ПРАКТИКУМ «СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН» ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ
методическая разработка (5, 6 класс)

Сценарий разработан АО «ПАКК» по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Практикум, посвященный теме «Работа с информацией при принятии финансовых решений», предназначен для школьников 5-6 классов. Практикум состоит из лекционных блоков, интерактивной игры, мини-лекций и мини-дискуссий, которые можно использовать как в рамках единого мероприятия (мастер-класса), так и по отдельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий проведения практикума

«Сломанный телефон»

ПРАКТИКУМ

«СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН»

ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ

Сценарий разработан АО «ПАКК»

по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта

«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Сценарий предназначен для свободного использования любыми заинтересованными лицами, занимающимися просвещением в области финансовой грамотности. При использовании сценария необходимо ссылаться на разработчиков

Больше сценариев мероприятий по финансовой грамотности на сайте http://edu.pacc.ru/ 

Со всеми возникающими по использованию сценария вопросами, комментариями, отзывами, предложениями обращайтесь по адресу edu@pacc.ru


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.        ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ        3

1.1.        Цель и задачи мероприятия        3

1.2.        Краткая характеристика мероприятия        3

1.3.        План мероприятия        3

1.4.        Технические требования и оформление помещения        4

1.5.        Особенности формата        4

2.        СЦЕНАРИЙ ПРИКТИКУМА «СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН»        5

2.1.        ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЕДУЩИХ (2 МИНУТЫ)        5

2.2.        СЛАЙД №2 «ЗАЧЕМ СОБИРАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ?» (4 МИНУТЫ)        5

2.3.        СЛАЙД №3 «ИГРА СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН» (10 МИНУТ)        5

2.4.        СЛАЙД №4 «ИГРА “СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН”», РАЗБОР (6 МИНУТ)        6

2.5.        СЛАЙД №5 «ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ» (3 МИНУТЫ)        6

2.6.        СЛАЙД №6 «ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ» (16 МИНУТ)        7

2.7.        СЛАЙД №7 «ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ. ВЫВОДЫ» (2 МИНУТЫ)        8

2.8.        СЛАЙД №8 «СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ» (2 МИНУТЫ)        8

3.        ПРИЛОЖЕНИЯ        9

3.1.        Приложение №1. Электронная презентация        9

3.2.        Приложение №2. Тексты для работы с источниками информации к слайдам №6-7        9


  1. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
  1. Цель и задачи мероприятия

Цель мероприятия – научить школьников определять, какая информация является достоверной для принятия финансовых решений.

Ожидаемые образовательные результаты, на достижение которых направлено мероприятие:

  • Понимать, что при восприятии информации человеком и последующей передаче, она претерпевает изменения.
  • Понимать, что при передаче информации человек помимо фактов добавляет свои оценочные суждения.
  • Уметь перепроверять факты и формулировки, в том числе с обращением к первоисточникам.
  • Уметь оценивать достоверность информации.
  • Осознавать свою ответственность за ошибочную трактовку информации.
  1. Краткая характеристика мероприятия

Таблица 1. Основные характеристики мероприятия

Параметр мероприятия

Характеристика

1

Тема

Окружающий финансовый мир. Работа с информацией при принятии финансовых решений

2

Формат

Практикум

3

Количество участников

15-30 человек

4

Возраст участников

5-6 класс (10-12 лет)

5

Количество модераторов

1 ведущий-лектор. Возможно наличие 1 ассистента, который помогает переключать слайды, выдавать раздаточный материал и модерировать дискуссии в группах

5

Общая продолжительность

45 минут

Практикум, посвященный теме «Работа с информацией при принятии финансовых решений», предназначен для школьников 5-6 классов. Практикум состоит из лекционных блоков, интерактивной игры, мини-лекций и мини-дискуссий, которые можно использовать как в рамках единого мероприятия (мастер-класса), так и по отдельности.

