Беседа "Профилактика и разрешение конфликтов"
материал (7 класс)

Добрый день, уважаемые участники мероприятия! Я очень рада вас видеть. Скажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на нашу встречу? (предполагаемые ответы детей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_irazreshenie_konfliktov.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.»

Г.Александров

Цель: способствовать формированию у детей и подростков навыков бесконфликтного поведения.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

  1. Знакомство с понятием «Конфликт» и способами его разрешения
  2. Обучение выбору эффективных стратегий поведения в конфликте
  3. Отработка навыков бесконфликтного поведения (кейс-технологии)

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые участники мероприятия! Я очень рада вас видеть. Скажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на нашу встречу? (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю немного поднять себе настроение с помощью упражнения «Карлики и великаны». (Все стоят. На команду: «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников – приседает на команду «Великаны»). Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.

  1. Введение в тему.

Воспитатель: Хочу рассказать вам об одном случае. Дело было так. Два мальчика после звонка зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».

«Нет, это мой стул!» — крикнул второй мальчик и толкнул одноклассника.

Тот, сжав кулаки, бросился на товарища.

Воспитатель: Что же произошло между мальчиками?

(Спор, ссора, драка, конфликт).

Воспитатель: Верно, между мальчиками произошел конфликт, который привел их к драке.

 Воспитатель Исходя из рассказа, как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии?

(предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Верно, о конфликтах, а если быть точнее мы сегодня познакомимся с вами не только с понятием конфликт, но и с различными моделями поведения, которые способствуют конструктивному выходу из него, чтобы не допустить чреватых последствий, например, драк, и проиграем их с помощью игровых упражнений. (тема представлена на слайде)

  1. Основная часть.

Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка или мешочек) складываются листки с ответами и перемешиваются. После чего приглашается один желающий и вытягивает из «мешочка» листочек с определением и читает вслух (достаточно прочитать пять определений).

Воспитатель совместно с участниками обобщают прочитанное и выводят свое определение конфликта, которое сравнивают с определением психологов, представленное на слайде.

После чего педагог предлагает ответить на вопрос, зачем нужно правильно разрешать конфликты?

(предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Да, действительно, любой конфликт может привести к разным последствиям, в том числе и к дракам, за которые предусмотрена уголовная ответственность (немного рассказать о правовой ответственности для несовершеннолетних за драки – Приложение 1).

Воспитатель: Ребята, очень хотелось бы отметить, что помимо того, что конфликты могут привести к уголовной ответственности, они еще разрушают общество изнутри. Каким образом? Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, предлагаю провести небольшой эксперимент:

Перед тем как преступить к эксперименту участникам задается вопрос, какие эмоции испытывают конфликтующие стороны по отношению друг другу? (предполагаемые ответы детей: злость, гнев, агрессию и пр.).

Далее участникам дается установка сделать с листом бумаги (перед каждым участником лежит небольшой листок бумаги) все то, что они сделали бы в состоянии агрессии (помяли, порвали, разрисовали и пр.). После чего детям предлагается вернуть лист к первоначальному виду и сделать вывод данного эксперимента.

Воспитатель: Итак, что же получается? Вывод: после агрессивных действий вернуться к первоначальным отношениям невозможно, внутри у каждого человека остается обида, недоверие, предвзятость и пр. Это и есть ответ на наш вопрос, как разрушается общество изнутри. Поэтому, очень важно правильно выбирать ту модель поведения, которая поможет выйти из конфликта без последствий для конфликтующих и сохранить порядок в обществе, дружеские взаимоотношения межу людьми. Психологи выделяют всего пять моделей или как их еще называют стратегий поведения, позволяющих избежать конфликта, либо выйти из него без ущерба для конфликтующих. Некоторые из них мы с вами сейчас постараемся определить с помощью игровых упражнений:

Воспитатель: Следующее упражнения позволит нам определить еще две модели поведения в конфликте и сделать правильный выбор для его избежания.

Упражнение «Встреча на узком мостике». Цель: научить правильно выбирать стратегию поведения, чтобы избежать конфликта.

