Приемы современного обучения
учебно-методическое пособие

Приемы современного обучения и управления необходимы для построения современного урока,методических семинаров, педагогических советов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_sovremennogo_obucheniya.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №6

Приемы современного обучения и управления

Составитель:

Корзан Е.С.

        

Урай, 2018

Аннотация

          В пособии представлены эффективные приемы обучения и управления группой (классом, коллективом). Данное пособие может быть использовано при проведении уроков, мастер-классов, педагогических советов и семинаров, родительских собраний.

        Фасилитация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности  групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.

        Использование  данного метода способствует тому, чтобы люди обменивались идеями, мнениями, критически анализировали стоящие перед ними задачи и определяли пути их реализации.

Структура управляемой встречи

         Цели        

Открытие                                    Решения         План        Закрытие

                               Проблемы

Задачи

Результат

Как сделать людей активными?

Открытие

Атмосфера встречи рабочая, позитивная. Участники связали свои цели с целями встречи.

Как собрать/подать информацию?

Как обработать информацию?

Цели

Ситуация ясна всем. Собрана обратная связь.

Как выбрать/найти главные вопросы?

Проблемы

Понятны вопросы, на которые необходимо искать решения.

Как найти нужные и работающие идеи и решения?

Решения

Есть понятный всем список решений и идеи по ключевым вопросам.

Как зафиксировать результат?

План

Решения зафиксированы и согласованы.

Как подвести итоги?

Как закончить встречу позитивно?

Закрытие

Итоги подведены. Участники понимают, что делать раньше.

Методика «Smart»

Цель должна быть:

1) Измерима

2) Достижима

3) Реалистична

4) Поддается планированию

Прием «MeWeUs»

Me – каждый участник записывает свои идеи (вопросы, мысли) на заданный фасилитатором (или учителем) вопрос

We – в тройках каждый из группы делится  своими идеями, узнает их ответы. Группа резюмирует главное из всех ответов.

Us – члены группы представляют свои идеи (ответы) другой части аудитории.

Прием «3 комментария»

        1. Сформулируйте вопрос по цели встречи, н-р: «Что будет для Вас хорошим результатом встречи?», «Какой вопрос в образовании для Вас наиболее актуальный?» и т.д.

        2. Участники в парах/группах обмениваются по данному вопросу.

        3. Ведущий берет три комментария по заданному вопросу.

Прием «4 Q»

1. Факты/информация

Какие основные факты вы услышали в презентации?

Что важного вы услышали в презентации?

2. Чувства

Какие чувства вы испытываете, выслушав презентацию?

Ваша первая реакция?

3. Значение/смысл

Как это влияет на вас и вашу работу/ваши задачи?

4. Действия

Что вы будете делать? Как будете это использовать? Какие вопросы у вас возникли?

Прием «4 вопроса»

Методика:

До презентации

  • Запишите вопросы на флип-чарт
  • Скажите, что они для каждого

Во время презентации

  • Вопросы остаются на виду

После презентации

  • Дайте ответить на вопрос каждому (можно индивидуально в письменном виде)
  • Дайте обсудить ответы каждого в малых группах
  • Дайте группам зафиксировать и представить результат
  • Соберите все вопросы
  • Распределите вопросы по «Трем корзинам»
  • Ответьте на вопросы.

Прием «3 корзины»

Методика: после презентации (доклада) участники фиксируют вопросы к спикеру

«Блиц»

«Здесь и сейчас»

«Там и тогда»

вопросы, на которые может ответить только спикер

«горячие» вопросы, которым нужно искать решение, соединяя мнение спикера и участников)

вопросы, которые выходят за рамки темы обсуждении

Прием «Обогащение понятия»

Предлагается понятие (Н-р: что такое современный урок?), каждый из участников группы самостоятельно дает определение данному понятию, далее участники группы обмениваются формулировками друг с другом, тем самым, дополняя (обогащая) свое понятие. Затем формулировки зачитываются.

Технология «ОРИП» (метод сфокусированной беседы)

О – объективные (сбор фактов, информация, данные. Пять комментариев)

Р – рефлексивные (Что испытали? Три комментария)

И – инпретативный (Значимость, полезность, последствия)

П – практический (н-р: конструкт урока, технологии, системное применение)

Прием «Три смелых шага»

Кто? (Члены рабочей группы)

Что? (Создание рабочей группы по изучаемому критерию)

Когда? (Организация работы в коллективе. Сроки)

Приемы ассоциации

Прием «Мосты»

        На стенах развешаны мосты. Вам нужно выбрать мост и провести ассоциацию с вопросом. Н-р: «Что, по вашему мнению, значит современный урок».

        Найдите себе пару, и поделитесь, друг с другом своим мнением, после чего обсудите в группе ответы с коллегами. И подготовить краткую презентацию от группы.