  1. План мероприятия

Таблица 2. Тайминг и структура мероприятия

Блок

Формат и краткое описание

Продолжительность (в минутах)

1

Приветствие и анонс мероприятия

Приветствие участников, презентация темы мероприятия (слайд 1)

2

2

Вводная часть

Вводные вопросы на тему «Зачем собирать и анализировать информацию?» (слайд 2)

4

3

Игра «Сломанный телефон»

Проведение игры (слайд 3)

10

4

Игра «Сломанный телефон»

Разбор итогов игры; иллюстрация разницы между главным и второстепенным, а также между фактами и оценочной информации (на примере игрового материала) (слайд 4)

6

5

Достоверность информации

Мини-лекция (вступление перед работой с текстами из различных)

3

6

Источники информации

Мини-дискуссия о достоверности разных источников информации (работа с текстами)

16

7

Источники информации. Выводы

Подведение итогов после работы с текстами

2

8

Подведение итогов и ответы на вопросы

Вопросы по пройденному материалу. Желающие высказывают свои впечатления от мероприятия (слайд 6)

2

Итого

45 минут

  1. Технические требования и оформление помещения

Для проведения практикума понадобится компьютер, проектор и раздаточный материал (приложение №2 – для упражнения к слайдам 6-7).

Для проведения игры «Сломанный телефон» (слайды 3-4) необходимо освободить пространство, чтобы участники могли сесть в общий круг.

  1. Особенности формата

В ходе практикума для раскрытия темы ведущий использует презентацию (приложение №1). Рекомендуется использовать заданный порядок слайдов.

В структуру мероприятий включены элементы беседы со слушателями – прямая речь, обозначена обычным шрифтом, варианты вопросов выделены в тексте полужирным шрифтом. Действия Ведущего и учащихся в ходе мероприятия выделены курсивом и указаны в скобках (переключает слайд, дети отвечают).

Ведущий может адресовать вопрос аудитории в целом или конкретному школьнику. На каждый полученный ответ ведущий дает школьнику обратную связь. По итогам обсуждения каждого вопроса ведущий дополняет и обобщает ответы слушателей, делает вывод. После каждого вопроса в скобках указаны рекомендации ведущему по ведению беседы или правильные ответы.

Ключевые идеи, которые важно донести участникам, подчеркнуты. Их рекомендуется проговорить, независимо от изменений, вносимых ведущим в текст сценария. Примеры, иллюстрирующие ключевые идеи, рекомендуется по возможности адаптировать под возрастные, региональные и другие особенности участников.


  1. СЦЕНАРИЙ ПРИКТИКУМА «СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН»
  1. ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЕДУЩИХ (2 МИНУТЫ)

Добрый день! На сегодняшнем практикуме мы будем учиться анализировать информацию, с которой мы сталкиваемся при принятии финансовых решений. Ведь перед тем, как потратить деньги, мы обращаемся к информации о товарах и услугах, которые планируем приобрести.

Сегодня мы посмотрим, как может искажаться информация, научимся отличать факты от оценочных суждений и освоим способы проверки достоверности информации.

  1. СЛАЙД №2 «ЗАЧЕМ СОБИРАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ?» (4 МИНУТЫ)

Для начала давайте подумаем: а зачем вообще перед принятием финансовых решений заниматься поиском информации, ее сбором и анализом. Разберем это на конкретном примере: представим, что вы решили совершить достаточно крупную покупку – например, купить смартфон или какую-то другую технику. Нужно ли перед покупкой собрать и проанализировать какую-либо информацию? Если да, то зачем это делать?

(Ведущий выслушивает 4-5 ответов).

Действительно, перед тем, как принять решение о приобретении какого-либо товара, нужно изучить информацию об этом товаре – о его свойствах и том, сможет ли он удовлетворить наши потребности, о цене на него и условиях приобретения у разных продавцов. Финансово грамотный человек должен уметь собирать и анализировать такую информацию.

При этом нужно учитывать, что выбирая товар или услугу, мы сталкиваемся с обилием самой разной информации – например, в виде рекламы или отзывов – и вся эта информация может повлиять на наше решение. Поэтому очень важным навыком является анализ поступающей информации.

