СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ»
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Сценарий разработан АО «ПАКК» по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

«Дискуссионный клуб»– это мероприятие в формате дискуссии.  Ведущий задает школьникам дискуссионные вопросы, а каждый из учащихся должен совершить одно из следующих действий:

n  выдвинуть свой тезис по данному вопросу (утверждение/мнение);

n  принять сторону одного из тезисов и аргументировать свое мнение (почему он считает, что этот тезис верен);

n  выдвинуть свой контраргумент против выдвинутого ранее тезиса.

Главное правило в игре – не повторяться, поэтому участникам придется выстраивать стратегию своих действий, внимательно слушать друг друга, четко формулировать мысли. При этом запрещается критиковать, переходить на личности, перебивать. Дискуссия модерируется ведущим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПР_Дискуссионный клуб_Сценарий269.62 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия

«Дискуссионный клуб»

Сценарий мероприятия

«дискуссионный клуб»

Сценарий разработан АО «ПАКК»

по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта

«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Сценарий предназначен для свободного использования любыми заинтересованными лицами, занимающимися просвещением в области финансовой грамотности. При использовании сценария необходимо ссылаться на разработчиков

Больше сценариев мероприятий по финансовой грамотности на сайте http://edu.pacc.ru/ 

Со всеми возникающими по использованию сценария вопросами, комментариями, отзывами, предложениями обращайтесь по адресу edu@pacc.ru


Оглавление

1.        ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ        3

1.1.        Цель и задачи мероприятия        3

1.2.        Краткая характеристика мероприятия        3

1.3.        План мероприятия        3

1.4.        Технические требования к месту проведения, реквизиту и оборудованию        4

1.5.        Правила проведения мероприятия        4

2.        Ход мероприятия        8

2.1.        Подготовка мероприятия (15 минут)        8

2.2.        Объяснение правил игры (10 минут)        8

2.3.        Основной этап игры (15-25 минут)        10

2.4.        Рефлексия (10 минут)        10


  1. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Цель и задачи мероприятия

Цель мероприятия – научить учащихся формулировать свою позицию и аргументировать свою точку зрения.

Образовательные результаты:

  • Уметь формулировать тезис (позицию)
  • Уметь формулировать аргументы в защиту своих тезисов (позиции)
  • Уметь выслушать тезис (позицию) собеседника (оппонента)
  1. Краткая характеристика мероприятия

Таблица 1. Описание мероприятия

Параметр мероприятия

Характеристика

1

Тема

Окружающий финансовый мир

2

Формат

Дискуссия

3

Количество участников

12-30 человек

4

Возраст участников

5-6 класс (10-12 лет), 7-8 класс (12-14 лет)

5

Количество модераторов

1 модератор (при количестве участников более 18 – требуется 2 модератор)

6

Общая продолжительность

45-90 минут

«Дискуссионный клуб»– это мероприятие в формате дискуссии.  Ведущий задает школьникам дискуссионные вопросы, а каждый из учащихся должен совершить одно из следующих действий:

  • выдвинуть свой тезис по данному вопросу (утверждение/мнение);
  • принять сторону одного из тезисов и аргументировать свое мнение (почему он считает, что этот тезис верен);
  • выдвинуть свой контраргумент против выдвинутого ранее тезиса.

Главное правило в игре – не повторяться, поэтому участникам придется выстраивать стратегию своих действий, внимательно слушать друг друга, четко формулировать мысли. При этом запрещается критиковать, переходить на личности, перебивать. Дискуссия модерируется ведущим.

  1. План мероприятия

Таблица 2 Тайминг игры

Тайминг

Действие

Исполнитель и его функции

1

10 минут

Объяснение правил игры

Ведущий объясняет правила игры. Участники совместно с ведущим модерируют дискуссию на пробный вопрос.

2

25 минут

Основное время игры

Ведущий модерирует дискуссию и выписывает за участниками тезисы, аргументы, контраргументы, присваивает баллы.

3

10 минут

Подведение итогов и проведение послеигровой рефлексии.

