УЧЕНИКАМ
материал

Методические разработки в виде памяток для работы на уроках русского языка и литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анализ эпизода

(Работа с текстом художественного произведения)

План (Сжатый)

1. Место данного эпизода в сюжете.

2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.

3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.

4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.

5. Последствия данного эпизода.

6. Озаглавить эпизод.

Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.
  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
  • кто они?
  • каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
  1. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
  2. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
  • автора;
  • персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
  1. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
  2. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
  • их отношение к событию;
  • к вопросу (проблеме);
  • друг к другу;
  • кратко проанализировать речь участников диалога;
  • сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
  • выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
  • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
  1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
  2. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
  3. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
  4. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
  5. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
  6. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.



Предварительный просмотр:

Как работать над рассказом.

  1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.

  1. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.

  1. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или  соберите его из других источников.

  1. Вспомните схему композиции рассказа:

                                     

5. Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте  план.  Укажите в нём вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.

6. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: наиболее полно в нём должно быть показано главное событие.

7. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причём так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.



Предварительный просмотр:

План отзыва о книге
Введение. Здесь можно рассказать о своих читательских пристрастиях, поделиться историей – как вы познакомились с данным произведением, как проходил процесс чтения. Тут же кратко дается оценка книги – понравилась или не понравилась, заинтересовала, произвела впечатление, развеселила или показалась полезной и назидательной. В этой части обязательно нужно указать название книги и ее автора.

Рассуждение. Теперь пришла пора аргументировать свою оценку и приводить доводы. Это лучше делать последовательно и по пунктам.

  1. Насколько важна тема, затронутая автором? Актуальны ли проблемы, которые были подняты в произведении?
  2. Сделайте небольшой обзор событий, которые описаны в книге. Но ни в коем случае не пересказ сюжета. Отзыв ориентирован на человека, который, возможно, не читал произведения, так что не раскрывайте все секреты: если вы пишете о детективе – можно описать завязку, но ни в коем случае нельзя указывать, что убийцей оказался садовник. При этом можно обозначить самые важные эпизоды.
  3. Оценка персонажей, их действий. Здесь не нужно описывать всех участников – достаточно двух-трех главных героев книги. Обязательно нужно выразить свое отношение к героям и их судьбам
  4. Особенности книги. Возможно, это произведение написано очень интересным языком, а может, вам понравились забавные диалоги, красивые описания природы, необычное построение сюжета, трогательная история, читая которую, вы не смогли сдержать слез, – все это нужно отметить.
  5. Итог рассуждений – ваши мысли и чувства относительно прочитанной книги.


Обобщение. Здесь вы можете сравнить это произведение с другими: или произведениями этого же автора, или с произведениями в этом же жанре. В обобщении вы можете сказать, что намерены продолжить знакомство с этим автором, прочитать другие его книги. Или же порекомендовать эту книгу читателям. А возможно (ведь отзыв может быть и отрицательным), посоветовать им никогда не брать в руки этой книги.

Возможные ошибки
Когда вы пишете отзыв о книге, ошибиться трудно: в конце концов, это ваше личное мнение о ней. Но некоторых неточностей все же стоит избегать.

  1. Пересказ событий не должен занимать значительную часть сочинения (об этом уже говорилось, но повторим еще раз), отзыв – это ваши впечатления от книги, а не изложение ее сюжета.
  2. Тем не менее, нельзя «плавать» в вопросах знания текста. Произведение, по которому пишется отзыв, нужно прочитать очень внимательно.
  3. Не стоит пользоваться при написании своего отзыва критикой или другими статьями об этой книге. Использование этих источников уместно при более глубоком анализе произведения, для написания отзыва это ни к чему.
  4. Непоследовательное изложение мыслей и впечатлений либо отсутствие логического перехода от одной части отзыва к другой - это то, чего следует избегать.Текст должен легко читаться.


Если внимательно отнестись к деталям, а также вспомнить всё, что впечатлило или поразило вас в произведении, написать отзыв о книге будет совсем несложно.



Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Орфография

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Выпал снег. Дети рады.

  1. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Звонок- звонок 

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Оси-на

При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.

  1. Мягкий знак, обозначающий мягкость.

Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Ель, тень, пень. 

  1. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Малыши, карандаши

  1. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.

Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Дочка, речка, мощный

  1. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.

Алфав`ит, `азбука, портф`ель

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.

Сады – сад; волна - волны.

  1. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.

Ягода, ягода, ягода.

Хоккей, хоккей, хоккей.

  1. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.

Мороз – морозы;

Ягодка – ягода.

  1. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Илья, Соловьев, Омск

  1. Разделительный Ь.

Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.

Вьюга, листья, соловьи

Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.

  1. Правописание непроизносимых согласных в корне.

Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.

Звездный – звезда;

Честный – честь

13. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

Полетели, побежали, потянули.

14.Правописание предлога.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Лодка отплыла от берега

15. Разделительный Ъ.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.

Съест, объявления, объем.

Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.

16. Ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

Луч (м.р.), шалаш (м.р.)

Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)

Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

17. Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.

Водовоз, самолет.

18. НЕ с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

        Гл.                 гл.

Не_пришел, не_выучил.

Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..

19. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)

падежи

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Родительный

-и (-ы)

Дательный

Предложный

20. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.

К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.

21. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)

Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

22. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения - И

Спряжение глаголов

1-е спряжение

2-е спряжение

Все глаголы НЕ на -ИТЬ

Все глаголы на -ИТЬ

  • исключение БРИТЬ, СТЕЛИТЬ
  • исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ

Личные окончания глаголов

1-е спряжение

2-е спряжение

-ЕШЬ

-ЕМ

-ЕТЕ

-УТ, -ЮТ

-ИШЬ

-ИМ

-ИТЕ

-АТ, -ЯТ

Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)

23. Ь в неопределенной форме глагола.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.

Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.

Пунктуация

  1. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Слава нашей Родине ! Слава труду !

  1. Однородные члены предложения.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.

Знаки препинания при однородных членах

О, О

О и О

О, а О

О да (=и) О

О, но О

О, да (= но) О

О и О,и О,и О

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О

  1. Обобщающее слово при однородных членах.

Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.

Знаки препинания при обобщающем слове

О: О, О, О.

О, О, О – О.

На поляне росли разные цветы: ромашки, васильки, незабудки. О: О, О, О.

  1. Знаки препинания при обращении.

Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.

Знаки препинания при обращении

О!

О,

,О,

Ребята, берегите учебники! О,

  1. Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. [   1], [    2].

6. Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. “ П ?” - а.



Предварительный просмотр:

Список орфограмм, изучаемых в школе

1. Безударные проверяемые гласные в корне

Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением.

2. Непроверяемые гласные и согласные

Проверяются в  словарном порядке

3. Проверяемые согласные в корне слова

Чтобы проверить правописание сомнительных согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.

4. Непроизносимые согласные в корне слова

Чтобы проверить правописание непроизносимых согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.

5. Буквы И, У, А после шипящих

После шипящих не пишутся буквы Ы, Я, Ю, а пишутся буквы И, А, У.

6. Разделительные твердый знак Ъ и мягкий знак Ь

Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными  Е, Ё, Ю, Я: подъемРазделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Э: контрагент.Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.: перья

7. Раздельное написание предлогов с другими словами

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.Не путать:  предлоги и их сочетания с другими ЧР, например: вследствие – в следствии

8. Употребление Ь на конце существительных после шипящих

На конце после шипящих в существительных 3 склонения пишется Ь.Ь не пишется в конце существительных мужского рода: мяч, нож;в форме Р.п. мн. ч. сущ. с основой на шипящий: дач, зрелищ

9. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных

Для обозначения мягкости согласного Ь пишется:1)на конце слова после мягкого согласного, кроме [ч], [щ]: тень, день;2)в середине слова после мягкого согласного [л’]: больница, стекольщик;3)после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым: письмо, седьмой;4)между двумя мягкими согласными, если при изменении слова первый согласный остаётся мягким, а второй становится твёрдым: возьми (возьму)Ь не пишется:1) в сочетаниях чк, чн, щн, нч, нщ, рч, рщ: кочка, срочный;

2) между мягкими конечными согласными основы: кость, гость;

3) между двумя мягкими [л’]: аллея, иллюзия, иллюстрация.

10. Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з(с))

Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения.  Для них характерно традиционное написание.

11. Буквы З и С на конце приставок

В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими — С. Приставки З- в русском языке нет.

12. Буквы О и А в корне -лаг- – -лож-

В корнях -лаг-/-лож- пишется буква А , если после корня стоит суффикс -А- , и буква О , если этого суффикса нет.

13. Буквы О и А в корне -раст- – -рос-

В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безударном положении перед СТ и Щ пишется А, а перед С — О .Исключения: отрасль, росток, Ростов, Ростислав.

14. Буквы Ё и О после шипящих в корне слова

Если в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё.Исключения: крыжовник, жом, жор, обжора, прожорливый, шоры, шорох, шов, бесшовный, шок, шорник, капюшон, шомпол, чокаться, чопорный, мажорный, трещотка, трущоба, чащоба, жолкнуть, ожог (сущ.) руки, поджог (сущ.) дома.Заимствованные слова: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр, шовинизм.

15. Буквы И и Ы после Ц

После Ц в корне пишется И .
Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.

16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях

С большой буквы пишутся:- имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы, названия божеств и мифологических существ, действующих лиц, клички домашних животных;- названия государств, неофициальные названия: Королевство Бельгия, Галичина, Забужье;- названия высших государственных, правительственных и международных организаций и должностей: Совет Безопасности, Президент США;- географические и астрономические названия (кроме родовых понятий): комета Галлея, Кривой Рог;С большой буквы пишется только первое слово:- в названиях государственных, партийных, общественных, профсоюзных учреждений: Хельсинкский союз.

— в названиях краев, областей, районов: Хабаровский край;

— в названиях исторических эпох, событий, знаменательных дат, религиозных праздников: Римская империя;

— в названиях памятников архитектуры, храмов, крепостей: Киево-Печерская лавра, Старая крепость;

— в названиях орденов, наград, состоящие из нескольких слов (кроме родовых): орден Дружбы народов;

Если такое название берется в кавычки, то тоже с большой буквы пишется только первое слово и собственное имя, входящий в состав названия: медаль «За боевые заслуги».

Со строчной буквы пишутся:

— слова, образованные от собственных личных имен, фамилий или названий других, принятых в общем смысле: донжуан рентген (название аппарата);

— собственные имена в форме множественного числа в подчеркнуто негативном плане: гитлеры, иуды

17. Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных

Окончание -Е пишется в существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах и в существительных 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на -ий,-ие, -ия и -мя).
Окончание -И (-Ы) пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже; у существительных 3-го склонения, а также у существительных на -ий, -ие, -ия и -мя в родительном, дательном и предложном падежах.У существительных среднего рода на -ье в предложном падеже пишется окончание -е: на взморье, в Приазовье, в Приамурье, об ожерелье, о счастье, в подполье, в волненье (но: в волнении).
Исключение: в забытьи

18. Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных

После шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется О, без ударения — Е.В окончаниях существительных и прилагательных после Ц пишется буква Ы.

19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных

Это окончание можно проверить окончанием вопросительного слова.В соответствии с общим правилом, написание букв на месте безударных гласных в окончаниях устанавливается путем проверки формами слов с тем же окончанием (того же типа склонения), в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: крáсного, си’него, ры’жего (молодóго, большóго и моегó, самогó

20. Краткие прилагательные с основой на шипящую

У кратких прилагательных с основой на шипящую ь на конце не пишется: утюг (каков?) горяч

21. Не с глаголами

С глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) не пишется раздельно: не был, не брать, не зная.Не с глаголами пиши слитно, если глагол без не не употребляется: ненавижу; в глаголах с приставкой недо-: недосмотреть

22. Ь после шипящих в неопредленной форме глагола и во 2-ом лице единственного числа

На конце глагола в неопределённой форме после шипящих пишется Ь, он сохраняется и перед -ся, например: стричь, стричься.Ь пишется в форме 2 лица ед. ч. глаголов в наст. и буд. времени: несёшь, бросишь

23. -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах

Буква ь пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает  на вопросы     что делать?     что сделать?  Перед -ся и -сь мягкий знак сохраняется.Буква ь не пишется в формах глагола, которые отвечают на вопросы  что делает?     что сделает?