  1. СЛАЙД №3 «ИГРА СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН» (10 МИНУТ)

При анализе информации, которая поступает к нам из разных источников, нужно учитывать, что эта информация, во-первых, может содержать оценочные суждения других людей, а, во-вторых, она может искажаться в процессе передачи. Для иллюстрации того, как информация может претерпевать изменения, когда она передается от человека к человеку, предлагаю вам сыграть в наверняка известную вам игру «Сломанный телефон».

Давайте сядем в круг.

(Ведущий рассаживает участников в общий круг, сам садится в этот круг.)

Я сейчас тихо зачитаю участнику, сидящему слева от меня, информацию о товаре. Я произнесу текст один раз. Участнику нужно будет попытаться запомнить содержание этого текста, и затем тихо – чтобы никто из других сидящих в круге ничего не услышал – повторить полученную информацию следующему участнику. Он тоже должен будет повторить эту информацию только один раз. И так далее по кругу. Потом посмотрим, в каком виде информация дойдет до последнего участника в кругу – участник, сидящий справа от меня, уже громко всем нам ее озвучит. Итак, начнем.

(Ведущий тихо, но четко и не спеша зачитывает участнику, сидящему слева от него, следующий текст) «На дне города в центральном парке выступит классная молодежная рэп-группа «Мухи». Солист группы теперь еще круче, чем раньше! Билет на концерт можно купить всего за 100 рублей, поучаствовав в веселой викторине в это воскресенье в 12-00 в центральном парке».

(Участники передают информацию далее по кругу. Ведущий следит за тем, чтобы информация передавалась последовательно от одного участника к другому и тихо. Когда информация доходит до последнего участника (сидящего справа от ведущего), ведущий просит его воспроизвести вслух текст, который он получил. Затем ведущий зачитывает изначальный текст.)

Давайте сравним изначальную и финальную версии. Что изменилось?

(Ведущий выслушивает ответы участников, если они не заметили каких-либо искажений, ведущий указывает на пропущенные искажения).

  1. СЛАЙД №4 «ИГРА “СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН”», РАЗБОР (6 МИНУТ)

Итак, как видите, при передаче информация может искажаться, ее части могут пропадать, а могут даже возникать новые подробности. (Ведущий может изменять фразу в зависимости от результатов игры).

Но давайте разберем изначальное сообщение. Подумайте: что в нем было главным для принятия решения об участии в викторине и приобретении услуги – билета на концерт, а что второстепенным?

(Ведущий выслушивает 4-5 ответов)

Правильно, важным для принятия решения была информация, о какой группе идет речь, о месте и дате концерта – «на дне города в центральном парке», цене билета – 100 рублей и условиях приобретения билета  по этой цене – участие в викторине в воскресенье в 12-00 в центральном парке. Информация о том, что солист группы «теперь еще круче, чем раньше» является второстепенной.

А как вы думаете: что в этом сообщении можно считать фактом, а что оценочным суждением того, кто составил это сообщение?

(Ведущий выслушивает 4-5 ответов)

«На дне города в центральном парке выступит классная молодежная рэп-группа «Мухи». Солист группы теперь еще круче, чем раньше! Билет на концерт можно купить всего за 100 рублей, поучаствовав в веселой викторине в это воскресенье в 12-00 в центральном парке».

Фактами в сообщении являются сообщение о выступлении группы «Мухи» на дне города, цена билета в случае участия в викторине, а также место и время проведения викторины. Информация о том, что группа «Мухи» – классная, а викторина – веселая является оценочной: это оценка того, кто составил сообщение, и его мнение может не совпасть с мнением других людей. Информация о том, что солист группы теперь еще круче, чем раньше, является не только второстепенной, но и оценочной – это также субъективное мнение того, кто составил текст: он не ссылается ни на какие объективные критерии.

  1. СЛАЙД №5 «ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ» (3 МИНУТЫ)

Важно понимать: любая информация, которую вы читаете или слышите, – даже информация по учебе, которую вы, к примеру, находите в интернете, не говоря уже о рекламе и отзывах на товары и услуги, – может быть недостоверной. Недостоверная информация – это информация, которая не соответствует действительности.

