Занятие по эксперементальной деятельности в средней группе «Знакомство со свойствами дерева и металла»
опыты и эксперименты

Гугнина Елена Леонидовна

Цель: Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.

         Задачи:

  • Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
  • Развивать познавательные способности детей в практических опытах с деревом и металлом.
  • развивать любознательность, воспитывать у детей интерес к поисковой деятельности.
  • Развивать логическое мышление.

Материалы и оборудование: волшебный сундук, два чудесных мешочка, пластмассовые баночки для воды, мелкие деревянные, металлические предметы, деревянные и металлические ложки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие я принесла волшебный сундук. Хотите узнать, что в нем лежит?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте его откроем (сундучок не открывается). Попробуем открыть его с помощью пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок

Кто открыть его не смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

Воспитатель: Сундучок открылся. Давайте посмотрим, что же там внутри? Там лежат какие-то чудесные мешочки (достает мешочки). Интересно, что же в них лежит?

Воспитатель: Давайте потрогаем (дети по очереди трогают мешочки и высказывают свои мысли).

Воспитатель: Я сейчас развяжу один мешочек, а вы по очереди будете доставать игрушки и называть их (дети достают из мешочка игрушки и называют их).

Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Если они из дерева, про них можно сказать, что они деревянные.

А теперь посмотрим, какие предметы лежат в другом мешочке (дети достают из мешочка предметы и называют их). А из чего сделаны эти предметы?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Если они из металла, про них можно сказать, что они металлические. Ребята, предметы могут быть сделаны, как из дерева, так и из металла. Сейчас мы с вами поиграем с деревянными и металлическими предметами и узнаем о них много интересного.

1. Проведем первый опыт: «Плавает – тонет»

Воспитатель: Ребята, давайте опустим деревянные пластинки в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. (Дети работают в паре).

Что делают пластинки в воде?

Дети: Плавают.

Воспитатель: А теперь металлические предметы опустите в воду, что произошло с ними?

Дети: Утонули.

Воспитатель: Как вы думаете, почему деревянные пластинки плавают, а металлические утонули?

Дети: Деревянные - лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.

Воспитатель: Правильно. Из этого опыта можно сделать вывод, что металлические предметы тяжелее, поэтому они утонули – опустились на дно.

Опыт 2 «Какой предмет холоднее?»

Возьмите в одну руку деревянный предмет, а в другую – металлический. Какой предмет холоднее? Значит, о металле мы можем сказать, что металл – материал….. холодный, а дерево - ……теплый!

- Ребята, если вам предложат построить дом из металла или дерева, какой вы материал выберете? _дерево_ Почему? (Дерево – материал теплый и в доме из дерева и зимой будет тепло).!

Физминутка «Мячик»

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

Покатился по дорожке (бег на месте)

Подождал меня немножко (остановиться)

Наклонюсь, возьму его (наклониться)

И подброшу высоко (имитация движения)

Воспитатель: А сейчас давайте немного поиграем .

Игра называется  «Скажи наоборот»

Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: теплый – холодный, мягкий – твердый, хрупкий – прочный, тяжелый – легкий и т.д.

Опыт №3 «Глухой – звонкий»

Воспитатель: Для чего нужны ложки? А что еще можно делать ложками? Возьмем деревянные ложки и на них поиграем. С начала девочки играют на деревянных ложках. Какой вы слышите звук?

Дети: Глухой.

Воспитатель: А сейчас мальчики поиграют на металлических ложках (дети играют). Какой вы слышите звук?

Дети: Звонкий.

Воспитатель: Какие же ложки звучали звонче, деревянные или металлические?

Дети: Металлические.

Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод: металлические ложки звучат звонче, чем деревянные.

Воспитатель: и еще один опыт.

Опыт № 4 «Лёгкий – тяжёлый»

Воспитатель: Сейчас мы проведем опыт, чтобы узнать, что тяжелее - дерево или металл. Кладем в один мешок 10 ложек деревянных, в другой -10 ложек металлических. А весами будете вы, ребята. (Мальчик и девочка по очереди берут в руки мешочки и определяют, какой мешок легче, а какой тяжелее).

Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод: предметы из металла тяжелее, а из дерева легче.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? О чём мы сегодня говорили?

Ответы детей: О деревянных и металлических предметах.

Воспитатель: Чем они отличаются?

Ответы детей:

- Дерево лёгкое, оно не тонет в воде, а металл – тяжёлый, он тонет;

- Дерево теплое, а металл холодный; - Дерево издаёт глухой звук, а металл – звонкий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.

         Задачи:

  • Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
  • Развивать познавательные способности детей в практических опытах с деревом и металлом.
  • развивать любознательность, воспитывать у детей интерес к поисковой деятельности.
  • Развивать логическое мышление.

Материалы и оборудование: волшебный сундук, два чудесных мешочка, пластмассовые баночки для воды, мелкие деревянные, металлические предметы, деревянные и металлические ложки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие я принесла волшебный сундук. Хотите узнать, что в нем лежит?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте его откроем (сундучок не открывается). Попробуем открыть его с помощью пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок

Кто открыть его не смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

Воспитатель: Сундучок открылся. Давайте посмотрим, что же там внутри? Там лежат какие-то чудесные мешочки (достает мешочки). Интересно, что же в них лежит?

Воспитатель: Давайте потрогаем (дети по очереди трогают мешочки и высказывают свои мысли).

Воспитатель: Я сейчас развяжу один мешочек, а вы по очереди будете доставать игрушки и называть их (дети достают из мешочка игрушки и называют их).

Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Если они из дерева, про них можно сказать, что они деревянные.

А теперь посмотрим, какие предметы лежат в другом мешочке (дети достают из мешочка предметы и называют их). А из чего сделаны эти предметы?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Если они из металла, про них можно сказать, что они металлические. Ребята, предметы могут быть сделаны, как из дерева, так и из металла. Сейчас мы с вами поиграем с деревянными и металлическими предметами и узнаем о них много интересного.

1. Проведем первый опыт: «Плавает – тонет»

Воспитатель: Ребята, давайте опустим деревянные пластинки в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. (Дети работают в паре).

Что делают пластинки в воде?

Дети: Плавают.

Воспитатель: А теперь металлические предметы опустите в воду, что произошло с ними?

Дети: Утонули.

Воспитатель: Как вы думаете, почему деревянные пластинки плавают, а металлические утонули?

Дети: Деревянные - лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.

Воспитатель: Правильно. Из этого опыта можно сделать вывод, что металлические предметы тяжелее, поэтому они утонули – опустились на дно.

Опыт 2 «Какой предмет холоднее?»

Возьмите в одну руку деревянный предмет, а в другую – металлический. Какой предмет холоднее? Значит, о металле мы можем сказать, что металл – материал….. холодный, а дерево - ……теплый!

- Ребята, если вам предложат построить дом из металла или дерева, какой вы материал выберете? _дерево_ Почему? (Дерево – материал теплый и в доме из дерева и зимой будет тепло).!

Физминутка «Мячик»

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

Покатился по дорожке (бег на месте)

Подождал меня немножко (остановиться)

Наклонюсь, возьму его (наклониться)

И подброшу высоко (имитация движения)

Воспитатель: А сейчас давайте немного поиграем .

Игра называется  «Скажи наоборот»

Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: теплый – холодный, мягкий – твердый, хрупкий – прочный, тяжелый – легкий и т.д.

Опыт №3 «Глухой – звонкий»

Воспитатель: Для чего нужны ложки? А что еще можно делать ложками? Возьмем деревянные ложки и на них поиграем. С начала девочки играют на деревянных ложках. Какой вы слышите звук?

Дети: Глухой.

Воспитатель: А сейчас мальчики поиграют на металлических ложках (дети играют). Какой вы слышите звук?

Дети: Звонкий.

Воспитатель: Какие же ложки звучали звонче, деревянные или металлические?

Дети: Металлические.

Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод: металлические ложки звучат звонче, чем деревянные.

Воспитатель: и еще один опыт.

Опыт № 4 «Лёгкий – тяжёлый»

Воспитатель: Сейчас мы проведем опыт, чтобы узнать, что тяжелее - дерево или металл. Кладем в один мешок 10 ложек деревянных, в другой -10 ложек металлических. А весами будете вы, ребята. (Мальчик и девочка по очереди берут в руки мешочки и определяют, какой мешок легче, а какой тяжелее).

Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод: предметы из металла тяжелее, а из дерева легче.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? О чём мы сегодня говорили?

Ответы детей: О деревянных и металлических предметах.

Воспитатель: Чем они отличаются?

Ответы детей:

- Дерево лёгкое, оно не тонет в воде, а металл – тяжёлый, он тонет;

- Дерево теплое, а металл холодный; - Дерево издаёт глухой звук, а металл – звонкий.

Занятие по эксперементальной деятельности в средней группе «Знакомство со свойствами дерева и металла»

Выполнила: Гугнина Е.Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые занятия по развитию речи в средней группе.

Игровые занятия с использованием сказок развивают мыслительные способности детей,помогают накапливать знания о свойствах предметов и обобщают знания об окружающем мире.А также  оказывают вли...

Конспект музыкального занятия на волшебной музыкальной поляне (средняя группа)

Рассматриваются с детьми средней группы различные музыкальные инструменты, обучение детей игре на них....

Технологическая карта индивидуального занятия на тему "Разбитая чашка" (средняя группа)

Технологическая карта содержит цель, задачи, методы обучения, коррекционные приёмы, оборудование, этапы индивидуального занятия с ребёнком  с ограниченными возможностями здоровья 5 лет....

Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Снег и его свойства"

Конпект разработан в для средней группы, по опытно-экспериментальной деятельности...

Конспект занятия по аппликации для детей средней группы «Зимнее дерево»

Цель: Учить детей выполнять аппликацию на бумаге в нетрадиционной технике – создавать образ зимнего дерева.Задачи:- Расширить представление детей о зиме, о признаках зимы;- Продолжать учить...