Выбор профессии- дело серьёзное
методическая разработка (9 класс)

Земцова Елена Анатольевна

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки, определенного уровня знаний, специальных умений и при этом служит источником дохода, т.е. это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeh_v_zhizni_otkrytoe.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 

                    Выбор профессии- дело серьёзное

Цель: формирование готовности воспитанников к профессиональному самоопределению.

Задачи:

- закреплять знания воспитанников о профессиях

- формировать социально значимые знания, умения, навыки и жизненно важные качества личности, связанные с выбором профессии.

- воспитывать желание трудиться и уважительно относиться к труду человека.

- развивать коммуникативные навыки, связное высказывание

 Формы организации воспитательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Воспитанники должны знать:

Общие сведения о профессиях.

Перечень профессий, которыми они могут овладеть.

Основные требования предполагаемой профессии.

Воспитанники должны уметь:

Выбирать предполагаемою специальность в соответствие с индивидуальными возможностями.

                                                  I. Организационный момент:

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит,

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

       Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.… Здравствуйте!!!

                                                   II. Вступление

Добрый день, уважаемые девятиклассники! Вот и подошли к концу наши занятия по профориентации, в течение которых мы с вами постарались узнать себя, определить особенности вашего развития, способностей, склонностей, интересов.

9 класс-это ответственная пора в жизни каждого из вас. Самоопределение в жизни – это очень ответственный выбор, который может существенно повлиять на дальнейший успешный жизненный путь.
Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях нашей области, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.
В вашем возрасте это сделать нелегко. Выбор профессии – это один из самых важных шагов, который делает каждый молодой человек. От того, каким он будет – это первый шаг – зависит многое.

                                                      III. Основная часть
На доске: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы» А.П.Чехов .
-Как вы понимаете это высказывание? (Ответы уч-ся)
Существует множество  разнообразных профессий и специальностей. 
-Ребята, что же такое, по вашему мнению, профессия? (Ответы уч-ся)
Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки, определенного уровня знаний, специальных умений и при этом служит источником дохода, т.е. это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.
Какие профессии вы знаете? ВРАЧ, УЧИТЕЛЬНИЦА, ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА, ШОФЁР, ПОВАР, ПРОДАВЕЦ, СТРОИТЕЛЬ, ПАРИКМАХЕР, ПОЖАРНЫЙ,ФУТБОЛИСТ, ШАХТЁР, ХУДОЖНИК, САДОВНИК, ПЕВЕЦ, СЛЕСАРЬ, КОСМОНАВТ, КЛОУН, ДВОРНИКи т. д.
- Людям каких профессий необходимо трудиться?
(Трудиться надо всем.)
-Как правильно выбрать профессию?
Ваша задача на этапе выбора заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
1.Интересна и привлекательна для Вас;
2.Соответствует вашим способностям;
3.Пользуется спросом на рынке труда.
Что влияет на выбор места работы? (высокий заработок, любовь к профессии, престижность и отсутствие выбора).
- Каким рабочим специальностям обучают в нашей школе?(Швея, сапожник, плотник, слесарь)
-Какой специальностью вы овладели на уроках производительного труда?
- Нравятся ли вам эта специальность, или вы хотите получить другие профессии по окончании школы?
-Кто из вас определился с выбором?
- Какие вы знаете профессии, не требующие высокой квалификации, где вы могли бы работать без профессиональной подготовки?
(Няня в детском садике, в школе, дворники, санитарки, на благоустройстве города- озеленители).

Чтобы сориентироваться в мире профессий, я предлагаю Вам классификацию по предмету труда, т.е. по тому, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности. А предметом труда могут быть: другие люди, техника, информация, природа, художественные произведения.
Поэтому можно выделить пять типов профессий:
1. «Человек – человек» .Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
2. «Человек – техника». Предметом труда в этой профессии является использование технических устройств. Это могут быть летчики, водители, механики, слесари и т.д.
3. «Человек – знаковая система». Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: цифры, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. (Это бухгалтеры, программисты, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.).
4. «Человек – природа». Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой. Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.
5. «Человек – художественный образ» (писатель, поэт, архитектор, дизайнер, артист, композитор)
При решении проблемы «Кем быть?» рекомендуется пользоваться следующими правилами:
Правило первое: Познай и изучи себя.
- здоровье;
- интересы и склонности;
- способности, знания и умения.
Правило второе:
Узнай все о профессии:
- предмет, цель и условия труда;
- пути получения профессии;
- медицинские противопоказания;
- требования профессии к личности (профессионально важные качества);
- актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.
                                               Работа в группах

Упражнение «Знаток профессий».