При принятии финансовых решений важно постараться получить достоверную информацию. А проверить достоверность можно только, когда имеешь дело с фактами. Оценочные суждения в принципе не поддаются проверке на достоверность, поскольку они субъективны. Поэтому нужно опираться, прежде всего, на факты, и нам в первую очередь нужно научиться работать с информацией о фактах.

Информацию о фактах мы всегда получаем из какого-то источника, и далеко не всем источникам можно доверять: многие из них могут содержать случайные или намеренные ошибочные факты. Например, в интернете, в социальных сетях и на различных сайтах мы часто можем видеть подобные заголовки «Известная американская певица решила стать президентом». Открывая такую статью, скорее всего, вы не найдете ссылку на какой-либо источник вообще. Что должно быть в информации, чтобы можно было поверить в то, что она является достоверной?

(Ведущий выслушивает 4-5 ответов) Возможные ответы: фото, аудио доказательства события, ссылки на аккаунты самой певицы, ее интервью (причем если это американская певица, то надо искать первоисточник – издание, которое брало у нее это интервью, а не другие СМИ, которые эту новость перепечатали). 

Сейчас я вам раздам несколько текстов из разных источников, и мы попробуем с вами определить, какие из них можно считать более достоверными, а какие менее достоверными.

(Ведущий раздает тексты из приложения 2 каждому участнику)

  1. СЛАЙД №6 «ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ» (16 МИНУТ)

У вас будет 5 минут, чтобы кратко ознакомиться с текстами. В заголовках указаны источники этих текстов. Вам не нужно подробно вчитываться в детали, перед вами стоит другая задача: подумать, насколько достоверной может быть информация, представленная в этих источниках. Потом мы с вами обсудим эти тексты – какие из них более достоверны, если судить по источнику, какие менее достоверны.

(Ведущий засекает 5 минут, давая участникам время ознакомиться с текстами)

Как вы считаете, какие из представленных источников более достоверны, а какие менее? Почему вы так думаете?

(Ведущий выслушивает 5-6 ответов, затем подытоживает)

Итак, разберем тексты и источники этих текстов от наиболее достоверных к наименее достоверным.

Информация из учебника по финансовой грамотности скорее всего будет достоверной – в нашем случае приведена информация, которая часто приводится в договорах страхования имущества (текст №2). Разумеется, учебники могут быть разными, но если это учебник, который вам рекомендуют учителя, то информация, представленная в нем, будет, скорее всего, соответствовать реальности. Как правило, если в учебниках приводятся какие-то точные цифры или иные фактические данные – например, данные статистики – то в тексте содержатся ссылки на авторитетные источники этой информации.

Достоверной, скорее всего, является и информация, представленная в тексте №4. Новостные сайты могут быть разными, и некоторые из них заслуживают большего доверия, чем другие. Однако в нашем случае мы можем определить достоверность и без знания названия сайта – нам важнее понять, на какие первоисточники ссылаются авторы материала, говоря о размере средней ставки по ипотеке и прогнозе на следующий год. Здесь они ссылаются на «экспертов Банка России» и «официальный сайт Банка России», что является авторитетным источником достоверной информации по данному вопросу.

Текст №1 из Википедии может быть частично достоверным. В нашем примере некоторые данные, которые приведены в тексте, вполне могут соответствовать действительности – например, дата основания банка. Однако информация о том, что указанный банк, «входит в список самых надежных банков России», имеет «высокий рейтинг и многолетнее доверие клиентов», является «чрезвычайно привлекательным для клиентов» является сомнительной в том случае, если она не подтверждается ссылками на авторитетные источники – например, рейтинги Центрального Банка или официальную статистику по обращению в банк клиентов. Читая Википедию, нужно помнить, что статьи Википедии могут содержать недостоверные сведения, так как автором Википедии может стать любой человек. Также нужно обращать внимание, на какие источники ссылаются авторы статьи в Википедии – иными словами, искать первоисточники информации, и при отсутствии подтверждающих ссылок на те или иные факты, нужно быть особенно бдительными.