Ведущий подсчитывает общее количество баллов каждой команды, задает вопросы для рефлексии.

  1. Технические требования к месту проведения, реквизиту и оборудованию

Для проведения необходима свободная от мебели аудитория с доской/флипчартом для записей.  

Минимальные требования к аудитории проведения игры:

Мебель

1 стол для ведущего;

2-3 стола для записи участниками своих аргументов.

Оборудование

1 флипчарт или доска для записи результатов команд.

В аудитории нужно организовать рабочее пространство для участников. Аудиторию следует разделить на две части:

  • первая – общая игровая площадка, где участники начинают игру;
  • вторая – площадка с игровой доской, куда выходят учащиеся выдвинувшие тезис, а затем и учащиеся выдвинувшие аргумент или контраргумент данному тезису.

Ведущий должен располагаться таким образом, чтобы все участники могли поддерживать с ним визуальный контакт.

При участии в мероприятии более 18 человек, рекомендуется поделить участников на две группы, определить на каждую группу одного модератора и проводить мероприятие отдельно в каждой группе.

Также для проведения одной игры понадобятся следующие материалы:

  • Набор разноцветных стикеров;
  • Ручки, по количеству участников;
  • 1 набор маркеров для доски/флипчарта.
  1. Правила проведения мероприятия

Цель участников игры – совершать игровые действия (выдвигать тезисы, аргументы, контраргументы) и доказывать свою точку зрения.

Основное правило в игре – не повторяться! Поэтому содержание игровых действий (тезисов, аргументов, контраргументов) должно быть всегда разным. Нельзя вступать в споры, критиковать других, переходить на личности. Цель дискуссии: рассмотреть со всех возможных сторон предлагаемые к обсуждению вопросы.

Все действия в игре ведутся на «Доске» - таблице, которую необходимо начертить перед началом игры на флипчарте/школьной доске. «Доска» выглядит следующим образом:

Таблица 3 Игровая доска

Вопрос:

Тезис №1

Тезис №2

Тезис №3

Тезис №4

Тезис №5

Аргументы

Аргументы

Аргументы

Аргументы

Аргументы

Контраргументы

Контраргументы

Контраргументы

Контраргументы

Контраргументы

Игра состоит из трех этапов:

Перед началом 1 этапа все участники находятся на общей игровой площадке:

C:\Users\baranova\Desktop\1.bmp

Этап 1. (3-4 минуты). Ведущий задает вопрос, на который участники должны выдвинуть тезис, например «Кого еще, кроме коровы, персонажи мультфильма Простоквашино могли бы купить для ведения домашнего хозяйства?». Любой из участников  может  выдвинуть тезис – ответ на поставленный вопрос. Например, тезисы могут быть следующие «Герои могли бы купить кур и организовать курятник», «герои могли бы купить баранов и стричь шерсть» и т.п.

Тезисы выдвигаются в порядке живой очереди, после того как ведущий задал вопрос, участникам дается время на выдвижение тезиса. Участник, придумавший тезис поднимает руку, после чего озвучивает свой тезис и выходит к игровой доске.

C:\Users\baranova\Desktop\2.bmp 

Ведущий записывает тезис на «доске», при этом с целью экономии времени и чтобы помочь ребенку выделить главное из своих мыслей, ведущий кратко резюмирует сказанное учащимся, и записывает на доске короткую формулировку тезиса. Последующие тезисы выдвигаются таким же образом. На каждый вопрос может быть выдвинуто не более 5 тезисов.

Этап 2. (4-5 минут).  После того, как тезисы выдвинуты, ведущий предлагает оставшимся участникам, которые не выдвинули тезис, в течение 2 минут придумать один аргумент на любой из тезисов, имеющихся на «доске». Например, «я считаю, что нужно завести курятник, так как куры приносят по несколько яиц каждый день». Первым делом участник выбирает тезис, который ему больше нравится и берет стикер для записи своего аргумента. После чего участник вписывает на стикер свой аргумент и сдает ведущему, ведущий нумерует полученные стикеры в порядке получения (тот, кто сдал первым – получает цифру 1 и т.д.). Участники, не успевшие сдать, или сформулировать свой аргумент за выделенное время остаются на общей игровой площадке до следующего этапа.

По окончании выделенного времени ведущий проверяет аргументы (учащиеся устно оглашают свой аргумент по сформировавшейся очередности, начиная с того, кто сдал аргумент первым). Если аргумент логичен и верно сформулирован, он записывается на «доске», а участник его предоставивший становится рядом с участником, который высказал данный тезис.

C:\Users\baranova\Desktop\3.bmp

Если аргумент нелогичен или неверно сформулирован, либо повторяет уже ранее записанный аргумент – участник его записавший возвращается на общую игровую площадку.

Максимальное количество корректных аргументов к одному тезису – 3, поэтому следует сразу предупредить участников о том, что все последующие аргументы (и участники, которые их написали), также будут возвращаться на общую игровую площадку. По итогам данного этапа должны сформироваться команды из участников, которые высказали тезис и тех, кто поддержал данные тезисы.

Участники, выдвинувшие тезисы на первом этапе, на данном этапе также могут записать аргумент в пользу своего тезиса. Если по итогам этапа, этот аргумент не будет озвучен и записан на «игровой доске», а также общее количество аргументов будет меньше 3, то он может его выдвинуть сам. Если аргумент корректный, то он записывается на доску.

Этап 3. (4-5 минут). 

Участники команд (участник, выдвинувший тезис и все, кто выдвинули аргумент в его пользу, и стоят рядом с ним)  сообща могут выдвинуть контраргументы против любого из имеющихся тезисов (только одного из тезисов), разрешается записать до трех контраргументов, но засчитывается только один из них. Участники также сдают стикеры ведущему, и он их нумерует в порядке получения. На стикере они должны указать тезис, и контраргументы.

В случае, если выдвинутый контраргумент уже записан на доске (его высказали другие команды ранее), команды могут использовать другой контраргумент из своего списка.

Участники, оставшиеся на общей игровой площадке, могут выдвинуть новый аргумент в пользу одного из тезисов (разрешается также записать до трех аргументов) и таким образом присоединиться к одной из команд (ограничение в три аргумента для одного тезиса снимается на данном этапе), либо выдвинуть контраргумент против одного из тезисов. Например, «не стоит заводить курятник, так как от кур много шума». Участник вновь берет стикер для записи своего аргумента/контраргумента. После чего вписывает на стикер свой аргумент/контраргумент и сдает ведущему, ведущий нумерует полученные стикеры в порядке получения (тот, кто сдал первым – получает цифру 1 и т.д.). Участник, предоставивший контраргумент, решает к какой команде он желает присоединиться и становится рядом с ними. Контраргумент не может быть выложен на «Доску», если на ней уже есть схожий по содержанию контраргумент. По итогам данного этапа каждый участник должен совершить какое-либо действие, на общей игровой площадке участников остаться не должно.

C:\Users\baranova\Desktop\4.bmp

По завершении времени ведущий зачитывает сначала аргументы/контраргументы участников из общей игровой площадки, а потом уже контраргументы участников из команд.

Подведение итогов

Побеждает в игре команда, которая набрала наибольшее количество баллов.  

Команда в игре – это участник, который выдвинул тезис и его «последователи» - те, кто высказывали аргументы за его тезис».

За такие игровые действия как тезис и аргумент присуждается 1 балл. Выдвинутый контраргумент отнимает 1 балл у команды, против которой он был выдвинут. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов, в случае равенства баллов побеждает команда с наибольшим количеством аргументов. В случае равенства и аргументов, может быть объявлена ничья.

В игре заложено как индивидуальное, так и командное соперничество.

На 3 этапе, когда команда может высказывать контраргументы против тезисов других команд, им выгодно выдвигать их против своих потенциальных «конкурентов», чтобы отнимать у них баллы. Участникам, которые на 3 этапе еще не входят в какую-либо команду и выдвигают аргументы и контраргументы, выгодно предугадать команду победителя и помочь ей либо аргументом, либо контраргументом против другой команды.

