Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР
материал

Тупикова Елена Сергеевна

Перспективное планирование коррекции звукопроизношения у детей с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     

 

п\п

Этапы в содержание работы по коррекции  фонетических  нарушений речи

Содержание работы по коррекции фонематической системы речи

Обогащение лексико-грамматической системой речи (в практическом плане)

1

2

3

4

Свистящие звуки

1.

Подготовительные артикуляционные  упражнения для воспитания свистящих  звуков

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа  слогов типа уа, ау.

2.

Постановка звука С

Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука  в слове, умения слышать  звук «С» в начале и в конце  слова, развитие навыков звуко-буквенного  анализа слов типа ум, му, мак.

Воспроизведение слоговых рядов (прямые, обратные слоги).

Обогащение словарного запаса словами со звуком С произносится на каждом  занятии.

3.

Автоматизация звука С;

а) в прямом слоге в начале  слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение наличия звука С в словах  на слух. Развитие навыков  звуко-буквенного анализа слов в такой последовательности: маки, сумка, песок, столы.

Определение последовательности  звуков в слове:  какой по счету, за каким  звуком  стоит. Ударение.

Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова Произношение  слоговых рядов со стечением согласных

Тема: «Посуда», «Сад», Словообразование: уменьшительные суффиксы существительных. Развитие связной речи.

4.

Постановка звука Сь и автоматизация его (аналогично звуку С).

Учить слышать звук Сь  среди звуков, слогов, определить его место  в них. Формирование понятия твердости и мягкости звуков.

Повелительная форма глагола, изменение существительных  по падежам.

5.

Дифференциация звуков С-Сь

Дифференциация на слух  звуки С и Сь (твердость, мягкость).Деление слов на слоги. Слова сложной звуко-слоговой структуры

Животные и их детеныши.

6.

Постановка звука З и автоматизация его

Формирование понятия звонкости  и глухости  звуков. Учить слышать звук З среди

других звуков, слогов, в словах. Дальнейшее закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. Ударение. Воспроизведение слоговых рядов (прямые, обратные слоги).

Образование множественного числа существительных. Закрепление навыков построения предложения.

7.

Постановка звука Зь и автоматизация его

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. Учить слышать звук Зь  среди  других  звуков слогов. В словах. Закрепление понятия твердости и мягкости  звука. Ударение. Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова Произношение  слоговых рядов со стечением согласных

Способы обозначения мягкости  согласных  звуков  на письме. Антонимы.

8.

Дифференциация звуков

З и Зь

Дифференциация твердости и мягкости согласных  звуков. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

. Слова сложной звуко-слоговой структуры

Закрепление способов обозначения мягкости  согласных  на письме.

9.

Дифференциация звуков

С и З

Дифференциация понятий, звонкость и глухость  согласных  звуков. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов в предложении. Ударение. . Слова сложной звуко-слоговой структуры

Слова паронимы. Предлоги.

10.

Дифференциация звуков

С и Зь

Закрепление понятий твердости и мягкости согласных

. Слова сложной звуко-слоговой структуры

Словообразование: сложные слова. Звуков, их звонкости и глухости.

11.

Постановка звука Ц и его автоматизация:

а) в закрытом слоге;

б) в прямом  слоге;

в) в играх, стихах, чтении, пересказе.

Учить слышать звук Ц  среди  других  звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений.

Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова Произношение  слоговых рядов со стечением согласных

Единственное и множественное  число глаголов. Спряжение глаголов.

12.

Дифференциация звуков

Ц-Ть

Дифференцировать эти звуки в словах, определять из место в слове. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Слова сложной звуко-слоговой структуры

Определение рода существительных

13.

Дифференциация звуков

С-Ц

Дифференцировать на слух эти звуки в словах, слогах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

. Слова сложной звуко-слоговой структуры

Словообразование существительных  от существительных

Шипящие звуки

1.

Подготовительные артикуляционные  упражнения для воспитания шипящих  звуков

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа  слогов типа уа, ау.

2.

Постановка звука Ш

Выделение первого и последнего хорошо произносимого  согласного звука в слове. Учить слышать среди других  звуков, слогов звук Ш в начале и конце слова. Развитие навыков звуко-буквенного  анализа слов типа: он, ум, му, но. Формирование понятия места в слове. Воспроизведение слоговых рядов (прямые, обратные слоги).