24. Буквы Е и И в корнях с чередованием

В корнях -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, а также -блест-/-блист-, -стел-/-стил-, -жеч-/-жиг-, -чет-/-чит- пишется И , если дальше следует суффикс -А-, в противном случае пишется Е .
Исключение: сочетание.

25. Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и П спряжения

У глаголов 1-го спряжения в личных окончаниях пишутся буквы Е, У, Ю; у глаголов 2-го спряжения — И, А, Я.
Примечание. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы

26. Буквы О и А в корне -кос- – -кас-

В корнях -кас-/-кос- пишется буква А , если после корня стоит суффикс -А- , и буква О , если этого суффикса нет.

27. Буквы О и А в корне -гор- – гар-

В корнях -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон- безударный гласный обозначается буквой О .
Исключения: зорев`ать, `утварь, пр`игарь.

28. Буквы Ы и И после приставок

После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением.
После приставок сверх-, меж- сохраняется И.Сохраняется И и после иноязычных приставок дез-, суб-, контр-, транс-, пан-

29. Гласные в приставках пре- и при-

Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.

30. Соединительные гласные О и Е в сложных словах

В сложных словах после твердых согласных пишется соединительное О,а после мягких согласных, шипящих и Ц — соединительное Е

31. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя-

Существительные на -мя при склонении во всех падежных формах, кроме именит. ед., имеют наращение -ен-

32. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными

Пишутся слитно с не имена существительные, которые:- без не не употребляются: невежда, неверие;- слова с не можно заменить синонимами без не: неправда (ср. ложь);- слова со значением противопоставления: нерусский, неспециалист;Пишутся раздельно с не существительные, если:- имеется или подразумевается противопоставление: Это не осторожность, а трусость;- в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается: не правда ли? (невозможна замена: …ложь ли?).

33. Буквы Щ и Ч в суффиксе -щик- (-чик)

В суффиксе существительных -чик(-щик) после букв д — т, з — с, ж пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ.

34. Гласные Е и И в суффиксах существительных

Суффикс -ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Е выпадает.
Суффикс -ик- пишется в тех словах, которые при склонении сохраняют И

35. Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных

В суффиксах существительных, прилагательных и наречий под ударением пишется О, без ударения — Е.
Исключение: ещё.

36. Дефисное и слитное написание слова с пол- и полу-

Пол- пишется слитно всегда, за исключением трёх случаев:пишется через дефис, если после пол- стоит заглавная буква: пол-Москвы;пишется через дефис, если после пол- стоит любая гласная буква: пол-улицы;пишется через дефис, если после пол- стоит буква «л»: пол-лимона.Полу- со словами всегда пишется  слитно: полугодие, полушарие.

37. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

Не с прилагательными пишется слитно, если:- не употребляются без НЕ: ненастный- при образовании слова противоположного значения: небольшой (маленький);- при наличии слов очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, вполне, почти, отчасти, совсем, чрезвычайно:крайне неосторожныйНе с прилагательными пишется раздельно, если:- есть или подразумевается противопоставление: не большой, а маленький.

— отрицание усиливается отрицат. местоимениями и наречиями: отнюдь не верное, нисколько не радостное

38. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

В суффиксах прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения — Е.

39. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных от существительного:- с основой на Н при помощи суффикса -Н-: длин/а — длин/н/ый- при помощи суффикса -ОНН-, -ЕНН-: экскурсионный, утреннийИсключение: ветреный.Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных от глагола СВ: что сделать? — побелить — побеленныйОдна буква Н пишется в прилагательных, образованных от существительного:- в суффиксах -ИН-, -АН-, -ЯН-: гусиный, кожаный, серебряный

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

Одна буква Н пишется в прилагательных, образованных от глагола НСВ: что делать? — бесить — бешеный

40. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-

Суффикс -К- пишется в качественных прилагательных и некоторых относительных, образованных от сущ. с основой на К, Ч, Ц: вяз/к/ий (вязок — кач., так как есть краткая форма), немец/к/ийВ других прилагательных пишется суффикс -СК-: матрос/ск/ий, киргиз/ск/ий

