше я работаю, тем чаще приходит осознание того, что, все-таки, моя профессия – лучшая в мире!

   Мне бы хотелось закончить своё эссе словами великого русского писателя Л.Н.Толстого:

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное.

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,

а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,

что он есть, должен быть и не может быть иным…» 

(Л. Н.Толстой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание С2 – эссе-сочинение с элементами рассуждения по предложенной схеме

Материал содержит рекомендации для учеников по подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку в части С2: написание эссе...

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Эссе-сочинение "Я-учитель"

Эссэ-сочинение "Я-учитель"...