Выступление по теме "Функциональная грамотность"
статья

Лисенков Сергей Александрович
Выступление включает: цель и задачи, основные признаки, компоненты, индикаторы 
функциональной грамотности, планируемые результаты. Приводится список использованной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_po_teme_funktsionalnaya_gramotnost.doc955 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии Лисенков С.А.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

 Функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней, умение использовать полученные знания для решения жизненных задач.

Функциональная грамотность есть целый ряд навыков и умений – познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям: - жить и работать в качестве человеческой личности; - развивать свой потенциал; - принимать важные и обоснованные решения; -эффективно функционировать в обществе в контексте с окружающей среды и более широкого сообщества, чтобы улучшить качество своей жизни и общества.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются:

- знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора

        

 

Функциональная грамотность (англ. functionalliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.

Основной целью  является развитие функциональной грамотности учащихся  как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Задачи:  формулировать, применять и интерпретировать функциональную грамотность в разнообразных контекстах.

Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); 

способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность)

 способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. (финансовая грамотность)

Планируемые результаты:

Метапредметные и предметные: - находить и извлекать  и интегрировать информацию, применять извлеченную и информацию для решения разного рода проблем, объяснять и описывает  явления, применять  знания для решения разного рода проблем,  анализировать и оценивать информацию в различном контексте, делать выводы и строит прогнозы.

Личностные: -оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулировать собственную позицию по отношению к прочитанному; объяснять и оценивать гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний, естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; оценивать финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.

Использованная литература:

1 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО.

2. PISA // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО

3. Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании PISA-2018 // Учительская газета, №47, 21 ноября 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Функционально грамотная личность-стратегическая цель образования"

В выступлении рассиатривается вопрос о воспитании новой личности, грамотной, способной применить свои знания в жизни...

Выступление на муниципальных педагогических чтениях на тему "Роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в формировании и развитии грамотной речи учащихся и воспитании нравственной личности"

В данном выступлении делюсь опытом работы по формированию грамотной речи учащихся и воспитанию нравственной личности. К выступлению составлена презентация....

Выступление на семинаре "Читательская грамотность"

Читательская грамотность учащихся...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Выступление "Читательская грамотность как системообразующий компонент функциональной грамотности"

Выступление на заседании методического совета школы по теме "Работа по формированию функциональной грамотности"...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...