Прием ассоциации

        На листе формата А4 написать в центре листа слово «УРОК», далее разделить лист линиями на четыре части, в одном квадрате (окошке) нарисовать любой предмет (одушевленный или неодушевленный), который вы ассоциируете с уроком.

        После чего вы в своей группе передаете лист по кругу, и каждый участник изображает в оставшемся окошечке свой рисунок. К вам должен вернуться ваш листок, заполненный вместе с другими участниками группы. Далее вы в группе делитесь информацией. После чего представитель от группы выступает и объясняет, как он связывает урок с эти рисунком.

         Три комментария из зала.

Смысловые стратегии работы с текстом

Прием «ЗХУ»

"Таблица-ЗХУ"

«З» знаем

«Х» хочу

«У» узнали

         В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме (результат    обсуждения в паре).

         В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные идеи и вопросы.

         В колонку «Узнали» перечитывая тексты, пытаются найти ответы на поставленные вопросы (один текст заранее распечатан в нужном количестве экземпляров).

Прием «Инсерт » (чтение с пометами)

   

         По ходу чтения читатель делает на полях пометы. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V – знакомая информация

+  - новая информация

-    - я думал (думала) иначе

?  - это меня заинтересовало, удивило

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

        «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа;

        «Толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа.

         Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

Прием «Дерево вопросов»

Крона – Что? Где? Когда?

Ствол – Почему? Как? Не могли бы вы?

Корни – как текст соотнести с жизнью? С текущими событиями? Что автор пытался показать нам?

Прием «Глоссарий»

        Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Необходимо читать информационный текст (название). Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.

        Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.

Прием «Кольца Венна»

Прием «Кластер»

         Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

         Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем материал по категориям. Правила очень простые. В центре записываем слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаем в определенном порядке, т.е. гроздями.

Прием «ИДЕАЛ»

          «Идеальный» метод решения проблем. Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации.

             С учетом возрастных особенностей детей, изучающих данную стратегию, это может быть переведено так:

Интересно, в чем проблема?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!

Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как это осуществить на практике?

        Ниже представлено описание этой стратегии.

Интересно, в чем проблема?

        Вначале нужно сформулировать проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я». Необходимо избегать пространных, общих слов. Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными. Теперь из них нужно выбрать наиболее точный вариант.

          Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

          После того как сформулирована проблема, в течение 10 минут (может быть и другое количество времени), необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные.

        Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?

        В составленном списке способов решения проблемы нужно отметить «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три? Четыре? По ходу дела можно их уточнять, но ни в коем случае не критиковать! Для критики время еще не пришло! Если удачных вариантов нет, сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу над пунктом «Д». Если по поводу какого-то варианта имеются, то обозначаем его как «+ –».

        А теперь сделаем выбор!

           Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.

Любопытно, как это осуществить на практике?

           Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность».

            Этот метод учителя используют при работе с текстами, содержащими определенную проблему. Работа с использованием стратегии «ИДЕАЛ» может занимать больше времени, чем один урок, к ней можно возвращаться в течение изучения темы (листы с промежуточными результатами могут достаточно долго находиться на стенах класса). Также этот метод используется и во внеклассной работе: при совместном решении каких-либо повседневных учебных и внеучебных проблем.

           Благодаря ему ученики учатся лучше формулировать проблему, увереннее чувствуют себя в поиске вариантов решения жизненных трудностей, привыкают к без оценочному обсуждению различных вариантов решения.

        

Прием «Паучок»

         Этот прием связан с введением на уроке нового термина, понятия. Учитель, используя некоторые представления учащихся о предмете разговора, предлагает ученикам попробовать самим дать определение нового понятия. Все варианты выписываются учителем на доске. Каждый из вариантов — это своеобразные «лапки» вокруг «тела»- понятия, о котором идет речь. Затем учитель подводит итоги. Указывает на те существенные признаки, которые учащиеся включили в свои варианты определения, а какие еще необходимо добавить.

        В ходе изучения материала учитель подводит учеников к новому понятию, термину. Но оно ново лишь в контексте предметного содержания, а ученики уже имеют о нём кое – какие разрозненные знания. Учитель предлагает вокруг ключевого слова прописать в назывном порядке личностное представление о нём.             Появляется «паучок» имеющегося знания. По ходу рассказа учителя, работы с учебником, обсуждения дети расширяют, совершенствуют, корректируют свои знания. Здесь важно зрительно, объёмно показать увеличение информации. «Паучок» дополняется новыми знаниями, утверждениями, одновременно исправляются ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методы и приемы современного урока в коррекционной школе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в рамках освоения ФГОС.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития об...

Методические приемы современного урока

Вопрос чему учить и как учить – вечный. Наверное, однозначно раз и навсегда на него ответить невозможно. Невозможно потому, что меняется время, меняется ученик и учитель, меняются ценности и при...

Современные приемы в обучении математике в школе

Некоторые современные приемы в обучении математике,применяемые учителем в школе....

Методические рекомендации «Структура (типы, этапы), методы и приемы современного урока», 2023

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30716824","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...