Обогащение словарного запаса словами со звуком Ш будет проводиться на каждом занятии.

3.

Автоматизация звука Ш

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение на слух наличия звука Ш в середине слова. Определение места его  в словах. Развитие навыков звуко-буквенного

Анализа слов типа: мак, сан-ки, пуш-ка, ме-шок, шкаф, шка-фы. Определение последовательности звука в слове: какой по счету, за каким  звуком стоит. Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова Произношение  слоговых рядов со стечением согласных

Образование множественного числа существительных. Согласование количественных  числительных с существительными. Спряжение глаголов. Развитие связной речи.

4.

Постановка звука Ж и автоматизация его

Дать понятие звонкости звука. Определение наличия звука Ж в словах, место его в них. Слова сложной звуко-слоговой структуры

Обогащение словарного запаса  словами со звуком Ж

5.

Автоматизация правильной артикуляции звука Ж и его автоматизация (аналогично звуку Ш).

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов: деление слов на слоги; определение последовательности  звуков в слове, какой по счету звук, за каким  или  перед  каким  звуком  звук Ж. . Слова сложной звуко-слоговой структуры

Р.П. существительных. Спряжение глагола. Обобщающие понятия. Дательный падеж существительных. Развитие связной речи.

6.

Дифференциация звуков

Ш-Ж

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Дифференциация понятий звонкости и глухости звуков.. . Слова сложной звуко-слоговой структуры

Развитие связной речи

7.

Дифференциация звуков

С-Ш

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Дифференцировать понятия свистящие и шипящие звуки. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Развитие связной речи

8.

Дифференциация звуков

З-Ж

Дифференцировать эти звуки на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Закрепление понятие звонкий, глухой свистящий и шипящий звуки. . Слова сложной звуко-слоговой структуры

Развитие связной речи

9.

Постановка звука Ч и его автоматизация:

а) в закрытом слоге;

б) в прямом  слоге;

в) в играх, стихах, чтении, пересказе.

Учить слышать звук Ч  среди  других  звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений. Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова Произношение  слоговых рядов со стечением согласных

Обогащение словарного запаса словами со звуком Ч. Обобщения. Словообразование (уменьшительные  суффиксы  существительных)

10.

Дифференциация звуков С-Ч

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Спряжение глаголов.

Развитие связной речи

11.

Дифференциация звуков Ч-Ц

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Закреплять понятия мягкости и твердости  этих  звуков. . Слова сложной звуко-слоговой структуры

Спряжение глаголов.

Развитие связной речи

12.

Постановка звука Щ и его автоматизация:

а) в закрытом слоге;

б) в прямом  слоге;

в) в играх, стихах, чтении, пересказе.

Учить слышать звук Щ  среди  других  звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений. Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова Произношение  слоговых рядов со стечением согласных

Обогащение словарного запаса словами со звуком Щ, определениями, обощениями, словами, обозначающими профессии. Определение рода существительных. Развитие связной речи

13.

Дифференциация звуков Ч-Щ

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Определять их  место в словах. Ударение.

Словообразование: уменьшительный суффикс существительных. Развитие связной речи

14.

Дифференциация звуков Ш-Щ

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Определять их  место в словах

Спряжение глаголов.

Развитие связной речи

15.

Дифференциация звуков

Ц-Ч-Щ

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Определять их  место в словах

Развитие связной речи

16.

Дифференциация звуков

Щ-С

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Определять их  место в словах

Развитие связной речи

Звук Л

1.

Подготовительные артикуляционные  упражнения для воспитания шипящих  звуков

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа  слогов типа уа, ау.

2.

Постановка звука Л

Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука  в слове, умения слышать  звук «Л» в начале и в конце  слова, развитие навыков звуко-буквенного  анализа слов типа ум, му, мак. Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова Произношение  слоговых рядов со стечением согласных

Обогащение словарного запаса словами со звуком Л произносится на каждом  занятии.

3.