41. Дефис в сложных словах

Пишутся через дефис:

  1. Сложные существительные, состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных, соединенных без помощи соединительных гласных о и е: жар-птица, купля-продажа, Москва-река
  2. Составные названия политических партий и направлений: социал-демократия, анархо-синдикалист.
  3. Сложные единицы измерения: человеко-день, киловатт-час.
  4. Названия промежуточных стран света: ceверо-восток, норд-ост.
  5. Сочетания слов, имеющие значение существительных, если в состав таких сочетаний входит глагол в личной форме (любишь-не-любишь), союз (иван-да-марья) предлог (Ростов-на-Дону).
  6. Составные фамилии: Римский-Корсаков, Мамин-Сибиряк, Сен-Симон, Осман-паша.
  7. Географические названия, состоящие из двух существительных (Орехово-Зуево), из существительного и последующего прилагательного (Гусь-Хрустальный), из сочетания артикля или частицы с знаменательной частью речи (Де-Кастри (залив)

 42. Ь в середине числительных

Ь пишется в конце числительных от 5 до 20 и 30: шестнадцать, тридцать.В середине слова Ь пишется в числительных 50-80, 500-900: семьдесят, шестьсот

43. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19

В родительном, дательном и предложном падежах числительных от 11 до 19 в окончаниях пишется буква И

44. Не в неопределенных местоимениях

В неопределённых местоимениях некто, нечто не  пишется слитно.

45. Дефис в неопределенных местоимениях

Неопределённые местоимения с суффиксами  –то, -либо, -нибудь  и приставкой кое- пишутся через дефис: что-то, что-либо, что-нибудь, кое-что.

46. Различение приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях

В отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения — НИ.

47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

Если ни и не в отрицательных местоимениях отделяются предлогом, то они пишутся раздельно: ни во что, не с кем, ни от кого.

48. Ь в глаголах повелительного наклонения

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется ь. Ь в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -ся и окончанием -те.

49. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева_) и -ыва-(-ива-)

Суффиксы -ИВА-, -ЫВА- пишутся, если глагол в форме 1 лица оканчивается на ИВАю, ЫВАю.Суффиксы -ЕВА-, -ОВА- пишутся, если у глагола в форме 1 лица суффикс выпадает (оканчивается на -ЮЮ, -УЮ)

50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

В действительных причастиях настоящего времени пишутся:а) у глаголов I спряжения суффиксы -ущ-, -ющ-: борющийся, колышущий, стелющий;б) у глаголов II спряжения суффиксы -ащ-, -ящ-: значащий, дышащий, строящийся.

51. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

В страдательных причастиях настоящего времени пишется:а) у глаголов I спряжения суффикс -ем-: колеблемый, проверяемый;б) у глаголов II спряжения суффикс -им-: видимый, слышимый. Но: движимый (от старого глагола движити).

52. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, «НЕ» пишется слитно: невычитанная рукопись, незамеченные опечаткиПишется раздельно не с причастиями:- имеющими при себе пояснительные слова: не возвращённая автору рукопись;- при которых имеется или предполагается противопоставление: не законченный, а только начатый рассказ;- с краткими причастиями: рукопись не отредактирована.

53. Две буквы Н в суфиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Две буквы Н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных, если:
— в них есть приставки, кроме НЕ, но следует запомнить: смышлёный ребенок; названый брат;посажёный отец.
— слово образовано от глагола с суффиксом -ова-(-ева-);
— к ним относятся зависимые слова;
— слово образовано от глагола совершенного вида.
Исключение: раненый.Одна буква Н пишется, если слово образовано от глаголов несовершенного вида.
Исключения: медленный, деланный, священный, желанный, нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, чеканный, нечаянный, данный.

54. Одна или две буквы Н в суфиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий.
В кратких отглагольных прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных (кроме форм мужского рода)

55. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

Буквы А и Я пишутся перед  одной и двумя Н в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов на -ать, -ять. Буква Е пишется перед одной и двумя Н в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов на -ить, -еть.

56. Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

В суффиксах причастий -енн-(-ен-) после шипящих под ударением пишется Ё, без ударения — Е, но никогда не пишется О.

