Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Смотри во все глаза»
опыты и эксперименты

Ризакова Анастасия Сергеевна

Цель: Изучить свойства зрительного аппарата методом экспериментирования.

Задачи:       

Познакомить детей со строением и функцией глаз; помочь понять, почему человек имеет два глаза; работать над совершенствованием навыков постановки опытов; воспитывать бережное отношение к органу зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smotri_vo_vse_glaza.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности

«Смотри во все глаза»

Цель: Изучить свойства зрительного аппарата методом экспериментирования.

Задачи:

Познакомить детей со строением и функцией глаз; помочь понять, почему человек имеет два глаза; работать над совершенствованием навыков постановки опытов; воспитывать бережное отношение к органу зрения.

Материал:

Визитки с надписью «ученый-исследователь»

«Правила поведения в лаборатории» (картинка)

Картинки «Строение глаза»

Косынка для завязывания глаз

Игрушка любая

Стульчик

Платочек

3 кубика одинакового размера, разные по цвету

2 пирамидки - большая и маленькая

2 подноса разной формы

Кружок черного цвета на стекле

Зеркала - по количеству детей

Непрозрачный полиэтиленовый пакет с шишками ароматизированными пихтовым маслом, завязанный ленточкой

Поднос с предметами: кусочек ваты, кисточка с мягким ворсом, шишка, шарик стеклянный, мячик резиновый массажный, кусочек меха.

Ширма, лист бумаги, 2 стакана один с водой, погремушка, ложка

Поднос, стакан с водой, пипетка, салфетки бумажные 6 штук, платочек

Набор картинок из лото «Валеология»

Содержание деятельности:

(Дети в кругу) Организационный момент.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Ребята, сегодня я предлагаю вам стать учеными - исследователями. Вы знаете, кто такие ученые - исследователи? (ответы детей) Сегодня мы будем проводить наблюдения и эксперименты, ставить опыты, а потом обсуждать и делать выводы.

Чтобы не испачкать свою одежду в лаборатории принято носить спецодежду (прикрепляю визитки на грудь детям)

Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правила поведения в лаборатории (картинка). Рассматриваем и повторяем правила: не кричать, не трогать без разрешения, не пробовать на вкус, соблюдать осторожность, работать только на своем месте.

- Уважаемые, коллеги - ученые, вы готовы к работе? Пройдемте в «лабораторию» и приступим к нашим исследованиям.

 А какая тема нашего исследования вы узнаете, отгадав загадки.

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)

Два соседа - непоседы,        

День на работе,

Ночь на отдыхе. (Глаза)

- Нам предстоит нелегкая задача узнать: зачем нужны человеку глаза, что умеют, есть ли помощники и защитники у глаз, как нужно заботиться, следить за тем, чтобы глаза не уставали.

Итак, сначала познакомимся с нашими глазами. Рассматривание картинки «Строение глаза»

Их ещё называют «окна в окружающий мир». С помощью глаз человек видит, то что

происходит вокруг. Глаз – очень сложный  и ранимый орган.

Кто скажет, какой формы наш глаз? На лице видна небольшая передняя часть глаза. Глаз

круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко. 

Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой - роговицей. Она защищает глаз от инфекции.

Под ней мы видим радужную оболочку. Она бывает разного цвета. Посмотрите друг другу в глаза и скажите, какого они цвета.

В самом центре радужной оболочки находится зрачок.  Это отверстие, через которое в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей чёрного цвета. Благодаря специальным мышцам зрачок в темноте расширяется, а при свете – сужается. Так регулируется поток света. Внутри глаз заполнен прозрачной жидкостью.

За зрачком расположен хрусталик. Он даёт нам резкость изображения, и мы отчётливо видим то, на что смотрим. Но, когда глаза устают, мышцы ослабевают, становится плохо, не чётко видно. На противоположной части глазного яблока расположена очень важная оболочка – сетчатка. Она важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится.

