домоводство 5 класс 2 вариант
рабочая программа (5 класс)

Бойченко Надежда Николаевна

Рабочая программа по домоводству представлениям предназначена для учащихся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для школьников с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domovodstvo_5_k_2_v.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Домоводство, 5 класс, 2 вариант (обучение на дому).

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по домоводству представлениям предназначена для учащихся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для школьников с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. В связи с этим, актуальностью программы учебного предмета «Домоводство»  является формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

На уроках домоводства используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый или эвристический;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Работа с книгой;
  • Упражнение;
  • ИКТ.

        Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;
  • Индивидуальная работа;
  • Фронтальная работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся, имеющих особенности развития, показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.

Учащийся часто сам не в состоянии выделить и освоить те социальные компоненты, которые обеспечат ему благополучное существование в современном социуме. Задача предмета «Домоводство» сориентировать, помочь разобраться в окружающей обстановке, сформировать осведомленность в бытовых и социальных вопросах, сформировать адаптивные знания, умения  и  навыки на доступном уровне.

На уроках домоводства усиливается внимание к вопросам, связанным с организацией  своего быта.  Уроки домоводства имеют ярко выраженную коррекционную направленность. Домоводство – это организованное социальное общение, позволяющее формировать коммуникативные навыки. Как образовательная область предмет домоводства решает задачу сделать этот процесс осмысленным, а социальное поведение привычным и системным, то есть «привязанным» к определенным жизненным и бытовым ситуациям.

Учебный курс домоводства предусматривает следующую структуру:

  • Покупки;
  • Уход за вещами;
  • Обращение с кухонным инвентарем;
  • Приготовление пищи;
  • Уборка помещений и территории.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Домодство» входит в предметную область «Окружающий мир», является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного предмета отводится 0,5 часа в неделю. Из них:

I ч. –    ч.

IIч. –    ч.

IIIч. –   ч.

        IVч. –   ч.                                                Всего в год – 17 часов.

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные результаты обучения.

  • Знать места, где можно совершить различные покупки, виды магазинов, совершать мелкие покупки совместно с родителями;
  • Различать виды одежды, головных уборов и обуви по назначению;
  • Выполнять элементарные способы ухода за одеждой и обувью;
  • Уметь использовать в домашнем хозяйстве некоторые виды бытовой техники, соблюдая правила безопасности;
  • Соблюдать санитарно-гигиенические требования  к чистоте на кухне;
  • Знать назначение посуды и предметов кухонного инвентаря;
  • Знать и уметь готовить простые блюда под контролем взрослых;
  • Знать и уметь использовать средства для мытья посуды, последовательность  мытья посуды;
  • Знать и осуществлять элементарные действия по уборке помещений и территории.
  • Знать и соблюдать правила пользования лифтом,  почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком, мусоропроводом.

личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Результаты мониторинга указаны в таблице.

5. Содержание учебного предмета

В программе  предмета выделяются разделы:

Покупки.

  • Планирование покупок. Выбор места совершения покупок.
  • Нахождение нужного товара в магазине.
  • Обращение с кухонным инвентарем.
  • Обращение с посудой.
  • Предметы посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).

Кухонные принадлежности.

  • Обращение с бытовыми приборами.
  • Хранение посуды и бытовых приборов.
  • Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов.
  • Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.

Приготовление пищи.

  • Подготовка к приготовлению блюда.
  • Правила гигиены при приготовлении пищи.
  • Мытье продуктов.

Уборка помещения.

  • Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.
  • Вытирание поверхности мебели. Последовательность действий при мытье поверхностей мебели.
  • Сметание мусора на полу в определенное место.
  • Заметание мусора на совок. Последовательность действий при подметании пола

Уборка территории.

  • Сгребание травы и листьев.

6.Тематическое планирование

программный материал

колич. часов

сроки

наглядность

практическая деятельность

Покупки.

1

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

совершение покупок (игра)

2

Нахождение нужного товара в магазине.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

совершение покупок (игра)

Обращение с кухонным инвентарем.

3

Обращение с посудой.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

выбор посуды

4

Предметы посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

выбор посуды

5

Кухонные принадлежности.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

выбор кухонных принадлежностей

6

Обращение с бытовыми приборами.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

7

Хранение посуды и бытовых приборов.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

расстановка по местам предметов посуды и бытовых приборов

8

Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

накрывание на стол

9

Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

накрывание на стол

Приготовление пищи.

10

Подготовка к приготовлению блюда.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

выбор продуктов

11

Правила гигиены при приготовлении пищи.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

мытьё рук, протирание посуды

12

Мытье продуктов.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

мытьё овощей и фруктов

Уборка помещения.

13

Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

уборка мусора со стола

14

Вытирание поверхности мебели. Последовательность действий при мытье поверхностей мебели.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

вытирание мебели

15

Сметание мусора на полу в определенное место.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

подметание

16

Заметание мусора на совок. Последовательность действий при подметании пола

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

подметание

Уборка территории.

17

Сгребание травы и листьев.

1

предметные и сюжетные картинки, предметы

сгребание листьев

7. Учебно-методическое обеспечение

  • адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
  • демонстрационный материал для практических работ.

8. Материально-техническое обеспечение

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми  темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.
  • Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос,  электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь, электровафельница), ковролиновая, грифельная и магнитная доски, уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для учащихся 5-9 классов (вариант для девочек)

Технология - предмет, способствующий профессиональному становлению развивающейся личности. Именно   в  процессе  освоении  технологических навыков  учащиеся  получают воз...

Рабочая программа по технологии 10-11 класс (вариант для девочек)

Главная цель образовательной области "Технология" - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни  в  условиях  рыночной  экономики....

Грамматический тест для 8-1 класса вариант 1

 Итоговый тест за 3 четверть....

Грамматический тест для 8-1 класса вариант 2

Итоговый тест за 3 четверть ...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Домоводство" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из ...

Пробный ОГЭ №1 по математике 2021г. 9 класс. Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3. Вариант 4. Ответы.

Пробный ОГЭ №1 по математике 2021г. 9 класс. Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3. Вариант 4. Ответы....