57. Раздельное написание НЕ с деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется слитно, если без не не употребляется (негодуя), если есть приставка недо-: недоделав, недооценивая. В остальных случаях НЕ с деепричастиями пишется раздельно.

58. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е)

 Не с наречиями на -о (-е) пишется слитно:
-если слово не употребляется без не:
-если наречие с не можно заменить синонимом
-в отрицательных наречиях:  незачем, некуда
Не с наречиями на -о, (-е) пишется раздельно:
-если есть противопоставление с союзом а:
-если к наречию относятся слова   далеко не,   отнюдь не, вовсе не, ничуть не,   нисколько не,   никогда не
-с наречиями в сравнительной степени: не хуже, не лучше, не больше;
-с местоименными наречиями и с наречиями меры и степени:  не туда, не там…
-с обстоятельственными наречиями:  не сегодня, не весной, не иначе.

59. Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий

В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка не-,  а без ударения – ни-: негде остановиться,   нигде нет места.

60. Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е)

В наречиях на -о(-е) пишется столько же букв Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы.

61. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква о,  без ударения — е. Исключение: еще.

62. Буквы О и Е на конце наречий

В наречиях с приставками ИЗ-, ДО-, С- на конце пишется буква А, если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных и существительных; буква О — если наречия образованы от прилагательных с этими же приставками.
Буква О пишется также на конце наречий с приставками В-, НА-, ЗА-.

63. Дефис между частями слова в наречиях

Дефис в наречиях пишется: после приставок по-, в-(во-), если в слове есть суффиксы -ому(-ему), -ых (-их), -и; после приставки кое-; перед суффиксами -то, -либо, -нибудь; в сложных наречиях: по-весеннему, во-первых, кое-где, когда-то, еле-еле.

64. Ь после шипящих на конце наречий

На конце наречий после шипящих ч и щ, а также после ж  в наречии настежь пишется ь:  вскачь, навзничь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

65. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий

Производные предлоги, образованные от наречий пишутся слитно: вокруг (вкруг), вблизи, наперерез, вслед, вдоль.

66. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами

Слитно пишутся производные предлоги, образованные от существительных: ввиду, вместо, внутри, вроде, вслед, вследствие, навстречу, наперекор, наподобие, напротив, насчет, невзирая на, несмотря на, посредине (посередине), посредством, сбоку от.Раздельно пишутся предлоги: в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине.

67. Буква Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в отличие, в заключение в завершение имеют на конце е. (не путать с сущ. в П.п.)

68. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

Слитно пишутся частицы, входящие в состав слов: также, тоже, чтобы (омонимичные сочетания частиц с местоимениями и наречиями пишутся слитно)

69. Дефисное написание частицы -то со словами

Через дефис пишутся следующие частицы: -то, -либо, -нибудь, -ка, -тка, -с, -де, кое- (кой-), -таки – с глаголами, наречиями и со словами всё-таки, так-таки.

70. Дефисное написание частицы -ка с глаголами в повелительном наклонении

Частица -ка с глаголами в повелительном наклонении пишется через дефис

71. Дефис в междометиях

Повторяющиеся междометия пишутся через дефис: эх-эх, ей-же-ей, о-го-го.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь

Прочитала статью Бикеевой  на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

Портфолио ученика на конкурс "Ученик года"

В нашей школе традиционно каждый год проходит конкурс "Ученик года". Для каждого ученика вместе с активом класса мы создаем его персональное портфолио, исходя из склонностей и интересов ученика. Наши ...

Роль воспитательного пространства в развитии ученика в условиях взаимодействия ученика и школы

Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития....

Методическая разработка мероприятия по теме курса ( поездка учеников в Германию по программе « Международный обмен учениками»)

Данная   методическая  разработка является конспектом собрания  интернационального клуба " Дружба  без  границ" по теме       " Обмен учениками".   В работ...

Визитная карточка ученика 5 класса для школьного конкурса "Ученик года"

Визитная карточка ученика 5 класса для участия в школьном конкурсе"Ученик года". Визитная карточка рассчитана на 6 -7 минут, включает рассказ обучастнике конкурса и песню ( фонограмма песни "Песня пер...