Наконец, в приведенном отрывке из руководства по достижению финансового благосостояния (текст №3) приводится ничем не подтвержденная информация о «личных отношениях с денежными потоками» и упражнении, которое якобы позволяет «приманить заработок» и гарантирует положительное влияние на финансовое благосостояние. К сожалению, и в интернете, и в книгах можно найти большое количество подобных советов по достижению финансового благополучия, и нужно понимать, что подобные рекомендации не опираются на какие-либо доказательства.

  1. СЛАЙД №7 «ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ. ВЫВОДЫ» (2 МИНУТЫ)

Как вы видите, во многих источниках информация может быть недостоверной. При поиске информации для принятия финансового решения нужно перепроверять факты, обращаясь к авторитетным источникам. Также, имея дело с цитатами и отсылками к чему-то, следует обращаться к первоисточникам этой информации. Если мы используем недостоверную информацию из сомнительного источника или ошибочно трактуем информацию, то мы можем столкнуться с неблагоприятными последствиями для себя, приняв неверное решение – например, приобрести некачественный товар или услугу.

  1. СЛАЙД №8 «СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ» (2 МИНУТЫ)

Спасибо за ваше внимание. Сегодня мы узнали, что перед принятием финансовых решений, нужно собрать и проанализировать информацию о тех товарах или услугах, которые мы хотим приобрести. При этом мы убедились, что информация может не только искажаться в процессе ее передачи, но и быть недостоверной, поэтому при сборе информации важно опираться только на авторитетные и проверенные источники. Если у вас есть вопросы – задавайте.


  1. ПРИЛОЖЕНИЯ
  1. Приложение №1. Электронная презентация

Приложение представлено отдельным файлом в формате Microsoft Power Point.

  1. Приложение №2. Тексты для работы с источниками информации к слайдам №6-7

Текст 1. Источник – Википедия

ОАО «Лучший банк» – средний по размеру региональный банк, основная часть бизнеса которого сосредоточена в Москве. Банк был основан в 1995 году в Москве. ОАО «Лучший банк» входит в список самых надежных банков России. Высокий рейтинг и многолетнее доверие клиентов делают банк чрезвычайно привлекательным для клиентов. Многие корпоративные и индивидуальные вкладчики доверяют «Лучшему банку» свои средства.

Текст 2. Источник – учебник по финансовой грамотности.

Чтобы оградить себя от различных непредвиденных случаев, могущих нанести вред вашей собственности, целесообразно заключить договор страхования имущества. В рамках договора страхования имущества предоставляется возможность застраховать дачу, дом, квартиру, гараж, но и, к примеру, мебель и предметы интерьера.

Как правило, имущественное страхование покрывает такие риски, как пожар, повреждение водой, стихийные бедствия, кража, грабеж, и т.д. Например, квартиры чаще всего страхуют на случай риски пожара и залива.

Необходимо тщательно продумать, какое имущество и почему вы хотите застраховать, внимательно ознакомиться с условиями страхования прежде, чем подписывать договор.

Текст 3. Источник – книга-руководство по достижению финансового благосостояния.

Очень важно наладить «личные отношения» с денежными потоками. Следующее упражнение позволит вам наладить такие отношения, увеличить денежный поток и приманить заработок. Встаньте перед зеркалом, выпрямите спину, смотрите прямо на свое отражение и повторяйте спокойно и уверенно: «Я точно знаю, что от природы мне дан талант зарабатывать деньги. У меня большие способности, они раскрываются все ярче с каждым днем. От природы мне дан финансовый гений. Мой гибкий, подвижный ум легко улавливает финансовые идеи, несущие мне богатство». Если вы будете проделывать это упражнение ежедневно, каждое утро, то через 1-2 месяца это положительно повлияет на ваше финансовое благосостояние.

Текст 4. Источник – сообщение с новостного сайта.

Эксперты Банка России сообщили, что средняя ставка по ипотеке в России составляет 9,9%. При этом они считают, что процент по ставкам по ипотеке немного снизится в будущем году. Это следует из недавнего заявления, опубликованного на официальном сайте Банка России. Эксперты считают, что следующий год – удачное время для того, чтобы взять ипотеку.