Итак, для чего же нам нужны глаза?

ОПЫТ 1. «Зачем человеку глаза»

(дети - наблюдатели за столом, вызываю ребенка к доске, которому завязываю глаза).

- Проведем эксперимент, вы будете наблюдателями, не подсказывать. (совершаю бесшумные действия: взмахиваю платочком, беру в руки игрушку, сажусь на стул)

- Ты видел, что я сейчас делала? (нет) Почему? (завязаны глаза)

ВЫВОД: Какой вывод сделаем коллеги - ученые? Для чего человеку глаза? (чтобы видеть)

ОПЫТ 2. «Что умеют наши глаза»

(на столе 2 пирамидки: большая и маленькая, 3 кубика разного цвета, 2 разноса разной формы)

- Сейчас мы узнаем, что умеют наши глаза. (обращаюсь к разным детям) Покажи зеленый кубик. Покажи большую пирамидку. Покажи круглый разнос.

ВЫВОД: Какой вывод сделаем коллеги ученые? Что умеют наши глаза? (определяют цвет, форму, размер)

Упражнение для глаз: «МЕТКА НА СТЕКЛЕ» (у окна)

- Подойдите к окну. Взгляните на крышу дома, теперь на кружок на стекле. Что находится далеко? Что находится близко? (выполняют упражнение 3-4 раза)

ВЫВОД: Глаза определяют, где находится предмет - расстояние.

- Вернёмся в нашу лабораторию (садятся за стол)

- Почему так говорят: «Глаза - зеркало души» (по глазам можно узнать характер человека, настроение)

- Давайте проверим это. Возьмите зеркало, смотрите на свои глаза и покажите что вам очень весело, улыбаться не надо.

- А теперь грустно.

- Рассердились.

- Удивились.

- Испугались.

ВЫВОД: Какой вывод сделаем, коллеги учёные? (глаза могут показывать в каком мы настроении)

ОПЫТ 3. «Есть ли помощники у глаз?» (на ковре в кругу, у воспитателя непрозрачный полиэтиленовый пакет с шишками ароматизированными пихтовым маслом, пакет завязан)

- Хотите узнать, что в этом пакете? Представьте, что мы попали в тёмную комнату, где ничего не видно, для этого закройте глаза, я поднесу пакет к вашему носу, а вы вдохните носом аромат и определите что в мешочке, только сразу не отвечайте. (Открытый пакет по очереди подношу к лицу детей)

- Что в мешочке? (шишки)

- Как вы узнали, ведь глаза были закрыты и вы ничего не видели? (пахнет шишками, елочкой, лесом)

ВЫВОД: Какой помощник есть у глаз? (нос) (показываю шишки детям)

- Так сильно запахло хвоей, шишками, как - будто мы оказались в лесу возле ёлочки.

Гимнастика для глаз «ВОТ СТОИТ БОЛЬШАЯ ЁЛКА»

Вот стоит большая ёлка, (Выполняют движения глазами.)
Вот такой высоты. (Посмотреть снизу вверх.)
У неё большие ветки.
Вот такой ширины. (Посмотреть слева направо.)
Есть на ёлке даже шишки, (Посмотреть вверх.)
А внизу – берлога мишки. (Посмотреть вниз.)
Зиму спит там косолапый (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. Повторить.)
И сосёт в берлоге лапу.

ОПЫТ 4.

- Пройдёмте в нашу лабораторию. (на столе на разносе: кусочек ваты, кисточка с мягким ворсом, шарик стеклянный, шишка, кусочек меха).

- Поиграем в игру «Ласковые лапки». Нужно угадать с закрытыми глазами, какой «зверёк» коснется вашей руки, и назвать предмет (касаюсь по очереди, остальные наблюдают)

ВЫВОД: Как вы узнали предмет, ведь глаза были закрыты. Как вы думаете, какой помощник у глаз? (кожа, руки, пальцы)

ОПЫТ 5. (сижу за ширмой за отдельным столом: мну бумагу (дети отвечают, что я делаю); мну бумагу; звоню в погремушку; кашляю; размешиваю «чай» ложкой; хлопаю в ладоши)

- Как вы узнали, что я делаю за ширмой, вы же ничего не видели? (услышали).