Пример заполненной «игровой доски» по итогам 3-х этапов:

Вопрос: «Кого еще, кроме коровы, персонажи мультфильма Простоквашино могли бы купить для ведения домашнего хозяйства?»

Тезис №1

Курятник

Тезис №2

Барашек

Тезис №3

Хрюшка

Тезис №4

-

Тезис №5

-

Аргументы

Аргументы

Аргументы

Аргументы

Аргументы

Яйца каждый день

Из шерсти получится теплая одежда на зиму

Сало можно дорого продать

Петух будит по утрам

Контраргументы

Контраргументы

Контраргументы

Контраргументы

Контраргументы

Много шума

Много грязи

Тезис №1 набирает 1 балл (2 аргумента, 1 контраргумент);

Тезис №2 набирает 1 балл (1 аргумента, 0 контраргументов);

Тезис №3 набирает 0 баллов (1 аргумент, 1 контраргумент);

Победа присуждается команде №1, которая набрала одинаковое количество баллов с командой №2, но у первой команды набралось 2 аргумента, в то время как у второй лишь один аргумент.


  1. Ход мероприятия

  1. Подготовка мероприятия (15 минут)

Перед началом мероприятия необходимо проверить аудиторию и наличие всего необходимого реквизита (см. пункт 1.4 Технические требования к месту проведения, реквизиту и оборудованию).

На флипчарте необходимо расчертить «игровую доску».

  1. Объяснение правил игры (10 минут)

Далее речь Ведущего (прямая речь), обозначена обычным шрифтом, варианты вопросов выделены в тексте полужирным шрифтом. Действия Ведущего и учащихся в ходе мероприятия выделены курсивом и указаны в скобках (ведущий задает вопрос, дети отвечают).

(Ведущий приветствует участников и кратко объясняет правила игры).

Добрый день, дорогие участники! Я рад(а) вас приветствовать на нашем мероприятии «Дискуссионный клуб». Сегодня вам предстоит научиться формулировать свою позицию и аргументировать свою точку зрения.

Наше мероприятие будет проходить в формате дискуссии.

Осталось разобраться с правилами игры. Перед вами будет поставлен дискуссионный вопрос. Ваша главная задача - выдвигать тезисы по заданному вопросу, аргументировать его (если он вам понравился), либо контраргументировать (если вы не согласны с данным высказыванием).

Тезис – законченное и лаконичное утверждение, ваша позиция по теме вопроса. Например, для вопроса «Кого персонажи мультфильма Простоквашино могли бы купить для ведения домашнего хозяйства?», тезисом являются возможные ответы «корову, курицу, собаку» и т.п.).

Аргумент – это утверждение, довод, доказательство истинности тезиса. Любой игрок может предоставить аргумент в пользу любого тезиса. Например, «героям мультфильма нужно завести корову, потому что она дает молоко, а его очень выгодно продавать».

Контраргумент – утверждение, довод, доказывающий ошибочность тезиса. «Корову очень дорого содержать».

Основное и главное правило в игре – не повторяться и использовать только корректные приёмы ведения спора. Начинают игру все участник на общей игровой площадке, участники, совершившие игровое действие(выдвинувшие тезис, аргумент или контраргумент) выходят к игровой доске.

В ходе игры будут формироваться команды. Побеждает в игре, команда, которая набрала больше всего баллов. Баллы присуждаются за выдвижение тезиса или аргумента, а контраргументы будут наоборот отнимать баллы у команд.

Для того, чтобы нам было легче разобраться в правилах  мы с вами обсудим один из вопросов совместно. Все действия участников записываются на игровой доске.

(Ведущий демонстрирует игровую доску.)

Игра состоит из 3-х этапов. На первом этапе вам предоставляется возможность выдвинуть свой тезис на поставленный вопрос, участник сформулировавший тезис поднимает руку, кто первый поднимает руку – озвучивает свой тезис, тот и выходит к игровой доске. Следующий тезис озвучивается по той же схеме. Максимальное количество тезисов на вопрос – 5.

Давайте мы с вами попробуем сыграть в первый раунд, так как это пробный вопрос для ознакомления с правилами игры, мы сократим количество тезисов до двух. Итак,  вопрос для выдвижения тезисов: «Кого еще, кроме коровы, персонажи мультфильма Простоквашино могли бы купить для ведения домашнего хозяйства?» Кто желает выдвинуть тезис по данному вопросу?

(Ведущий поочередно выслушивает тезисы и записывает на «доску» краткую формулировку тезисов.)

Хорошо, теперь у нас есть 2 тезиса. Каждый тезис это один балл. Приступаем к раунду №2.

2-й этап. Оставшиеся участники теперь должны сформулировать свои аргументы на любой из имеющихся тезисов. Для этого вам нужно в течение 1 минуты взять стикер и записать туда ваш аргумент, будьте внимательны – если ваши аргументы будут повторяться, засчитываться будет тот, что был сдан раньше, поэтому я буду нумеровать ваши стикеры по очередности их сдачи. Участники, чьи аргументы будут внесены на «доску» становятся рядом с участником, выдвинувшим защищаемый тезис. А те, чьи аргументы не будут засчитаны, возвращаются на общую игровую площадку. Если вы не успели записать ваш аргумент, или не придумали никаких аргументов вы остаетесь на общей игровой площадке. Так как это пробный вопрос отвечать всем не обязательно и время всех раундов сокращено.

В это же время участники, уже выдвинувшие тезис могут дополнительно у себя на листочках записать один аргумент в пользу своего тезиса, если он не будет озвучен во время этого раунда, этот аргумент также можно будет выдвинуть.

(Ведущий запускает таймер, выслушивает аргументы участников и вносит их на «доску».)

Хорошо, теперь мы с вами начинаем заключительный раунд. На данном этапе сформировавшиеся команды могут выдвинуть контраргументы на любой из тезисов команды соперников. А участники, оставшиеся на общей игровой площадке, могут выдвинуть новый аргумент либо контраргумент на любой из тезисов и таким образом, помочь какой-либо команде выиграть. На данном этапе у вас есть возможность записать более одного аргумента или контраргумента в свой листочек, но на «доску» запишется только один. Делаем мы это потому что, ваш аргумент/контраргумент уже может быть заранее озвучен одним из участников. Тогда в зачет пойдет другой аргумент из вашего списка.  Участник из общей игровой площадки, выдвинувший контраргумент, может сам выбрать, к какой команде он присоединится.

У вас есть 30 секунд. После этого этапа мы с вами подведем итоги пробной дискуссии.

(Ведущий запускает таймер, выслушивает все аргументы и контраргументы участников и вносит их на «доску», совместно с участниками подсчитывают баллы и выявляют победителя. Объясняет правила выявления победителей.)

Итак, побеждает команда, набравшая больше всех баллов, если разница будет одинаковое количество баллов у нескольких команд, тогда побеждает команда с наибольшим количеством аргументов.

Таким образом, мы обсудили пробный дискуссионный вопрос и готовы приступить к основной дискуссии. Если у вас остались вопросы, спрашивайте сейчас.

В игре существует еще одно правило, называется «произвол Ведущего». В случае спорных ситуаций всегда решение принимает Ведущий.   

  1. Основной этап игры (15-25 минут)

(Игровое время на обсуждение одного вопроса может длиться 15-25 минут (может быть изменено по усмотрению Ведущего). В зависимости от имеющегося времени на проведение мероприятия и темпа игры за 45 минут можно успеть отыграть 1-2 вопроса, за 90 минут 2-4 вопроса.)

Пора начинать игру! Не забываем, что наше главное правило – внимательно слушать участников и запрещается критиковать друг друга, переходить на личности, перебивать.