Однако эксперты рекомендуют внимательно ознакомиться с условиями ипотеки в конкретном банке прежде, чем торопиться подписывать договор. Несмотря на прогнозируемое сейчас снижение, ситуация может поменяться в следующем году под влиянием различных факторов. Поэтому потенциальным заемщикам следует быть внимательными и не верить сразу ярким и заманчивым предложениям, – добавляют эксперты.

лого пакк рус горизонт        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сломанный телефон» Практикум

Слайд 2

2 ЗАЧЕМ СОБИРАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ? Перед тем, как принять решение о приобретении товаров или услуг, нужно собрать информацию – об их свойствах и том, смогут ли они удовлетворить наши потребности, об их цене и условиях приобретения у разных продавцов . Выбирая товар или услугу, мы сталкиваемся с обилием самой разной информации, которая может повлиять на наше решение. Поэтому очень важным навыком является анализ поступающей информации .

Слайд 3

3 ИГРА «СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН» При анализе информации, которая поступает к нам из разных источников, нужно учитывать: эта информация может содержать оценочные суждения других людей, эта информация может искажаться в процессе передачи.

Слайд 4

4 ИГРА «СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН» « На дне города в центральном парке выступит классная молодежная рэп-группа «Мухи». Солист группы теперь еще круче, чем раньше! Билет на концерт можно купить всего за 100 рублей, поучаствовав в веселой викторине в это воскресенье в 12-00 в центральном парке ». Разделяем: Важное и второстепенное , Факты и оценочные суждения .

Слайд 5

5 ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ Оценочные суждения в принципе не поддаются проверке на достоверность, поскольку они субъективны. Проверить достоверность можно только тогда, когда имеешь дело с фактами . Информацию о фактах мы всегда получаем из какого-то источника. Далеко не всем источникам можно доверять : многие из них могут содержать случайные или намеренные ошибочные факты . Информация , которую вы читаете или слышите, может быть недостоверной, то есть не соответствующей действительности . При принятии финансовых решений важно постараться получить достоверную информацию.

Слайд 6

6 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Текст 1 Текст 2 Текст 3 Текст 4

Слайд 7

7 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ. ВЫВОДЫ Во многих источниках информация может быть недостоверной. При поиске информации для принятия финансового решения нужно перепроверять факты, обращаясь к авторитетным источникам . Сталкиваясь с цитатами или отсылками к чему-то, следует найти и проверить первоисточники этой информации . Если использовать недостоверную информацию из сомнительного источника или ошибочно трактовать информацию, то можно столкнуться с неблагоприятными последствиями, приняв неверное решение .

Слайд 8

8 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по практикуму по математике для 10-11 классов

Целью изучения курса «Практикум по математике» для 10- 11 класса  является повышение эффективности  подготовки обучающихся к итоговой аттестации по математике за курс полной средней шк...

презентация урока-практикума по теме"Белки" в 10 классе

Презентация содержит материал для интегрированного урока химии и биологии по теме"Белки, их состав, свойства и биологические функции". На слайдах представлены вопросы для самостоятельной работы учащих...

Словарный практикум по всеобщей истории для 7 класса

Словарные практикумы выполняют роль разминки во время урока, приучают к систематической словарной работе. Знание предмета - это в первую очередь знание предметного языка. Регулярные практикумы вселяют...

Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»

Ключевые проблемы Мастер-класса: Использование технологии  группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.Закрепление изученного материала через презентацию. Созда...

Задания для уроков "Сломанный телефон"

Задание для 9 класса (образец) По этому принципу можно сделать задания для любого курса географии....

ПРАКТИКУМ «СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН» ДЛЯ 7-8 КЛАССОВ

Сценарий разработан АО «ПАКК» по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и разв...

Внеурочное занятие для родителей Семинар-практикум по математике для родителей (гуманитарного) класса «Осенняя песня о главном.» (Подготовка к ЕГЭ, базовая математика, 11 класс).

Занятие для родителей поможеи им справиться со стрессом, неизбежно возниающим при оказании помощи своим детям при подготовке к ЕГЭ...