ВЫВОД: Назовите помощника ваших глаз в этом случае. (Уши)

- Ваши глазки могут, еще и подавать сигналы, например, подмигивать. Подмигните своему другу и встаньте с ним в пару для зарядки.

  Физкультминутка "Смешные человечки"

Дети делятся на пары- мальчик и девочка.

1.Бежали мимо речки смешные человечки ("человечки"-пальчики бегут по "дорожкам"-рукам детей, стоящих напротив друг друга).

2.Прыгали- скакали (пальчиками "попрыгать" по плечам друг друга)

3.Солнышко встречали (ласково положить руки на щеки друга).

4.Забрались на мостик (сложить мостик из рук).

5.И забили гвоздик (постучать кулачками).

6.Потом- бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками)

7. Где же человечки? (спрятать пальчики подмышки друг друга).

- А теперь, уважаемые коллеги, пройдёмте в нашу лабораторию (за столами)

Глаз очень нежный, его легко поранить, очень важно беречь глаза) А теперь узнаем, есть ли защитники у глаз? Давайте проверим.

ОПЫТ 6. «Есть ли защитники у глаз?» (на подносе стакан с водой, пипетка, салфетки бумажные. Капнуть на лоб. )

- Как вы считаете, кто защитил глаза? (брови, ресницы)

ОПЫТ 7. (хлопните в ладоши перед глазами друг друга)

- Как глазки защитили себя? (закрылись веки)

- А если пылинка попадёт в глаз, что произойдёт? (веко начнет мигать, появится слезинка и смоет пылинку)

ВЫВОД: Какие защитники у глаз? (брови, ресницы, веки)

- Глаза способны сами себя защитить, но если люди плохо о них заботятся, с глазами случаются всякие беды. А какие, вы мне поможете ответить.

Игра: «ХОРОШО - ПЛОХО» (картинки из игры «Валеология», дети за столом)

- Я покажу вам картинки, если ребёнок хорошо поступает, вы хлопаете в ладоши, плохо - закрываете глаза руками.

- Кто из вас знает, как ухаживать за глазами? (умываться с мылом по утрам и вечерам, делать гимнастику для глаз, чтобы глазки отдыхали и не утомлялись)

ИТОГ: Ну что ж, дорогие мои коллеги - учёные, проделав ряд опытов, мы и узнали, зачем человеку глаза. Кто из вас ответит? Какие есть помощники у глаз? Какие защитники у глаз?

- Молодцы, наши глаза незаменимые помощники. С их помощью мы видим окружающее, любуемся природой, узнаём друг друга. Поэтому берегите и охраняйте глаза. Будьте здоровы!

Спасибо вам за работу, уважаемые учёные, а теперь вернёмся в нашу группу.

Литература:

  1. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Нищева Н.В.
  2. Методика детского экспериментирования. Рыжова Л.В.
  3. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период. Мазильникова Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа на учебно-опытном участке

Учебно-опытные участки создаются при всех типах образовательных учреждений. На участках учащиеся проводят опытно-практические и исследовательские работы, экскурсии по биологии и окружающему миру, рабо...

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности и экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе" Вода- источник жизни"

Дать детям знания о круговороте воды в природе. Расширять знания детей о способах очистки воды. Закрепить представления детей о свойствах воды.Развивать в детях способности к исследовательс...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Экспериментирование с температурой воды"

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Экспериментирование с температурой воды"  с использованием учебного модуля "Температура". Ребенку с детских лет хорошо зн...

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-яйцо»

Цель: вызвать желание самим провести несложный опыт, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.Задачи:- расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, чере...