Автоматизация звука Л;

а) в прямом слоге в начале  слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение наличия звука Л в словах  на слух. Развитие навыков  звуко-буквенного анализа слов в такой последовательности: маки, сум-ка, пе-сок, сто-лы.

Определение последовательности  звуков в слове:  какой по счету, за каким  звуком  стоит. Ударение. . Слова сложной звуко-слоговой структуры

Образование множественного числа существительных.

Образование новых слов путем наращивания слогов. Развитие связной речи.

4.

Постановка звука Ль

Учить слышать звук Ль  среди звуков, слогов, определить его место  в них. Формирование понятия твердости и мягкости звуков. Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова Произношение  слоговых рядов со стечением согласных

Обобщение. Словообразование: прилагательных от существительных. Множественное число существительных. Р.п. существительных.

5.

Автоматизация звука Ль;

а) в прямом слоге в начале  слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Деление слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах. . Слова сложной звуко-слоговой структуры

 Развитие связной речи.

6.

Дифференциация звуков

Л-Ль

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Закреплять понятия мягкости и твердости  этих  звуков. . Слова сложной звуко-слоговой структуры

Слова-паронимы. Согласование в роде существительных с глаголами прошедшего времени. Антонимы. Развитие связной речи.

7.

Дифференциация звуков

Л-В

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. . Слова сложной звуко-слоговой структуры

Слова-паронимы. Развитие связной речи.

Звук Р

1.

Подготовительные артикуляционные  упражнения для воспитания шипящих  звуков

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа  слогов типа уа, ау.

2.

Постановка звука Р

Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука  в слове, умения слышать  звук «Р» в начале и в конце  слова, развитие навыков звуко-буквенного  анализа слов типа ум, му, мак.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Р произносится на каждом  занятии.

3.

Автоматизация звука Р;

а) в прямом слоге в начале  слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова.

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Деление слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах: ма-ки, ра-ка, ру-кав, кран, кра-ны. Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова Произношение  слоговых рядов со стечением согласных

Обогащение словарного запаса словами со звуком Р. Словообразование уменьшительных  суффиксов сущ-ых. Образование мн. числа сущ-ных. Согласование прилагательных с ущ-ми. Родственные слова. Образование 1-го лица ед.числа глаголов. Одушевленные. Неодушевленные  предметы. Темы: «Птицы», «Животные». Уточнение конкретно-пространственных  значений  предметов. Распространение предложений. Тема: «Профессии» антонимы. Словообразование :глагольные приставки. Развитие связной речи.

4.

Постановка звука Рь и автоматизация его (аналогично звуку Р).

Учить слышать этот звук среди других звуков.слогов, в словах. Формирование понятия твердости и мягкости звуков.закрепление навыков звуко-буквенного анализа. ударение. Слова сложной звуко-слоговой структуры

Тема: «Овощи», «Кто, где живет?». Согласование сущ-ых  с прилагательными. Винительный и Родительный падежи сущ-ых. Образование мн. числа сущ-ых. Определение рода сущ-ых. Многозначность слов.

5.

Дифференциация звуков

Р-Рь

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Закрепление понятий тв. и мягкости звуков. . Слова сложной звуко-слоговой структуры

Развитие связной речи.

6.

Дифференциация звуков

Р-Л

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. . Слова сложной звуко-слоговой структуры

Ласкательный суффиксы сущ-ых. Антонимы. Образование глаголов прошедшего времени, повелительной формы. Образование сложных прилагательных. Развитие связной речи.

7.

Дифференциация звуков

Рь-Ль

Дифференцировать на слух эти звуки  среди  других  звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. . Слова сложной звуко-слоговой структуры

Антонимы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи

Буклет для родителей. Предлагаются  нетрадиционные способы проведения артикуляционной гимнастики....

"Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи"

В данной работе представлен материал о том, что такое артикуляционная гимнастика, значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи,  рекомендации ...

Речедвигательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с применением информационно- коммуникативных технологий "Космонавты, вперед!"

Конспект интегрированной непосредственной  образовательной  деятельности по коррекции звукопроизношения  для детей старшего  дошкольного возраста  с применением  информац...

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные в зоопарке. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»

В Феднральном Государственном образовательном  стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательн...