Прошлое, настоящее и будущее школьного учебника по истории
статья

Степаненко Вера Петровна

Аннотация:  автором данной статьи высказывается мнение о том, что учебник, в том числе истории, должен быть не только носителем учебной информации научного характера, но и быть дидактическим средством, раскрывающим учащимся этико-эстетические смыслы исторических событий, тем самым направляя и ориентируя их в мире духовных и нравственных ценностей, рассматривается роль педагога, умеющего воспринимать учебный исторический материал как многоголосый текст и приобщать учащихся к диалогу культур и поколений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshloe_nastoyashchee_budushchee_shkolnogo_uchebnika.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Прошлое, настоящее и будущее

 школьного учебника

по истории

.         Степаненко В.П.

учитель истории

 СШ № 18

Троицко - Харцызск

Аннотация:  автором данной статьи высказывается мнение о том, что учебник, в том числе истории, должен быть не только носителем учебной информации научного характера, но и быть дидактическим средством, раскрывающим учащимся этико-эстетические смыслы исторических событий, тем самым направляя и ориентируя их в мире духовных и нравственных ценностей, рассматривается роль педагога, умеющего воспринимать учебный исторический материал как многоголосый текст и приобщать учащихся к диалогу культур и поколений

Традиционное представление об учебной книге по истории воспроизводится в определении учебника как «массовой учебной книги, излагающей предметное содержание образования и определяющей виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учётом их возрастных и иных особенностей» Школьный учебник был и остаётся основным средством обучения истории, часто единственным источником учебной информации для учеников, воспринимаемой ими без критического анализа и личностного к ней отношения.

Учебник содержит материал для обязательного усвоения и определяющая виды деятельности как учителя, так и учеников. При таком взгляде на учебник он воспринимается и учителями, и учащимися как документ нормативного характера, все материалы которого подлежат заучиванию и точному воспроизведению. Характерным признаком подобного отношения к учебнику служит распространённый в школьной практике вариант домашнего задания: «Параграф №  и вопросы к нему». Приёмы учебной работы школьников, как правило, сводятся к репродукции печатной информации (объяснительное и выборочное чтение, конспектирование и т.п.).

Если культивировать такой подход к преподаванию истории то статусу школьного учебника по истории, как единственного источника информации, грозит опасностью постепенного превращения его в «правильный учебник». В прошлом столетии человечество не раз испытало на себе последствия «отравления историей», когда официально разрешённый, единственный, «правильный» учебник истории индоктринировал в сознание молодых людей угодные правящим режимам идеи и ценностные установки. В результате этого мир пережил две мировые войны и совсем недавно ещё стоял на грани третьей. Вину за них вместе с политиками, по мнению Герберта Уэллса, должны были бы разделить преподаватели истории и авторы чрезмерно националистических учебников.

Наличие в государстве единственного, безальтернативного учебника истории эксперты относят к характерным признакам тоталитарного общества (Р.Майер). Стало очевидным, что «если учебник является единственной «властью», то «его будут использовать как Библию»

Сегодня активно развиваются идеи вариативности учебных книг, многообразия авторских повествований, трактовок и оценок прошлого.

На первый взгляд, вариативность учебников истории — это «западная мода» и даже «идеологическая диверсия», разрушающая подлинно российскую культуру и «лучшее в мире образование Те из нас, кто учился в советские годы, если и знают имена авторов школьных учебников истории, то, скорее всего, по причине своего профессионального интереса. Хотя среди авторов советских учебников, безусловно, были мастера своего дела: П.Ф.Коровкин, Г.М.Донской, П.С.Лейбенгруб и др.

Спустя десятилетия торжества «единого» учебника по истории наша школа возвращается к авторским учебникам В этом контексте учебник истории воспринимается как «авторская интерпретация исторического прошлого», «вариант индивидуального исторического повествования», «один из инструментов обучения поэтому «идеального» (единственного и правильного) учебника истории не существует в принципе.

Учебник, прежде всего, должен научить учителя (!) и ученика способам работы с разными историческими интерпретациями, а не подталкивать к пересказу «чужих мыслей». Он должен помочь школьникам осознать свою самобытность и вместе с тем успешно интегрироваться в общество с его богатейшими и разнообразными культурно-историческими традициями. Учебник истории должен содействовать ученикам в конструировании собственного исторического повествования, которое поможет им осознать свою связь с прошлым, лучше понять настоящее и планировать будущее.

В отношении к учебнику истории как педагогическому инструментарию вопрос о «правильном» учебнике кажется бессмысленным, потому что этот критерий остаётся внешним фактором для культурно-нравственного становления личности ребёнка. Актуальнее вопрос о «хорошем» учебнике, отвечающем потребностям личностного развития тех, для кого он написан. К параметрам такого ученика, на мой взгляд. относят следующие положения:

1) учебник истории не даёт окончательных ответов, а, наоборот, открывает школьнику путь для новых вопросов и дальнейшего творческого исследования заинтересовавших его проблем;

2) учебник истории стимулирует развитие критического мышления на основе работы с разнообразными источниками и освоения методов исторической науки;

3) учебник истории учитывает и отражает достижения современной науки;

4) учебник истории показывает, что люди по-разному воспринимают историю, в зависимости от их принадлежности к определённому социальному слою, к определённой религиозной, политической, профессиональной и возрастной группе, их пола и т.д.;

5) учебник демонстрирует многообразие интерпретаций исторического прошлого и помогает школьнику понять причины этого многообразия;

6) учебник истории раскрывает перспективы изучения прошлого и анализа современных событий в контекстах региональной, общенациональной и всемирной истории

        Обобщая тенденции развития жанра школьных учебников по истории в начале XXI в., можно констатировать, что авторы адекватно реагирует на вызовы современной социокультурной ситуации, согласуется с инновационными педагогическими идеями.

Изучение истории способствует становлению много перспективного взгляда на мир едва ли не эффективнее других учебных предметов, поскольку анализ фактов прошлого и современности, их интерпретации и оценки происходят со всевозможных «наблюдательных пунктов», «позиций», точек зрения. В этом смысле исторический Текст можно сравнить с «шотландкой», тканью, в рисунке которой переплетаются нити самых различных цветов (Дин Смарт). Изучая историю, мы можем рассматривать ткань целиком, любоваться её затейливым рисунком, а можем выбрать нити одного-двух цветов и проследить игру их линий в куске материи.

Таким образом, главным действующим лицом в реализации много перспективного подхода в изучении истории является педагог, умеющий воспринимать учебный исторический материал как многоголосый текст и приобщать учащихся к диалогу культур и поколений.