"Игра как помощник"
статья (5 класс)

Карпова Анна Георгиевна

Роль игрового процесса в школьной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра как помощник23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-организатор

ГБОУ СОШ №539

Кировского района Санкт-Петербурга

Карпова Анна Георгиевна

ИГРА – КАК ПОМОЩНИК

«Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»

                                                                       А.С. Макаренко

Для того, чтобы досуг учащихся был более насыщенным и ярким, педагоги - организаторы постоянно работают над созданием новых программ и форм организации досуга. Достаточно часто в своей работе педагог – организатор использует игровые формы, игры по станциям, квесты, зарнички и прочее.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Игра представляет неотъемлемую, важнейшую часть жизни человека, которая реализуется как в виде отдельной деятельности, так и в виде составляющих различных сфер жизни: трудовой, учебной, творческой, семейной и т. д. При этом игра — основной вид деятельности детей младших возрастов. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина (1978), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

Существуют научно обоснованные игровые методики и технологии, рассчитанные на детей разного возраста. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели. Конкретное содержание и формы игрового процесса очень разнообразны и определяются рядом факторов. Так же при использовании игры в обучающем и воспитательном процессе нужно учитывать, что игра отвечает развитию следующих функций:

  • Функции самореализации ребенка. Игра становится местом реализации ребенка как личности. На протяжении игры педагог видит поведение игроков, их эмоции, дети проявляют себя ярко. Для педагога и для ученика важен сам процесс игры, а не итог. Хотя нацеленность на результат есть и у учителя, и у ученика, ведь учителю важно развитие ученика, а ученику всегда хочется быть первым. Благодаря игре дети могут познакомиться со всем разнообразием сфер жизни общества, научиться искать выход из сложных жизненных ситуаций. Игровая деятельность реализуется в рамках конкретной игровой площадки, и включается в контекст опыта человечества, что позволяет детям познать и освоить культурную и социальную среды.
  • Коммуникативная функция. Игровая деятельность, безусловно, является коммуникативной деятельностью, но обязательно имеющая свои правила. Ребенок учится входить в межличностные отношения, учится правильно формировать отношение к человеку, к его поведению. После получения опыта в игре чаще всего этот же опыт транслируется и в реальной жизни.
  • Развлекательная функция. Игра привлекательна тем, что она может развлечь, ребенок поэтому и участвует в ней. Интересно отметить, что, играя в игру, ребенок сначала развлекается, а затем развивается. Игра как развлечение может способствовать крепкому здоровью, помогает устанавливать позитивные отношения между людьми, дает общую

удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки.

  • Функция реализации задач возраста. Дошкольнику и младшему школьнику игра создает возможности для эмоционального реагирования трудностей. Для подростков игра является пространством построения отношений. Для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности.

Следует отметить, что развлекательная функция, не может находиться в приоритете. Но без нее правила существования развивающих игр будут нарушены. Существует огромная палитра игр для школьников, более того каждое значимое мероприятие, можно реализовать с помощью игр.

Квест – увлекательная и познавательная игра с элементами путешествия, тематическими заданиями и головоломками. Эта технология основывается на традиционных педагогических приемах, но всегда подразумевает групповую работу, интерактивность, вовлечение участников в процесс. Мероприятия-квесты проводятся не только «вживую», они также создаются и представляются  участникам в электронном формате. Игровая форма и интересные задачи способствуют прочному усвоению любой новой информации, будь то непростые учебные знания, исторические сведения о родном городе или стране, иностранный язык, особенности художественных произведений.

        Игра представляет собой добровольное поведение или занятие, которое происходит внутри некоторых установленных ГРАНИЦ МЕСТА И ВРЕМЕНИ, согласно добровольно взятым на себя, но, безусловно, обязательным ПРАВИЛАМ, с целью, заключающейся в нем самом; сопровождаемое чувствами напряжения и радости, а также ощущением «инобытия» в сравнении с «обыденной жизнью».

Квест–относится к поисковым маршрутным играм, играм-путешествиям, сюжетно-ролевым играм. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются играющими в воображаемых условиях в соответствии с сюжетом игры, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Играющие пишут дневники, письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера, исследуют местность и осуществляют поиск решения поставленной задачи.

Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. В результате игры у играющих рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, обучающей и продуктивной деятельности. Играющие много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

  • Квест - логическая игра, требующая концентрации внимания, применения своих

как образовательных (в соответствии с его возрастом), так и жизненных знаний, а также квесты помогают обрести новые знания, умения и навыки.

  • Квест - командная игра, во время прохождения заданий участники объединены общей идеей, целью. Это, несомненно, укрепляет дружеские связи, налаживает контакт, помогает обрести новые знакомства, поддерживает командный дух.

Кроме всего прочего, в организации квестов нет строгих и четких правил. Мы считаем, что это дает возможность полета фантазии, как организаторам, так и участникам игры.

К сценарию каждого квеста предъявляются особые требования:

1) квест должен основываться на какой-либо тайне или загадке, которую участники должны в процессе игры раскрыть или решить;

2) развязка должна быть логичной, но при этом нелегко предсказуемой;

3) в сценарии не должно быть второстепенных ролей: все игроки должны иметь возможность принять равнозначное участие в развитии сюжета.
         В нашей школе, мы неоднократно использовали игры – квесты, направленные на патриотическое воспитание. Один из таких посвящен Блокаде Ленинграда!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры - помощники

Играя - познаем, развиваемся, обучаемся!...

Интеллектуальная игра "Словарь - друг и помощник"

Интеллектуальная игра, посвященная Дню словарей....

Компьютерные игры как основные помощники в изучении программирования.

Современное общество уже не представляет своей жизни без гаджетов. И дети все свое свободное время проводят в интернете (социальных сетях, компьютерных играх). Виртуальная жизнь увлекает людей с невер...

«Помощник в познании окружающего мира» (листы – помощники)

Выступление на семинаре - практикуме для педагогов...

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Помощники»

Цель: вызывать потребность в деловом общении. Задачи:формировать умение использовать при общении простейшие слова и выражения «дай», «на», «дай это», «не...