Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Нейтральные, кислотные и щелочные жидкости. Свойства лакмусовой бумаги"
план-конспект
Согласно ФГОС ДО, деятельность детей дошкольного возраста должна реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. Данное занятие решает несколько задач: знакомство детей с новым материалом (нейтральные, кислотные, щелочные жидкости, лакмусовая бумага), используя элементарные приемы экспериментальной деятельности; способствует развитию логического мышления – умение находить общие и отличительные признаки, делать простые умозаключения и выводы по результатам исследовательской деятельности; побуждает к проявлению самостоятельности в решении проблемных ситуаций и вопросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
«Нейтральные, кислотные и щелочные жидкости. Свойства лакмусовой бумаги»
Цель: создать условия для развития самостоятельности и стимулирования у детей познавательного интереса посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Образовательная: познакомить детей с новым материалом (нейтральные, кислотные, щелочные жидкости, лакмусовая бумага), используя элементарные приемы экспериментальной деятельности;
2. Развивающая: способствовать развитию логического мышления – умение находить общие и отличительные признаки, делать простые умозаключения и выводы по результатам исследовательской деятельности;
3. Воспитательная: побуждать проявление самостоятельности в решении проблемных ситуаций и вопросов.
Материалы: интерактивный стол, фартуки (на каждого ребенка), пипетки, нарукавники и шапочки (на каждого ребенка), «Бобровая лаборатория» (электронный микроскоп), наборы «Химическая лаборатория» (на каждого ребенка), схемы проведения опыта, таблицы «Нейтральные, кислотные и щелочные жидкости», пластиковые кружечки, небольшие прозрачные контейнеры (по количеству детей), лимонный сок, сода, влажные салфетки (по количеству детей).
ХОД
Дети заходят в аудиторию.
Воспитатель: а теперь давайте поприветствуем друг друга!
Игра – приветствие
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длиться до вечера!»
Воспитатель: ребята, я недавно в энциклопедии прочитала о том, что в мире существует много видов разных жидкостей: например, кислотные, нейтральные, щелочные жидкости. А еще я выяснила, что в результате смешивания кислотной и щелочной жидкостей можно получить такую химическую реакцию как нейтрализация! И что такой опыт можно провести самостоятельно в домашних условиях!
Ребята, а вы знаете, что такое нейтральная, кислотная и щелочная жидкость?
Дети: ответы детей
Воспитатель: может, у кого-то из вас есть предположения?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: вы хотите научиться самостоятельно проводить такой опыт и узнать, что такое кислотные, щелочные и нейтральные жидкости?
Дети: да
Воспитатель: но для начала нам необходимо найти информацию об этом.
Ребята, где мы с вами можем ее найти?
Дети: ответы детей
Воспитатель: ребята, я нашла немного информации в разных источниках, и готова с вами ею поделиться. Предлагаю вам отправиться в 1 кабинет нашей лаборатории.
Дети подходят к интерактивному столу для просмотра презентации «Что такое нейтральные, кислотные и щелочные жидкости. Свойства лакмусовой бумаги».
Воспитатель: ребята, вы, наверно, устали? Давайте немного поиграем!
Физминутка
Игро-танец «Двигайся -замри»
Воспитатель: Молодцы, ребята! хотите сами попробовать провести опыт того, чтобы увидеть такую химическую реакцию как нейтрализация? Тогда пройдем во 2 кабинет нашей лаборатории! Присаживайтесь за столы.
Дети проходят в лабораторию и занимают рабочие места за столом.
Воспитатель: Ребята, ученые пишут о том, что эксперимент для достижения такой химической реакции как нейтрализация можно провести дома: давайте определим это как предположение (гипотезу), которое мы подтвердим или опровергнем в конце занятия.
Воспитатель: вы согласны
Дети: ответы детей
Воспитатель: посмотрим, какие виды жидкостей у нас есть? (на рабочем столе лежат разные виды жидкостей и вещества, дети выбирают необходимые для проведения опыта).
Дети: ответы детей
Воспитатель: а что нам понадобится для проведения такого опыта?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята! У нас есть нейтральная жидкость - вода, кислотная жидкость - лимонный сок, а какую жидкость можно отнести к щелочной?
Дети: ее необходимо приготовить
Воспитатель: правильно! Тогда давайте проведем наш первый опыт – приготовим щелочную жидкость. Как это можно сделать?
Дети: ответы детей (дети обращаются к схеме «Приготовление щелочной жидкости»: 1 мерная ложка соды +15 мл воды)
Воспитатель: Молодцы ребята! Скажите, а как нам теперь доказать, что перед нами действительно нейтральная, кислотная и щелочная жидкости?
Дети: проверить с помощью лакмусовой бумаги (при взаимодействии с определенной жидкостью, бумага меняет цвет).
Воспитатель: молодцы, ребята! Тогда давайте проведем наш второй опыт «Определение видов жидкостей с помощью лакмусовой бумаги» (по ходу проведения опыта, дети фиксируют в таблице, в какой цвет окрашиваются образцы бумаги при взаимодействии с нейтральной, кислотной и щелочной жидкостями).
Воспитатель: молодцы, ребята! Ну, вот теперь, когда у нас в пробирках есть разные виды жидкостей, необходимые нам, можно провести опыт, который позволит нам увидеть такой тип химической реакции как нейтрализация. Давайте вспомним, какие жидкости нам понадобятся?
Дети: ответы детей (кислотная и щелочная жидкости).
Воспитатель: правильно ребята! Дети с воспитателем рассматривают схему и выполняют опыт:
В большую мензурку осторожно наливаем сначала щелочную жидкость, а затем кислотную - с помощью пипетки.
Ребята, что происходит с жидкостью?
Дети: жидкость начинает «шипеть», появляются пузырьки (пена).
Воспитатель: правильно, ребята! С помощью соединения кислотной и щелочной жидкостей мы получили нейтральную жидкость.
Воспитатель: ребята, вы молодцы! А сейчас я предлагаю вам отправиться в 3 кабинет нашей лаборатории для того, чтобы рассмотреть полученную жидкость по микроскопом. Давайте с помощью пипетки наберем немного жидкости и капнем ее на стекло.
Дети с воспитателем рассматривают жидкость под микроскопом.
Рефлексия
Воспитатель: ребята, с какими жидкостями мы с вами сегодня познакомились?
Дети: ответы детей
Воспитатель: как мы с вами определили, что перед нами действительно именно такие виды жидкостей?
Дети: ответы детей
Воспитатель: молодцы, ребята.
Работа с доской рефлексии
Воспитатель: ребята, а сейчас я вам предлагаю порисовать на соде, используя кислотную жидкость – лимонный сок! Давайте пройдем в 4 кабинет нашей лаборатории (Переход на другой вид деятельности)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме
.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....

КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....

План- конспект: "Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и коллажа "Гжельская сказка".
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ипользованием мнемотехники и коллажирования «Гжельская сказка». Цель. Познакомить детей с народным промыслом Гж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дашин карандашик» в рамках Методического объединения«Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
Музыкальное занятие в рамках МО с детьми старшей группы....

Конспект психологического занятия на тему "Бабушкин помощник" с детьми старшего дошкольного возраста
В основе занятия, коррекционная сказка из серии "Лесная школа", написанная Мариной Панфиловой. При использовании в занятии данной сказки решаются дидактические, коррекционные и терапевтические задачи....

Конспект занятия по автоматизации звука «С» с детьми старшего дошкольного возраста«Снежная Королева»
Конспект занятия по автоматизации звука «С» с детьми старшего дошкольного возраста«Снежная Королева»...