Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Нейтральные, кислотные и щелочные жидкости. Свойства лакмусовой бумаги"
план-конспект

Заволокина Надежда Ильясовна

 

Согласно ФГОС ДО, деятельность детей дошкольного возраста должна реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. Данное занятие решает несколько задач: знакомство детей с новым материалом (нейтральные, кислотные, щелочные жидкости, лакмусовая бумага), используя элементарные приемы экспериментальной деятельности; способствует развитию логического мышления – умение находить общие и отличительные признаки, делать простые умозаключения и выводы по результатам исследовательской деятельности; побуждает к проявлению самостоятельности в решении проблемных ситуаций и вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

 «Нейтральные, кислотные и щелочные жидкости. Свойства лакмусовой бумаги»

Цель: создать условия для развития самостоятельности и стимулирования у детей познавательного интереса посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Образовательная: познакомить детей с новым материалом (нейтральные, кислотные, щелочные жидкости, лакмусовая бумага), используя элементарные приемы экспериментальной деятельности;

2. Развивающая: способствовать развитию логического мышления – умение находить общие и отличительные признаки, делать простые умозаключения и выводы по результатам исследовательской деятельности;

3. Воспитательная: побуждать проявление самостоятельности в решении проблемных ситуаций и вопросов.

Материалы: интерактивный стол, фартуки (на каждого ребенка), пипетки, нарукавники и шапочки (на каждого ребенка), «Бобровая лаборатория» (электронный микроскоп), наборы «Химическая лаборатория» (на каждого ребенка), схемы проведения опыта, таблицы «Нейтральные, кислотные и щелочные жидкости», пластиковые кружечки, небольшие прозрачные контейнеры (по количеству детей), лимонный сок, сода, влажные салфетки (по количеству детей).

ХОД  

Дети заходят в аудиторию.

Воспитатель: а теперь давайте поприветствуем друг друга!

Игра – приветствие

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро! Улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длиться до вечера!»

Воспитатель: ребята, я недавно в энциклопедии прочитала о том, что в мире существует много видов разных жидкостей: например, кислотные, нейтральные, щелочные жидкости. А еще я выяснила, что в результате смешивания кислотной и щелочной жидкостей можно получить такую химическую реакцию как нейтрализация! И что такой опыт можно провести самостоятельно в домашних условиях!

Ребята, а вы знаете, что такое нейтральная, кислотная и щелочная жидкость?

Дети: ответы детей

Воспитатель: может, у кого-то из вас есть предположения?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: вы хотите научиться самостоятельно проводить такой опыт и узнать, что такое кислотные, щелочные и нейтральные жидкости?

Дети: да

Воспитатель: но для начала нам необходимо найти информацию об этом.

Ребята, где мы с вами можем ее найти?

Дети: ответы детей

Воспитатель: ребята, я нашла немного информации в разных источниках, и готова с вами ею поделиться. Предлагаю вам отправиться в 1 кабинет нашей лаборатории.

Дети подходят к интерактивному столу для просмотра презентации «Что такое нейтральные, кислотные и щелочные жидкости. Свойства лакмусовой бумаги».

Воспитатель: ребята, вы, наверно, устали? Давайте немного поиграем!

Физминутка

Игро-танец «Двигайся -замри»

Воспитатель: Молодцы, ребята! хотите сами попробовать провести опыт того, чтобы увидеть такую химическую реакцию как нейтрализация? Тогда пройдем во 2 кабинет нашей лаборатории! Присаживайтесь за столы.

Дети проходят в лабораторию и занимают рабочие места за столом.

Воспитатель: Ребята, ученые пишут о том, что эксперимент для достижения такой химической реакции как нейтрализация можно провести дома: давайте определим это как предположение (гипотезу), которое мы подтвердим или опровергнем в конце занятия.

Воспитатель: вы согласны

Дети: ответы детей

Воспитатель: посмотрим, какие виды жидкостей у нас есть? (на рабочем столе лежат разные виды жидкостей и вещества, дети выбирают необходимые для проведения опыта).

Дети: ответы детей

Воспитатель: а что нам понадобится для проведения такого опыта?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Молодцы, ребята! У нас есть нейтральная жидкость - вода, кислотная жидкость - лимонный сок, а какую жидкость можно отнести к щелочной?

Дети: ее необходимо приготовить

Воспитатель: правильно! Тогда давайте проведем наш первый опыт – приготовим щелочную жидкость. Как это можно сделать?

Дети: ответы детей (дети обращаются к схеме «Приготовление щелочной жидкости»: 1 мерная ложка соды +15 мл воды)

Воспитатель: Молодцы ребята! Скажите, а как нам теперь доказать, что перед нами действительно нейтральная, кислотная и щелочная жидкости?

Дети: проверить с помощью лакмусовой бумаги (при взаимодействии с определенной жидкостью, бумага меняет цвет).

Воспитатель: молодцы, ребята! Тогда давайте проведем наш второй опыт «Определение видов жидкостей с помощью лакмусовой бумаги» (по ходу проведения опыта, дети фиксируют в таблице, в какой цвет окрашиваются образцы бумаги при взаимодействии с нейтральной, кислотной и щелочной жидкостями).

Воспитатель: молодцы, ребята! Ну, вот теперь, когда у нас в пробирках есть разные виды жидкостей, необходимые нам, можно провести опыт, который позволит нам увидеть такой тип химической реакции как нейтрализация. Давайте вспомним, какие жидкости нам понадобятся?

Дети: ответы детей (кислотная и щелочная жидкости).

Воспитатель: правильно ребята! Дети с воспитателем рассматривают схему и выполняют опыт:

В большую мензурку осторожно наливаем сначала щелочную жидкость, а затем кислотную - с помощью пипетки.

Ребята, что происходит с жидкостью?

Дети: жидкость начинает «шипеть», появляются пузырьки (пена).

Воспитатель: правильно, ребята! С помощью соединения кислотной и щелочной жидкостей мы получили нейтральную жидкость.

Воспитатель: ребята, вы молодцы! А сейчас я предлагаю вам отправиться в 3 кабинет нашей лаборатории для того, чтобы рассмотреть полученную жидкость по микроскопом. Давайте с помощью пипетки наберем немного жидкости и капнем ее на стекло.

Дети с воспитателем рассматривают жидкость под микроскопом.

Рефлексия

Воспитатель: ребята, с какими жидкостями мы с вами сегодня познакомились?

Дети: ответы детей

Воспитатель: как мы с вами определили, что перед нами действительно именно такие виды жидкостей?

Дети: ответы детей

Воспитатель: молодцы, ребята.

Работа с доской рефлексии

Воспитатель: ребята, а сейчас я вам предлагаю порисовать на соде, используя кислотную жидкость – лимонный сок! Давайте пройдем в 4 кабинет нашей лаборатории (Переход на другой вид деятельности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме

.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....

План- конспект: "Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и коллажа "Гжельская сказка".

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ипользованием мнемотехники и коллажирования  «Гжельская сказка».  Цель. Познакомить детей с народным промыслом Гж...

Конспект психологического занятия на тему "Бабушкин помощник" с детьми старшего дошкольного возраста

В основе занятия, коррекционная сказка из серии "Лесная школа", написанная Мариной Панфиловой. При использовании в занятии данной сказки решаются дидактические, коррекционные и терапевтические задачи....

Конспект занятия по автоматизации звука «С» с детьми старшего дошкольного возраста«Снежная Королева»

Конспект занятия по автоматизации звука «С» с детьми старшего дошкольного возраста«Снежная Королева»...