Итоги работы по внеурочной деятельности по русскому языку
статья (6 класс)

Анализ работы по программе внеурочной деятельности по русскому языку «Секреты русского языка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogi_raboty_po_programme_sekrety_russkogo_yazyka.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы по программе внеурочной деятельности по русскому языку

«Секреты русского языка»

Курс внеурочной деятельности «Секреты русского языка» способствует развитию познавательных способностей обучающихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений школьников с использованием современных средств обучения.

        Основные формы занятий: теоретическая,  практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных  практических упражнений и выполнением творческих проектов. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности.

Данная программа основана на принципах личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении.  Курс практико-ориентированный (60% практических занятий), создан с целью научить ребят работать с ИКТ и использовать ИКТ в различной проектной, исследовательской и творческой деятельности.

 Особенности программы заключаются в обучении работы  в форме проекта с опорой на интерес учащихся к слову, к родному языку.

Изучение курса ставит следующие цели:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  • расширение и углубление программного материала;
  • закрепление знаний о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
  • развитие орфографической зоркости и умения работы с разными типами  лингвистических  словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими);
  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
  • воспитание любви к родному  языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры, осмысление родного языка как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; осознание эстетической ценности русского языка;
  • пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и  своей речью;
  • совершенствование общего языкового развития  школьников
  • обучение ориентироваться в мире информации;
  • обучение применять свои знания в новых условиях.

Задачи курса:

  • Активизация и актуализация  знаний, полученных школьниками при изучении определённых тем, систематизация знаний;
  • Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся;
  • Развитие организационных и коллективных умений;
  • Связь работы над проектом с проблемным обучением, информационными технологиями.

Организация деятельности  школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к обучающимся.

Новизна в организации деятельности в форме проекта состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

         *  самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

         * учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и        практических задач;

         *  приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

         *  развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

         *  развивают системное мышление.

В отборе материала к занятиям учитель  ориентируется на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к  должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях  обращается  на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, при усилении работы  по воспитанию у  школьников этических норм речевого поведения.

Работа по воспитанию этики общения ведётся с  обучающимися на протяжении всего курса  обучения. Для этого на занятиях используются  ролевые игры.  Работа по воспитанию правильного речевого поведения проводится  на всех занятиях. Кроме того, курс «Мир слова» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению обучающимися  прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, шарады, метаграммы, логогрифы,  грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

В  данной рабочей программе  представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности 

 
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов

первого уровня:
повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
развитие интеллектуального потенциала школьников;
повышение уровня речевой грамотности обучающихся;
развитие личности шестиклассников.


Второй уровень результатов:
участие школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку, конкурсах, викторинах;
заинтересованность в развитии своих творческих способностей.


Третий уровень результатов:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности;
участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, краевого уровня.

Наблюдается стабильное увеличение роста увлеченности учащихся занятиями творческой направленности. Это привело к тому, что обучающиеся стали регулярно участвовать во всероссийских, региональных, муниципальных, школьных конкурсах и олимпиадах.

В течение учебного года обучающиеся 6-х классов приняли участие в следующих мероприятиях:

Международный конкурс по русскому языку «Русский медвежонок» (2 победителя, 10 участников), обучающиеся 6 класса приняли участие в федеральной акции «Письмо учителю», во Всероссийских и городских конкурсах эссе по русскому языку, в городской неделе лингвистики представили проекты и приняли участие в конкурсе знатоков родного языка (диплом за 3 место), учащийся 6 класса стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений , в городском творческом конкурсе «Родной язык – святой язык».

В результате внеурочной деятельности повысилась мотивация изучения русского языка, как предмета, речь учащихся стала более развита, они расширили и углубили знания по русскому языку.

Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах внеурочной деятельности: наблюдается рост участников и победителей в олимпиадах и творческих конкурсах; дети проявляют интерес к знаниям; расширяют свой кругозор; развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности каждого обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

План внеурочной деятельности учителя русского языка "Усиление роли русского языка"

Данный план представляет собой перечень мероприятий, направленных на усиление роли русского языка в процессе образования в основной школе....

Аттестационная работа "Значение и место внеурочной деятельности по русскому языку в системе изучения лексики и фразеологии"

Эта работа будет интересна учителям русского языка при выборе форм внеурочной деятельности в рамках новых ФГОС в основной школе. Здесь приводится в пример технологическая карта внеурочного занятия в 1...

Исследовательская работа как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в 8-9 классах

В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторы...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса «Работа с текстом»

Программа внеурочной деятельности «Работа с текстом»  направлена на освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может б...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"

Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...