Инструкция: Пары участников подбираются случайным образом. Достаточно прохождение 2-3х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту» (можно через жеребьевку):

- Установка для первой пары – договориться, как пройти мост;

- Установка для второй пары – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;

- Установка для третьей пары – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.

Объяснение педагога: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. Мостик – это разложенная на полу скакалка. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись, согласно вашим установкам. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».

Итак, двое участников, согласно жеребьевке становятся на импровизированном мостике (разложенная на полу скакалка) друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Остальные учащиеся наблюдают за поведением участников упражнения, для последующего его обсуждения: Обсуждение проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации по следующим вопросам:

- Как вы думаете можно ли сказать, что данная ситуацию (встреча на узком мостике) является конфликтной? Почему?

- Вспомните, что происходило с участниками пары один? Как они разрешили данную ситуацию? Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? (И так для каждой пары)

Дополнительные вопросы:

- Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?

- Было ли решения ситуации эффективным?

- Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации? Соответствует ли такая стратегия поведения вашему внутреннему состоянию или вы бы выбрали другую? (вопрос для играющих)

Воспитатель: Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных моделей поведения. Как я уже говорила ранее в психологии выделяют всего пять стратегий поведения в конфликте: конкуренция, компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление (определения моделей поведения выносятся на слайд и обращается внимание детей на экран). Некоторые из них мы с вами наблюдали, проигрывая упражнения. Как вы думаете, какие модели поведения мы наблюдали?

(предполагаемые ответы детей: конкуренция, компромисс и избегание)

Далее педагогом разъясняются другие модели поведения, которые не были проиграны в упражнениях, выделяются их отличия, достоинства и недостатки

Воспитатель: следующее задание – это решение кейсов (ситуаций) с точки зрения различных стратегий поведения, которые позволят правильно применять их на практике (Приложение 5). Для этого вам необходимо разделиться на четыре группы, каждой из которой будут даны ситуации. Необходимо продумать их решение. (для выбора ситуаций можно провести жеребьевку)

Ситуация 1. Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть в компьютерные игры

Ситуация 2. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если еще раз ты дашь списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности

Ситуация3. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься за компьютером и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

Ситуация 4. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.

- Обсуждение каждой ситуации по схеме, предложенной в начале занятия:

  • Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?
  • Был ли их выбор разрешения конфликтной ситуации эффективным?

Как вы думаете, какая была выбрана стратегия поведения решения данной ситуации? (название)

В ходе всех обсуждений важно подвести воспитанников к пониманию того, что самым эффективным способом разрешения конфликта – это сотрудничество!

Заключение.

Педагог: Конфликты являются частью нашей каждодневной жизни и их исход зависит только от того какую модель поведения мы выберем. Поэтому я желаю вам, чтобы в вашей жизни было как можно меньше конфликтов, а в случае их возникновения вы и окружающие вас люди были всегда готовы к сотрудничеству.

В течение всего занятия вы были активны, правильно анализировали ситуации и теперь я попрошу вас оценить свою работу на занятии:

  • ЗЕЛЕНЫЙ – Занятие мне понравилось, было интересно
  • ЖЕЛТЫЙ – Узнал много нового и многому научился
  • ОРАНЖЕВЫЙ – Хотелось бы продолжать такие занятия

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Роль педагога в разрешении конфликта"

Известно, что жизнедеятельность любого социума невозможна без каких-либо противоречий, нередко приводящих к конфликтам. Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессионал...

Методические материалы для проведения практического занятия «Эффективное разрешение конфликтов в педагогической деятельности»

Методическая разработка содержит подробное описание практических упражнений для тренинга по разрешению конфликтов в учебно-образовательном процессе....

«Конфликты. Разрешение конфликтов.»

Классный час на тему: «Конфликты.         Разрешение     конфликтов.»...

Конфликт. Пути разрешения конфликтов

Конфликт. Пути разрешения конфликтов...

Конфликт. Пути разрешения конфликтов

Конфликт. Пути разрешения конфликтов...

Классный час на тему:«Конфликты.Разрешение конфликтов.»

Цели классного часа:усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреж­дения конфликт...

Классный час. "Конфликты. Разрешение конфликтов"

Цели классного часа:-усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреж­дения конфлик...