Примерные вопросы для дискуссии

  1. Как стоит поступить с деньгами, если вы выиграли в лотерею большую сумму денег?
  2. Каким видом спорта стоит заниматься в нашей стране?
  3. Какой еще иностранный язык, кроме английского, нужно изучать в школе?
  4. Куда стоит пойти работать после окончания школы, университета?

(Общее время на проведение основного этапа игры – 25 минут, ведущий должен предупредить об этом участников и регулировать игровые действия участников. На обсуждение одного вопроса должно быть отведено 12-13 минут.  

Структура обсуждения вопроса остается той же, что и у дискуссионного вопроса. Ведущий должен внимательно следить за временем обсуждения каждого вопроса, а также за дисциплиной в аудитории.)

  1. Рефлексия (10 минут)

(После окончания игры рекомендуется провести с участниками рефлексию в формате беседы.)  

На этом основная часть нашей игры подошла к концу, давайте обсудим итоги нашей сегодняшней деятельности. Что было самым сложным для вас сегодня.

(Учащиеся приводят свои ответы.)

(Можно также задать участникам следующие вопросы)

  1. Что было самым интересным в дискуссии? Что было понятно, а что – нет?
  2. Как победить в этой игре?
  3. Какие тезисы и аргументы показались вам самыми весомыми? Какой вывод из дискуссии вы можете сделать?
  4. Как применить полученные знания в жизни?

Сегодня мы с вами научились формировать и формулировать свое мнение по вопросам, которые, так или иначе, окружают нас. Нужно понимать, что недостаточно только сформулировать мнение по какому-либо вопросу, важно так же уметь доказывать свою точку зрения.

Данное умение может пригодиться, как в простых ситуациях, когда продавцы пытаются продать  товары, которые вам не нужны, или предлагают более дорогой продукт, чем тот, что вы хотели приобрести, так и в сложных ситуациях, например, связанных с общением с представителями банков. Важно донести свою точку зрения, что вам нужно и для чего. Также это умение важно и при заключении различных финансовых договоров. К примеру, при оформлении вклада, необходимо дать точную информацию о том, зачем вам это нужно и какие условия вам важны и почему. Умение формулировать свои мысли четко и ясно, а также отстаивать свою точку зрения – это одно из составляющих финансовой грамотности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискуссионный клуб в школе.

Одна из современных педагогических технологий -проведение дискуссий. О создании дискусионного клуба, первых шагах этот материал.Сценарий одного из заседаний клуба....

Создание дискуссионного клуба "альянс" на базе МКОУ СОШ №2 с УИОП пгт. Восточный

Для чего нужен дискуссионный клуб?  Во-первых, клуб создаётся для того, чтобы люди могли свободно общаться на равных. Ведь некоторые индивиды ущемляют других людей при разговоре, не дают полность...

Программа дискуссионного клуба "СКРИЖАЛИ"

Дискуссия - одна из интерактивных форм деятельности учителя и обучающихся в школе. В то же время дискуссию можно рассматривать как основное ядро в формировании духовно-нравственной личности. Дис...

Сценарий заседания дискуссионного клуба «А что могу сделать я?».

Цель мероприятия : воспитание позитивного отношения к миру; формирование гражданской позиции; диалоговой культуры....

Внеклассное воспитательное мероприятие в форме дискуссионного клуба "Моя малая родина" совместно с учащимися младших и старших классов

Классный час в форме заседания дискуссионного клуба по теме "Моя малая родина" с разновозрастными учащимися (4 и 11 классы) с целями 1.     Создание условий для обмена и передачи...

Сценарий заседания дискуссионного клуба"Чёрное и белое" по теме "Болен ли Русский язык"

Мероприятие завершало неделю русского языка в школе. В дискуссии принимали участие команда детей и команда родителей....

Сценарий мероприятия «Дискуссионные качели» «Будем в армии служить»

Цели:воспитание чувства гражданского долга и ответственности, понимания патриотизма как любви к Родине;формирование убеждённости в необходимости защиты Отечества.Задачи:помочь учащимся осознать чувств...