Сейчас нам нужно выбрать «знатока профессии». По кругу каждый называет одну профессию, но делает это быстро, не задумываясь, в течение 3 секунд. Если участник не укладывается вовремя, то он выбывает из круга. И так, пока не останется 1 победитель.

Упражнение «Изобрази профессию»

Каждому участнику предлагается пакет, в котором  написана какая-то профессия.  Задача участника – изобразить невербально ту  профессию, которая ему достанется. Он выходит в круг и показывает её мимикой, жестами, положением тела. Задача остальных участников – узнать и назвать профессию.

Профессии на карточках:

адвокат,военный,программист,официант,переводчик,политик,журналист,диджей,телеведущий,библиотекарь,пожарный,модель,штукатур-маляр.

Упражнение «Самая - самая…»

Сейчас я буду зачитывать некоторые необычные характеристики профессий. Вы должны назвать те профессии, которые соответствуют данной характеристике.

Самая денежная профессия

Самая сладкая профессия

Самая зеленая

Самая ароматная

Самая кислая

Самая холодная

Самая слезливая

Самая опасная

Самая скрипучая

Самая молчаливая

Самая смешная

Самая мокрая и т.д.

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);

Самая денежная (банкир, модель,….);

Самая волосатая (парикмахер, ….);

Самая смешная (клоун, пародист, юморист);

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод…);

Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель…);

Самая серьезная (сапер, хирург, психолог…).

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Упражнение «Профессия на букву…»

Сейчас вам будет предложена буква. Ваша задача  - назвать те профессии, которые начинаются на эту букву, т.е. показать, насколько хорошо вы знаете мир профессий.

Участники делятся на группы по 3-4 человека, каждой группе дается буква (В, Г, Д, П, К, Б ), время – 5 минут.

В- водитель, врач, воспитатель, вязальщица, военный, визажист, ведущий, вокалист, вакуумщик, водопроводчик, ветеринар.

Г- газосварщик, геолог, горничная, грузчик, гид, гримёр.

Д- дирижёр, детектив, депутат, дизайнер, дворник, диджей, дипломат, директор, диспетчер, дояр.

П- повар, пожарный, полицейский, прокурор, плотник, продавец, почтальон, пилот, писатель, поэт, пастух, программист, печник, пекарь, портной, пограничник.

К- контролёр, крановщик, кочегар, космонавт, каменщик, кондитер, кондуктор, кровельщик.

Б- бетонщик, бухгалтер, библиотекарь, бармен, бортпроводник

                                                   Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие. Мы с вами вспомнили множество профессий, попытались посмотреть на них изнутри, проанализировать качества, необходимые для овладения профессией, посмотрели их характеристики. Я прошу вас высказать свое мнение относительно этого занятия: что вам понравилось, что не понравилось, какие упражнения заставили вас задуматься о выбранной профессии, что было самым трудным.

По кругу и по очереди каждый участник высказывает свое мнение.

                                               IV. Заключительная часть.

Закончить наше занятие , мне хотелось бы притчей:
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”
И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: “ А что ты делал целый день?”
А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”
Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!
Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее удовольствие. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья». Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Успеха в жизни вам.

Используемая литература:

  1. Думанская С. Н. Классные часы.-Х.: Изд. группа «Основа», 2008
  2. Аблогина С,Л. Кем мне стать?: Материал для проведения классного часа, посвящённого выбору профессии   // Читаем, Учимся, Играем. — 2007. — №11. — С.69-71.
  3. Ананьева, Т. В.   Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения старших подростков   // Методист. — 2009. — № 3. — С. 53-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор профессии - дело серьёзное"

Классный час по профессиональной подготовке для 8 класса....

Классный час в 9 классе. Тема: «Выбор профессии – дело серьёзное»

Актуализировать процесс профессионального самоопределенияучащихся; расширить знания учащихся о мире  профессионального труда, создать положительную мотивацию  выбора учебной практики, повыси...

Выбор профессии - дело серьёзное

          Все занятия в курсе «Самоопределение» в 9 классе направлены на определение психологических личностных качеств воспитанников, готовности к професси...

классный час "Выбор профессии дело серьёзное"

Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии дело серьёзное" + презентация....

Классный час: Выбор профессии - дело серьёзное

Расширить знания обучающихся о мире профессионального труда...

Классный час с презентацией по профориентации на тему: "Выбор профессии - дело серьёзное".

Материал для классных руководителей старших классов специальных (коррекционных ) школ 8 вида....

Выбор профессии-дело серьёзное

Деловая игра.Цель: Ознакомить  обучающихся    с миром  профессий, оказать помощь в правильном выборе....